Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе
статья (2 класс) на тему
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Бернард Шоу
Деятельность - активный взгляд на окружающую действительность, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности
. Педагогическое управление в процессе учебного взаимодействия и межличностных отношений стимулирует выход личности на качественно новый уровень самоорганизации. Развитие возможно не только за счет социальных компонентов: взаимопонимания, ценностно-ориентационного единства, мотивационно-ценностного отношения, личностного смысла деятельности. Сочетание интеллектуального и социального при целенаправленном педагогическом влиянии составляет процесс развития личности ученика. Использование различных педагогических технологий в процессе управления определяет степень упорядоченности проектной деятельности, ее содержательный вектор.
Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_n._kl.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья.
Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе
Учитель начальных классов : Щелокова Галина Ивановна
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Бернард Шоу
Деятельность - активный взгляд на окружающую действительность, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности
. Педагогическое управление в процессе учебного взаимодействия и межличностных отношений стимулирует выход личности на качественно новый уровень самоорганизации. Развитие возможно не только за счет социальных компонентов: взаимопонимания, ценностно-ориентационного единства, мотивационно-ценностного отношения, личностного смысла деятельности. Сочетание интеллектуального и социального при целенаправленном педагогическом влиянии составляет процесс развития личности ученика. Использование различных педагогических технологий в процессе управления определяет степень упорядоченности проектной деятельности, ее содержательный вектор.
Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.
Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Если же говорить о работе над проектом, как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.
В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению. Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа. «Накопители знаний» больше склонны к запоминанию фактического материала, нередко обнаруживают последовательность и систему в его хранении. Эти показатели должен использовать учитель, координируя групповую проектную деятельность.
Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Чтобы управлять такой работой, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы.
Умение управлять проектной работой – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к инновационным технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Для организации самостоятельного добывания школьниками знаний с целью более эффективного их усвоения применяют учебные проекты. Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. В учебном проекте ученики работают самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы
учитель УЧЕНИК
Последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. стать “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Как метод обучения учебный проект эффективен, так как он ориентирован на достижение целей самих учащихся, дает ученикам опыт деятельности, формирует невероятно большое количество умений и навыков. Процесс работы над учебным проектом направлен на достижение намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта), что позволяет научить школьников проектированию, которое помогает решать различные проблемы. Сегодня, ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования, становится популярной формой организации творческой активности учащихся. Поэтому целью моей работы является формирование у младших школьников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения – «научить учиться».
Целью проектной деятельности является:
- создание технологии устойчивого развития качества образования,
- разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству знаний.
Проектная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников и дает возможность младшим школьникам попробовать свои силы и возможности, приложить свои знания, и показать достигнутый результат.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно.
Не всегда в процессе обучения у каждого из учеников есть возможность проявить себя. Метод учебных проектов является тем механизмом, который позволяет создать в классе индивидуальную среду ребенка (среду деятельности, круг общения). Проектная работа дает возможности для самореализации и самопрезентации себя перед одноклассниками и взрослыми. В работе над проектом востребованными оказываются различные способности и личностные качества ребенка. Если же проект носит индивидуальный характер, то это возможность для каждого ребенка работать в собственном режиме, благоприятном для него темпе. В групповой проектной работе дети берут на себя определенные роли: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик.
Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач. Для успешной работы над проектом ученик должен владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы.
Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
1)Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, и самими учениками.
5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.
Проектная деятельность обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:
∙ самостоятельно конструировать свои знания;
∙ самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
∙ самостоятельно планировать свою деятельность;
∙ самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;
∙ способствует практической реализации деятельности ребёнка;
∙ развивает его индивидуальные интересы.
Проектную деятельность можно организовать в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка.
Памятка начинающему исследователю
∙ Выбери тему исследования
∙ Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
∙ Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
∙ Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
∙ Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
∙ Сделай выводы.
∙ Оформи результаты своей работы.
∙ Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей. Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично свой результат.
В 1 классе я учила выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально.
На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Моя первая книга». При изучении темы «Алфавит» ребятам предлагала несложные, но очень интересные творческие задания:
• Сделай буквы из различных материалов.
• Напиши любой букве рисуночное письмо.
По окружающему миру по теме «Домашние любимцы и комнатные растения» ребята рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя фотографии из личного альбома, а так же оформили выставку рисунков и аппликаций.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
На этапе формирования проектов самое активное участие приняли родители первоклассников. В виде защиты два наиболее интересных и содержательных проекта, выполненные совместно с родителями, были отправлены на Всероссийский конкурс «С днём именин, Дед Мороз!». Ребята получили дипломы 1 и 2 степени.
Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Один из проектов во втором классе, который предполагает исследовательскую работу по теме «Растения». В домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц. По технологии ребята так же выполняли учебные проекты: «Сказка из пластилина», «Путешествие колобка», "В мире животных».
От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становиться все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами.
Теперь я постепенно учу детей работать группами. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.
Презентация результатов работы над проектом в начальной школе может проходить в разных формах. В своей работе применяю такую форму презентации работы, как Ярмарка. Отличие этой формы заключается в расширении средств презентации за счет оформления стенда каждой группой, а также запланированной возможностью диалога между гостями Ярмарки и авторами проекта. Стенд – это витрина проекта, где можно творчески представить не только результат, но процесс работы над ним. Стенд может быть произвольной формы. Обязательными элементами оформления являются: название проекта, сам продукт, проблема и цель проекта, этапы работы, использованные источники. Также на стенде могут быть представлены творческие работы, созданные детьми в процессе работы над проектом (рисунки, модели, доклады). Авторы проектов находятся у своих стендов. Зрители и жюри знакомятся с содержанием стендов, задают вопросы авторам. Так же оформленные результаты можно представить в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, на научной конференции.
На районном конкурсе проектов ученики моего класса представляли работы: «Мой пушистый друг», «Польза и вред газированных напитков», на всероссийской конференции исследовательских и проектных работ была представлена работа «Энергия танца».
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Список литературы
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.
8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 2008
10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
0 Голосов: 0 16225 просмотров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе" из опыта работы
Благодаря использованию метода проектов в начальной школе повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает тео...
Статья на тему: Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе
Технология проектной деятельности и разработка проекта по литературному чтению "Былина как литературный жанр" для 4 класса...
Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе
В статье описаны приёмы и методы работы над проектом на уроках в начальной школе. проектно - исследовательская деятельность позволяет достичь максимального эффекта: повышается вероятность творче...
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках в начальной школе
Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализо...
«Проектно-исследовательскаядеятельностьна урокахв начальной школе»
Метод проектов. Проектно-исследовательская деятельность. Это важная составляющая образовательного процесса. В начальной школе моими целями являются формирование базовых умений и навыков, развитие анал...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе
Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школеОрганизация проектно-исследовательской деятельности на уроках является очень важным в современном образовании. Учебные проекты ...