"Истоки, причины и методы преодоления детского нечтения".
консультация по теме
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. В ней рассматриваются причины детского нечтения и методы решения этой проблемы в рамках воспитательно-образовательной работы ДОУ.
Консультация составлена по материалам публикаций зав. кафедрой эстетического развития дошкольников МГПУ З. Гриценко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Всех, говорящих о проблемах детского чтения, интересует школьник.
Но приобщение детей к художественному слову начинается задолго до школы. Свидетельство тому – богатейший детский фольклор, сопровождающий ребенка в первые годы жизни.
Психофизиологические особенности ребенка раннего дошкольного возраста не способствуют системному восприятию художественного произведения. Ребенок , за редким исключением, не способен самостоятельно приобщиться к чтению. Современные дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые. Это первая причина детского нечтения.
Во-вторых, детская литература стала в какой-то степени статьей потребления, обслуживания детства. С помощью книги дети узнают, как перейти дорогу, чем деревня отличается от города, быстрее выучивают числовой ряд и т.д. Прикладной характер текста в данном случае очевиден. Но именно такой, а не высокохудожественный текст востребован современными издателями, и именно потому, что он востребован читателями-взрослыми. Детская литература издается сегодня с ориентацией на покупателя. Интересы ребенка-дошкольника, как читателя, не принимаются во внимание.
И в детских дошкольных учреждениях буквально узаконен прикладной характер детской литературы. Нет ни одной методики, где бы не использовалась детская литература как вспомогательное средство. Такой подход свидетельствует о том, что, что взрослые видят в литературе не искусство, каким она является, а сумму методических приемов, способствующих решению отдельных задач, среди которых нет задачи воспитания читателя.
В дошкольном учреждении все чаще используются методы и приемы, превращающие занятия в шоу. Глубокое по содержанию произведение, которое может быть интересно детям само по себе, низводится до уровня легковесной забавы. Такой подход объясняется, с одной стороны, поиском новых путей приобщения к чтению, а с другой – гиперактивностью нынешних дошкольников и неумением и нежеланием сосредоточить внимание детей на том, что обыденно.
Без серьезного внимания исследователей остается процесс раннего овладения техникой чтения – процесс, зачастую продиктованный желанием взрослого, а не ребенка. Между тем зарубежные психологи пришли к выводу: дошкольники, овладевшие техникой чтения по настоянию взрослых, не наигравшиеся в дошкольном детстве, учатся хуже тех, кто пришел в школу неумеющим читать.
Существует еще одна проблема детского нечтения – это проблема готовности дошкольного учреждения, семьи к работе по приобщению детей к чтению, к развитию у них устойчивого интереса к литературе, любви к чтению. Со стороны взрослых зачастую отсутствует читательский пример в семье.
Чтобы убедить детей в пользе чтения, педагогу дошкольного учреждения нужно обладать обширными знаниями не только детской литературы, но психологии и социологии чтения, психологии ребенка; нужно понимать, что педагогические условия делают процесс приобщения детей к чтению эффективным.
Длительные наблюдения зав.кафедрой эстетического развития дошкольников МГПУ З. Гриценко показывают: воспитатели не знают современной детской литературы, слабо владеют принципами формирования круга детского чтения, не обращаются к научно – методической литературе. Таким образом, и педагогический уровень подготовки воспитателей к работе по литературе так же оставляет желать лучшего.
Нам надо давно понять, вернее возвратить то понимание, которое существовало в России примерно до 60-х годов XX века: без литературы, без чтения, как процесса обдумывания той жизни, которая отражена в произведении, невозможно развитие ни человека, ни государства.
Каковы же пути преодоления детского нечтения? Прежде всего нужно изменить отношение к книге самих взрослых. В системе взглядов человека на мир чтение должно занимать определяющую позицию. Отсутствие чтения, книги в системе ценностных координат человека – кризисное явление всей современной цивилизации.
В конвенции о правах ребенка говориться: основную ответственность за воспитание ребенка несут родители. Однако чтение, как ценностная мировоззренческая координата современного человека, должно быть рассмотрено на уровне дошкольного детства и дошкольного учреждения. Для того, чтобы изменить положение дел с детским чтением в дошкольном учреждение надо перейти от способа действия к смыслу действия. Руководство процессом должен взять на себя старший воспитатель.
В детском саду надо иметь если не хорошую детскую библиотеку то, по крайне мере хороший современный комплект книг для книжного уголка группы, подобранный не только с учетом возрастных особенностей, но и развития детской литературы, детского книгоиздания. В методическом кабинете для повседневной работы следует иметь словари и справочники по детской литературе. Словари помогут воспитателю познакомиться с биографией писателя, осознать его вклад в детскую книжность.
Так же необходимо дошкольным учреждениям иметь тесную связь с детской библиотекой. Библиотекарь – это систематически читающий специалист, поэтому он способен дать квалифицированный отзыв о книге для детей и вписать ее в круг чтения ребенка.
Следующий этап работы старшего воспитателя самый трудный. Речь идет о формировании иного мышления, иной системы взглядов на детскую литературу и детское чтение в коллективе педагогов.
Следует переориентировать устоявшиеся представления коллег. Привычка использовать детскую литературу, как служанку всех методик, должна смениться пониманием того, что детская литература прежде всего традиционный словесный вид искусства, имеющий свою тематику, задачи, функции.
Коллективу педагогов необходимо научится качественно отбирать произведения детской литературы. Самым важным критерием отбора должна стать художественность, как основное качество текста, единство содержания и его художественного исполнения.
Чтобы не ошибиться в выборе детского произведения, воспитателю нужно самому стать хорошим читателем, уметь показать детям богатство языка , заметить и открыть своим слушателям необычность авторского взгляда на мир. Очень важно дать дошкольнику насладится произведением, не мучить его пересказами, ответами на банальные вопросы.
Ребенок, растущий с книгой всегда готов что-то рассказать сверстнику и взрослому. Он способен сюжет произведения перенести в игру, продолжить его или изменить его, а все свои действия и представления выразить в слове. Следует больше читать произведений современной зарубежной литературы, особенно детям седьмого года жизни, поскольку авторы шире, смелее говорят о проблемах современной действительности. Функции художественной литературы воспитателю нужно не только знать – о них следует постоянно помнить, или требуется владеть для того, чтобы достичь желаемого результата, добиться восприятия художественного текста, которое близко к заложенному автором смыслу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников
Это научная работа.Введение...
Неуспеваемость младших школьников: ее причины и пути преодоления
В статье раскрыты причины появления неуспеваемости в школе, преодоление неуспеваемости и ее предупреждение....
Неуспеваемость младших школьников. Причины, диагностика, пути преодоления.
Неуспеваемость младших школьников. Причины, диагностика, пути преодоления....
Причины и способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников
Причины и способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников...
Научная работа на тему: "Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников".
ОГЛАВЛЕНИЕ.Введение ...
Основные причины и пути преодоления детской лжи
Чаще всего это происходит в начале третьего года жизни. Еще вчера такой открытый и непосредственный, малыш вдруг начинает хитрить, увиливать от своих обязанностей под надуманными предлогами, отр...
Детская клептомания, причины ее возникновения. Помощь в преодолении детской клептомании.
Материал предназначен для родителей. Дается определение детской клептомании, рассматриваются причины ее возникновения. Родителям даются советы, как помочь маленькому клептоману справиться с плохой при...