Слушаю и говорю/ Е.Н. Мацько // Первое сентября. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2006.-№10.-С.9
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelyu_na_zametku.docx | 94.66 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
Елена МАЦЬКО,
учитель начальных классов,
г. Нижневартовск,
Ханты-Мансийский авт. округ
Слушаю и говорю
Очень часто учителя жалуются на то, что дети не умеют слушать друг друга, плохо строят высказывания. Сами по себе ученики не приобретут умения слушать и говорить – этому их надо систематически обучать. Приводим примеры упражнений, способствующих развитию обозначенных умений у младших школьников.
Упражнение 1
СОКРАТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДО 4, 3, 2 СЛОВ
Учитель произносит предложение – дети осмысливают его, учитель повторяет предложение – учащиеся запоминают его, а затем сокращают предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание, например:
Оля читает бабушке интересную книгу.
Оля читает бабушке книгу.
Оля читает бабушке.
Оля читает.
Завершается работа ответом на вопрос: что изменялось, когда предложение сокращалось?
Далее это упражнение проводится как игра. В условие игры входит правило: сокращать предложение можно последовательно или на то количество слов, которое определяют участники игры.
Упражнение 2
ПЕРЕСТАВЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Учитель произносит предложение и предлагает детям изменить порядок слов. В результате работы выясняется, что и как в этом случае изменяется. Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл, например:
Сегодня утром Маша пошла в школу.
Маша сегодня утром пошла в школу.
Утром сегодня пошла Маша в школу.
Пошла Маша сегодня утром в школу.
В школу пошла сегодня утром Маша.
На основе этого упражнения проводится игра «Такое одинаковое и разное предложение».
Учащиеся составляют предложения и предлагают его варианты. Выигрывает тот, кто сможет составить больше вариантов и продемонстрирует умение выразительно произносить фразу.
Упражнение 3
ИЗМЕНИ ОДНО СЛОВО
Учитель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в нем только одно слово, например:
Дети пришли из школы.
Ребята пришли из школы.
Мальчики пришли из школы.
Ученики пришли из школы.
Девочки пришли из школы.
Сыновья пришли из школы.
Данное упражнение вырабатывает умение быть внимательным к содержанию высказывания, готовит к сознательному восприятию текста и к пересказам.
Упражнение 4
ПОСЛУШАЙ, ЗАПОМНИ, ОТВЕТЬ: ВСE ЛИ ВЕРНО?
Дети слушают предложения и определяют: может ли в действительности быть то, что описано? Если да, то когда и где это может происходить? Если описанного не может быть, то надо доказательно объяснить, что это небыль или несуразица, например:
Выпал снег, Алeша вышел загорать.
Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.
Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошeл дождь.
Данное упражнение нацелено на развитие внимания к тексту, сознательное освоение читаемого, умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово.
Выполнив учебные упражнения, дети смогут организовать игру «Различай были и небылицы, замечай несуразицы».
Материал для игры дети подбирают сами.
Упражнение 5
ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Учитель произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова, например:
Мы играем.
Мы играем в футбол.
Мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.
Упражнение формирует умение быстро усваивать смысл читаемого, читать по догадке, запоминать, строить высказывание, используя все языковые возможности, а также следить за высказываниями собеседника.
Упражнение 6
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Учитель начинает предложение, а дети должны его закончить. Предполагается, что возможно множество вариантов ответов или всего один случай, например:
Девочка шла по …
Девочка шла по тропинке домой.
Девочка шла по лесу и напевала.
Девочка шла по улице и несла тяжелую сумку с продуктами.
Девочка шла по узкой горной тропинке.
Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, читать, опираясь на догадку, понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Первое сентября - День Знаний» линейка, посвященная 1 сентября
Сценарий проведения праздничной линейки, посвященной "Дню знаний", 1 сентября....
Первое сентября в первом классе
Данная разработка первого урока в 1-ом классе поможет организовать праздничное начало учебной деятельности первоклассников, задать эмоциональный настрой, пробудить интерес к ш...
Занятие кружка «Риторика» во 2 классе по теме: «Слушаем, как говорят»
На этом занятии мы учим детей слушать говорящего, обращая внимание не только на содержание речи, но и на мимику, жесты, позу. Дети должны понять, как важно внимательно слушать в разных ситуациях общен...
Разработка первого урока "Первое сентября- День первоклассников"
Первое сентября-один из самых замечательных дней в жизни каждого человека ,а особенно первоклассников и нас - учителей, ведь мы считаем годы от сентября до сентября.Это день красивых букетов, т...
Опыт участия в мероприятиях, проводимых издательским домом "Первое сентября"
Доклад зачитан на педагогическом совете школы в 2011-2012 учебном году...
"Первый раз в первый класс " сценарий торжественной линейки 1 сентября для начальной школы.
Сценарий линейки на 1 сентября 30 минут для начальной школы....
Проведение первого урока в 1-м классе 1 сентября, посвященного Дню знаний «Первый раз в первый класс!»
Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.познакомить детей...