Адаптация первоклассников
статья (1 класс) на тему

Ежегодно увеличивается число неуспевающих школьников – первоклассников. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Ежегодно увеличивается число неуспевающих школьников – первоклассников. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.

От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения.

Для определения уровня адаптации, школьной мотивации, учебной активности, энергетического баланса первоклассников я совместно с психологом школы каждый раз в октябре месяце провожу диагностические занятия и беседы, используя  следующие методики:

1.Психологический анализ особенностей адаптации к школе по опроснику Л.М Ковалевой (заполняется учителем). С помощью этого опросника учитель может систематизировать свое представление о детях, он помогает определить, какие факторы лежат в основе дезадаптации учеников 1 класса. Опросник состоит из 46 утверждений; сорок пять из них касаются возможных вариантов поведения  ребенка в школе, один - участия родителей в воспитании.

2. Методика «Беседа о школе» автора Лускановой помогает определить уровень  школьной мотивации. В неё входит  9 вопросов.

3. Уровень тревожности первоклассников определяю с помощью методики Захарова А.И.  

4. Использую анкету для родителей, которая позволяет соотнести поведение ребенка дома с его школьными проявлениями.

5. Рисунок школы определяет эмоциональное отношение к школе.

6.Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха позволяет выявить адекватное понимание причин успеха/неуспеха.

7. Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества определяю с помощью задания «Рукавички».

8.  Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А.Ореховой) позволяет определить эмоциональное отношение к школе СО  и определить вегетативный коэффициент – ВК.

9. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (модифицированная Еськиной Е.С., Больбот Т.Л.).

По итогам проведённой диагностики выделяю группы детей, с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой. При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Для снижения количества детей с адаптацией средней тяжести и тяжелой я провожу в первом классе 1 раз в неделю адаптационные занятия (сентябрь-октябрь). Продолжительность занятий – 30-40 минут.

Цель адаптационных занятий: создание социально-психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Задачи:

  • создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
  • создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия развития у детей уверенности в себе;
  • помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
  • создание благоприятных условий для знакомства друг с другом;
  • создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

Темы адаптационных занятий

1. Знакомство.

2. Правила школьной жизни.

3. Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса школьника.

4. Для чего ходят в школу?

5. Оценка.

6-7. Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

8. Первоклассное путешествие. Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.

В заключении хочется отметить, что начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу потому, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий, обилие новых впечатлений, которыми нельзя поделиться тут же, и эмоции, которые приходиться сдерживать, общение с новыми людьми. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно сидеть в определенной позе. И поэтому главная задача учителя, родителей – максимально помочь ребенку адаптироваться к новым условиям его жизни.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной  дезадаптации и трудностей обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...