Приёмы, позволяющие улучшить восприятие и запоминание материала у детей с проблемами удержания внимания и памяти.
статья на тему
Когда традиционные приёмы в обучении не помогают,на помощь приходят другие приёмы...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delaya_shag_za_shagom.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы, позволяющие улучшить восприятие и запоминание материала у детей с проблемами удержания внимания и памяти.
Делая шаг за шагом, можно взобраться на самую высокую гору…
Каждый учитель помогает ребёнку взобраться на свою вершину знаний. Начинает это делать учитель начальных классов. И наряду с классическими методами и приёмами, используются особые педагогические подходы. О них и пойдёт речь.
Первый я назвала – «Магическое заклинание». Оно применяется при объяснении трудных тем. Ученику предлагается не слушать, т.к. трудно. Нежно закрываю ему ушки. А остальным детям сообщаю, что может помочь магическое заклинание, которое необходимо произносить тихим, загадочным голосом и, непременно, 3 раза. Ученик с закрытыми ушками внимательно вслушивается и, как правило, всё запоминает, а другие дети от троекратного повторения тоже запоминают качественно. Как вариант – спорю, что никто не сможет запомнить очень сложные слова. Чаще всего, запоминают многие.
«Благородный обман» - приём для часто отключающегося ребёнка. Например: сообщаю о том, что Арсений уже вчера знал, что… (называю предмет запоминания). У Арсения спрашиваю: «Да?». Ребёнок при упоминании своего имени включается в работу, прислушивается к тому, что говорит учитель, и, очень часто, повторяет необходимую информацию.
«Фальшивый запрет». Дети не любят запреты, и это можно использовать во благо обучения. Ученикам говорю о том, что запрещаю, например, читать именно эту книгу, запоминать именно эти понятия, слова и т.д. У ребёнка срабатывает любопытство, которое заставляет его прочитать и не как- нибудь, а внимательно: по какой же причине запрет?
Привлечь внимание может также и намеренные, довольно очевидные ошибки:
- в названии месяца или числа: 32 сентября…
- перестановка букв в словах: квадрат – квардат (можно связать с темой по математике или со звуко- буквенным разбором);
- изменение словосочетания: переходный пешеход…(сами пытаются составить смешную фразу – «шапка самобранка»);
- использование устаревших слов: чоботы, фрак, саквояж, кушак и т.д. (любопытство заставляет узнавать значение слов);
- хоровое проговаривание 2-ой части пословицы применительно к ситуации: «Семеро одного …», «Эх, Моська, знать она сильна…», «Один за всех и …».
«Привлечение третьего лица». Например: детям сообщается: «Учёные выяснили, что злится можно тем, кого не интересует долгая, интересная жизнь.» Далее логичный вопрос: «Почему?». Ответ: «Злость, обиды – ведут к болезням.»; «Оказывается, психологи установили, что воспитанные дети лучше учатся, поэтому вы можете помочь себе сами» и т.д. (тема такого сообщения зависит от возникшей проблемы).
«Независимое лицо». Как пример – игрушка. Посредством его объясняется новая тема, ставится определённая задача, получается похвала и т.д., но в игровой, непринуждённой форме. При систематическом использовании игрушка становится членом коллектива – дети ждут встречи, готовят подарки, стараются получить похвалу.
Ко всему перечисленному необходимо добавить, что в работе с детьми очень важно быть предельно искренним и в выражении чувств, и в желании помочь, развеселить, поиграть и т.п. Но достигается это только при безусловном принятии ребёнка.
И, конечно, помнить, что
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ!
Автор-учитель начальных классов: Коннова Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)
Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...
Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»
План1. Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Мет...
Приёмы, позволяющие заинтересовать детей темами ОРКСЭ
Для учителей, преподающих предмет ОРКСЭ...
Приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке.
Пропустив сорок пять минут урока через себя, часто ловишь себя на мысли, почему учебная активность некоторых обучающихся носит кратковременный характер? Обучающиеся не слышат вопроса и ответа на него ...
Выступление на родительском собрании "Развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста"
Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. Родители получат ряд рекомендаций по развитию вни...
«Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия у детей с ЗПР»
Первичный фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Уже к двум годам в норме дети хорошо дифференцируют слова, различающиеся друг от друга только одной фонемой. К с...
Выступление на тему "Как помочь ребенку развить внимание и память.Демонстрация упражнений, направленных на развитие внимания и памяти у детей с ДЦП"
Доклад на данную тему был представлен на Семейном ресурсном объединении "Взаимодействие". Автор: Пономаренко Л.Н....