Проблемы младшего школьного возраста
консультация на тему
Кризис семи лет и вопросы психологической консультации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кризис семи лет и вопросы психологической консультации
Переход от дошкольного возраста к младшему школьному довольно редко именуют кризисом, а если и именуют, то малым кризисом. Это и ясно, поскольку под кризисом, кризисным периодом возрастного развития принято понимать периоды жизни ребенка, где место имеют такие типичные условия воспитания, когда не принимаются во внимание изменившиеся отношения ребенка к себе, к миру, его изменившаяся внутренняя позиция, когда поколеблено соответствие между установившимися и характерными для более раннего этапа способами взаимоотношений ребенка с окружающими и развивающимися возможностями детей в течение этого периода. Для возраста прихода в школу, наоборот, присуща именно специальная направленная работа общества по подготовке ребенка к максимально удобному переходу в последующий возрастной период жизни, по наибольшему учету его резвившихся в более раннем периоде способностей. Но и малый кризис – это кризис. Кризис семи лет – это переломный, критический возраст, который открывает весь период школьных возрастов. Таким образом, говоря о проблемах младшего школьного возраста как фазы онтогенеза, фактически имеются в виду проблемы двух возрастных этапов: кризиса семи лет как критического возраста и собственно младшего школьного возраста как периода онтогенеза.
У кризиса семи лет, как у любого возрастного периода, имеются свои старт и финиш. Нечеткость и расплывчатость границ критических возрастов являются их особенностью. Это относится и к возрастной привязке критического возраста. Было бы абсолютно неправильно определять начало кризиса семи лет с первого сентября того года, когда ребенок поступает в школу, или с седьмого (возможно, и шестого) дня рождения в жизни ребенка. Примерка школьной формы, покупка школьных принадлежностей, выделение ребенку места для будущего выполнения домашних заданий, запись в школу, которая ведется в апреле-мае предшкольного года, просто показ ему его будущей школы – все это уже начинает менять внешнюю и внутреннюю социальные позиции ребенка, становится частью содержания новой социальной ситуации развития еще до начала посещения школы, а зачастую и до достижения семилетнего возраста ребенком.
Было бы еще более искусственно определять критерии старта кризиса семи лет посредством взятых из любых наличествующих процедур диагностики психологической готовности к обучению в школе критериев. Измеренная тестом полная психологическая готовность к обучению в школе может наступить и задолго до и много после начала посещения школы. Поэтому под кризисом семи лет имеется в виду проблемность выделения его границ и выделяется только та его часть, которая выпадает на первые месяцы школьной жизни.
Но еще более сложной задачей является выделение критериев окончания кризиса семи лет. Можно ли говорить, что это момент, когда ребенок «адаптировался к школе»? Вернее, к поступлению в школу, поскольку термин «школьная дезадаптация» применяется в настоящее время касательно определенных проблем школьников разных возрастов, от первоклассника до подростка. Или это момент, когда первоклассник начинает получать первые оценки? Или когда у ребенка формируется полностью внутренняя позиция школьника? Эти вопросы все еще остаются открытыми.
С конкретной точки зрения критерием финишной черты кризиса семи лет можно было бы считать появление у ребенка проблем, которые связаны с особенностями складывания и работой ведущей деятельности младшего школьного возраста – учебной деятельности. Поскольку конец критического периода является началом литического. Это момент, когда на место связанных с самим фактом подготовки и поступления в школу проблем приходят проблемы, которые связаны уже с конкретно особенностями обучения в школе как нового рода деятельности [3, с. 8].
К трудностям или проблемам, которые связаны с фактом поступления в школу, относят обычно:
- связанные со сменившимся режимом дня трудности. Наиболее сильны они для детей, которые не посещали ДОУ. И суть не в том, что таким детям тяжело начать вставать вовремя, чтобы отправляться в школу, а в том, что у них зачастую присутствует опоздание в развитии степени произвольной регуляции поведения, организованности;
- проблемы адаптации ребенка к классному коллективу. И наиболее выражены в этом случае они у тех, кто не обладает опытом нахождения в детских коллективах;
- трудности, возникающие в сфере взаимоотношений с учителем;
- сложности, обусловленные переменами в домашней ситуации ребенка.
Все эти проблемы – отражение постепенного вникания ребенка в новую социальную ситуацию развития: у него появляются «режимные» обязанности — вовремя приходить в школу, придерживаться расписания уроков, выделять время для выполнения домашнего задания даже в ущерб естественным потребностям в отдыхе и игре. Совершается процесс привыкания к новому коллективу сверстников. Появляются личностные и деловые отношения с учителем. Наконец, претерпевает изменения социальная позиция в семье ребенка – ему, как правило, отводят отдельное место для хранения школьной формы, школьных принадлежностей, для подготовки уроков; отношение членов семьи к нему изменяется [13, с. 97].
И хотя к началу школьного возраста родители (как, в целом, и общество) готовят ребенка специально, как можно больше стараются «отследить» ход смены его социальной ситуации и социальной позиции эволюции в целом и даже направлять ее, вышеупомянутые сложности временами приобретают такую остроту, что появляется вопрос о психологическом консультировании. К нему прибегают при выраженной резко (зачастую парциальной) неготовности к обучению в школе ребенка. Это происходит, к примеру, у детей, которые никогда не ходили в ДОУ («режимные» сложности, сложности контакта с коллективом детей). Сложности будут и в том случае, если родители не успели подготовиться к новым обязанностям ребенка в качестве учащегося и его новоявленным правам, в частности, как ни удивительно, в многодетных семьях, где уже имеются дети-школьники и где первокласснику требуется сразу же выделить отдельное рабочее место, письменный стол или его часть, и уравнять его в правах со старшими сестрами и братьями. К сожалению, на практике это удается не всегда.
Отсюда, сложности «школьной части» кризиса семи лет есть продолжением сложностей подготовки к обучению в школе и следствием недостаточной работы родителей по подготовке ребенка к обучению в школе, по срочному изменению его семейной ситуации, умению самоорганизовать деятельность и т. д.
Психологическое консультирование является одним из наиболее востребованных вариантов помощи детского психолога. Довольно часто родители прибегают к консультации, когда их что-то волнует в поведении, развитии ребенка, появляются вопросы по воспитанию или выстраиванию взаимоотношений с ребенком.
Кроме того, при обращении в первый раз за консультацией бывает неясно, как будет она проходить, что после посещения психолога изменится. Бывает, что родители думают, что психолог как-то повлияет на ребенка или скажет родителям специальные слова, после которых все наладится в семье и сразу разрешится сложная ситуация. На деле же работа получается не такой волшебной, она требует усилий от членов семьи, а не только от специалиста, и ее продолжительность может быть довольно различной – от единственной консультации до нескольких месяцев или даже лет работы [25].
Многие родители, которые впервые обращаются за психологической помощью, с самого начала настроены на то, что работа будет заключаться в единственной встрече. Иногда так и правда выходит, но не слишком часто. Гораздо более частой бывает ситуация когда необходима более-менее долгая работа с психологом – от 3-5 консультаций до нескольких месяцев (а иногда и нескольких лет) психотерапевтических занятий каждую неделю.
Что же случается на первой консультации? На ней психолог знакомится со своими клиентами – ребенком и взрослым, знакомится с их историей и запросом – что они ждут от этой консультации (понять, что происходит с ребенком, получить рекомендацию по воспитанию, диагностике развития ребенка, исправление нежелательного поведения и т.д.). Обычно психолог рассказывает, что он может из этого выполнить в ходе этой встречи, для чего может быть необходима дополнительная работа, а что он сделать не сможет в принципе (к примеру, повлиять на члена семьи, который отсутствует на приеме).
Психолог может на консультации, беседуя с ребенком и с родителями, наблюдать за непосредственным поведением ребенка или предложить специальные задания. Это могут быть обычные тесты на оценку эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка, а могут быть свободные творческие задания – совместные с родителями или только для ребенка. Наблюдая за ходом рисования или игры и задавая наводящие вопросы, психолог строит гипотезы о сути проблемы [19].
Какие же проблемы могут быть решены в ходе одной или нескольких встреч? Когда необходима более длительная психотерапевтическая работа?
В основном, консультирование носит информационный и исследовательский характер – ответ на вопрос «что происходит с ребенком, с нами и по какой причине?»
Это могут быть какие-то вопросы возрастного развития, адекватность возрастной норме поведения ребенка. К примеру, мама обращается с ребенком двух с половиной – трех лет, жалуется на негативизм и упрямство еще недавно вполне послушного ребенка и просит рекомендаций, как ей с ним себя вести. Здесь вероятное направление консультации – ознакомление мамы с особенностями протекания кризиса трехлетнего возраста, вырабатывания в этом возрасте самостоятельности. Часто этого вполне бывает достаточно. Многие родители, которые прибегают к помощи детского психолога, уже успели ознакомиться с литературой по воспитанию и развитию детей. Но при этом не всегда они бывают уверены, наблюдают ли они очередной этап возрастного развития в своем ребенке или это отклонение от нормы. И хотят обсудить данный вопрос со специалистом. По большей части здесь действительно хватает одной консультации, но иногда нужна дополнительная диагностика и несколько консультаций с психологом.
К примеру, наиболее частая жалоба родителей младших школьников – ребенок в школе плохо учится. По какой причине и что делать? На такой вопрос за одну консультацию сложно ответить. Может понадобиться диагностика интеллектуальных ресурсов ребенка – возможно, он просто не справляется в своем учебном заведении со сложной программой. Возможно, ребенок отправился в школу с несложившейся психологической готовностью и теперь у него проявляется школьная дезадаптация. Также может быть необходима диагностика эмоционального состояния школьника и прояснение семейной ситуации – может быть такое, что неуспехи ребенка находятся в эмоциональной плоскости. Для проведения подобной диагностики и обсуждения путей решения проблемы может потребоваться несколько (от трех до пяти или шести) консультаций психолога. Когда найден источник трудностей, пути их преодоления определяются .
Часто обращаются к психологу родители, которые желают подобрать подходящий стиль общения и воспитания ребенка, у которого есть поведенческие или эмоциональные особенности (гиперактивность, боязливость, замкнутость и т.д.). Здесь тоже вполне можно ограничиться одной или несколькими консультациями.
Иногда также поводом обращения к психологу бывают обнаруженные родителями перемены в поведении ребенка после случившегося в семье какого-то события – к примеру, смены учебного заведения, появления нового члена семьи, развода, переезда. Тогда, если реакция ребенка не очень явно выражена, психолог может остаться в рамках рекомендаций по возможности смягчения для ребенка произошедшего стресса.
То есть возможен в ходе одной консультации общий взгляд на ситуацию и на ребенка, определение – нужна ли тут дальнейшая работа или хватит рекомендаций родителям для решения проблемы самостоятельно. Родителям подобная консультация может стать опорой и внушить уверенность в их дальнейших действиях.
После одной или нескольких встреч с психологом родители при его содействии принимают решение насчет дальнейших шагов. Возможно, этой помощи будет достаточно и можно на этом закончить консультирование.
Но если запрос родителей подразумевает изменения – эмоционального состояния, нежелательного поведения ребенка, то тогда необходимо продолжить работу.
В этом случае возможны следующие варианты:
- родители занимаются самостоятельно с ребенком, опираясь на полученные рекомендации. При этом возможны периодические встречи с психологом для получения поддержки в процессе изменения ситуации;
- ребенку необходим курс индивидуальных или групповых психотерапевтических занятий;
- поступает запрос от родителей помощь психолога – либо психотерапевтическая помощь требуется одному из родителей;
- ребенку необходима консультация у смежных специалистов: невролога, дефектолога, логопеда для уточнения источников трудностей;
- комплексный подход - сочетание различных вариантов помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте
Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте Детские капризы и шалости – неотделимая часть детства. Дети еще только «врастают» в принятые нормы, приспосабливаются к ним, ищут свое место, ...
«Проблемы развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте»
В статье выявлены проблемы учебной мотивации в младшем школьном возрасте.даны советы как ее повысить....
Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте.
Данный материал рекомендован для работы с детьми 1 - 4 классов....
Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте.
Данный материал рекомендован для работы с детьми 1 - 4 классов....
Проблема тревожности в младшем школьном возрасте
В статье рассматриваются причины детской тревожности при поступлении в школу...
проблемы общения детей младшего школьного возраста
Часто начиная класса с третьего - иногда раньше, иногда позднее - у детей складывается некое понимание дружбы. И это чудесно! Наличие в сознании понятия дружбы свидетельствует о том, что в...
ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕВАЕМОСТЬ
С каждым годом нарастают трудности адаптации первоклассников к школе, что ведет к возникновению проблем обучения. Это связано как с падением уровня готовности к школьному обучению, так и с усложнением...