ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
картотека на тему
Предварительный просмотр:
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
/Притопы-прихлопы, Зайка, Две веселые овечки, Мишка косолапый, Два жука, Три веселых братца, Кабачок, Подарки, Теремок, Пузырь, Малечина-калечина, Гуси-лебеди, Золотые ворота, У медведя во бору, Мышеловка, Горелки, Угадай чей голосок, Погремушка, Пять маленьких рыбок, Веселый попугайчик, Передай посылку, Рыба-птица-зверь, Радуга, Ярмарка, Палочка-выручалочка, За мячом, Мячик, У дядюшки Трифона, Молчанка./
***
Хлоп! Раз, еще раз
Мы похлопаем сейчас.
А потом скорей-скорей
Хлопай-хлопай веселей!
Пальчик о пальчик тук да тук,
Хлопай, хлопай, хлопай!
Пальчик о пальчик тук да тук,
Топай, топай, топай!
***
Топ-топ, топотушки,
Пляшет зайчик на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет песик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Топ-топ, топотушки,
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут ножки и хвосты.
Что стоишь, пляши и ты!
***
Зайка, беленький сидит,
Он ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Шевелим кистями рук,подняв их к голове
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Хлопаем в ладоши
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Прыгаем на двух ногах
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг... и убежал.
Убегаем
Две веселые овечки
Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
Скачут белые овечки
Рано утром возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
Вверх до неба, вниз до травки.
Вверх до неба, вниз до травки.
А потом кружились
И в речку свалились.
Мишка косолапый
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поет.
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою - топ!
Два жука
На полянке два жука
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Заинька
Один из вариантов потешки про заиньку с простыми движениями
Заинька, выходи,
Серенький, выходи,
Вот так, этак выходи,
Вот так, этак выходи!
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, этак топни ножкой,
Вот так, этак топни ножкой!
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, этак повернись,
Вот так, этак повернись!
Заинька, поскачи,
Серенький, поскачи,
Вот так, этак поскачи,
Вот так, этак поскачи!
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, этак попляши,
Вот так, этак попляши!
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, этак поклонись,
Вот так, этак поклонись!
***
Три веселых братца гуляли по двору,
Три веселых братца затеяли игру,
Делали головками ник-ник-ник,
Пальчиками ловкими чик-чик-чик.
Хлопали ладошками хлоп-хлоп-хлоп,
Топотали ножками топ-топ-топ.
***
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается,
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо!
«Кабачок»
Дети идут по кругу держась за руки, В середине круга сидит ребенок - "кабачок".
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставим,
Танцевать заставим.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь !
"Кабачок" танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится "кабачком".
«Подарки»
Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг ведущего и говорят:
Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Ведущий выбирает один из названных подарков. Если он называет коня, дети изображают лошадку и говорят:
Скачет конь наш чок, чок, чок,
Слышен топот быстрых ног.
Если названа кукла, дети изображают куклу со словами:
Кукла, кукла попляши,
Красной лентой помаши.
Если волчок — дети кружатся на месте, изображая волчка:
Вот так кружится волчок,
Прожжужал и на бок лег.
Если самолет — подражают самолету:
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
Стоящий в центре ребенок выбирает понравившуюся "игрушку". Тот, кого выбрали становится в круг, и игра начинается сначала.
Игра "Теремок"
Детей должно быть не меньше 6. Заранее нужно договорится, кто будет мышка, лягушка, зайчик... Животные могут быть самые разные, необязательно, как в сказке. Все зависит от количества и желания детей. Только мишка-ловишка должен быть один.
Все берутся за руки, идут по кругу и поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок,
Вот по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стручит.
Мышка выбегает в круг и говорит:
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
и остается в кругу.
Остальные дети снова идут по кругу и снова говорят те же слова, но вместо мышки называют лягушку.
Каждый раз названные дети выбегают в круг и спрашивают:
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Им отвечают, стоящие внутри круга:
Я мышка-норушка...
Я лягушка-квакушка... и т.д.
А ты кто?
Услышав ответ, говорят:
Иди к нам жить
Остается один медведь. Он ходит вокруг собравшихся животных и когда его спрашивают:
А ты кто?
говорит:
А я мишка — всех ловишка.
Дети разбегаются и мишка их ловит. Пойманный становится мишкой.
Пузырь
Дети водят хоровод и говорят:
Надуваем пузыри,
Вот какие посмотри!
Постепенно расширяя круг
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Когда ведущий говорит:
Пузырь лопнул,
Разлетелись пузыри.
Дети разбегаются
Малечина - калечина
Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова: "Малечина-калечина"
сколько часов до вечера?
Раз, два ...десять.
Гуси-лебеди
Среди играющих выбирается «волк». Остальные дети — «гуси». Проводятся две линии — два «дома», и очерчивается логово для «волка».
Дети произносят слова:
Гуси, гуси!
Га, га, га!
Есть хотите?
Да, да, ла!
Так летите!
Нам нельзя:
Серый волк, под горой
Не пускает нас домой!
Так летите как хотите!
После этих слов «гуси» пытаются перелететь из одного дома в другой, а волк их ловит. Пойманный становится «волком».
Золотые ворота
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
У медведя во бору
Одного из детей выбирают «медведем». Очерживают два круга. Одно место для «медведя», другой - дом для остальных детей. Дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
На последнем слове «медведь» с рычанием выбигает из берлоги, а дети бегут в «дом». Пойманный становится «медведем».
Мышеловка.
Дети становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое детей - «мышки». Они вне круга. Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".
Горелки.
Играющие становятся парами. Горельщик — впереди пар, спиной к играющим, и говорит:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!
На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим.
“Угадай чей голосок? “ - игра на развитие слухового внимания .
Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
И как скажем скок - скок - скок! -
Угадай чей голосок?
Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.
“Погремушка”
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнут от шума ушки.
На соседей погляди,
И тихонько посиди.
На соседей погляди,
И тихонько посиди.
Пять маленьких рыбок
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Лежало большое бревно на песке,
И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Плывите быстрей, чтобы не проглотил!»
Веселый попугайчик
Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Детям говорят: «Вы - веселые попугайчики, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможете ли вы повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будьте внимательны».
Дети и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде 1 ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:
а) одинаковые - ра-ра-ра;
б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па – па-па-па-па-па.
Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.
Передай посылку
Количество игроков: любое
Дополнительно: маленькая игрушка или конфета, бумага .
Перед тем как играть, надо приготовить "посылку" - взять конфету или мальнькую игрушку и завернуть ее во множество кусочков бумаги или бумажных салфеток.
Дети садятся в круг и ведущий говорит:
- Мы получили посылку, но я не знаю, для кого она. Давайте узнаем!
Дети начинают передавать посылку друг другу по кругу, разворачивая по одному кусочку бумаги. Кто развернет последний, тому и посылка.
Эта игра учит детей делиться.
"Рыба, птица, зверь"
Все играющие становятся в круг, а ведущий, указывая по очереди на каждого, повторяет: "Рыба, птица, зверь". На ком остановится, тот должен быстро назвать и изобразить какого-нибудь зверя, птицу или рыбу - в зависимости от того, что предложил ему ведущий.
Повторять названия не разрешается.
Если в течение нескольких секунд ответа не последует или если игрок ошибется, с виновного берут фант, или он заменяет ведущего.
Радуга
Количество игроков: 7
Дополнительно: небольшие цветные шарики или предметы
Дети сидят в кругу, держа перед собой руки, сложенные "лодочкой". Один из детей или взрослый ходит по кругу и вкладывает в ладошки некоторых детей небольшие цветные шарики или предметы тех же цветов, что и радуга (Как в игре "Колечко")
Если детей меньше семи, то сначала раздаются шарики первых 3-4 цветов радуги, затем следующих цветов.
После того, как водящий обошёл всех детей, он говорит:
"Радуга, появись! Радуга, покажись!"
Те дети, у кого в ладошках есть цветные предметы, встают в ряд по порядку цветов радуги. Остальные смотрят, правильно ли выстроилась радуга.
Первый из детей показывает свой предмет - красный и спрашивает: "У кого есть такой же?" Другие дети по кругу называют предметы, которые могут быть красными: огонь, цветы, одежда, овощи и т.д. Названия не должны повторяться.
Те дети, которые в течение нескольких секунд не могут назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется последним в игре.
Ярмарка
Количество игроков: любое
Дополнительно: мелкие предметы разного цвета
Дети стоят в кругу. Это - "продавцы". Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов - красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он - покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!
На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала "стрелка", спрашивает "покупателя":
- Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий "делает заказ":
- Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)
Теперь ребёнок, "принявший заказ", должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
- На тебе грушу, - говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.
Ход игры может быть разным - смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ ( детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.
Палочка-выручалочка
Количество игроков: любое
Дополнительно: палочка из дерева, длиной 50 – 60 см, диаметром 2 –3 см, ярко окрашенная
Дети выбирают водящего считалочкой:
- Я куплю себе дуду
И на улицу пойду!
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!
Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку – выручалочку. Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит:
Палочка, пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет. После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит:
Палочка-выручалочка нашла … (имя игрока). Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить.
Неслышно за мячом
Количество игроков: любое
Дополнительно: мячи
Эту игру можно проводить только при полной тишине. Играющие располагаются по кругу. В центре водящий, вокруг него на полу несколько больших и малых мячей (булав, городков).
Водящий закрывает глаза и по сигналу ведущего один, двое или трое играющих неслышно подходят к лежащим предметам, тихо берут какие-либо из них (по одному каждый) и возвращаются на свои места. Водящий старается услышать или угадать, когда играющий берет предмет.
Если он более-менее уверен, что услышал, то говорит: “Стой!” - и показывает рукой в направлении играющего, и тот выходит из игры, когда водящий прав. Если водящий не угадал, посылают новых игроков брать предметы.
Мячик
Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик, вверх!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. В кого попал мячик, становится водящим. (Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего).
У дядюшки Трифона
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей:
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Молчанка.
Перед началом игры все играющие произносят певалку:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.
Правила игры . Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для детей.
Игра - очень важный вид деятельности для младших школьников. В материале представлены подвижные игры, в которые можно играть на улице (в разное время года), на праздниках в школе и дома....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
Подвижные игры для детей начальных классов
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно м...
Логические и подвижные игры для детей от 7до 10 лет
Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...
Подвижные игры для детей с нарушением зрения
Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка. Психологической основой игры является господство чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние смех, слёзы, восторг, то ...
Консультация для родителей на тему: «Подвижные игры для детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей на тему: «Подвижные игры для детей с нарушениями речи»...