Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как основа образовательного стандарта начального обучения.
статья (3 класс) на тему

Валентина Никитовна Деревянченко

Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как основа образовательного стандарта начального обучения.

( из опыта работы)


    Сегодня система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей республике социально-экономическими изменениями, которые, в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики. 
    Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в Государственном стандарте нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования. 
    Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.     

Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках - праздниках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. Но положительный результат достигается только в том случае, если есть система в работе учителя, если побуждать ребят готовиться к этим урокам так, чтобы в финале они превзошли учителя. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается либо обобщается на уроках нестандартных. Кроме того, последние уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживание за товарища, ответственность, стремление не подвести, не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой, развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными предметами и т.п.

Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы.
Работая, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность,
  • создание положительных эмоциональных ситуаций,
  • работа в парах,
  • проблемное обучение.

Игра для младших школьников – это частица их жизни. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряжённый, серьёзный труд занимательным и интересным для учащихся.

На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок.

Я на уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-исследование. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал?

На помощь пришёл компьютер и Интернет.

Power Point предоставляет широкие возможности для интеграции информации представленной в любом виде: текст, видеофрагменты, анимация. Всё это помогает привлечь внимание и вызвать интерес ученика на уроке, а это очень важно в  начальной школе. Важно сохранить желание, с которым дети идут в школу на все годы обучения.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Использование ИКТ на уроке позволили мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • принцип равенства позиций,
  • принцип доверительности,
  • принцип обратной связи,
  • принцип занятия исследовательской позиции.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  •  привлекает большое количество дидактического материала;
  •  повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).  
  •  расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
  • сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
  • ученики учатся навыкам контроля и самоконтроля.
  •  использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

А в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют: сделать обучение интересным и разнообразным по форме; показать в динамике сложные для понимания процессы; вступить в диалог с компьютерной программой; легко пользоваться справочным материалом; выполнять небольшие исследования и проекты.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя  анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст,
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки, - что может быть лучше этого?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках ...

Тема « Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа....

Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения

Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения...

"АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ОБУЧЕНИЯ"

В ДАННОЙ РАБОТЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕИЯ ИКТ ОБУЧЕНИЯ...

"Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-коммуникационных технологий обучения"

Презентация практических достижений профессиональной деятельности учителя начальных классов...

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

Материал подойдет для подготовки семинара, совещания как для учителей, так и для заместителя директора по УВР....

Доклад на тему: "Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения."

Активизация познавательной деятельности – важная проблема длякаждого учителя, особенно начальной школы.Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческогоподхода к делу – э...