Адаптация первоклассников
статья (1 класс) на тему
Ежегодно увеличивается число неуспевающих школьников – первоклассников. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Ежегодно увеличивается число неуспевающих школьников – первоклассников. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.
От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения.
Для определения уровня адаптации, школьной мотивации, учебной активности, энергетического баланса первоклассников я совместно с психологом школы каждый раз в октябре месяце провожу диагностические занятия и беседы, используя следующие методики:
1.Психологический анализ особенностей адаптации к школе по опроснику Л.М Ковалевой (заполняется учителем). С помощью этого опросника учитель может систематизировать свое представление о детях, он помогает определить, какие факторы лежат в основе дезадаптации учеников 1 класса. Опросник состоит из 46 утверждений; сорок пять из них касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, один - участия родителей в воспитании.
2. Методика «Беседа о школе» автора Лускановой помогает определить уровень школьной мотивации. В неё входит 9 вопросов.
3. Уровень тревожности первоклассников определяю с помощью методики Захарова А.И.
4. Использую анкету для родителей, которая позволяет соотнести поведение ребенка дома с его школьными проявлениями.
5. Рисунок школы определяет эмоциональное отношение к школе.
6.Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха позволяет выявить адекватное понимание причин успеха/неуспеха.
7. Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества определяю с помощью задания «Рукавички».
8. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А.Ореховой) позволяет определить эмоциональное отношение к школе СО и определить вегетативный коэффициент – ВК.
9. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (модифицированная Еськиной Е.С., Больбот Т.Л.).
По итогам проведённой диагностики выделяю группы детей, с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой. При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.
Для снижения количества детей с адаптацией средней тяжести и тяжелой я провожу в первом классе 1 раз в неделю адаптационные занятия (сентябрь-октябрь). Продолжительность занятий – 30-40 минут.
Цель адаптационных занятий: создание социально-психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Задачи:
- создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
- создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия развития у детей уверенности в себе;
- помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
- создание благоприятных условий для знакомства друг с другом;
- создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
Темы адаптационных занятий
1. Знакомство.
2. Правила школьной жизни.
3. Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса школьника.
4. Для чего ходят в школу?
5. Оценка.
6-7. Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.
8. Первоклассное путешествие. Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.
В заключении хочется отметить, что начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу потому, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий, обилие новых впечатлений, которыми нельзя поделиться тут же, и эмоции, которые приходиться сдерживать, общение с новыми людьми. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно сидеть в определенной позе. И поэтому главная задача учителя, родителей – максимально помочь ребенку адаптироваться к новым условиям его жизни.
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»
В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников и их родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...
Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...