Упражнения и игры на развитие речевого внимания.
консультация (1 класс) на тему
Успехи детей в учебной деятельности зависят от уровня развития такого познавательного процесса, как речевое внимание. Свойства внимания необходимо развивать. Ребенок должен понимать, почему нужно быть внимательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya_u_detey_starshego_doshkolnogo_i_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Успехи детей в учебной деятельности зависят от уровня развития такого познавательного процесса, как внимание. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста свойственно непроизвольное и произвольное внимание.
Непроизвольное внимание характерно для познавательной деятельности. Дети запоминают все яркое и эмоциональное.
Произвольное внимание требует от детей волевых усилий. Из множества сигналов, доступных восприятию, внимание выделяет определенный предмет или мысль и начинает занимать сознание детей.
Для формирования устойчивых навыков учебной деятельности детям необходим хороший уровень произвольного внимания. Для того, чтобы они справились с заданием, необходимо развитие свойств внимания: устойчивости, объема, переключения и распределения. То есть дети должны уметь держать в памяти несколько объектов, длительное время должны быть сосредоточены на объектах, одновременно выполнять несколько видов деятельности, быстро переключаться с одного объекта на другой.
Хорошим средством организации внимания является речь. Речь способствует формированию произвольного внимания.
Свойства внимания необходимо развивать. Ребёнок должен понимать, почему нужно быть внимательным. Для этого его необходимо научить быть внимательным.
Развитие внимания – процесс сложный. И чтобы внимание грамотно развивалось, ведущие педагоги и психологи рекомендуют проводить с детьми различные игры и упражнения.
Упражнения и игры на развитие речевого внимания.
1.Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своем огороде.
Капусту выкапываем из земли. Морковь не едят сырой. Когда люди режут свеклу, то всегда плачут. Картошку можно жарить. У редиски большая косточка. Огурец – сочный фрукт. Кабачок – самый маленький овощ. Пугало нужно, чтобы привлекать бабочек.
2. Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».
- Просьба: подними руки вверх.
- Руки вниз.
- Просьба: руки в стороны.
- Руки вперед.
- Присядь.
- Просьба: встань.
- Попрыгай на одной ноге.
- Просьба: покружись.
- Просьба: похлопай в ладоши.
- Опусти руки.
- Просьба: топни левой ногой.
- Просьба: возьмись правой рукой за левое ухо и т.д.
3. Послушай пары слов. Назови предметы, указанные свойства которых непостоянны.
- Сладкое мороженое – сладкая конфета – сладкий виноград.
- Белая ромашка – белый снег – белый халат.
- Металлическая сковорода – металлические рельсы – металлическая ложка.
- Соленая селедка – соленый огурец – соленые грибы.
- Прямоугольная книжка – прямоугольное окно – прямоугольный стол.
- Деревянная ложка – деревянный стул – деревянная рама.
4. Отгадай загадки – обманки.
На животе висит карман,
В нем дочку носит… (пеликан?)
Собирает с грядок внук
Сто стручков зеленый… (лук?)
Когда луч солнечный потух,
В лесу завыл большой… (петух?)
Он зовется царь зверей,
Потому что… (воробей?)
В огороде до сих пор
Под землею…(помидор?)
Серый шарик только тронь,
Всех уколет тихий…(конь?)
Ему бананы рвать не лень,
Свой хобот вытянул… (олень?)
По лесу идем, в лукошки
Наберем одной… (картошки?)
Друга лучше не найдешь,
Лает громко верный… (еж?)
5. Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события.
- Свинья летает.
- Рыба бежит к морю.
- Петух кукарекает.
- Муравей тащит бревно.
- Носорог залез в нору.
- Соловей ловит медведя.
- Мама младше дочки.
- Дедушка старше внука.
- В холодильнике жарятся котлеты.
- У кукушки вывелись котята.
- Мальчики играют в баскетбол.
- Пингвин ударил леопарда своим рогом и пр.
6. Найди и объясни ошибки в шуточных стихах.
К нам пришли зверята:
Белочки, ежата,
Утюги, моржи,
Голуби, стрижи.
К нам пришли зверята:
Щуки и телята,
Кошки и вороны,
Тигры, макароны.
К нам пришли зверята:
Окуни, ягнята,
Лоси и кукушки,
Пироги и плюшки.
К нам пришли зверята:
Цапли, жеребята,
Волки, лисы, утки
И… спасибо шутке!
8.Выбери из трех объектов один лишний. Объясни ход рассуждений.
ГЛАЗА | НОС | БРОВИ |
СТОЛ | ПОЛКА | СТУЛ |
СКОВОРОДА | БЛЮДЦЕ | КАСТРЮЛЯ |
СЛИВА | ПЕРСИК | ГРУША |
ПРОСТЫНЯ | ПОДОДЕЯЛЬНИК | НАВОЛОЧКА |
НОЧНИК | ТОРШЕР | СВЕЧА |
АВТОБУС | ТРОЛЛЕЙБУС | ТРАМВАЙ |
ОГУРЕЦ | МОРКОВЬ | СВЕКЛА |
ЮБКА | БРЮКИ | ШОРТЫ |
КОЗА | СВИНЬЯ | КОРОВА |
9. Реши задачи-шутки.
- Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 морковки. Сколько фруктов набрала Наташа?
- Сколько стаканов воды можно принести дуршлагом?
- Мама несет арбуз. Сын говорит: «Мама, ты возьми меня на руки, а я понесу арбуз». Поможет сын матери?
- На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько птиц стало?
- Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек?
- Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?
- В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько детей смогут покататься на лыжах?
- Малыш бросил в ванну ложку, вилку и нож. Сколько предметов поплывет по воде?
- На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок?
- Горело 4 свечи, одна погасла. Сколько осталось свечей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Настоящее пособие предлагает задания и игры, которые можно использовать в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми....
Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».
Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...
Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.
Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....
Упражнения и игры для развития внимания
Материал содержит разнообразные игры и упражнения для развития разных характеристик внимания. Статья поможет учителям начальных классов и родителям организовать работу с ребёнком...
Упражнения и игры для развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.
Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи с ней не справиться. Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя реч...
Упражнения и игры для развития мелкой моторики.
Музыкальные игры...
Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики
Упражнения и игры для развития и совершенствования мелкой моторики...