Научно-практическая работа "Юрты"
проект на тему
У каждого человека есть Родина, и каждый любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля и леса. Я люблю свой родной край. Чем лучше человек знает свой край, тем больше его любит. Я родился и живу в селе Амитхаша, Агинского района. Это край лесов чистых речек. Мой отец Кыпчаков Арам, родился и вырос в Республике Алтай.
Однажды, когда я был маленький, папины братья, мои дяди, построили у нас в ограде строение необычной формы, непохожее на наш дом. Шесть стен, в центре четыре столба, без окон, крыша с отверстием по середине , низкая дверь…
Бабушка мне рассказала что это строение называется юрта, по алтайски это называется аил. В детстве она жила точно в таком же аиле, и мой папа вырос в таком же. А мама рассказала мне, что не только алтайцы жилив юрте, но и другие народности. Например, буряты. Что в Агинском краеведческом музее стоит юрта.
Рассказ бабушки и мамы меня очень заинтересовали, и я решил узнать все о юртах, выявить, чем же различаются алтайская юрта от бурятской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yurta_altayskaya_i_buryatskaya.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Юрта алтайская и бурятская»
Актуальность.
У каждого человека есть Родина, и каждый любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля и леса. Я люблю свой родной край. Чем лучше человек знает свой край, тем больше его любит. Я родился и живу в селе Амитхаша, Агинского района. Это край лесов чистых речек. Мой отец Кыпчаков Арам, родился и вырос в Республике Алтай.
Однажды, когда я был маленький, папины братья, мои дяди, построили у нас в ограде строение необычной формы, непохожее на наш дом. Шесть стен, в центре четыре столба, без окон, крыша с отверстием по середине , низкая дверь…
Бабушка мне рассказала что это строение называется юрта, по алтайски это называется аил. В детстве она жила точно в таком же аиле, и мой папа вырос в таком же. А мама рассказала мне, что не только алтайцы жилив юрте, но и другие народности. Например, буряты. Что в Агинском краеведческом музее стоит юрта.
Рассказ бабушки и мамы меня очень заинтересовали, и я решил узнать все о юртах, выявить, чем же различаются алтайская юрта от бурятской.
Тема нашего исследования: « Юрта алтайская и бурятская»
Цель: изучить особенности юрты и выявить чем же различаются алтайская юрта от бурятской.
Для этого мы должны решить такие задачи:
- Изучиьт литературу по этому вопросу;
- Посетить Агинский краеведчесий музей;
- Проанализировать и сравнить алтайскую и бурятскую юрты.
При решении этих задач мы изучали литературу по теме нашего исследования,наблюдали, вели опрос, анализировали и сравнивали.
Предполагаемый результат: изучение этой темы призвано расширить мой ругозор, дать представление об уникальности юрты, позволит выявить есть ли разница между алтайской и бурятской юртами.
Практическая значимость: Мы считаем, что эта информация будет полезна для других. В наше время не многиемои сверстники знают, как жили наши предки, в каких домах.
Краткая аннотация.
У каждого человека есть своя Родина, и каждый любит то место, где он родился и живет. Любит родные просторы, поля и леса. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит.
Семья автора Кыпчакова Амыр-Санаа живут в селе Амитхаша, Агинского района забайкальского края. В ограде стоит алтайская юрта.
Исследователь изучил особенности аила и бурятской юрты, узнал о традициях быта в аиле и юрте.
В целях выявления того, чем алтайская юрта от бурятской, изучена литература об этих юртах, проведены экскурсии в Агинский краеведческий музей.
Автор исследования путем наблюдения, анализа данных пришел к выводу о том, что юрты использовались у многих народов Азии и Сибири. Много одинакового в юртах бурятского и алтайского народов. Одинаковы материал, из которого изготовлены юрты, форма, внутреннее убранство. Юрты различаются только крышей. У алтайской юрты конусообразная, усеченая, у бурятской – полукруглая, сферическая. И входом в юрты. У алтайцев дверь находится на востоке, а бурятской – на юге. Также остались, которые автор планирует изучть в своих следующих иследованиях.
Содержание.
- Введение.
- Обзор литературы.
- Изучение теоретической литературы.
- Сравнительный анализ алтайской и бурятской юрт.
- Заключение.
- Литература.
- Введение.
У каждого человека есть Родина, и каждый любит место, где он родился и живет. Любит родные просторы, поля и леса. Я люблю свой родной край. Че лучше человек знает свой край, тем большего он его любит. Я родился и живу в селе Амитхаша, Агинского района района, Агинского Бурятского округа. Это край лесов и чистых речек. Мне нравтся с друзьями, с родителями бродить по лесу, бывать на речке. Мой отец Кыпчаков Арам родился в республике Алтай. Природа одарила эти места удивительной красотой. Высокие горы. Хрустальный воздух. Огромные, зеленые леса.
Каждое лето к нам приезжают родственники из Алтая. Однажды, когда я был маленький, папины братья, мои дяди, построили у нас в ограде строение необычной формы, непохожее на наш дом. Шесть стен, в центре четыре столба, без окон, крыша с отверстием по середине , низкая дверь…Бабушка мне рассказала что это строение называется юрта, по алтайски это называется аил. В детстве она жила точно в таком же аиле, и мой папа вырос в таком же. Эта юрта стоит в нашей ограде стоит уже несколько лет. Летом мы живем в ней. А мама рассказала что не только алтайцы жили в юрте, но и другие народности. Например буряты. Что в Агинском краеведческом музее стоит юрта.
Рассказ бабушки и мамы меня очень заинтересовали, и я решил узнать всё о юртах, выявить, чем же различаются алтайская юрты от бурятской. Для осуществления этой цели, мне нужно было решить ряд задач:
- Изучить литературу по этому вопросу;
- Посетить Агинский краеведческий музей;
- Проанализировать и сравнить.
Изучение этой темы призвано расширить мой кругозор, дать представление об уникальности юрты, позволит выявить есть ли разница.
Мы считаем что эта информация будет полезна для других. В наше время не многие мои сверстники знают, как жили наши предки, в каких домах.
- Обзор литературы.
- Изучение теоретической литературы.
Юрта – традиционное жилище многих народов Сибири и Азии, монголов, бурят, казахов, калмыков, алтайцев, многих других. Они вели кочевой образ жизни. Беспрерывно кочевали стада и люди в поисках пастбищ и охоты. Юрты легко разбирались, перемещались вместе со стадом из одного пастбища к другому. Стены составлялись из решеток, сверху обтягивались войлоком. Основание юрты круглое. Она служила не только жилым. Но и хозяйственным помещением, где ранней весной содержали телят, ягнят и козлят.
На Алтае в давние времена строили войлочные и деревянные. Войлочные называются Киийс аил, деревянные, из жердей в виде конуса, называются чадыр аил, покрытие берестой или корой лиственницы. Более позже стали строить рубленые из бревен шести угольные юрты. Они называются Каажан аил. Такая стоит у нас дома в ограде. Мы используем ее в качестве летней кухни. У нас в аиле посередине, прямо на полу, расположен очаг. Конечно, у нас есть и газовая плита, но иногда на нем готовят пищу в большом котле мама и бабушка, когда приезжает летом. Очаг – это священное место. В него нельзя бросать мусор, плевать, загрязнять, топить плохими дровами. То есть нельзя осквернять очаг. Запрещается сидеть, вытянув ноги в сторону очага. Каждый день, сварив утром чай, сначала угощают им хозяина очага, то есть ему раньше всех в дому предлагали «чай нового дня». И по сей день, этот обычай соблюдает наша семья.
Вокруг очага надо ходить только против часовой стрелки. Аил поделен на две части: женскую(справа от входа) и мужскую(слева) от входа. Мужская сторона – почетная. Здесь стоит стол, за ним принимают гостей. На мужской стороне хранится топор и многое другое – предметы мужского труда. На стороне женской половине – предметы кухни. Это различная посуда, котлы, и в общем мамино. Посуда хранится на деревянных полках. Наш аил имеет шесть стен, пол в нем земляной. Летом в нем просторно, свежо, уютно. Прохладно, когда на улице жарко, тепло, когда на улице дождь.
В Агинском музее я увидел войлочную юрту. Мне было очень интересно. Она построена из 3-4 решетчатых стен, которые очень легко можно складывать и переносить с места на место. Крыша у юрты как будто бы закругленная, с небольшим отверстием. Пол в юрте был земляной. Экскурсовод рассказал, что в такую юрту можно было перевозить на одном верблюде. Вес ее около 300-400кг. В середине юрты стоит очаг, на котором варили пищу. Окон в юрте нет. Свет проникает через отверстие на крыше, которое можно закрывать и открывать. Зимой в такой юрте тепло, а летом прохладно. В жаркую погоду можно приподнимать полог стен, чтобы циркулировал воздух в юрте. Юрты всегда на открытом для солнца месте. дверь устанавливалась на юге. Луч света проникающий через дымоход, помогал определить время. Луч был стрелкой, а сама юрта циферблатом. Основание юрты делится на 12 частей, каждая из которых соответствует знаку зодиака: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, конь, овца, обезьяна, петух собака, свинья. Расположение предметов в юрте было строгое. Делится она на 2 части: мужскую и женскую. От двери влево – мужская, вправо- женская половина. Напротив входа, за очагом, стоит кровать хозяев и люлька для малыша. Над кроватью висит ковер из войлока. Считается, что злые, духи, проникнув в юрту не смогут пройти чрез огонь очага и навредить хозяевам. У изголовья кровати находится сундук в котором хранились одежда, украшения и другие ценности семьи.
Непременным атрибутом бурятского двора является коновязь(сэргэ) в виде столба высотой до 1,7-1,9м, с резиновым орнаментом. Коновязь была предметом почитания, символизировала благополучие и являлась показателем достатка семьи. Его отсутствие означало безлошадность, бедность.
У агинских бурят в основном использовались войлочные юрты. Войлок- это плотный материал, который готовят из шерсти овец или верблюдов. Чтобы получить войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем спуталась. У западных бурят, тех, которые живут на западной стороне озера Байкал, были и деревянные юрты, шестиугольные. Иногда бывали и десятиугольные. Эти юрты были из круглых лиственных бревен, уложенных в 12-14 рядов. Они не разбирались, а ждали своих хозяев к лету. Покатая крыша с отверстием посередине для выпуска дыма, опиралась на четыре столба с балками, между которыми находился очаг. Печей в юрте не было. Дым проходил через дымник. Крыша была выложена из жердей, которые сверху покрывали вымоченной корой лиственницы, дерном. Во время дождей не протекала. Со времнемона обрастала растительностью.
Итак, ознакомившись с двумя разными видами юрт можно сделать вывод:
Параметры | Юрта бурятская | Юрта алтайская | Примечание | |
1 | Название | Войлок, дерево | Войлок, дерево | Одинаковые |
2 | Материал | Войлочная, у западных бурят деревянная | Войлочная, деревянная | Одинаковые |
3 | Форма | Круглая, у западных бурят деревянная | Круглая, шести- восьмиугольная | Одинаковое |
4 | Крыша | Закругленная, сферическая | Конусообразная | Разное |
5 | Внутреннее убранство | Две половины, очаг – святое место, расположение убранства строго по традициям | Две половины, очаг – святое место, расположение убранства строго по традициям | Одинаковое |
6 | Вход | С юга | С востока | Разные |
- Заключение.
Итак, круглая юрта – необычный, исторически сложившийся образец жилья, приспособленный для кочевого образа жизни. Быстро строится, в нем можно жить круглый год, устойчив против ветров, безопасен при землетрясении, всегда чистый воздух, не бывает сырости и духоты. В летний зной и жару в ней прохладно, а в холод огонь очага равномерно обогревает помещение.
Юрты использовались у многих народов Азии и Сибири. Много одинакового в юртах бурятского и алтайского народов. Одинаковы материал, из которого изготовлены юрты, форма, внутреннее убранство. Юрты различаются крышей. У алтайской юрты крыша конусообразная усечённая, а у бурятской – полукруглая, сферическая. И входом в юрту: у алтайской юрты вход с востока, у бурят – с юга. Почему так об этом я надеюсь узнать в своих следующих исследованиях.
Литература.
- Горный Алтай. Молодавкин В., «Аякс-пресс», Москва, 2007
- Золотая книга о бурятах(На русском языке), Алагуева.В.П., «Бэлиг», Улан-Удэ, 2009
- Воспоминания бабушки Кыпчаковой Пионер Кюндубеевны.
- Материалы из Агинского краеведческого музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Благодарность за достижение высоких результатов в заключительной районной научно-практической конференции "Мой край в судьбе России"
Благодарность за достижение высоких результатов в заключительной районной научно-практической конференции "Мой край в судьбе России"...
Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях
Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях...
Участие на профессиональном конкурсе РЕСПУБЛИКАНСКАЯ научно-практическая конференция младших школьников "НАУЧНОЕ PROДВИЖЕНИЕ"
НПК младших школьников "Научное РRО Движение"...
Участие на профессиональном конкурсе РЕСПУБЛИКАНСКАЯ научно-практическая конференция младших школьников "НАУЧНОЕ PROДВИЖЕНИЕ"
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПУБЛИКАЦИЯ...
Статья -публикация в сборнике- Материалы Республиканской научно-практической конференции "Научный потенциал-XXI"
Принимала участие в республиканской конференции Научный потенциал в 2020г....
Статья.Выступление на городском научно-практическом семинаре "Практические методы развития инновационного образовательного поведения школьника"
Потенциал УМК "Школа России2, как ресурса формирования функциональной грамотности школьника. Формирование читательской грамотности ( от читательских действий к пониманию текста)...
Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "Коронавирус:реалии"
Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "КОРОНАВИРУС: РЕАЛИИ"...