Авторская программа "Тропинки радости"
методическая разработка на тему

Блинова Светлана Николаевна

Программа "Тропинки радости" разработана в комплексе с ощешкольной программой начальной школы,куда входят различные направления: научно-познавательное,художественно-эстетическое, военно-патриотическое, валеологическое и др. Мною была разработана программа по психолого-педагогичекому направлению, которая основана на взаимодействии и сотрудничестве учителя и учеников, а так же на развитии коммуникативных навыков. Программа презназначается для дошкольного возраста и первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx423.34 КБ

Предварительный просмотр:

Игротека по успешному взаимодействию

 и сотрудничеству

«Учитель-группа-ученик»

 1.Создание работоспособности в группе

Алфавит  

Участникам, сидящим в кругу, раздаются карточки, на каждой из которых написана буква алфавита ( всего 33 карточки), ничего страшного, если у кого-то окажется 2 и более карточек.

В центр круга ставится стул, и по команде участникам предлагается сложить все карточки в алфавит, чтобы нижней карточке соответствовало первая буква алфавита, а верхней - последняя.

Ведущий (педагог или ребенок) проверяет правильность выполнения задания, и если участники не справились с заданием, все повторяется вновь.

Играющим необходимо не только быстро восстановить в памяти алфавит, но и следить за тем, когда нужно положить свою карточку, чтобы не ошибиться и не задерживать группу.

Это задание можно проводить и на время, а так же русский алфавит можно заменить и на любой другой (например, на английский).

Вещь (предмет на букву…)

Участники по кругу называют предметы (которые можно увидеть, а не абстрактные понятия) на заданную букву.

Казалось бы, совсем простое упражнение, но ,тем не менее, имеющее огромный потенциал, потому что заставляет участников обратиться к визуальной памяти и вспомнить различные предметы, одновременно следя за тем, чтобы не повторяться.

Гомеостаз

Ведущий хлопает в ладоши.

Задача участников, не договариваясь, выбросить одинаковое количество пальцев на руках. Если задача не решена, делается очередная попытка.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

  • Какую стратегию вы выбрали?
  • На кого вы ориентировались, собираясь выбрасывать свой вариант?
  • Был ли среди вас человек, не соглашавшийся с группой и выкидывающий все время свой вариант?

Краш-бум-банг

Все участники сидят в кругу и вместе выполняют следующие действия: 1 раз стучат по коленям, 1 раз хлопают в ладоши, 1 раз щелкают пальцами левой руки, 1 раз щелкают пальцами правой руки.

Водящий начинает и на щелчок левой руки называет свое имя, а на щелчок правой руки - имя кого-нибудь из круга.

Тот человек, чье имя назвали на щелчок левой руки, называет свое имя, а на    

   щелчок правой руки - имя следующего участника и т.д.

Это упражнение можно проводить и в малознакомой группе. С помощью ритмичных хлопков создает ощущение единства в группе.

               Пингвинчики

Ведущий сообщает группе приблизительно следующее: « Все мы знаем,

что пингвины живут в Антарктиде и бывает им там очень холодно. Они вытягивают руки вдоль туловища и, переваливаясь с ноги на ногу, сбиваются в стайку и постепенно перемещаются в хаотичном порядке: из центра на периферию и обратно». Задача участников: встать как можно плотнее и , изображая пингвинчиков, тереться друг о друга, тем самым перемещаясь от центра скопления к краю и наоборот. Необходимо, чтобы каждый участник побывал в центре, т.е. « погрелся».

Это упражнение с помощью тактильного контакта сокращает дистанцию в общении, позволяет участникам активно подвигаться, снять мышечное напряжение, которое может возникать после информационных и физически пассивных блоков занятий.

Часы

Упражнение проводится в группе из 12 человек (возможно 13-14)

Участники сидят в кругу. Группа- это большие часы.

Ведущий определяет цифры каждого игрока на циферблате часов. Затем он называет время, например 18:40, тогда сначала тот, на чьей цифре стоит часовая стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, на чьей цифре стоит минутная стрелка, говорит « бом».

Если обе стрелки смотрят на одного человека, то он сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».

Если участников больше чем 12, то время называют 13-й и 14-й поочередно.

Ведущий называет время в быстром темпе, так, чтобы участники быстро переключались и прикладывали усилия к тому, чтобы следить за тем временем, которое называется.

Ведущий должен следить и за правильностью выполнения задания участниками.

Что ты делаешь?

Участники стоят в кругу.

Первый начинает выполнять какое-либо движение ( например, копать).

Второй (его сосед) спрашивает: « Вася, что ты делаешь?»

Он отвечает, например: « Играю в теннис».

Второй участник начинает выполнять движения, как будто он играет в теннис.

Следующий спрашивает: «Петя, что ты делаешь?».

Он отвечает что-то ( что еще не говорили в группе) и игра продолжается.

Это упражнение очень весело проходит в подростковой группе, где участники достаточно экспрессивно показывают действия соседа и, в силу психовозрастных особенностей и желания выделиться перед сверстниками, достаточно изобретательны, чтобы загадать интересное действие. Все это создает непринужденную обстановку для начала занятия, а так же может служить замечательной настройкой для занятий.

  1. Освоение пространства

как метод создания групповой атмосферы

   

Зоопарк

Участники сидят в кругу.

Каждый называет себя любым животным (названия животных не должны повторяться). Самое главное - запомнить, какие животные есть в зоопарке.

Один водящий выходит в круг. Один стул остается пустым.

Тот участник, который сидит по левую сторону от пустого стула, ударяет правой рукой по стулу и называет любое животное.

Тот участник, который назвал себя этим животным, садится на этот стул.

Освобождается другой стул. Все повторяется.

Задача водящего – пока не занято место и не названо животное, сесть на пустой стул.

Если стул занят или животное названо, водящий не имеет право садиться на этот стул.

Вариант этого упражнения с животными достаточно сложен, однако он подходит для группы младшего школьного возраста, если ребята знакомы между собой. Если нет, то можно сначала называть имена друг друга, а не животных, и  играть по тому же алгоритму. Ведущему необходимо обратить внимание на динамику игрового взаимодействия, постоянно ее контролировать и удерживать ее на достаточно высоком уровне. Это упражнение хорошо не только тем, что концентрирует внимание, но с его помощью можно значительно повысить групповую динамику и снять мышечное напряжение за счет движения.

Циклоп

Участники становятся в круг, водящий выходит на середину.

Задача играющих - установить контакт с товарищем на противоположной стороне круга ( визави) только с помощью взгляда.

Нельзя произносить звуки и делать движения для привлечения внимания. Как только они установили контакт, они должны одновременно поменяться местами, пробежав через середину круга.

Водящий, в свою очередь, внимательно наблюдает за участниками и старается догадаться о перемене мест, чтобы занять место одного из перебегающих. Тот из игроков, кто не успел встать в круг, т.е. на его место встал водящий, становится новым водящим.

  1. Игровые методы повышения уровня взаимодействия в группе

Аппаратчики

Из группы вызываются 3 человека – это механики-аппаратчики.

Все остальные участники – роботы.

Задача механиков – аппаратчиков – сделать так, чтобы роботы не сталкивались друг с другом и не сломались.

              Роботы двигаются по комнате только по прямым линиям в указанном

                     механиком-аппаратчиком направлении, в том случае, когда они

 натыкаются на стену или на другого робота, они ломаются и начинают громко пищать. Направлять их в другую сторону может только механик – аппаратчик.

Секрет работы механиков - аппаратчиков состоит в том, что им необходимо образовать импровизированный треугольник (встать на 3-х вершинах) и направлять роботов по его граням. Но ведущий не говорит об этом участникам, они сами стараются догадаться, найти правильную стратегию.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

  • Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
  • Удалось ли вам справиться с заданием?
  • Сколько времени вам на это понадобилось?
  • Какую стратегию вы выбрали для выполнения этой задачи?
  • Что вы сделали для того, чтобы ее выполнить?
  • Какую роль играл каждый механик - аппаратчик?
  • Что мешало вам при выполнении задания?
  • Как можно было бы выполнить задание по – другому?

Говорящие скульптуры

Один участник становится «скульптором», еще двое добровольцев – «пластилином», «глиной», т.е. тем материалом, из которого необходимо будет «лепить фигуры».

Будущим « скульпторам» завязывают глаза.

Группа участников, которые стали наблюдателями, загадывают вслух персонажей одной сказки, например: Красную Шапочку и Волка, или Мальвину и Пьеро и  т.д. Только загадывают они так, чтобы сами персонажи не знали, кого из них «лепят».

«Скульптор» начинает свою работу. Когда она завершена, «скульпторам» развязывают глаза.

Ведущий называет им сказку, персонажами которой они являются, но самих персонажей не называет. Они начинают диалог, в процессе которого пытаются понять, кого они играют.

Это упражнение позволяет участникам попытаться построить свое взаимодействие на позициях сотрудничества, они стремятся к общей цели ( стараются понять, кто есть кто) и, таким образом, оказываются в ситуации неопределенности, разрешить которую они могут только сообща. Вместе с этим участники задействуют свои творческие способности, и это дает им возможность раскрепоститься. Это упражнение будет эффективно и в разрешении межличностных конфликтных ситуаций, если вы выберите конфликтующих друг с другом участников группы для этого упражнения.

Ищу друга

Каждый участник группы пишет на чистом листе объявление о поиске друга. При этом ограничений в тексте и четкого алгоритма написания нет. Главное -не подписываться. На это отводится достаточное количество времени, например 8-

  10 минут.

Эти объявления расклеиваются по комнате (по классу).

Затем все участники, прогуливаясь по комнате, читают их,

выбирают максимум 3 объявления, на которые они откликнулись бы, и

ставят на них галочку или крестик.

Потом все объявления собираются, и подсчитывается количество откликов.

Можно обсудить, почему то или иное объявление набрало определенное количество откликов, с чем это связано.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

  • Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
  • Чем вы руководствовались, когда выбирали объявление, на которое    

откликнулись?

  • Сколько времени вам для этого понадобилось?
  • Сколько объявлений вы выбрали?
  • На чем сделан акцент в вашем объявлении?
  • Сколько человек откликнулось на ваше объявление?
  • Сейчас вы изменили бы текст своего объявления?

 

Это простое, на первый взгляд, упражнение может дать богатый материал для анализа. Постарайтесь вывести свою группу на обсуждение отношений между людьми, на то, что превалирует в их собственных отношениях- предъявление требований и ожиданий чего-то от других или предложение всего того, что есть в них самих. Не говорите им, что правильно, а что нет – правильного поведения не существует, не оценивайте позиции участников в группе. Пусть они дадут друг другу обратную связь – что они чувствуют и думают в ответ на ту или иную позицию, пусть сами определяются с тем, какая позиция для них наиболее приемлема.

Никто из вас не знает, что я…

Участники сидят в кругу и бросают друг другу мячик.

Тот, у кого мячик, завершает фразу: « Никто из вас не знает, что я…»

Ведущий контролирует процесс таким образом, чтобы мячик побывал у всех участников.

С помощью этого упражнения вы можете выявить скрытые ресурсы участников вашей группы, кроме того, повысить уровень уважения, привязанностей, доверия участников группы друг к другу, что поможет вам сделать работу вашей группы еще более эффективной.

Транспортное средство

Все участники сидят в кругу, один желающий выходит в центр и начинает изображать одну из деталей какого-либо транспортного средства, к нему присоединяется второй и т.д.

Когда транспортное средство готово, участники комментируют, какой же деталью они были.

После чего вся машина пытается проехать хотя бы 2 метра.

Ведущий говорит о том, что мы собираемся построить транспортное средство,

   но что у нас получится, мы еще до конца не знаем.

    Такое упражнение позволяет участникам «вчувствоваться» друг

в друга, попытаться понять, какой «деталью» транспортного средства стали другие участники. Кроме того, всем вместе необходимо будет наладить эффективное взаимодействие, чтобы «доехать» до места назначения.

Фигура

Все встают в тесный круг, прижавшись к друг другу плечами.

Задача: с закрытыми глазами перестроиться в квадрат.

Ведущий стоит в центре и следит, чтобы глаза были закрытыми.

Интересно, как игроки будут переговариваться. Эта игра хороша и для диагностики социально-ролевых позиций, распределения ролей, лидерства. В хорошо «разогретой» и сработавшейся группе можно усложнить и выключить из процесса не зрение, а голос, т.е. устранить возможность переговариваться. Можно провести такую игру и в начале работы и в конце, чтобы посмотреть, произошли ли какие-нибудь изменения в стиле взаимодействия группы. Можно также строить и другие геометрические фигуры, разные по степени сложности их построения: круг, треугольник, ромб, параллелепипед и т.д.

Копна – горка – тропинка

Играющие разбиваются на группы по 6-10 человек.

Участники каждой группы, взявшись за руки, образуют круг.

Игра начинается с легкого бега вправо по кругу. По сигналу «Тропинка!» играющие должны построиться в цепочку и присесть.

Когда ведущий  выкрикивает «Копна!», каждая группа делится на две подгруппы, игроки соединяют руки и поднимают их вверх.

По сигналу «Горки!» играющие снова строятся в цепочку, но при этом первые встают во весь рост, в следующие  за ними приседают, образуя, таким образом, «горку».

Та группа, которая раньше и качественнее других выполнит задание, получает одно очко, после чего игра возобновляется.

Выигрывает группа, набравшая большее количество очков.

На основе этого упражнения вы можете очень четко увидеть уроки взаимодействия участников вашей группы друг с другом и проанализировать с ними степень успешности их совместной деятельности.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

  • Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
  • Удалось ли вам справиться с заданием?
  • Сколько времени вам на это понадобилось?
  • Что способствовало выполнению задания?
  • Что вы сделали для того, чтобы его выполнить?
  • Какую роль играл каждый участник?
  • Что мешало вам при выполнении задания?
  • Как можно было бы выполнить это задание по-другому?

Зум

Участники сидят в кругу.

     Ведущий говорит, что сейчас мы попали на трассу, где с огромной

    скоростью проносятся машины. А едем мы так: я резко поворачиваю голову к правому соседу и передаю ему звук «зум», он передает его своему правому соседу и т. д. если кто-то хочет притормозить или остановиться, то он немного отклоняется назад и издает звук тормоза, а «зум» передается в обратном направлении.

Это упражнение эффективно использовать в том случае, когда ва нужно создать из отдельных членов группы «единый организм». Оно проходит на достаточно высоком эмоциональном уровне, поэтому не рекомендуется использовать его перед серьезными занятиями.

  1. Игры и упражнения на развитие навыков

межполового взаимодействия

Апельсин

Участники сидят в кругу.

Желательно, чередуясь: девочка-мальчик.

Первый игрок зажимает игрушку подбородком и передает ее без помощи рук следующему участнику.

Если игрушка падает, все начинается сначала.

Затем можно передавать игрушку коленями, локтями и т.д.

Клоун (спичечный коробок)

Участники сидят в кругу, чередуясь: девочка-мальчик.

Спичечный коробок надевается на нос и таким образом передается по кругу.

Лопни шарик!

Группа разбивается на пары: мальчик и девочка.

Каждая пара получает достаточно слабо надутый воздушный шарик.

В то время пока играет музыка, нужно без помощи рук, зажав шарик между собой, постараться его лопнуть.

Можно модифицировать правила и держать шарик между животами, спинами, коленями и т.д.

Паром

Игра учит мальчиков заботиться о девочках, а девочек принимать эту заботу, особенно актуальна она для младшего подросткового возраста, где навыки цивилизованного межполового взаимодействия еще не сформированы.

Комната делится двумя линиями на три части, центральная часть — река, две крайние — берега.

Группа делится на команды, в каждой команде примерно равное количество юношей и девушек. Девушки не умеют плавать, и задача юношей — переправить их на другой берег.

Если девушка во время переправы касается рукой или другой частью тела «воды», т. е. центральной части пола, то команда начинает заново. За этим внимательно следит ведущий. По его сигналу команды начинают соревноваться, кто быстрее переправит своих девушек на другой берег.

Игра носит характер соревновательности, поскольку младшим подросткам непросто решиться на межполовое взаимодействие без внешнего мотива, но  для основной цели игры соревнование является второстепенным, поэтому не надо делать на нем акцент. Задача ведущего, как раз наоборот, все внимание участников направлять на аккуратность и внимательность в выполнении задания. Девочек нужно переправлять на другой берег бережно, и это является основной задачей, а не скорость. Поэтому ведущий останавливает игру и строго штрафует участников за нарушение этого правила. В противном случае игра превратится в эстафету с грубым «перетаскиванием» на другой берег.

5.  Упражнения по формированию умений ставить цели и на развитие навыков  конструктивно        разрешать   конфликты

Волшебная подушка

Цель: Развивать у детей способность излагать свои мысли.

Способность мечтать, выражать свои желания является предпосылкой к умению осознавать и ставить цели, а в последствии и достигать их. Дать детям почувствовать, что другие члены группы внимательно эти желания выслушивают и принимают всерьез.

Материалы: небольшая подушка, на которой может уместиться один ребенок. Инструкция: Сядьте, образуя круг.  У меня есть волшебная подушка. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать на м о каком-нибудь желании, может быть, самом важном. Возможно, оно будет связано с кем-то из ребят в классе, или со мной, или со школой в целом. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу…» Все остальные будут внимательно его слушать.  Рассказчик сам решает, кому он передаст подушку дальше. После того, как мы выслушаем желания всех ребят, мы поделимся впечатлениями.

  Проследите, пожалуйста, чтобы очередь дошла до каждого ребенка. Если возможно, сыграйте два раза.

Анализ упражнения:

  • Слушали ли тебя остальные ребята?
  • Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания?
  • Есть ли у тебя желания, которые могут выполнить учитель или ребята из класса?

Спор  не ссора

Цель: развивать умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Материалы: Бумага, карандаши, ручки.

Задание: Вы, наверняка, не раз оказывались в ситуации спора. И знаете, что он чаще всего происходит на повышенных тонах. И, чем выше тон, тем больше спор напоминает ссору и тем сложнее найти выход из этой ситуации. В подобную ситуацию попадают ребята, герои рассказа В.Драгунского «Удивительный день»

Дети прослушивают эпизод, где начинается спор о том, кто будет космонавтом.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре.
  • Почему это произошло?
  • Давайте обсудим вместе: Они обижают друг друга, скажете вы. Правильно, обидные  высказывания в спорной беседе, конечно, недопустимы. Они не слушают друг друга и «горячатся», как часто говорят о тех, кто спорит.
  • Какая самая главная причина неудачи ребят?
  • Каким должен быть космонавт, какими качествами он должен обладать?
  • О чем спорили друзья?
  • Как можно бы было избежать ссоры?


        

Практический курс социально-личностного                    развития    «Тропинки радости».

                                             Пояснительная записка.

     Социально-личностное развитие процесс и результат двух     взаимосвязанных и      взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся

одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.

     Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться  в доступном ему  социальном окружении, осознавать самоценность  собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.     Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного  предшествующими  поколениями, только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок  овладевает  речью,  новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности,

закладывается характер.

       Цель: освоение первоначальных представлений социального   характера и включения детей в систему социальных  культурно - личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками.  

       Задачи курса:

  1. Обучение детей пониманию себя и умению быть в мире с самим собой.
  2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие потребности в общении.
  3. Развитие у детей умения общаться в различных жизненных ситуациях со сверстниками. родителями, педагогами и другими окружающими людьми.
  4. Формирование у детей умений использовать различные выразительные средства общения.
  5. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей.

6)Развитие самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния.

7)Создание условий для проявления положительных  черт своего характера.

  1. Пополнение о обогащение знаний детей о своей семье, доме, малой и большой родине,  школе.
  2. Формирование положительного и «правильного» отношения к школе и желания учиться.

                                        Предполагаемые результаты:

- умеет с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли     в соответствиями с условиями и задачами коммуникативной среды;

    - владеет монологической и диалогической формами речи;

    -умеет слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном     обсуждении  и  решении проблемы;

    -конструктивно взаимодействует и разрешает возникающие конфликты;

    -проявляет инициативу в беседе со сверстниками и взрослыми;

    -осуществляет планирование и оценку  своей деятельности;

    -испытывает потребность в сотрудничестве, в доброжелательном  внимании и уважении взрослого;

   - стремится к взаимопомощи;

   -принимает учебную задачу.

    Социально-личностное развитие ребенка включает в себя:

    • Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада,  преобладающее

настроение, активность в общении со взрослыми и сверстниками.

    • Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает), умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам.

    •  Основные черты общения и взаимодействия со взрослыми –

активность, инициативность в общении, умение понять эмоциональные и физические состояния взрослого, проявить внимание и умения культуры общения. Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе, типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный), проблемы взаимоотношений со сверстниками (если есть).

• Знание ребенком своих индивидуальных особенностей, умение выражать свои чувства, желания, потребности, интерес к своему прошлому, настоящему и будущему. Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер

самооценки.

•  Наиболее яркие личностные качества и черты поведения.

•  Основные проблемы поведения и общения.

Содержание работы:

  1. Развитие игровой деятельности: игровое упражнение, индивидуальная игра, совместная игра с учителем, совместная игра со сверстниками.
  2.  Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: игра, чтение ,беседа, педагогическая ситуация, наблюдение.
  3. Формирование первичных, личностных, семейных, гендерных представлений об обществе, стране, мире.

                                    Планирование занятий по курсу

                     социально-личностного  развития «Тропинки радости»

№ занятия

Тема занятия

1

Диагностика детей.

2

Диагностика детей.

3

Кто я?

4

Познай себя.

5

А что у меня внутри?

6

Чем мы чувствуем мир?

7

Мы все разные, но все похожи!

8

Моя семья.

9

Удивительная планета.

10

Я среди людей.

11

Люди вокруг меня.

12

Моя родина – это мой дом?

13

Секрет волшебных слов.

14

Мои мечты.

15

Загадки природы.

16

Загадки природы.

17

Кто он –Друг?

18

Мальчик  и девочка.

19

Азбука настроения.

20

Дремучий лес страха.

21

Добро и зло.

22

Я сам!

23

Чувства людей.

24

Я достоин счастья.

25

Что я могу.

26

Снова в школу.

27

Тестирование детей.

28

Тестирование детей.

 

                               

 

                                       Занятие 13. « Секрет волшебных слов».

                 Задачи:

             -дать детям представление о различных формах вежливого общения между     людьми;

            -познакомить с правилами этикета;

            -раскрыть значение вежливых слов;

            -побуждать к доброжелательному общению с окружающими людьми.

                                                               Содержание.

                           Дерзай, узнавай!

  1. Упражнение «Приветствие».

Учитель в руках держит большую мягкую игрушку. До начала занятия детям предлагается пройти мимо игрушки и поздороваться с ней по-своему.

Беседа: «Как вы думаете,  как чувствует себя «Зайка»?  Почему? Кто из вас поздоровался?

Мы оказались такими внимательными к «Зайке». А кто не знал как поздороваться  с «Зайкой» и посмотрел как это делают другие?  А вам нравится когда на вас обращают внимание?  Здороваются?  Спрашивают что-то про вас? Давайте мы друг другу улыбнемся.

Давайте сядем в круг и вместе произнесем слово здравствуйте. Как оно звучит? Что оно обозначает?

Далее учитель говорит, что оно обозначает и как  и с кем принято здороваться.

  1. Игра « Давайте поздороваемся». Игра способствует снятию мышечного напряжения, переключение внимания. Дети по сигналу учителя начинают хаотично двигаться по классу и здороваться со всеми, кто встречается им на пути. Но здороваться надо определенным способом: ладошками друг к друг, прикасаясь спинками, мизинчиками. Пяточками, животиками и др.

                     Твори, размышляй!

  1. Коллективная деятельность. Дети делятся на команды.

Игра « Кто больше знает добрых слов». За каждый ответ участники команд получает лепесток от цветка вежливости. Рассуждения на тему: Что значит быть вежливым?»

  1. Дидактическая игра « Как Буратино стал вежливым»
  2. Разучивание стихотворений- рифмовок.
  3. Игра-инсценировка по стихотворению З.Мошковской

«Вежливое слово».

Распределение по ролям,  выбор  режиссёра.

Дети пробуют сами придумать свои вежливые слова.

                  Анализируй, удивляй!

  1. Упражнение «Ковер волшебных слов».

Дети предают друг другу мяч и проговаривают вежливые слова и произносят комплимент своему соседу.

       Итог занятия. Чему научились? Что было трудным? Что запомнилось?

Анкета для определения

школьной мотивации учащихся начальных классов

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался  бы дома

- пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

 9. У тебя в классе много друзей?

- мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся

- не очень

- не нравятся

11. Тебе трудно общаться  со своими одноклассниками?

- трудно

- легко

- трудно только с некоторыми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Привитие навыков культурного поведения ,уважения старших на основе стихов,песен и частушек, на примере сценки с участием Мальвины и Буратино....

Сценарий "8 Марта - день торжественный, день радости и красоты"

Сценарий "8 Марта - день торжественный, день радости и красоты"...

Социально-значимый проект "Разговор о правильном питании". Презентация "Каша-радость наша"

Презентация "Каша - радость наша" принимала участи в краевом этапе конкурса методик реализации тематических модулей второй части программы "Две недели в лагере здоровья" и третьей ...

Авторская разработка по чтению "Сказки - народные и авторские"

данный материал позволяет сравнить сказки, дает возможность творческой деятельности всех учеников класса, дает возможность учителю организовать интересный урок....

авторская разработка - презентация к уроку чтения "Сказки- народные и авторские"

используется в помощь к технологической карте урока...

"РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ» В 4 КЛАССЕ., авторская статья

Значимую роль в духовном и нравственном воспитании школьников играют православные праздники. Обычаи и традиции христианских   праздников являются неотъемлемой частью культурологической соста...

Авторская разработка участника конкурса профессионального мастерства «Арсенал идей» среди педагогов муниципальных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска в номинации «Авторская разработка

Занятие посвящено решению важной проблемы: воспитание у детей доброты, умения дарить радость окружающим людям, формирование нравственных знаний, развитие чувства товарищества, взаимопомощи; воспитание...