Доклад "Психологическая готовность к школе"
консультация на тему

Арапча Галина Дашовна

Данный доклад пригодится для учителей начальных классов и воспитателям детского сада. с помощью данного доклада можно определить готовность ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_psikhologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx61.23 КБ

Предварительный просмотр:

 

Министерство образования и науки РТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района

«Психологическая готовность ребенка к школе»

Подготовила: Арапча Галина Дашовна

учитель начальных классов

2014 г.

Поступление в школу – значительное событие в жизни ребенка, предусматривающее смену социальной ситуации развития, смену ведущего вида деятельности, принятие новой социально значимой роли – роли ученика. Кроме того, современная школа предъявляет серьезные требования к своим первоклассникам

Начало школьного обучения — это закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка. Чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Успех ребенка в учении во многом зависит от уровня его готовности к школе.

Большинство родителей будущих первоклассников считают, что если их ребенок умеет писать, читать и считать, то в его готовности к школе можно не сомневаться.  Именно поэтому при подготовке ребенка к школе наибольшее внимание уделяется развитию его умственных способностей, и совершенно не учитывается уровень развития познавательных процессов.  Однако педагогическая практика показывает, что часто такие дети, с лёгкостью приступив к учёбе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинают снижать свои успехи.  Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.  Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

 Существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих.

Готовность к школе

     Физическая                                    познавательная                                      

психологическая

Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемой в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Я хочу остановиться на психологической готовности  ребенка к школе.

Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы.  И. Шванцер выделил эти признаки, которые характеризуются следующими показателями: быть интеллектуально, эмоционально и социально зрелым.  Также и другие специалисты выделяют три вида психологической готовности ребенка к школе: интеллектуальная готовность; мотивационная (личностная) готовность; эмоционально-волевая готовность.

Психологическая готовность к школе

Мотивационная                                   Эмоционально-

   (личностная)                                         волевая

Интеллектуальная

Готовность ребенка к школе во многом определяется его психологической зрелостью, которую необходимо формировать с самого рождения малыша. Как правило, формирование психологической готовности происходит в детском саду, где проводятся соответствующие занятия, однако этого недостаточно, поскольку большую часть своего времени ребенок все-таки проводит дома. Именно поэтому родителям необходимо уделить пристальное внимание психологической подготовке ребенка в домашних условиях.

  1. Мотивационная (личностная) готовность к школе.

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и  положительного отношения к школе направлена на решение 3-х задач, причём основных:      

  1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении                                  2) формирование положительного эмоционального отношения  к школе        3)формирование опыта учебной деятельности  

      Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов.

             Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

  1.  Эмоционально-волевая готовность к школе

         Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.

 К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

    Всеми перечисленными навыками детский сад должен «снабдить» детей.  Умение слушать и выполнять задания педагогов одно из обязательных условий усиленного обучения по любой программе начальной школы. Именно в детском саду воспитатель определяет насколько сформировано это умение наблюдая за детьми в ходе занятия  При этом воспитатель обращает внимание на такие особенности поведения дошкольника:   внимательно ли он слушает взрослого,  высушивает ли он задания до конца, не перебивает, не начинает выполнять задание не дослушав до конца,  старается ли как можно точнее выполнить инструкцию взрослого, задаёт ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения,  признаёт ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.  

  1. Интеллектуальная готовность к школе.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

   Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.                                                                                                                                     Речь – это использование языка в целях общения. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в ДОУ и в семье. Такой же важной задачей является и подготовка будущих первоклассников к обучению в школе. Поступают дети  с нарушениями речи больше с каждым годом. Почему не исправляются нарушения речи в садике? Исправление нарушения речи с младшего возраста легче. И в детском саду есть логопед.

Успешность обучения детей в 1- ом классе во многом определяется наличием у них вводных навыков:  1)    Речевые знания и умения: знание букв, умение читать, звуковой анализ слова,  построение фразы   словарный запас,  фонематический слух,  звукопроизношение.

Психологическая готовность детей поступающих в МБОУ СОШ № 2 с. Сарыг-Сеп из детских садов за три года показывает не очень хорошие показатели.

годы

Число  уч-ся, поступив. в школу

Из них поступили из дет. сада

Психологическая готовность

Разв. речи.

Мотивац.

(личност.)

Эмоцион.- волевая.

Интеллект.

2011-

2012

48

33

24

13

17

13

2012-2013

34

27

13

12

13

15

2013-

2014

30

19

13

11

10

3

       Дошкольный возраст является важным этапом развития и воспитания личности. Именно в дошкольном возрасте происходит активное становление индивидуальности каждого ребенка, закладываются все те качества, которые характерны для взрослого человека. В дошкольном возрасте ребенок активно познает окружающую действительность, стремится к собственной инициативе и самостоятельности, формируется его речь, развиваются мыслительные и познавательные процессы.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничного развитие его личностных качеств, осознания ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умения общаться и сотрудничать с взрослыми и сверстниками, овладения основами физической культуры и здорового образа жизни, готовности к школьному обучению.

Знания, умения и навыки, приобретенные в дошкольном детстве – основа для дальнейшего обучения детей. Необходимо привить ребенку любовь и интерес к обучению , сформировать положительное отношение к школе. Поэтому так важно уделять особое внимание дошкольному образованию, воспитанию и развитию ребенка.

      Но, конечно же, самую главную роль в подготовке детей к школе играют родители. Во многом именно от вас зависит уровень развития ребенка, его воспитанность. Но здесь главное – не перегибать палку. Некоторые родители чуть ли не с пеленок пытаются сделать из своего ребенка вундеркинда, удовлетворяя свои собственные амбиции и несбывшиеся мечты. В результате страдает только ребенок. Одно дело, если родители сами педагоги и знают, как правильно проводить обучение дошкольника, что он должен знать и уметь. Но нередко родители просто напичкивают малыша энциклопедическими знаниями, считая, что это главное для ребенка. А в итоге учителям приходится переучивать таких детей, потому что они элементарно не умеют держать в руке ручку. Нередко учителя сталкиваются и с другой крайностью, когда родители перестарались – ребенок при поступлении в школу уже умеет хорошо читать, считать, писать, то есть благодаря стараниям родителей им уже усвоена программа первого класса. И что делать такому ребенку в первом классе? Естественно, в таком случае ему будет неинтересно ходить в школу, и это вообще отобьет у него желание учиться. Чтоб не было такого нам воспитателям и учителям консультировать родителей о том, как надо готовить, чему научить и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

"Готовность к школе"

Современная действительность ставит перед родителями будущих первоклассников ряд очень непростых задач, начинать решать которые приходится еще задолго до радостного первого сентября. В докладе даётся ...

Психологическая готовность к школе

В презентации имеется краткая информация о психологическрой готовности для родителей будущих первоклассников....

Готовность к школе.

Краткая презентация для родителей будущих первоклассников. Можно использовать на собрании ....

Готовность к школе.

Краткая презентация для родителей будущих первоклассников. Можно использовать на собрании ....

Психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе.         Наступит первое сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники.Первый день в школе- цветы,улыбки,поз...

Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...