Системно-деятельностный подход в начальной школе.
статья (1 класс) на тему
В этой статье вы можете ознакомиться с новыми подходами в работе учителя начальных классов с соответствиями с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod._1.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в начальной школе.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»
Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
В настоящее время любому учителю, работающему в школе, необходимо пересмотреть свой подход к планированию своей деятельности в соответствии с целями, заданными ФГОС, где методологической основой является системно-деятельностный подход. Основной результат этого подхода – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
Мы должны понимать, что сейчас другое время и другие, дети что школа , в целом, должна меняться, шагать в ногу со временем. что обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии прежде всего через содержание. Наверняка, у меня тоже возникнут трудности в осознании происходящего, несмотря на то, что я работаю в школе уже не первый год.
В соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, я могу организовывать и направлять деятельность обучающихся, давая им возможность работать с разнообразной информацией и вырабатывать разнообразные межпредметные умения; создавать мотивацию для изучения предмета; способствовать реализации интересов и развитию творческого потенциала, а в конечном итоге формированию глубокой разносторонней личности обучающихся. Я считаю, что включить ребёнка в образовательный процесс можно только с помощью действий.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Необходимо рассмотреть, что представляет собой система? Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы. Что значит «деятельность»? Деятельность - это система, нацеленная на результат.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Для этого существуют основные принципы достижения цели:
- принцип управления развитием: организуя обучение детей особым образом, можно закономерно управлять темпами и содержанием развития;
- принцип исследования и поиска – знания не даются в готовом виде, они «добываются» в процессе решения учебных задач;
- принцип моделирования – общий способ действия ученики ищут в предметно-практической деятельности.
Я считаю, что в рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Необходимо развивать у детей такие стороны как: рефлексия, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.
Мне кажется, что задача современной системы образования состоит ни в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребенка учиться. Этому способствует система универсальных учебных действий. Изучая тему «Площадь прямоугольника», я всегда начинаю с того, что практически у каждого ребёнка есть дачный участок и неплохо бы знать его размер. Далее мы рассматриваем различные версии, предложенные детьми, по определению территории участка и переходим к теме урока, которую они сами формулируют.
Я считаю, что вовлекая ребёнка в учебный процесс с помощью различных действий, побуждающих его думать и проявлять инициативу, учитель учит ребёнка получать знания, которые будут ему необходимы для его развития, как ученика и как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат "Реализация системно- деятельностного подхода в начальной школе."
Накопление педагогического опыта в рамках нового стандарта образования...
Системно - деятельностный подход в начальной школе
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания учащихся при реализации Стандартов нового поколения. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность ...
«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.
Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...