Родительское собрание будущих первоклассников
методическая разработка по теме
Данный материал предназначен для проведения первого родительского собрания будущих первоклассников: текст собрания, презентация, рекомендации для родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по тему:
«А Ваш ребёнок к школе готов?»
Цель собрания: актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.
Задачи собрания:
Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.
Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
Проанализировать результаты психологической диагностики.
Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.
Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.
Этапы родительского собрания
Этап №1: Организация родительского собрания
Приглашение участников собрания. Необходимо подготовить именные приглашения.
Разработка памятки для родителей.
Предварительное проведение психологической диагностики, направленной на изучение уровня готовности к обучению в школе. Разработка индивидуальных рекомендаций.
Оформление классного помещения (или актового зала) для проведения собрания:
Оформление книжной выставки, где представлена литература по проблеме подготовки детей к школе и различные пособия.
Выставка рисунков ребят, фотографий из школьной жизни.
Этап №2: Проведение собрания. Ход собрания.
1.Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 11 лет. Первый раз в первый класс!
Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.
2. Вопрос для обсуждения:
Испытываете ли вы переживания в период ожидания момента, когда Ваш ребёнок пойдёт в школу? В чём они заключаются? (учитывая то, что не многие родители сразу вступают в обсуждение, полезно дополнительно провести опрос «Корзина чувств»)
3. Опрос «Корзина чувств».
Инструкция: «Уважаемые мама и папы! У меня в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные». Краткий анализ родительских переживаний.
4. Обсуждение аспектов психологической готовности к школе.
В психологической готовности к школе («школьная зрелость») традиционно выделяют три основных аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Рассмотрим каждый из них.
Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.
Показателем интеллектуальной зрелости можно считать и уровень общей осведомлённости ребёнка, его кругозор и эрудицию. Осведомлённость – это показатель того, что ребёнок любознателен, хочет знать «что?», «зачем?» и «почему?». Поэтому как можно больше беседуйте с ребёнком на разные темы, отвечайте подробно на все его вопросы. Этим вы поддержите любознательность ребёнка, желание узнать что-то новое и подготовите его к восприятию учебного материала.
Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки. Важно не перестараться, и обучение ребёнка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие.
Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у него уже формируется такое качество как произвольность и возникает способность выполнять достаточно длительное время не очень интересное задание. К началу систематического обучения дети уже должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, т. е. «надо» может перевесить «хочу»). Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями. Понаблюдайте за деятельностью вашего сына/дочери, например за совместной игрой со взрослыми. Проявляет ли ребёнок тревожность или раздражительность? Как реагирует на критику его действий? Продолжает ли игру, если у него что-то не получается? Проявляет ли чрезмерные эмоции, если проигрывает?
Умение слушаться, умение следовать определённым правилам проще всего вырабатывается в процессе игры. Вам помогут обыкновенные игры типа «Дочки – матери», «Съедобное – не съедобное», «Море волнуется», «Да и нет не говорить, чёрный с белом не носить», а так же настольные игры с правилами. Ведь в этих и подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено, как определено правилами игры.
Развить произвольное внимание вам помогут всевозможные журналы и книжки, в которых много заданий типа: «найди отличия между картинками», «запутанные дорожки», «что здесь лишнее», «что перепутал художник», «найди недостающие детали» и т. п. Они забавны, интересны детям и очень полезны для развития произвольности. Главное, чтобы задания соответствовали возможностям вашего ребёнка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к тому, что ребёнок откажется заниматься.
Социальная готовность ребёнка к школе. Это неоднозначное понятие, включающее в себя:
Умение и желание общаться со сверстниками (стремление ребёнка к общению с другими детьми, умение подчинять своё поведение законам детской группы, имеет ли ребёнок опыт приемлемого (без насилия) решения конфликтов и т. п.).
Умение строить адекватные отношения со взрослыми;
Мотивационная готовность к школьному обучению – иными словами у ребёнка должно быть желание учиться в школе. При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят пойти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем показать свой новый портфель и учебные принадлежности, хотя и в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной, мотивационной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит во-первых, стремление получать новые знания (интерес), реализовывать интеллектуальную активность, а во-вторых, потребность в новом социальном статусе – желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьёзной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети.
Давно известно, что заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет, ведь всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребёнка к самому себе и веры в возможность быть лучше. Большое влияние на мотивацию оказывает и то, что и как говорят родители о школе, что поощряют в поведении ребёнка.
5. Вопросы для обсуждения:
- Ждёте ли вы, что ваш ребёнок порадует вас, и будет учиться на «отлично» или «хорошо»?
-Думаете ли вы о том, что плохие оценки вашего ребёнка станут свидетельством того, что вы плохо воспитывали своего малыша?
-Сравниваете ли вы успехи вашего ребёнка с другими детьми?
-Что для вас важнее – отметка или уровень знаний и отношение ребёнка к школе?
6. Представление результатов психологической диагностики. Общие рекомендации (каждому родителю индивидуальный результат и рекомендации).
7. Напутственное слово.
Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой – всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!
8. Подведение итогов собрания. Раздача памяток для родителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления работы в рамках проекта «Скоро в школу!» Развитие и коррекция волевой сферы и формирование позиции ученика Диагностика волевой и познавательной сферы Индивидуальные и групповые консультации родителей Психологическое просвещение родителей будущих первоклассников
ХОЧУ УЧИТЬСЯ! ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Выявление уровня готовности к обучению в школе будущих первоклассников и формирование внутренней позиции ученика.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1. Выявление уровня готовности к школьному обучению и те индивидуальные особенности деятельности, общения, поведения, которые необходимо учесть в процессе обучения и общения в школьной среде. 2. Компенсация, устранение, восполнение пробелов, то есть повышение уровня школьной готовности. 3. Создание достаточной для подготовки дошкольников здоровьесберегающей среды.
При помощи данной программы формируются нужные паттерны поведения; происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения; создаются условия для самораскрытия участников.
Диагностические процедуры выявляющие психологические параметры готовности к школе: Когнитивная готовность (сформированность важнейших познавательных процессов, позволяющих успешно осуществлять умственную учебную деятельность) Мотивационная готовность (сформированность внутренней позиции школьника) Эмоционально – волевая готовность (произвольность).
Диагностические методики «Графический диктант» Д.Б. Эльконина «Домик» Н.И. Гуткиной Изучение учебной мотивации М.Р. Гинзбург Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасика МЭДИС
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей будущих первоклассников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к родительскому собранию будущих первоклассников
В презентации определены основные особенности будущих, первоклассников. даны рекомендации родителям....
презентация к родительскому собранию будущих первоклассников
В презентации определены основные особенности будущих, первоклассников. даны рекомендации родителям....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 2012
С недавних времен наши первоклашки стали на год моложе: теперь обучение начинается не с 7, а с 6 лет и 6 месяцев. Именно столько им должно быть на 1 сентября 2012 года и это одно из первых условий при...
Родительское собрание будущих первоклассников
Презентация содержит материал для проведения родительского собрания в мае месяце с родителями будущих первокласников....
Родительское собрание будущих первоклассников.
Учитель знакомит играми для развития у ребенка чувств, мышления, наблюдательности, внимания, памяти, воображения, практических умений и навыков для подготовки к школе ...
Родительское собрание будущих первоклассников "Скоро в школу!"
Собрание проводится в конце мая - начале июня с родителями будущих первоклассников. К нему прилагается буклет "Скоро в школу". Основные вопросы для обсуждения: Информирование о новых ...
Родительское собрание будущих первоклассников
Цель родительского собрания:Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:*Познакомить родителей друг с другом.*Познакомить с трудностями...