Инклюзивное образование - один из приоритетов государственной образовательной политики России.
презентация к уроку (3 класс) на тему

Петросян Нанета Робертовна

В  презентации  говорится о детях с ОВЗ (особые возможности здоровья), о категориях детей  с  нарушениями  в  развитии, особенно о слабослышащих детях, о методах и приёмах работы с ними. Эта проблема для меня актуальна, так как в моём  классе  учится  с первого класса девочка - инвалид  по слуху.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Слайд 3

Дети с нарушениями слуха Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею: глухие без речи – ранооглохшие глухие, сохранившие речь – позднооглохшие Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени Слабослышащие - дети, обладающих развитой речью с небольшими ее недостатками

Слайд 4

Особенности познавательной сферы детей с нарушениями слуха Особенности внимания сниженный объем меньшая устойчивость низкий темп переключения трудности в распределении Особенности памяти образная память развита лучше, чем словесная уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса Особенности мышления преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи

Слайд 5

Особенности личностной сферы детей с нарушениями слуха Особенности развития эмоциональной сферы не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления Межличностные отношения значительная роль педагога в формировании межличностных отношений завышенная самооценка возможно проявление агрессивного поведения «неагрессивная агрессивность»

Слайд 6

Особенности психического развития бедный запас сведений об окружающем замедленное формирование понятий о форме и величине предметов замедленное формирование счетных операций неспособность к пересказу прочитанного инертность психических процессов конкретно-образный тип мышления незрелость поведения

Слайд 7

Особенности развития речи слабослышащих детей недостаточное овладение звуковым составом слова ограниченность словарного запаса непонимание переносного смысла выражения

Слайд 8

Методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка Направления развития речи детей с нарушениями слуха лексическо-семантический уровень (слово) синтаксический уровень (словосочетания и предложения) уровень текста

Слайд 9

Лексическо-семантический уровень Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений) демонстрация слайдов, учебных фильмов демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

Слайд 10

Лексическо-семантический уровень Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи подбор синонимов, антонимов перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился) подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная станция) морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает)

Слайд 12

Лексическо-семантический уровень Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства это грибы, ягоды) негативные определения (беспорядок – нет порядка) тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи) опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик не удержался на ногах и упал на землю)

Слайд 13

Лексическо-семантический уровень Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием).

Слайд 14

Синтаксический уровень: употребление диалогических форм речи повторение реплик учителя или одноклассников на уроке («Повтори, что я сказала»; «Повтори, что сказала Аня») повторение того, что было сказано вчера («Что сказал папа?»; «Что ответила мама»?; «О чем говорила Аня»?) запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо («Запомни, о чем будет завтра говорить брат»; «Запомни, о чем утром будет спрашивать отец»; «Запомни свой ответ») создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы учащихся к тем или иным высказываниям: Где мел? Где губка? и т.п. Вопросы учащихся обязательно должны быть мотивированы необходимостью выполнить это или иное задание придумывание реплики к заданной ситуации, например: «К тебе во дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы. Как ты ему ответишь?»; «Ты приехал в незнакомый город на автобусе. Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?»

Слайд 15

Синтаксический уровень: описательно-повествовательная речь подбор картинок, иллюстраций к предложению подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны) самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам составление рассказов по серии картинок составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки

Слайд 16

Уровень текста вступительная беседа с предъявлением наглядного материала самостоятельное чтение текста проверка усвоения содержания прочитанного в целом подробный анализ текста всего рассказа устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного

Слайд 18

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Каждый человек способен чувствовать и думать Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным Все люди нуждаются друг в друге Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Слайд 19

Список литературы: 1.[ Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 1 (янв.) 2014-10-20 14] 2. [ На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей, Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», 21.11.2005 ] 3. [Статья «Дорогу осилит идущий», Исакова М. Журнал «Наша жизнь», №10, 2005] 4. [Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы», Драпак В.В.] 5. [«Уроки доброты», Юлия Симонова, Павел Обиух, 2009] 6. [ http://www.inclusiveschools.org ] 7 . [ www.nvspb.ru ] 8. [www.menobr.ru] 9. [www.bibliomir83] 10. [www.otoskop.ru]

Слайд 20

Спасибо за внимание!