Тестовые задания по математике и их использование в процессе обучения/
статья по теме
Содержание
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1.Теоретические основы использования тестовых заданий при обучении младших школьников на уроках математики…………………… 7
1.1 Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Различные формы контроля………………………………………………………………………. 7
1.2 Особенности организации контроля и учета знаний в начальной школе………………………………………………………………………….. 12
1.3 Понятие "тест" в современной методологии…………………… 17
1.4 Виды и функции тестовых работ………………………………… 19
1.5 Тестовые задания и их классификация. Алгоритм составления тестовых заданий……………………………………………………………… 22
Выводы по главе 1……………………………………………………… 26
Глава 2. Формирование основных математических навыков младших школьников через решение тестовых заданий……………………………… 27
2.1 Организация деятельности учащихся при работе с тестовыми заданиями……………………………………………………………………… 27
2.2 Содержание и ход эксперимента…………………………………. 41
Выводы по главе 2……………………………………………………… 48
Заключение……………………………………………………………… 49
Список литературы …………………………………………………… 51
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vkr.doc | 249.5 КБ |
testovye_zadaniya_po_matematike_i_ikh_ispolzovanie_v.pptx | 306.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Московский государственный гуманитарный университет
Им. М.А. Шолохова
Педагогический факультет
Кафедра теории и методики начального образования
Специальность 050708 - Педагогика и методика начального образования
Тестовые задания по математике и их использование в процессе обучения
Выпускная квалификационная работа
студентки 6 курса заочного отделения
Бобровской Екатерины Анатольевны
Научный руководитель
к.п.н., доцент Воителева Галина Викторовна
Рецензент
д.п.н., доцент Редько Зоя Борисовна
Допущен к защите:
Зав. Кафедрой:
Москва- 2011
Содержание
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1.Теоретические основы использования тестовых заданий при обучении младших школьников на уроках математики…………………… 7
1.1 Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Различные формы контроля………………………………………………………………………. 7
1.2 Особенности организации контроля и учета знаний в начальной школе………………………………………………………………………….. 12
1.3 Понятие "тест" в современной методологии…………………… 17
1.4 Виды и функции тестовых работ………………………………… 19
1.5 Тестовые задания и их классификация. Алгоритм составления тестовых заданий……………………………………………………………… 22
Выводы по главе 1……………………………………………………… 26
Глава 2. Формирование основных математических навыков младших школьников через решение тестовых заданий……………………………… 27
2.1 Организация деятельности учащихся при работе с тестовыми заданиями……………………………………………………………………… 27
2.2 Содержание и ход эксперимента…………………………………. 41
Выводы по главе 2……………………………………………………… 48
Заключение……………………………………………………………… 49
Список литературы …………………………………………………… 51
Введение
Актуальность темы определяется тем, что тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника , который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуально траекторию учения каждого ребёнка.
Социально- экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Современные образовательные тенденции обусловили необходимость обновления образовательного процесса в начальной школе.
В процессе обучения нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимыми знаниями и умениями. Это ведёт к отставанию в учёбе и может перейти в устойчивую неуспеваемость. А любая неуспеваемость начинается с появления небольшого пробела в знаниях и умениях. Действительно, для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заменить возникшую трудность и устранить её. Это обстоятельство требует нахождения эффективных путей своевременного обнаружения и ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Определить пути и способы устранения возникших ошибок и недочётов невозможно без детального анализа деятельности школьника. Анализируя ошибки, учитель должен проследить весь ход рассуждений ученика, установить этап, на котором допущена ошибка. Учитель не имеет возможности выявлять любую ошибку, индивидуально общаясь с каждым учеником. В связи с этим нужны специальные средства, позволяющие выявлять и устранять возникающие ошибки либо на этапе восприятия нового материала, либо на этапе осознания и осмысления.
Значительную помощь в своевременном выявлении недостаточного понимания изучаемого понятия или отдельных операций формируемого умения, одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения является система контроля с использованием тестовых технологий.
Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.
Содержание всех видов тестовых заданий соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, оканчивающих начальную школу.
Тестовые задания представлены в нескольких вариантах, открытой и закрытой формах, комбинированные тесты. К каждому заданию определены цели работы, предлагаются инструкции для учителя и обучающихся.
Быстрыми темпами развивается компьютерное тестирование, что даёт возможность перейти к созданию современных систем обучения и контроля. Без тесов невозможен переход к самому прогрессивному обучению учащихся на основе системы полного усвоения знаний. Обучение желательно начинать с входного тестирования, сопровождать текущим контролем с помощью заданий в тестовой форме и заканчивать и заканчивать объективным тестированием учебных достижений. Кроме того, тесты позволяют наладить самоконтроль - самую гуманную форму контроля знаний, а также организовать рейтинг - эффективное средство повышения учебной мотивации.
Первые работы по психологическому тестированию ( Дж. Кеттел, Ф. Гальтон, В. Маккол, А. Бине и др.) относятся к концу 19 века. Позднее известные на тот момент аспекты разработки тестов были перенесены из психологии в педагогику ( В. Штерн, А. Отис и др.)
В нашей стране широкое распространение психологические и педагогические тесты получили в 60- х годах прошлого столетия ( С.И. Воскерчьян, Э.И. Моносзон, В.П. Беспалько, К.А. Краснянская и др.), но первые попытки их использования были предприняты в начале 20 века ( П.П. Блонский, А.П. Болтунов, М.С. Бернштейн, Г.И. Залкинд и др.).
В методику обучения математике тесты вошли не так стремительно как в психологию и педагогику, что объясняется развитием самой методики и становлением её в качестве самостоятельной научной области.
Долгое время методика обучения математике рассматривалась как приложение дидактики. Поэтому использовались тесты, заимствованные из психологии и педагогики, которые не получали должного распространения в практической деятельности учителя.
Создана база для выполнения исследований в области теории и методики использования тестов в обучении математике. Введение деятельностного подхода ( А.А. Столяр, Г. И. Саранцев, О.Б. Епишёва, В.И. Крупич и др.) с выделением действий, адекватных этапам формирования понятий, работы с теоремами ставит проблему управления процессом обучения этим действиям, диагностики уровня их овладения обучаемыми. Следовательно, созданы условия для расширения функций тестирования и систематического использования тестов в практике преподавания предмета в качестве средства диагностики и управления знаниями учащихся.
Все выше сказанное свидетельствует о том, что рассмотрение тестов как средство диагностики, управления и контроля за деятельностью учащихся позволяет их использовать не только на итоговых этапах темы, четверти, года, но и в процессе формирования понятий. Следует отметить, что в теоретических трудах и на практике этой проблеме уделено недостаточное внимание. В этом и заключается актуальность данного исследования.
Целью исследования является использование тестовой технологии для подготовки обучающихся к успешному выполнению тестовых заданий в начальной школе.
Объектом исследования - процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования - тестовые задания как средство контроля ЗУН у учащихся в процессе изучения математики.
Гипотеза исследования - если тестовые задания использовать на уроках математики наряду с другими формами контроля, то это не только позволит получить объективную картину ЗУН учащихся в процессе обучения, но и позволит подготовить их к централизованному тестированию.
Объект и предмет данного исследования определили следующие задачи исследования:
- Изучить проблему тестирования в трудах педагогов-психологов;
- Изучение методологических основ понятия "тест";
- Разработать систему тестовых заданий по математике, способствующих формированию основных математических умений и навыков при выполнении тестовых заданий.
- Исследовать влияние использования тестовых заданий на уровень подготовки обучающихся в процессе выполнения тестовых заданий на уроках математики;
- Изучить проблему использования тестовых заданий в практике обучения;
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы: системный анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, обработка данных, полученных в ходе эксперимента.
Глава 1.Теоретические основы использования тестовых заданий при обучении младших школьников на уроках математики.
1.1 Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Различные формы контроля.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три форы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная,
При индивидуальном контроле каждый школьник получает своё задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) в каждой группе даётся проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно - графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четвёркой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям.
Для оперативного контроля знаний и умений по математике учеников начальной школы традиционно используются дидактические материалы - специально подобранные и систематизированные упражнения.
Планируемые результаты обучения математике, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты.
Тест тем принципиально отличается от привычного контроля знаний, что к нему( заданию) необходимо заранее приготовить эталон, с которым сравнивают ответ учащихся. Эталон необходим для точного определения степени усвоения учащимся содержания обучения.
Тест- это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях.
Достоинство:
Главное достоинство тестовой проверки в скорости и объективности, а традиционной проверки посредством дидактических материалов- в её основательности.
Недостатки:
Если учащиеся проставляют только номера ответов, тут учитель не видит характера хода решения - мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятным. Гарантии наличия знаний у учащегося нет.
К недостаткам тестов также можно отнести возможность угадывания. Если, например, тестовое содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие задания можно угадать.
Введение тестового контроля.
Решая задачи формирования учебной деятельности, мы должны формировать инструмент - предметные знания и умения, которые являются средствами для решения более значимых для нас задач, следовательно, необходимо отслеживать (контролировать и оценивать ) сами знания и умения, но механизм оценки и контроля должен быть иной, чем в классах традиционного обучения.
Особенность предметного содержания заключается в том, что, начиная с первого класса, оно выстраивается через систему научно - теоретических понятий, усвоение которых каждым ребенком служит главным усвоением формирования научного мышления.
Теоретическое понятие характеризуется следующими особенностями: предметностью, системностью и обобщенностью.
Предметность знаний предполагает возможность выделения генетически исходной сущности объекта, умение выделять существенные связи и отношения объекта, отвлекаясь от внешних признаков его проявления, фиксировать уже известное содержание в знаковой форме и, наоборот, реализовать знаковую форму в виде предметных действий. Таким образом, предметность может служить одним из критериев сформированности понятий. Умение преобразовывать заданные условия, сводя их к всеобщей основе - показатель обобщенности знаний.
Под системностью понимается умение преобразовывать исходную абстракцию с целью построения частной формы. Системность проявляется в умении ученика работать со знаковой системой, без обращения к внешнему плану действий.
Чтобы ответить на вопрос, оперирует ли ученик понятиями или остается на уровне общих представлений, необходимо специально продиагностировать - присуще ли его знанию предметность, обобщенность и системность. Наличие всех трех характеристик будет служить показателем уровня сформированности теоретических знаний.
Таким образом, в контроле знаний необходимо делать упор не на совокупность отдельных сведений и умений, а на основанное применение обобщенных понятий для решения большого круга частных задач. Это возможно отследить через систему тестовых диагностических заданий.
Как правило, вся система проверочных работ в традиционном обучении носит не диагностический, а констатирующий характер. Значит, система проверочных работ в развивающем обучении должна ставить перед собой другие цели, следовательно, должны меняться формы осуществления контроля.
Один из этих форм контроля являются тестовые диагностические работы. На предшествующей тестовой работе уроках, дети констатируют новый способ действия, учатся его применять и оценивать данный способ. Теперь можно будит определить уровень первичного усвоения данного способа, выявить слабые звенья для каждого ученика.
Тестовые диагностические работы направлены на выявление освоения отдельных предметных операций с целью их дальнейшей коррекции, как со стороны самих учащихся, так и самим учителем.
Система таких диагностических работ от темы к теме, от класса к классу позволит учителю и администрации видеть у каждого ребёнка проблемы в освоении знаний для коррекции его действий, выявить, случайна ли ошибка или это устойчивый пробел в данном действии.
Особенность работ заключается в том, что ученику приходится определять этапы своих действий для пооперационной диагностики затруднений.
Например: при определении уровня овладения способом выполнения арифметических действий необходимо выполнить четыре операции:
- Правильно записать разряд под разрядом;
- Определить переполнение ( разбиение) разрядов;
- Определить количество знаков в результате;
- Определить цифру в каждом разряде.
При такой работе видно, где у ребёнка возникает трудность, и тогда необходимо подобрать задание на корректировку данных операций. Таким образом, возможно в классе осуществить индивидуальный подход, сгруппировав детей по типам ошибок в малые группы, и решать конкретные задачи с каждым учеником. После освоения способа через серию частных задач, можно дать повторную работу, где отслеживается уровень освоения способа в целом.
Внедрение тестовой формы контроля по предмету осуществляется поэтапно.
На первом этапе проводится только входной контроль и значительной целью проведения входного теста является получение сведений об исходном уровне знаний учащихся.
На втором этапе проводится текущий контроль- для ликвидации пробелов и коррекций умений и знаний.
Итоговый тест систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.
Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно применять на ряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащихся. Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого.
1.2 Особенности организации контроля и учета знаний в начальной
школе
Одним из компонентов учебно-воспитательной деятельности является контроль. Этот относительно самостоятельный этап обучения имеет длительную историю развития и давно признан чрезвычайно значимым для успешного усвоения знаний, овладения умениями и навыками. Исходя из этого, можно сделать вывод об обязательности контроля.
В настоящее время процесс контроля рассматривается как выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, заданными учебными программами, целями обучения, государственными образовательными стандартами. В отличие от контроля, учет сводится, по сведениям "Словаря русского языка" С.И.Ожегова, всего лишь к "установлению наличия, качества чего-нибудь путем подсчетов" [29 с. 750]
Существует разделение действия контроля на проверку знаний и их оценку. В уже упомянутом "Словаре…" значение слова "проверка" раскрывается так: "испытание для выяснения чего-нибудь", например, "проверка знаний учащихся" [29 с. 750].
Что же касается понятия "оценка", то во многих словарях и энциклопедиях, и в том числе в педагогических изданиях, отождествляются качественная оценка и количественная отметка. Однако разводить оценку и отметку необходимо. Так же необходимо разделение оценки (определение качества достигнутых школьниками результатов обучения) на отметку и словесное суждение.
Многие педагоги подчеркивают положительное значение отметок, одобряя попытку оценить с их помощью познания учащихся. Как часть контроля отметка стимулирует учение, служит методом дисциплинирования и повышает качество знаний.
А их также не малочисленные оппоненты обращают внимание на то, что нравственные качества ученика, его трудовые усилия нельзя оценить в баллах. Зачастую отметка превращается в инструмент давления на учащихся, как в стенах школы, так и за ее пределами. А одна плохая отметка заслоняет порой для школьника всю дальнейшую перспективу. Все это снижает интерес к учебе и препятствует развитию самостоятельности ребенка. В свете вышеперечисленного становятся понятными предложения о введении безотметочной системы обучения, в которой проверка достижений школьников осуществляется в форме бесед, выставок рисунков, поделок и других работ учащихся, рассказов детей о прочитанных книгах, отчетов перед родителями и т.д. Среди учителей, внесших вклад в разработку подобной безотметочной системы, можно назвать В.Ф.Шаталова, автора так называемых "листов открытого учета знаний", и Ш.А.Амонашвили, который давал детям характеристики, а его ученики, в свою очередь. Готовили пакеты для родителей, вкладывая в эти пакеты образцы своих работ.
Опыт работы без отметок особенно важен в начальной школе. Ведь в первые 1-2 годы обучения ребят не оценивают в баллах. Это объясняется тем, что отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. А пока дети только начинают познавать азы чтения. Письма и счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и неосознанные до конца знания. Поэтому отметка на данном этапе не является целесообразной.
В последующих классах начальной ступени наряду со словесным суждением применяется уже и система отметок, которая, однако, имеет в этот период ряд особенностей. Например, знания и умения младшего школьника не могут быть оценены в 1 балл. Таки образом, в начальной школе фактически имеет место не 5-бальная, а 4-бальная система.
Такова в общих чертах сложившаяся на сегодняшний день система контроля и учета результатов учебной деятельности. Но в рамках этой система проверка знаний учащихся может быть организована по-разному.
В зависимости от места контроля в учебном процессе, объема заданий, времени, отводимого на проверку, и числа учащихся, охваченных ею, выделяют следующие виды контроля.
Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Он может проводиться, например, в пятом классе, чтобы учитель узнал уровень подготовленности каждого, и мог спланировать свою работу.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводиться прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой учеников на всех этапах обучения. Текущий контроль за работой школьников, их отношением к учебе, развитие и проч. имеет особенно большое значение в начальной школе.
Периодический, или тематический, контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям.
Итоговый контроль проводиться в конце четверти, полугодия. Всего учебного года, а также по окончанию обучения на определенной ступени.
В последнее время получил распространение так называемый постоянный контроль за успеваемостью учащихся - мониторинг.
По числу и характеру проверяемых вопросов контроль может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. Последняя из названных форм контроля применяется для проверки небольшого по объему материала, подлежащего обязательному усвоению: плавил, дат, а так же табличных случаев в математике.
В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного) и машинного контроля. Из них в начальной школе, как правило, используются устный опрос (как в индивидуальной, так и в фронтальной формах) и письменный контроль (в основном - фронтальный, реже - домашние письменные задания). На уроках рисования, труда, физвоспитания, математики применяется практический контроль. Этот метод необходим, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или сформированность двигательных навыков.
С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный.
Иногда применяется сочетание устного и письменного опросов или иных методов контроля, которое получило название комбинированного, или уплотненного, контроля.
Своеобразным инструментом для контроля являются контрольные работы, тесты достижений и т.п. выбор же вида и средств контроля зависит от целей обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий, в которых происходит обучение.
Однако кроме контроля существует еще и самоконтроль. В "Словаре русского языка" С.И.Ожегова данное понятие определяется как "способность контролировать свои действия, поступки" [36] А "Словарь современного русского языка" толкует это же слово следующим образом: "контроль над самим собой, своим поведением, состоянием, своей работой".
Этот элемент учебной деятельности не менее важен, чем собственно контроль. Без самоконтроля невозможно говорить о формировании у ребенка полноценного умения учиться.
Контроль и самоконтроль во всем многообразии видов, форм и методов играют огромную роль в учебно-воспитательном процессе, выполняя целый ряд различных функций.
Благодаря контролирующей функции выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, определяется их готовность к дальнейшему обучению. Параллельно с этим выявляется и эффективность работы учителя.
Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в течение учебно-воспитательного процесса, в используемые формы, методы, в содержание обучения и т.д. На основе анализа достижений каждого школьника учитель также имеет возможность информировать о них родителей и общественность.
Обучающая функция контроля заключается в том. Что ученик не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы товарищей, вносит в них исправления, что способствует развитию познавательных способностей учащихся.
Воспитывающая функция контроля проявляется в систематическом контроле за учебной деятельностью школьников. Это повышает дисциплинированность, ответственность учащихся за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные учителем задачи.
Кроме того, контроль помогает ученику разобраться в своих знаниях и способностях, т.е. способствует формированию самооценки. Также он призван обеспечить внешнюю (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика) обратную связь. Таким образом, являясь в одних случаях самоцелью, а в других лишь средством закрепления, контроль необходим для успешного протекания педагогического процесса.
1.3 Понятие "тест" в современной методологии.
В учебно - методической литературе широко используется понятие "тест", которое зародилось в психологии. Поэтому рассмотрение подходов к определению этого понятия начнём с работ психологов.
В психологическом словаре под редакцией В.В Давыдова [13; с.239] мы находим следующее определение: " Тест (в переводе с английского test - проверка, испытание) - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий.
На тех же позициях находится С.Д.Смирнов [37;с.271], считая что тест - достаточно краткая, стандартизированная проба, испытание, позволяющее в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально- психологических особенностей человека по определённым параметрам.
Аналогичным образом определяют это понятие А.В. Петровский и М. Г. Ярошевский: "Тест"- система заданий, позволяющая измерить уровень определённого психического качества ( свойства) личности .
Существует определение теста как стандартизированной психологической методики, направленной на диагностику качеств, состояний и функциональных характеристик личности и их количественную оценку. Именно так определяет тест В.Д. Шадриков в своей статье "Психодиагностика и психопрогностика".
Как видим, все психологи, занимающиеся проблемами тестирования, находятся, приблизительно, на одних и тех же позициях, считая тест психологическим испытанием, позволяющим измерить уровень какого-нибудь психологического качества.
В педагогике на понятие "тест" смотрят более широко, понимая под ним самые разнообразные работы контролирующего характера.
Т.А. Ильина [15;с.80] рассматривает тест как форму контроля знаний учащихся, обеспечивающую объективную проверку знаний, основанную на предъявлении большого числа заданий, требующих либо формулировки краткого ответа, либо выбора ответа из числа данных.
В дидактической литературе, как считает Е.А. Цатурова [42; с.52], наиболее полное определение даёт С.И. Воскерчьян: [11] «Тест - это кратковременное технически просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решения которого поддаётся количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого».
Приведённый выше анализ подходов к определению понятия "тест" позволяет сделать следующее замечание: в психологии и педагогике тесты рассматриваются как измерительный инструментарий, рассчитанный на большое количество людей. В результате методисты, стараясь сохранить основные положения педагогов и психологов, не рассматривают тест в реальном учебном процессе, не видят возможностей его использования на уроке для небольшого количества обучаемых. Изменить ситуацию возможно путём рассмотрения тестирования как средства диагностики и управления деятельностью учащихся, которое предполагает реальность учебного процесса и понимание знания как деятельности. В результате процесс конструирования тестов будет опираться на выделение действия, адекватные этапам формирования понятий.
Таким образом, тест - это средство диагностики, позволяющее обнаружить рассогласованность между образцом выполнения действия и реальным владением им обучаемым, а также средство управления математической деятельностью учащихся и контроля за этой деятельностью.
1.4 Виды и функции тестовых работ
Виды тестов
На уроках в начальной школе используют следующие виды тестов: по форме, по способу предъявления, по цели назначения, по виду деятельности, по месту использования, по объему содержания и времени проведения.
Виды тестов форме:
- тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых);
- тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым).
-тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа)
Виды тестов по способу предъявления:
- С предъявлением готового ответа
- С предъявлением ответа в краткой форме
- С предъявление развернутого ответа
Виды тестов по цели назначения:
- Первичное закрепление
- Контроль ЗУН
- Разминка в начале урока
- Тренажер
Различные виды тестовой деятельности
- Самостоятельная работа
- Контрольная работа
- Фронтальный устный опрос
- Тренировочная работа
-Зачетная работа
- Индивидуальный опрос по карточкам
- Заполнение пропусков
- Сопоставление явления (события) и его характеристики
- Распознавание понятия
- Составление последовательности
Таким образом, различные виды деятельности кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов.
Виды тестов по месту использования (этапы урока):
- Актуализация ЗУН
- Первичное закрепление ЗУН
- Упражнения
- Контроль ЗУН
Виды тестов по объему содержания и времени проведения (контроль ЗУН)
- Стартовый контроль
- Тематические тесты
- Итоговый контроль
- Промежуточная аттестация
- Итоговая аттестация
Функции тестов
Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения школьников необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения. Выделим среди них основные функции тестов:
- учетно-контрольную (информационную), которая систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;
-контрольно-корректирующую (диагностическую), которая обеспечивает связь "учитель - ученик", для внесения коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы и пр., позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников;
- обучающую, которая в результате помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, показывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся;
- воспитательную (мотивационную), которая стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;
- аттестационную, которая связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основной его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения.
Тесты предполагают владение учащимися определённым объёмом информации, поэтому они чаще всего применяются при закреплении или повторении знаний. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.
По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Выбирая индивидуальный подход, учитель проводит тестирование с каждым учеником по отдельности, подбирая соответствующие тесты для конкретного учащегося. Данный подход требует больших временных затрат, но позволяет учителю контролировать функциональное состояние каждого испытуемого (тревожность, утомляемость и др.) и оказывать необходимую помощь тем ученикам, у которых возникли затруднения при работе с тестами во время группового тестирования.
1.5 Тестовые задания и их классификация. Алгоритм составления тестовых заданий.
В педагогике тесты - это стандартизированные задания, состоящие из ряда вопросов и несколько вариантов ответов на них для выбора и каждом случае одного верного. Сих помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков, учащихся по применению знаний в различных ситуациях.
Структурными компонентами теста являются: тестовое задание - задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон - образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.
Поскольку тестовое задание - это некоторая задача, которую проходится решать испытуемому, то необходимо усвоить понятие задачи.
Под задачей понимается сформулированное для испытуемого задание по достижению определённой цели в известных условиях раннее изученными методами деятельности. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачеты, ЕГЭ). Использование тестирования в начальной школе является актуальной темой.
Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания.
Виды тестов: По целям: Тест достижение используется как средство оценки результатов учения (контрольный тест); Диагностирующий тест; Обучающий тест.
По характеру деятельности испытуемых:
Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в заданиях. В начальной школе можно ограничится тремя ответами для выбора правильного. При составлении ответов следует учитывать типичные ошибки учащихся.
Например. Какие знаки арифметических действий пропущены в записи 84…32…8= 60?:
1) +,+
2) -,+
3)-,-
Тест на установление истинности (ложности) утверждения.
В нем предлагается лишь два ответа для выбора "да", "нет". Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию. Меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного.
Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение). Например. Продолжите предложение:
1. Квадрат это _______________
2. Периметр это _______________
Комбинированный тест
"Тест - перекресток". Решение таких тестов приводит к созданию схем, графиков - это объединение стрелками ("дорожками") элементов, связанных между понятиями. Например. Соедини стрелками правильный ответ.
85- 41= 60
80-20= 30
27+3 = 44
При разработке и использовании уже готовых тестов важно знать, насколько они соответствуют запроектированным целям. Ответ на этот вопрос дают критерии качества теста, на основании которых оценивается эффективность любого теста. Важнейшими из таких показателей являются:
Требования к тестам
1. Валидность (или адекватность целям проверки).
При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. Другие ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то они отвечают критерию валидности.
Например: Выбери правильный ответ «Чтобы найти площадь прямоугольника надо:
- длину умножить на ширину;
- сложить все стороны;
- перемножить все стороны;»
2. Определенность.
После прочтения задания учащиеся должны четко понять, какие действия необходимо выполнить, какие задания продемонстрировать. Если после прочитанного задания он действует и отвечает правильно, то задание считается определенным, но когда на вопросы задания отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.
3.Простота.
Формулировка заданий и ответы на них должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
Задание должно иметь единственно правильный ответ - эталон.
4.Равнотрудность.
При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или измененной ситуации. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для загрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе.
Составление с учетом всех требований тесты удобны как для текущего, так и итогового контроля знаний и умений учащихся, а также для проведения поэлементного анализа этих данных.
В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задания. Чтобы процесс освоения алгоритма работы с тестовым заданием шел эффективнее необходимо практиковать без отметочную проверку заданий. Задача учителя научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становиться инструментом анализа ошибки, ее причины, возникших затруднений. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике.
Выводы по главе 1.
- Одним из компонентов учебно-воспитательной деятельности является контроль. Этот относительно самостоятельный этап обучения имеет длительную историю развития и давно признан чрезвычайно значимым для успешного усвоения знаний, овладения умениями и навыками. Исходя из этого, можно сделать вывод об обязательности контроля.
- В настоящее время процесс контроля рассматривается как выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, заданными учебными программами, целями обучения, государственными образовательными стандартами.
- За последнее время появились новые оригинальные методы разработки и применения тестов. Современные тесты позволяют выявить скрытые от поверхностного взгляда знания и способности учащихся.
- Тест - это средство диагностики, позволяющее обнаружить рассогласованность между образцом выполнения действия и реальным владением им обучаемым, а также средство управления математической деятельностью учащихся и контроля за этой деятельностью.
- Тесты предполагают владение учащимися определённым объёмом информации, поэтому они чаще всего применяются при закреплении или повторении знаний. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.
Глава 2 . Формирование основных математических навыков младших школьников через решение тестовых заданий.
2.1 Организация деятельности учащихся при работе с тестовыми заданиями.
Проведение тестирования в ходе обучения математике позволяет полно и достаточно быстро получать объективные результаты обучения, что может быть использовано как для своевременной корректировки учебного процесса, так и для организации эффективного индивидуального обучения детей.
Предметные тесты, используемые как система оценки школьной успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения обучающимися большого объема учебного материала. Делают процесс обучения интересным для ребенка, экономят учебное время, которое идет на опрос обучающихся, позволяют быстро выявлять пробелы в усвоении учебного материала каждым учеником, разнообразить процесс обучения. С помощью предлагаемых тестов удобно проводить контроль, который даст возможность определить, насколько ученик справился с требованиями, предъявляемыми школьной программой. Тематические тестовые задания имеют многоцелевое назначение. Прежде всего, они дают возможность оперативно вести изучение успешности освоения программы каждым учеником и тем самым получать на определенных этапах работы картину математической подготовки класса в целом. В этом плане тесты можно рассматривать и как инструмент диагностики.
Предложив для выполнения конкретный тест, легко выявить возможные пробелы в получаемой тем или иным ребенком подготовке и в дальнейшем ввести в учебный процесс необходимые коррективы.
Тесты в отличие от обычных письменных контрольных работ по математике, требующих значительных затрат времени на уроке, позволяют за небольшое время проверить усвоение обучающими большого объема материала.
В данном пособии представлены тестовые задания, проверяющие умения воспроизводить усвоенные знания по памяти, узнавать указанный объект среди других объектов, и задания, проверяющие умения применять полученные знания на практике.
В последнем случае тесты выполняют обучающую функцию: среди них немало таких заданий, которые требуют актуализации имеющихся у ученика знаний, умения оценить ситуацию, выбрать способ действия и др. Тесты могут быть использованы и в качестве тренировочных упражнений.
Для каждого класса предлагаются вводный тест, текущие тесты и итоговый тест (на конец четверти и года).
Тестовые задания представлены в двух видах: с открытым ответом (ученик сам записывает верный ответ или выполняет геометрические построения) и с выбором верного ответа из нескольких предложенных вариантов.
При проведении тестирования, особенно на первых порах, необходимо четко объяснять учащимся особенности предлагаемого вида тестов и способ его выполнения.
Время, отводимое на выполнение теста, может варьироваться от 10 до 20 минут в зависимости от общего уровня подготовленности детей, этапа изучения темы, вида теста. Так, тест, предполагающий конструирование ответа, будет требовать большего времени, чем тест с выбором ответа или тест по определению, верно или нет предложенное утверждение, но в любом случае отводить на тестирование более 20 минут не рекомендуется. При проведении тестирования, особенно на первых порах, необходимо четко объяснять обучающимся особенности предлагаемого вида тестов и способ его выполнения:
- Внимательно прочитать задание;
- Ответы записать только цифрами и буквами, указав вначале задания, а затем выбранную цифру или букву, которая соответствует правильному ответу.
Определенное исключение из этого составляют тесты, разработанные для 1 класса четырехлетней начальной школы в силу того, что первоклассники еще не могут свободно читать, тест проводится под руководством учителя.
Структура тестов.
Тесты распределены по крупным темам.
Каждый тест состоит из:
- перечня того, что проверяется, так как в тесте они могут быть расположены в произвольном порядке;
- сами заданий;
- предполагаемых ответов с указанием максимального балла, который можно получить за выполнение теста, и основания для выставления этого балла;
- ориентировочной оценки результатов теста.
Как пользоваться тестами.
Тесты разбиты по классам, а внутри их по соответствующим темам.
Задания, относящиеся к конкретной теме, не повторяют элементов, входящих в программу предыдущих лет обучения. Поэтому, если поэтапное выполнение заданий в тестах для второго класса не позволяет выяснить причину неудач ребенка, надо предложить ему задания первого класса по соответствующей теме.
Тесты могут выполняться как целиком, так и по отдельным темам.
Их можно использовать и для работы в классе, и для индивидуальной работы.
После каждого теста второго класса приводится таблица баллов, присвоенных каждому заданию теста, по которой и выставляются отметки: "5" - при стопроцентном выполнении заданий теста, "4" - в случае, когда процент правильного выполнения заданий не ниже 80%, "3" - в случае правильного выполнения не менее 58% предложенных в тесте заданий.
При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений обучающих и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в начальной школе и оправдали себя в практике ее работы.
Приведем примеры тестов для учащихся начальных классов.
1 - й класс
Тест 1.
Признак предметов.
Проверяем:
- умение выделять различные признаки предметов: цвет, форма, размер;
- умение ориентироваться в пространстве: "слева", "справа", "сверху", "снизу", "выше", "ниже";
Ф.И. ___________________________________, класс ________
- Что лежит слева от ручки? Обведи этот предмет зелёным цветом
- Раскрась фигуры, одинаковой формы синим цветом
- Какой цветок в букете "лишний"? Обведи его красным цветом.
- Самый короткий карандаш, раскрась желтым цветом.
- Найди жёлтый овальный кислый фрукт, обведи оранжевым цветом.
- Какая варежка на правую руку? Раскрась её зелёным цветом.
- Что общего у фигур на каждом рисунке? Куда можно дорисовать эти предметы, соедини стрелками.
- Найди "лишний" предмет, обведи, его синим цветом.
- Обведи группу фигур с одинаковыми признаками.
- Кто на рисунке выше ёлочки? Обведи красным цветом.
Тест 2.
Отношение.
Проверяем:
- умение упорядочивать и сравнивать группы предметов;
- усвоение понятий: "прямая", "луч".
Ф.И. ___________________________________, класс ________
1. В каком порядке ребята идут в школу? Обведи первого зелёным карандашом.
2. Соедини стрелками рисунок с карточкой
3. Всем ли зайчикам хватит по одной морковке? Если да раскрась окошко красным карандашом, если нет синим.
4. Чего больше груш или вишен? Отметь значком верный ответ.
5. Обведи "лишнюю" фигуру
6. Какой карандаш толще? Отметь значком верный ответ.
7. На какой карточке нарисовано столько палочек, сколько пальцев на левой руке? Отметь значком эту картинку.
8. Обведи предыдущий предмет перед портфелем.
9. Обведи на рисунки луч.
Тест 3.
Числа от 1 до 10.
Проверяем:
- усвоение понятий: "цифра", "число", "неравенство", равенство", знаки >, <, =;
- усвоение понятий: "сложение", знак "+", "вычитание", знак "-", "отрезок". "Целое", "часть", "угол", "прямой угол".
Ф.И. ___________________________________, класс ________
1. Пересчитай игрушки. Отметь значком верный ответ.
2. Запиши знаки:
минус плюс равно
3. Нарисуй фигуры
4. Соедини стрелками рисунок с числом.
1 2 3 4
5. В какой строке правильно записаны все числа по порядку от 1 до 10?
1,2,3,4,6,7,8,9,10 □
1,2,3,4,5,6,8,7,9,10 □
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 □
6. Какое число называют при счете сразу за числом 6? Обведи кружком верный ответ.
5 7 4 8
7. Где правильно написана цифра: вверху или внизу? Обведи кружком верный ответ.
8. Выбери и подчеркни верные неравенства.
5>1 9<2 7>3
6<4 0>1 8<10
9. Запиши в окошко такое число, чтобы каждое равенство было верным.
4+□= 6 5-□=5 3+□=6
10. Найди отрезок среди фигур и отметь его знаком.
Тест 4.
Итоговый тест за первую четверть
Проверяем:
- Усвоение понятий "цифра", "число", "неравенство", "равенство", знаки ">", "<", "=".
- Формирование умений и навыков:
1) запись цифрами чисел от 1 до 6;
2) определение чисел, следующих за данным, стоящих в числовом ряду между данными; чисел, пропущенных в числовом ряду и т.п.;
3) составление числовых рядов, счёт парами и тройками;
4) сравнение чисел.
1. Сосчитай.
4+2= 5-2= 3+1=
6-3 = 3+2= 5-1=
2. Подчеркни выражения с ответом 3.
2+1 4-1 5-1 2+2 3+1
3. Нарисуй столько кругов и треугольников, чтобы всего их было 6. Подчеркните те, которых меньше.
4. Впиши конечный ответ.
5-2+1-2+1=
4-2-1+3=
5. Нарисуйте треугольник справа от квадрата, но слева от круга.
6.Выбери и подчеркни верные неравенства.
5>1 6<3 4>5
2<0 3>2 0<6
7. Впиши в окошко верные ответы.
3+3=□ 5-2=□ 6-1=□
4-2=□ 2+3=□ 1+2=□
8. Запиши выражения к каждому рисунку. Найди их значения.
2 - й класс
Тест 1.
Повторение изученного в первом классе.
1. Усвоение понятий "двузначное число", "последовательность чисел от 10 до20".
2. Формирование умений и навыков:
а) чтение и запись чисел от 11 до 20;
б) сравнение чисел в числовой последовательности от11до 20;
в) решение текстовых задач в два действия;
г) решение уравнений.
1. Укажи все выражения, значение которых равно числу 14.
а) 3+9 б) 8+4 в) 5+9
г) 6+8 д) 9+4 е) 7+3
Ответ: ____________.
2. Увеличь 8на 6.Сколько получилось?
а) 15; б) 14; в) 12.
Ответ: ____________.
3. Уменьши число 15 на 6. Сколько получилось?
а) 10; б) 7; в) 9.
Ответ: ____________.
4. Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое равно8, а разность5?
а) 13; б) 16; в) 3.
Ответ: ____________.
5. Заполни пропуски.
7+х=15
х = 15 □ 7
х = □
7 □□= □
15=15
6. Реши задачу, выбери правильный ответ.
Для салата сварили 7 картофелин, а моркови на 2 больше.
Сколько всего овощей сварили?
а) 18; б) 16; в) 11.
Ответ: ____________.
№ задания 1 2 3 4 5 6
Количество баллов 7 5 2 2 4 8
Максимальное количество баллов 28. Оценки: "5" - 28 балла; "4" - 24-27балл; "3" - 17-23 балла.
Тест 2.
Сложение и вычитание в пределах 20.
1. Усвоение понятий "двузначное число", "последовательность чисел от 10 до20".
2. Формирование умений и навыков:
а) сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток);
б) сравнение чисел и числовых выражений;
в) решение текстовых задач в два действия;
1. Укажи верные равенства:
а) 12+4=15; в) 6+7=14;
б) 17+3=20; г) 17-9=8;
Ответ: ____________.
2. К числу 6 прибавить разность чисел 8и3.
а) 6-8+2; в) 6+(8-3);
б) (8-2)+6; г) 6+(8+3);
Ответ: ____________.
3. Где правильно расставлен порядок выполнения действий?
2 1 1 2 3
а) 14- 6+5; б) 17 - 7- 4 + 2.
4. Выбор действия, нужного для решения задачи.
На одной клумбе распустилось 7 роз, а на другой на 5 роз больше. Сколько роз распустилось на второй клумбе?
1)+ 2)-
5. Вычисли:
(19-11) - 2
а) 20; б) 8; в) 6; г) 4.
6. Сравни:
2-4+2*2-5
а) = ; б) >; в) <.
7. Когда Маше было 10 лет, ее сестре Лене было 7 лет. Сейчас Маше 18 лет. Сколько сейчас лет Лене?
а) 1) 18- 10 = 8 (л); 2) 7 + 8 = 15 (л);
б) 1) 10-7 = 3 (г); 2)18+3=21(г).
№ задания 1 2 3 4 5 6 7
Количество баллов 1 1 2 3 1 2 3
Максимальное количество баллов 13.
Оценки: "5" - 13 баллов; "4" - 10-12 баллов; "3" - 7-9 баллов.
Тест 3.
Числа от 1 до 100.
1. Усвоение понятий "последовательность чисел от 1 до 100".
2. Формирование умений и навыков:
а) чтение запись чисел от 1 до100, понимание десятичного состава чисел от 1 до 100;
б) сравнение чисел и числовых выражений;
1. Укажи все примеры с ответом 14.
а)19-4; б)7 + 7; в)8 + 4; г) 5 +9.
Ответ: ____________.
2. Найди все пары чисел, разность которых равна 8.
а)13 и 5; б) 15 и 7; в) 12 и 4; г) 13 и 8.
Ответ: ____________.
3. Каким будет уменьшаемое, если вычитаемое 43, а разность 30?
а) 13; б) 40; в) 73.
Ответ: ____________.
4. Укажи выражение, в котором первым действием надо выполнить сложение.
а) 80 -48 + 9; б) 80 - (48 + 9); в) 80 + (48 - 9).
Ответ: ____________.
5. Укажи все числа, в которых содержится 6 десятков.
а)6; б)16; в)63; г)60.
Ответ: ____________.
6. Укажи все числа, которые больше 3 десятков.
а)30; б)41; в) 13; г)33.
Ответ: ____________.
7. Укажи все пары чисел, которые делают верным равенство 8 + 40 = □ + □, если записывать эти числа в "окошки".
а) 40 и 8; б) 80 и 4; в) 47 и 1;г) 48 и 1;
Ответ: ____________.
8. Какие знаки арифметических действий надо поставить вместо звездочек, читая слева направо, чтобы равенство 54 * 30 = 90 * 6 стало верным?
а)-и-; б) + и + ;
в) + и - ; г) - и +.
Ответ: ____________
№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8
Количество баллов 7 5 2 2 4 3 3 2
Максимальное количество баллов 28. Оценки: "5"-28 балла; "4"-24 27 балл; "3"-17-23 балла.
Тест 4.
Итоговый тест за первую четверть
1. Усвоение понятий "последовательность чисел от 1 до 100".
2. Формирование умений и навыков:
а) чтение запись чисел от 1 до100, понимание десятичного состава чисел от 1 до 100;
б) сравнение чисел и числовых выражений;
в) решение текстовых задач в два действия;
1. Выбор действия, нужного для решения задачи.
В корзине было 15 яблок. Это на 6 яблок больше, чем в вазе. Сколько яблок было в корзине и вазе?
а)1)+; 2)-; б) 1)-; 2)+.
2. Укажи выражение, в котором первым действием должно выполняться вычитание.
а) 40 + 30-7;б) 50 - 10 + 8; в) 80 - (30 + 10).
3. На сколько 5 десятков больше 3 единиц?
а) на 47; б) на 8; в) на 53.
4. Укажи выражение, в котором из суммы чисел 60 и 9 надо вычесть 4.
а) 60 - (9 + 4); б) 60 + 9 - 4; в)60 + 4 - 9
5. Какое число надо записать в "окошко", чтобы равенство 27 + 10 - ? = 34 стало верным?
а)3; б)5; в)4.
6. Какое число меньше 30 на столько же, на сколько 17 меньше 27?
а)20 б)10 в)40
7. Увеличь число 36 на 3. Сколько получилось?
а) 33; б) 39; в) 73.
№ задания 1 2 3 4 5 6 7
Количество баллов 3 1 2 2 2 2 1
Максимальное количество баллов 13.
Оценки: "5"-13 баллов; "4"-9-12 баллов; "3"-7-8 баллов.
2.2 Содержание и ход эксперимента
Опытно - экспериментальная работа
На базе ГБОУ СОШ № 867 южного административного округа проводилась опытно - экспериментальная работа в 3 "Г" классе.
Целью нашей работы было сравнить уровень ЗУН учащихся при выполнении тестовых и контрольных работ.
Цель работы: проверить усвоение терминологии и умение складывать и вычитать двузначные числа в пределах 100.
Таблица № 1
№ № | Фамилия, имя ребёнка | Результаты выполнения | |
Виды контроля | |||
Тест | Контрольная работа | ||
1 | Агапенкова Анна | 3 | 4 |
2 | Алексеев Константин | 2 | 4 |
3 | Гусева Виктория | 4 | 4 |
4 | Дмитриева Дарья | 4 | 4 |
5 | Зубаков Дмитрий | 2 | 2 |
6 | Качержук Федор | 4 | 4 |
7 | Ладыгина Виктория | 4 | 4 |
8 | Мочалин Георгий | 4 | 5 |
9 | Попова Анастасия | 4 | 4 |
10 | Плюснин Алексей | 3 | 4 |
11 | Радьков Александр | 4 | 5 |
12 | Сафронова Серафима | 2 | 3 |
13 | Фёдоров Олег | 4 | 5 |
14 | Хрисанова Екатерина | 4 | 5 |
15 | Ялдаров Магомед | 3 | 4 |
Анализ результатов выполнения тестовой и контрольной работы показал, что на этапе повторения в контрольной работе уровень качества был выше.
Цель: проверить усвоение смысла умножения, таблицы умножения, переместительного и сочетательного свойств умножения, умножения на 10 и терминологии.
Таблица № 2
№ № | Фамилия, имя ребёнка | Результаты выполнения | |
Виды контроля | |||
Тест | Контрольная работа | ||
1 | Агапенкова Анна | 5 | 3 |
2 | Алексеев Константин | 4 | 2 |
3 | Гусева Виктория | 5 | 3 |
4 | Дмитриева Дарья | 4 | 4 |
5 | Зубаков Дмитрий | 2 | 2 |
6 | Качержук Федор | 4 | 2 |
7 | Ладыгина Виктория | 2 | 3 |
8 | Мочалин Георгий | 5 | 2 |
9 | Попова Анастасия | 4 | 4 |
10 | Плюснин Алексей | 3 | 2 |
11 | Радьков Александр | 5 | 3 |
12 | Сафронова Серафима | 2 | 2 |
13 | Фёдоров Олег | 4 | 2 |
14 | Хрисанова Екатерина | 5 | 3 |
15 | Ялдаров Магомед | 4 | 2 |
Анализ результатов выполнения тестовой и контрольной работы показал, что на этапе усвоения смысла умножения, дети показали результат более высокий в тестовой работе, это связано с тем, что в контрольной работе были включены задачи, которые вызвали затруднение.
На базе той же начальной школы проводился опрос учителей, работающих по разным программам.
№ вопроса | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Ф.И.О учителя | По какой программе вы работаете? | какой вид контроля знаний учащихся предпочитаете | Что чаще используете в своей практике: тест или контрольную работу? | Какой, по Вашему мнению, вид контроля более эффективен? Почему? |
Бирюкова Людмила Владим-на | Школа России | контрольная работа | одинаково | контрольная работа |
Какалина Надежда Николаевна | Школа России | контрольная работа | контрольная работа | Контрольная работа, так как есть возможность проследить ход мыслей ребёнка. |
Мамонтова Анна Николаевна | «Гармония» | тесты | одинаково | Тест, так как удобнее проверять. |
Зорина Ольга Викторовна | «Гармония» | тесты, контрольные работы, проверочные работы. | тест | Тест, так как на проверку теста уходит меньше времени. |
Горбачёва Оксана Владимировна | «Гармония» | Проверочные, самостоятельные работы. | тест | Контрольная работа, так как можно проследить ход выполнения задания. |
Ковалёва Людмила Ивановна | Школа 21 в | тестовую форму | тест | Тест, так как быстрая проверка знаний, здоровье сбережение |
Унанян Рипсиме Армановна | Школа 21 в | тестирование | тест | Контрольная работа, так как хорошо видны навыки (оформление, форма записи) |
Егорова Алла Валерьевна | Школа 21 в | контрольная работа, устный зачёт | контрольная работа | Тест- быстрая проверка, но не выявляется реальной картины пробелов и трудностей. Контрольная работа более эффективна и объективна. |
Грачёва Оксана Борисовна | Школа 21в | контрольные работы, мониторинги | тест | Контрольная работа так как, отсутствуют подсказки. |
Екименкова Анна Дмитриевна | Школа 21 в | контрольная работа | тест | Контрольная работа более полно показывает пробелы в знаниях существующие у учащихся. |
Исайчева Людмила Александровна | Школа 21 в | самостоятельные работы, математические диктанты, контрольные работы, тесты. | контрольную работу | Нужно использовать разные виды контроля, только это даст наиболее полную картину успехов и неудач каждого учащегося. |
Опрос показал, что мнение учителей разделились. Они считают, что в процессе работы необходимо использовать оба вида контроля в зависимости от поставленных целей. Наиболее эффективным видом учителя считают контрольную работу, так как
во- первых контрольная работа позволяет проверить не только уровень знаний учащихся, но и даёт возможность проследить ход мыслей ребёнка;
во- вторых контрольная работа более полно отражает картину существующих пробелов у учащихся;
в- третьих материал отбираемый для контрольной работы не содержит подсказки;
в - четвёртых позволяет отследить навыки оформления, форму записи,
в - пятых контрольная работа более эффективна и объективна.
Проводился опрос учащихся, в ходе которого выявлялось мнение учащихся по следующим вопросам:
1) нравится ли тебе отвечать на вопросы тестовых работ?
2) Легко ли тебе работать с тестами?
3) Какой вид работы тебе нравится больше: тест или контрольная работа?
4) Какое из заданий тебе легче выполнять: тест или контрольную работу? Почему?
Ответы учащихся зафиксированы в следующей таблице:
№ вопроса | ||||
Ф.И.О. (ребёнка) | 1 | 2 | 3 | 4 |
Агапенкова Анна | Тест, так как нужен только выбор ответа | |||
Алексеев Костя | Тест, так как он легче. | |||
Гусева Вика | Тест, так как он легче. | |||
Дмитриева Даша | Тест, так как мне нравится выбирать ответы. | |||
Зубаков Дима | Тест легче | |||
Качержук Федя | Тест интересней | |||
Ладыгина Вика | В тесте есть правильные ответы. | |||
Мочалин Егор | Тест выполнять интереснее. | |||
Попова Настя | Тест потому что он легче и интересней | |||
Плюснин Лёша | Тест, так как он лёгкий. | |||
Радьков Саша | Тест, так как там лёгкие задания. | |||
Сафронова Сима | Тест легче выполнять | |||
Хрисанова Катя | Тест, так как мне нравится выбирать ответы. | |||
Ялдаров Магомед | Тест легче выполнять |
- нравится - тест
- не очень - контрольная работа
- не нравится
Опрос учащихся в целом показал, что им нравится работать с тестами, потому что:
1) На их взгляд им легче и интереснее работать с тестами.
2) В этом возрасте им нравится отвечать на вопросы.
3) Нравится возможность выбирать ответы из предложенных.
4) Учащиеся считают данный вид работы более лёгким.
Выводы по главе 2.
- Проведение тестирования в ходе обучения математике позволяет полно и достаточно быстро получать объективные результаты обучения, что может быть использовано как для своевременной корректировки учебного процесса, так и для организации эффективного индивидуального обучения детей.
- Тематические тестовые задания дают возможность оперативно вести изучение успешности освоения программы каждым учеником и тем самым получать на определенных этапах работы картину математической подготовки класса в целом. В этом плане тесты можно рассматривать и как инструмент диагностики.
- Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания.
- При проведении тестирования, особенно на первых порах, необходимо четко объяснять учащимся особенности предлагаемого вида тестов и способ его выполнения.
- При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений обучающих и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в начальной школе и оправдали себя в практике ее работы.
Заключение
При изучении психолого - педагогической литературы нами была выявлена степень разработанности проблемы использования тестов как средства контроля и обучения младших школьников на уроках математики.
Имеющиеся сборники тестовых заданий часто не учитывают особенностей начальной школы и не рассчитаны на младших школьников.
Проведенная нами работа позволила определить основные требования, предъявляемые к тестам по математике для обучения младших школьников в частности, их месте среди других средств контроля.
Полученные в ходе экспериментального обучения результаты позволили сделать следующие выводы:
Тесты как средство диагностики, управления и контроля за деятельностью учащихся позволяет их использовать не только на итоговых этапах темы, четверти, года, но и в процессе формирования понятий.
Планируемые результаты обучения учащихся, которые заданы в программе в виде конкретных требований к знаниям, умениям и навыкам, позволяют использовать тесты в качестве формы контроля и с их помощью получать информацию об уровне усвоения знаний, о сформированности умений и навыков учеников по применению этих знаний на практике.
Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым критериям, что поможет учителю определить уровень владения учебным материалом в соответствии с программными требованиями. Ценность заданий с выбором ответа в том, что каждому ученику дается возможность четко представить объем обязательных требований к овладению знаниями по каждой теме курса математики, объективно оценить свои успехи, получить указания для дополнительной работы над учебным материалом.
Тестовые задания должны обеспечивать проверку знаний и умений на всех уровнях: узнавания и воспроизведения; применения в знакомой ситуации; применения в новой ситуации. Иными словами, при составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения, заданные программой; основная часть заданий должна быть ориентирована на проверку достижений учащимися планируемых результатов обучения; в конце заданий должны быть вопросы, позволяющие проверить умения применять полученные знания в новой ситуации.
Организация деятельности учащихся с помощью тестов дает возможность осуществить контроль со стороны учителя и приучает учеников к самоконтролю. Систематически используя тесты на уроках в качестве контроля по разным разделам и темам курса математики, учитель приучает учащихся к осознанному выполнению учебных заданий на всех этапах усвоения учебного материала.
Варианты использования на уроках тестов могут быть различными. Выбор каждого из них зависит от особенностей изучаемой темы, подготовленности класса, а также готовности учителя к этой работе.
Сама форма теста, отличная от традиционной, привычной ученикам контрольной работы, позволяет активизировать исследовательские навыки, что, в конечном итоге, ведет к совершенствованию уровня знаний. Грамотно составленный тест является более тонким, глубоко информирующим и контролирующим средством, чем традиционная контрольная работа, он намного привлекательнее для учеников, так как его результат не определяется характером взаимоотношений "учитель-ученик".
Роль тестов достаточно велика, однако при всех их достоинствах, нужно учитывать, что ответы на вопросы в системе тестирования кратки и не всегда аргументированы, что не может не сказаться на развитии монологической речи учащихся, их способности обоснованно делать выводы. Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся. Не отказываясь от традиционных методов опроса, следует использовать тесты там, где это удобно и целесообразно, что, без сомнения, повысит уровень знаний и развития учащихся при тех же затратах времени и усилий.
Список литературы
1. Авонесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М., 1994
2. Азапова Н.И. Использование тестового контроля на уроках математики. М., 2000
3. Акири И.К Логические тесты на уроках математики // Математика в школе 1994 № 6 с.27-32
4. Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В Тесты как форма контроля // Начальная школа - № 1 - 1993
5. Базарова О.Т., Шиц И. Н Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения // Начальная школа - № 3 -2001 с.20-22
6. Бантова М.А и др. Методика преподавания математики в начальных классах М., Просвещение 2001 с.304
7. Баракина Т.В Использование тестов на уроках математики в начальных классах.- М., 2002
8. Бенеш М.И Тесты для начальной школы // Арман - П.В.,2004
9. Валишевская Н.П Рекомендации по моделированию тестовых заданий (алгоритм составления тестов).- М., 2000
10. Воронцов А.Б Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки деятельности учащихся // Начальная школа № 7., 1999 - с.61-71
11. Воскерчъян С.Н Об использовании метода тестов при учёте успеваемости школьников // Советская педагогика №10.- М., 1973
12. Гулидов И.Н., Шатун А.Н Методика конструирования тестов. - Форум., инфра - М., 2003
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментально-психологических исследований / АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986.-239 с.
14. Зайцева С.А Методика обучения математике в начальной школе. М.,2008
15. Ильина Т.А. О методике разработки программированных материалов. - М.: Знание, 1967. - 80с.
16. Ковалёва Г.С Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе часть 1 ( стандарт 2-го поколения ).- М., 2011
17. Ковалёва Г.С Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе часть 2 ( стандарт 2-го поколения ).- М., 2011
18. Корчевский В.С., Салимжанов Р.М Приёмы составления тестовых заданий // Математика в школе - №2 ., 1995 - с.41-43
19. Ксензова Г.Ю Оценка деятельности учителя.- М., Педагогическое общество России 2004
20. Костылёв Ф.В Учитель по новому. Нужны ли оценки - баллы.- М., Гуманитарное издательство., центр Владос , 2000
21. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методическое письмо.- М ., 1998
22. Майоров А.Н Тесты школьных достижений. Конструирование, проведение, использование. СПБ: образование и культура ., 1994
23. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., Интеллект - центр, 2001
24. Макарова Т.Д. и др. Итоговое тестирование. Дидактика 2000. - М., Педагогическое общество России, 1999
25. Матис Т.А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа 1999- № 4 с.12
26. Михмель И.О., Василенко М.В., Лагутина Е.В. Тесты по математике 4 класс- М., издательство 21 век., 2003
27. Новикова А.И. Математическое образование и система тестирования // Математика в школе 2002 № 4 - с.12-14
28. Новичкова Т.Ю. Функции тестов в обучении математики // Вестник молодых учёных № 2 - 2003.- с. 106-108
29. Ожегов С.И. Словарь русского языка ок. 57000 - 20-е изд., стереотип - М., Русский язык., 1988 - 750 с
30. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей // под. ред. П.И. Пидкасистого.- М., педагогического общества России 1998 - 640 с
31. Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В. Педагогика. Конспект лекций.- М., 1998
32. Пономарёв В.П. Значение тестов для самостоятельного контроля знаний школьников // Школа и производство 1993 - № 4 с.60-62
33. Радюкова Л.А. Совершенствование контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников // Начальная школы 1992- № 4 - с. 3-5
34. Ракитина М.Г. Математика. Дидактические материалы для 1 класса. - М., изд. Школа 2000., 1999
35. Рудницкая В.Н. Тесты по математике .- М., Издательство экзамен., 2009.,с.111
36. Словарь современного литературного языка, ( В 17 томах) - М., Наука
37. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 271с.
38. Тесты, тесты, тесты.. // Приложение к газете " Первое сентября" Математика 1999., № 2
39. Тимаева В.С. Тестирование как метод контроля качества усвоения материала учащихся .- М., 2002
40. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа.- 2006., № 7 - с.22-23
41. Унт И.Э. О тестах, их функциях и видах. Таллин : НИИ 1980 - с. 174- 176
42. . Цатурова Е.А. Из истории развития тестов в СССР и за рубежом. Таганрог, 1969. - 52с.
43. Черневская А.П., Гречен Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения.- М., 2008
44. Шульман А.Я. Вопросы методики разработки тестов.- М., 1991
45. Яковлева Н.П. Формирование действий контроля и оценки у младших школьников // Начальная школа- 2006., № 7 с. 22-23
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целью исследования является использование тестовой технологии для подготовки обучающихся к успешному выполнению тестовых заданий в начальной школе. Объектом исследования - процесс обучения математике в начальной школе. Предметом исследования - тестовые задания как средство контроля ЗУН у учащихся в процессе изучения математики. Гипотеза- если тестовые задания использовать на уроках математики на ряду с другими формами контроля, то это не только позволит получить объективную картину ЗУН учащихся в процессе обучения, но и позволит подготовить их к централизованному тестированию.
Изучить проблему тестирования в трудах педагогов- психологов; Изучение методологических основ понятия«тест»; Разработать систему тестовых заданий по математике, способствующих формированию основных математических умений и навыков при выполнении тестовых заданий. Исследовать влияние использования тестовых заданий на уровень подготовки обучающихся в процессе выполнения тестовых заданий на уроках математики: Изучить проблему использования тестовых заданий в практике обучения; Задачи исследования:
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы: системный анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; Наблюдение; Эксперимент; Обработка данных, полученных в ходе эксперимента; Методы исследования:
( в переводе с английского test – проверка, испытание)- краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий. ( Психол-ий словарь под ред-ей В.В. Давыдова) Достаточно краткая стандартизированная проба, испытание, позволяющее в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально- психологических особенностей человека по определённым параметрам. ( С.Д. Смирнов) Система знаний, позволяющая измерить уровень определённого психического качества ( свойства) личности. (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский) Стандартизированная психологическая методика, направленная на диагностику качеств, состояний и функциональных характеристик личности и их количественную оценку. (В.Д. Шадриков) Форма контроля знаний, учащихся, обеспечивающую объективную проверку знаний, основанную на предъявлении большого числа знаний, требующих либо формулировки краткого ответа, либо выбора ответа из числа данных (Т.А. Ильина) Кратковременное технически просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решения которого поддаётся количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого. ( Е.А. Цатурова ; С.И. Воскерчьян ) Тест - это
По форме Тесты закрытого типа ( задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых); Тесты открытого типа ( ввод предполагаемого ответа на задание самим испытуемым); Тесты комбинированного типа ( задания с выбором и вводом правильного ответа); Первичное закрепление; Контроль ЗУН; Разминка в начале урока; Тренажёр; Виды тестов: По цели назначения
По месту использования Актуализация ЗУН; Первичное закрепление ЗУН; Упражнения; Контроль ЗУН; Стартовый контроль; Тематические тесты; Итоговый контроль; Промежуточная аттестация; Итоговая аттестация; По объему содержания и месту проведения
По способу предъявления С предъявлением готового ответа; С предъявлением ответа в краткой форме; С предъявлением развёрнутого ответа; Самостоятельная работа; Контрольная работа; Фронтальный устный опрос; Тренировочная работа; Зачётная работа; Индивидуальный опрос по карточкам; Заполнение пропусков; Сопоставление явления ( события) и его характеристики; Распознавание понятия ; Составление последовательности; По виду деятельности
Например. Какие знаки арифметических действий пропущены в записи 84…32…8= 60?: 1) +,+ 2) -,+ 3)-,- Тест на установление истинности (ложности) утверждения. Верно ли, что у квадрата все стороны равны? Верно ли, что у прямоугольника только один прямой угол ?
Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение). Например. Дополните предложение: 1. Квадрат это ______, у которого все стороны равны. 2. Прямоугольник - это ____, у которого все _____ прямые. Соедини стрелками правильный ответ. 85- 41= 60 80-20= 30 27+3 = 44
Опрос учителей Какой вид контроля знаний учащихся предпочитаете? Опытно - экспериментальная работа
Что чаще используете в своей практике: тест или контрольную работу?
Какой вид контроля по Вашему мнению, более эффективен?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по математике
Тестовые задания по математике (в двух вариантах), 3 класс по теме "Повторение". Школа 2100...
Тестовые задания по математике 3 класс
В данном материале собраны тестовые задания по математике для 3 класса 1 полугодие...
Тестовые задания по математике за курс начальной школы
10 вариантов заданий по Л.А.Иляшенко к итоговой аттестации в 4классе...
Тестовые задания по математике 1 класс
В данной статье представлены тестовые задания по математике на окончание 1 класса...
Тестовые задания по математике 4 класс
Тестовые задания по математикен 4 класс...
тестовые задания по математике 4класс
тестовые задания по математике I вариант, II вариант.(2 теста по 2 варианта...
тестовые задания по математике 4класс(II)
тестовые задания по математике 4класс(II)...