Программа "Здоровье"
рабочая программа по теме
Программа «Здоровье» представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся школы под контролем медицинских работников, учителей физической культуры, в тесном взаимодействии с администрацией, педагогами, родителями. Основывается на ежегодных результатах выполнения норм двигательной активности, соблюдению санитарно- гигиенических условий, на критериях прироста физических показателей, уровне физической подготовленности, повышение уровня умений и навыков в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_programma_zdorovya.doc | 431.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Начальная школа – детский сад» г/к Железноводска
357401 г. Железноводск, ул. Энгельса, 29 тел/факс: (87932) 4-77-09
Согласовано на заседании | Утверждаю |
Педагогического совета | директор МБОУ «Начальная |
Протокол № 1 | Школа – детский сад»» |
От «30» августа 2011 г | ____________В.М.Бурлуцкая |
Приказ № ____ от «___» сентября 2011 | |
Программа
«Здоровье»
СОСТАВИТЕЛЬ: Бондаренко Т.Н.
Зам. директора по воспитательной работе
г. Железноводск
2011
Программа «Здоровье»
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель, задачи, направленность программы
- Механизм реализации программы
- Основные модули программы
- Ожидаемые результаты
- Литература
Приложение
Пояснительная записка
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах, ведь дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию.
Целесообразно использовать начальную школу для обучения детей здоровому образу жизни. В целях формирования привычки к здоровому образу жизни школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Учитывая выше изложенное, для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в школе разработана и внедряется в жизнь программа «Здоровье»
Программа «Здоровье» представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся школы под контролем медицинских работников, учителей физической культуры, в тесном взаимодействии с администрацией, педагогами, родителями. Основывается на ежегодных результатах выполнения норм двигательной активности, соблюдению санитарно- гигиенических условий, на критериях прироста физических показателей, уровне физической подготовленности, повышение уровня умений и навыков в образовательном процессе.
Цель программы
Формирование здоровой школьной среды, через создание единой образовательной, воспитательной, оздоровительной системы охраны здоровья учащихся.
Основные задачи программы
- сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения;
- повышения уровня физического развития и физической подготовленности;
- формирование у учащихся системы ценностей, связанной с собственным здоровьем и здоровьем окружающих, освоение необходимых знаний в этой области, формирование соответствующих умений и навыков;
- создание условий, которые способствовали бы сохранению и укреплению здоровья учащихся, повышению эффективности здоровья учащихся, повышению эффективности учебного процесса.
Основные направления для реализации поставленной цели и задач:
Образовательная направленность программы
- соблюдение всех нормативных правил и санитарно-гигиенических норм, утвержденных СанПиН 2.4.2.1178-02, применяемых в образовательном процессе, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- формирование компетентности педагогов в области здоровья и ЗОЖ с целью внедрения этих принципов в образовательный процесс;
- программно-методическое обеспечение обучения детей ЗОЖ с учетом накопления позитивного опыта;
- валеологическое просвещение и образование в рамках учебного процесса;
- мониторинг состояние здоровья учащихся, учебного процесса и среды обучения;
- внедрение в учебный процесс курсов по валеологии, валеопсихологии, валеопрактики;
- внедрение в учебный процесс инновационных здоровъесберегающих технологий;
- создание на базе медицинского пункта диагностико-лечебной базы ЛФК, фито-центра;
- создание кабинета психологической разгрузки, психотренинга, физиотерапии.
Оздоровительная направленность программы
- соблюдение всех нормативных правил и санитарно-гигиенических норм, утвержденных СанПиН 2.4.2.1178-02.
- формирование основ знаний о физкультурной деятельности с оздоровительной направленностью; (см. прил. №7)
- введение физкультурных пауз, утренней гимнастики, подвижных перемен для увеличения двигательной активности;
- проведение дней здоровья, недель здоровья, праздников здоровья;
- профилактическое, оздоровительное, закаливающее направление включать в образовательный процесс, на всех уроках физического воспитания;
- развитие сети кружков, секций оздоровительной и спортивной направленности;
- создание электронной базы данных о состоянии здоровья учащихся;
- укрепление материально-технической базы.
Воспитательное направление программы
- Воспитание в области здоровъесбережения, гигиены, профилактики, питания;
- Воспитание знаний, умений и навыков в формировании ЗОЖ, создание кабинета психологической разгрузки;
- Привлечение к занятиям в спортивных кружках и секциях,
- Воспитание морально волевых, нравственных качеств через спортивные соревнования и спортивные праздники, состязания;
- Воспитание физических качеств через занятия спортом, физическими упражнениями;
- Воспитание культуры здорового гражданина.
Механизм и технологические этапы реализации программы
Реализация данной программы предполагает:
- осуществление единых требований по организации и проведению
- программы;
- осуществление мониторинга эффективности и результативности;
- осуществление методического, организационного, медицинского
- обеспечения;
- мониторинг физического развития, физической подготовленности;
- выполнение и соблюдение гигиенических требований;
- укрепление физкультурно – спортивной базы;
- подготовка педагогов, медиков образовательных учреждений.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
- культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
- культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
- культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Сроки и этапы реализации Программы.
Этап разработки и внедрения (2011/2012 уч.г.) - проектирование программы;
Этап реализации (2012 – 2013 гг.) – реализация функций дополнительного образования по спортвно-оздоровительной направленности;
Обобщающий этап (2013 – 2014 гг.) - обобщение и анализ полученных результатов, постановка задач на новый период, модернизация программы и внесение изменений в ее реализацию.
Методы контроля за реализацией программы.
- Проведение заседаний методического совета школы.
- Посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ. Изучение и анализ опыта работы педагогов. Совершенствование форм и методов ЗОТ. Создание методической копилки по ЗОТ.
- Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
- Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
- Контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся.
Основные модули программы.
Программа «Здоровье» включает 5 основных модулей:
- Образование детей в сфере здоровья
- Школьное питание
- Медицинские услуги в школе
- Психологическое и социальное консультирование
- Активное участие семьи и общества
МОДУЛЬ 1. Образование детей в сфере здоровья.
Главная задача первого модуля – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Для активизации двигательного компонента в режиме дня применяется целый комплекс мероприятий, в частности: утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, физкультурные паузы во время уроков, динамические перемены, максимальное вовлечение учащихся в занятия спортивных кружков и секций, проведении Дней Здоровья и других спортивных праздников и соревнований (см. прилож. №3).
Педагогами школы организуются и проводятся следующие здоровьесберегающие мероприятия:
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- Разработка и внедрение основ знаний по валеологии с учетом возрастных групп.
- Организация спортивно-массовой работы, вовлечение учащихся в спортивные секции, участие в школьных и городских спортивных мероприятиях и соревнованиях.
- Проведение лекций, бесед, круглого стола, мониторингов о вредных привычках, курении, наркомании, участие в акциях «Спорт против наркотиков», «Мы – за здоровый образ жизни».
- Пополнение и обновление материально- технической базы, соблюдение санитарно-гигиенических условий, выполнение правил по технике безопасности жизни и здоровья.
- Контроль за соблюдением выполнения постановления СанПиНа 2.4.21178-02 , внедрение его в образовательный процесс.
Особое внимание уделяется гигиеническому воспитанию детей, мотивирующему их поведение на сохранение и укрепление как собственного здоровья, так и здоровья окружающих. Наиболее эффективным и доступным в этом процессе является планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека и формирование у него мотивации к ЗОЖ.
В задачи гигиенического обучения входят:
- Повышение культуры поведения ребенка;
- Культура деятельности;
- Отношение к одежде, рабочему месту;
- Культура отношений со сверстниками и старшими;
- Культурно-гигиенические навыки.
- Культура еды.
Гигиеническое воспитание включает в себя и санитарно- просветительную работу: регулярные беседы о профилактике различных заболеваний, о здоровом образе жизни.
МОДУЛЬ 2. Школьное питание.
Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными физиологическими потребностями развивающегося организма ребенка.
В школе при организации питания соблюдаются все гигиенические требования к приготовлению, доставке и раздаче пищи. Регулярность питания и создание благоприятной обстановки во время приема пищи способствует выработке у ребенка положительного пищевого рефлекса, что обусловливает поддержание хорошего аппетита. Каждый прием пищи используется как благоприятный момент для воспитания у младших школьников культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Основные принципы рационального питания:
• Обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающих физиологическим потребностям детского организма
• Соблюдение режима питания
• Выполнение установленных правил технологии приготовленных блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов.
В соответствии с этими принципами при организации питания должны соблюдаться следующие требования:
-качество поставляемых продуктов
-выполнение натуральных норм
-технологии блюд
-калорийность питания
-выход и качество блюд
-соответствие температуры подаваемых блюд
-доведение норм питания до детей
-своевременность приготовления и сроки реализации готового питания
-количество пищевых отходов
-культура организации питания.
МОДУЛЬ 3. Медицинские услуги в школе.
Работа по физическому воспитанию детей должна опираться на показатели здоровья, уровня физической подготовленности, данные индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей. Достаточно полные сведения для комплексной оценки физического состояния ребенка могут быть получены при учете и анализе антропометрических и физиометрических данных, показателей физической подготовленности и работоспособности.
Вся работа по физическому воспитанию в школе строиться с учетом физической подготовленности детей и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей. В этих целях на каждого ребенка составляется индивидуальная карта здоровья, основанная на
• Выписке из медицинской карты ребенка, выдаваемой участковым педиатром
• Анкетированием родителей о состоянии здоровья детей и всех членов семьи
• Анализе первичных навыков по основным видам движений
В соответствии с индивидуальными картами заполняется сводный «Листок здоровья» в классном журнале. Он позволяет педагогам и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии всего класса и каждого ребенка в отдельности, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом физических возможностей ребенка.
В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль. На основании анализа комплексных результатов наблюдений за детьми и повторной медицинской диагностики даются новые рекомендации педагогам и родителям по проведению следующего этапа физкультурно-оздоровительной работы.
Для повышения устойчивости организма учащихся к неблагоприятным факторам внешней среды в школе проводятся профилактические мероприятия:
- Профилактика инфекционных заболеваний, в том числе гриппа и ОРВИ по двум направлениям: иммунизация или специфическая и неспецифическая.
- При специфической профилактике гриппа проводится вакцинация детей отечественными и импортными вакцинами: Гриппол (РФ), Инфлювак (Франция), Флюорикс (Голландия), Ваксигрипп (Франция), Бфивак (Германия).
- Для неспецифической профилактики практиковать курсовой прием препаратов: арбидол, АГРИ, Сандра, витанан и ряд других.
- Иммунизацию детей против других инфекционных заболеваний проводить в соответствии с календарным планом прививок и строго индивидуально по отношению к каждому ученику.
- Лекции и беседы мед. работников на темы:
а) Семейное воспитание (Личность, функции, семья);
б) Психология здоровья (Эмоции, личность, коллектив);
в) Возрастное воспитание.
г) Правильное питание, сбалансированность рациона, диетическое питание.
МОДУЛЬ 4. Психологическое и социальное консультирование.
Социально - психологическая служба школы осуществляет контроль за адаптацией детей к окружающей среде.
Поступление ребенка в школу, перевод из начальной школы в среднюю являются переходными этапами в физическом, нравственном и психологическом отношении. Для облегчения адаптации школьников в эти сложные периоды программа «Здоровье» предусматривает целый ряд мер:
- анкетирование при поступлении в школу новых детей, опрос об особенностях их развития и роста (см. прилож. №1);
- мониторинг состояние их здоровья (см. прил. №2);
- щадящий режим учебы, питания, физических нагрузок;
- индивидуальные рекомендации медиков, психологов, педагогов по коррекции отклонений в физическом и психологическом здоровье;
- контроль за пограничным состоянием;
- составление психолого-педагогических программ для индивидуальной работы с детьми, внедрение компенсирующего обучения;
- контроль за качеством питания, пропаганда здорового образа жизни.
- профилактика асоциальных явлений.
Данные мероприятия позволяют снять стрессовые состояния у школьников и облегчить период их адаптации. В дальнейшем психолог и медик школы осуществляют мониторинг состояния физического и психоневрологического здоровья всех учащихся, оказывается помощь в организации оптимального учебно-воспитательного процесса, отслеживается объем учебной нагрузки, домашних заданий, принимается участие в составлении расписания уроков, в разработке режима дня, учитывая возрастные и индивидуальные особенности организма детей. Социальный педагог организует ряд мероприятий, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами
Ожидаемые результаты
Применение программы «Здоровье» должно обеспечить создание предметно-информационной образовательной среды. В рамках программы происходит:
- Формирование у учащихся основных компонентов здоровья: дети овладевают знаниями, умениями, навыками двигательной деятельности, то есть физической подготовленности, что в конечном результате оказывает влияние на их физическое развитие.
- Повышение приоритета здорового образа жизни.
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
- Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
- Повышение функциональных возможностей организма учащихся. Развитие физического потенциала школьников,
- Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
- Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
- Участие в районных, областных спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.
Программа отслеживает эффективность и результативность действий, осуществляет динамичный контроль, анализ проведенных мероприятий, корректировку и выполнение программы.
При оптимизации решений социальных (экология, образование, право на труд, отдых, соцзащиту и др.) и медико-социальных ( рациональный режим питания, физическая активность, отказ от вредных привычек) проблем реализуется главная задача государства - сохранение и укрепление здоровья всего населения страны.
Ожидаемые результаты станут реальностью при условии понимания учителем триединой проблемы: образ жизни – образование - здоровье.
Рост гигиенических знаний, формирование адекватного представления о здоровье, коррекция поведения психолого-педагогическими методами в целом означают повышение уровня гигиенических знаний в лицее и утверждение позитивной идеологии здоровья. Закономерным следствием построения такого фундамента станут сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости.
Литература
- Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н «Оздоровительные технологии» - М., 2001г.
- Кучма В.Р. «Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике «Здоровье населения – среда обитания». - М.,-2003 г.
- «Дети России образованы и здоровы» - М., 2003 г. Сборник материалов.
- Баранова Л.А. Методические исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге, - М., 2000 г.
- Сборник официальных документов и материалов. Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму, № 2/2002 г.
- Казакова Т. М. методическое пособие, «Технологии здоровъесбережения». М., 2007 г.
- Постановление Министерства здравоохранения РФ от 28 ноября 2002 №44, зарегистрированное в Минюсте РФ 5 декабря 2002 г. №3997 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».
- Постановление о введение в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях. СанПиН 2.4.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25 ноября 2002года, с 1 сентября 2003 г.
Планирование
№ | Содержание мероприятий | Кол часов, месяц | ответственные |
Ι. | Организационная работа | Сентябрь-8ч | Администрация |
1.1 | Проведение собрания педагогического коллектива по внедрению программы « здоровье» | Сентябрь-2ч | Администрация, учителя физического воспитания |
1.2 | Утвердить единые требования по организации и проведению программы « здоровье» В соответствии с требованием СанПиН 2.4.2. 1178-02.с 1.09.2003г и Законом « Об образовании» ст. 51, типовое положение об общеобразовательных учреждениях РФ и постановлением Правительства России от 9.09 1996г, № 1058 и от 15.01.1997 , №38 , в которых говорится, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. | Сентябрь-2ч | Классные руководители, учителя физического воспитания .мед. работники. психологи |
1.3 | Составить расписание работы по плану и распределить обязанности | Сентябрь-2ч | Классные руководители, учителя физического воспитания, мед. работники. психологи |
1.4 | Осуществить методическое, организационное, медицинское. Психологическое обеспечение | Сентябрь-2ч | Классные руководители, учителя физического воспитания, мед. работники. психологи |
ΙΙ. 2 | Профилактическая и физкультурно- оздоровительная работа Применение здоровъесберегающих технологий, утвержденных СанПиН 2.4.2.1178-02. Применительно ко всем предметам: -требования к месту занятий, -соблюдение воздушно-теплового режима, -соблюдения естественного и искусственного освещения, -соблюдение требований и водоснабжению и канализации, -соблюдения режима учреждения, | 80ч ежедневно | Классные руководители, учителя Администрация, учителя физического воспитания мед. работники. психологи |
2.1 | Проведение утренней гимнастики, Физминуток, Физпауз, Подвижных перемен | Ежедневно-7.50; 10.45 На уроках 12.35 | учителя физического воспитания |
2.2 | Проведение часа здоровья в группе продленного дня в начальной школе | Ежедневно 12.35-13.35 | Классные руководители, |
2.3 | Освоение дорожки здоровья | 6ч | учителя физического воспитания |
2.4 | Методика рационального дыхания | 4ч | |
2.5 | Методика дыхания по А. Стрельниковой | 4ч | учителя физического воспитания |
2.6 | Обучение гигиеническим навыкам | 4ч | Медицинские работники |
2.7 | Виды массажа | 4ч | Медицинские работники |
2.8 | Режим и правильное питание | 2ч | Медицинские работники |
2.9 | Закаливающие мероприятия | ежедневно | учителя физического воспитания |
2.10 | Профилактические упражнения , направленные на опорно-двигательный аппарат, сердечно- сосудистую систему, профилактику плоскостопия, органов зрения, частых простудных заболеваний | ежедневно | учителя физического воспитания |
2.11 | Внедрение оздоровительных технологий на уроках физической культуры: Аэробика, Атлетическая гимнастика, Красивая осанка | 8ч 8ч 8ч | учителя физического воспитания |
2.12 2.13 | Уроки плавания в бассейне Проведение специальной мед. группы | 12ч 2 раза в неделю | учителя физического воспитания, медицинские работники |
2.14 | Мониторинг физической подготовленности | 10ч | учителя физического воспитания |
ΙΙΙ | Профилактические медико- психологические мероприятия | 30ч | Мед. работники психологи |
3.1 | Иммунизация и вакцинация | По мере необходимости | медицинские работники |
3.2 | Обучение навыкам гигиены тела | 4ч | медицинские работники |
3.3 | Использования фито-чая | По мере необходимости | медицинские работники |
3.4 | Лекции и ЗоЖ, вредных привычках | 4ч | медицинские работники |
3.5 | Мониторинг физического развития | 10ч | медицинские работники |
3.6 | Психологическая адаптация к школе | По мере необходимости | психологи |
3.7 | Исследования по вредным привычкам | 4ч | психологи |
3.8 | Психологическая помощь, тренинги | По мере необходимости | психологи |
3.9 | Самообладание, само регуляция | 2ч | психологи |
IV | Внеурочная спортивная работа | 100ч | учителя физического воспитания |
Лицейские мероприятия: | учителя физического воспитания | ||
4.1 | Осенний день здоровья | 3ч | |
4.2 | Весенний день здоровья | 3ч | учителя физического воспитания |
4.3 | Олимпийский день бега | 3ч | --- |
4.4 | День прыгуна | 4ч | --- |
4.5 | Красота, здоровье, грация | 2ч | --- |
4.6 | Акробатические соревнования | 2ч | --- |
4.7 | Мисс спорт | 2ч | --- |
4.8 | Мистер сила | 2ч | учителя физического воспитания |
4.9 | Веселые старты | 1ч | --- |
4.10 | Спортивные эстафеты | 1ч | --- |
4.11 | Пионербол | 5-7-9ч | --- |
4.12 | Волейбол | 8-11кл-10ч | --- |
4.13 | Футбол | 6ч | --- |
4.14 | Баскетбол | 6ч | учителя физического воспитания |
4.15 | Стрит бол | 4ч | --- |
4.16 | Мини- футбол | 6ч | --- |
4.17 | Настольный теннис | 2ч | --- |
4.18 | лапта | 4ч | --- |
4.19 | Русская зима- праздник | 2ч | --- |
4.20 | Масленица | 2ч | --- |
4.21 | Армреслинг | --- | |
4.22 | Соревнования по плаванию | 6ч | --- |
4.23 | День защиты детей | 2ч | --- |
4.24 | Участие в городских, областных соревнованиях, президентские состязания, турслеты, Военное многоборье | 20ч | учителя физического воспитания |
V | Работа секций и кружков | --- | |
5.1 | Организация секций и кружков | Ежедневно по 2ч | --- |
5.2 | Организация по месту жительства в летнее время: Соревнования по дворовому футболу, спортивные игры. | Июль- август-16ч | учителя физического воспитания |
VI | Агитация и пропаганда | 14ч | --- |
6.1 | Привлечение родителей в организации спортивных мероприятий | учителя физического воспитания | |
6.2 | Консультации для родителей по вопросам ЗОЖ | 2ч | --- |
6.3 | Семейные соревнования, фестивали | 4ч | --- |
6.4 | Семейные фотоольбомы | --- | |
6.5 | Проекты- моя спортивная семья | 4ч | --- |
6.6 | Оформление стендов, альбомов, спортивных уголков | 4ч | учителя физического воспитания |
Всего часов-234ч |
Приложение №1.
КАРТОЧКА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
Фамилия, имя Год рождения
Школа № г.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
Укажите умения и навыки вашего ребенка (умеет, не умеет):
1. Лазать различными способами по гимнастической стенке
2. Прыгать через короткую или длинную скамейку
3. Кататься на коньках
4. Кататься на лыжах
Самокате
Двухколесном велосипеде
5. Самостоятельно играть в подвижные игры
6. Самостоятельно плавать
7. Пробегать кросс с дистанцией (до 300 м)
8. Занятия спортом (каким?)
Подпись родителей.
Примечание:
- родители заполняют карточку при поступлении в школу перед
собеседованием. - Медицинские работники заполняют карточку в сентябре-октябре
месяце каждого года. - При переходе ученика в другую школу карточка выдается
родителям с другими документами. - Карточка хранится в личном деле ученика.
- Показатели физической подготовленности записываются:
красным цветом - высокий уровень, зеленым - средний, синим -
низкий.
Класс | Челночный бег 3x10 | Бег 30 | Прыжок в длину, см | Наклон вперед, полусидя | Подтягивание | Плавание | Замкну тый бег |
с м | с м | с м | с м | с м | С м | с м | |
Приложение №2 Показатели физического подготовленности
Учебный год | Класс | Рост, см | Масса кг | ИСС уд/м | Артер. давл. | Мед. Труп. | Подпись мед. работ. |
Показатели физического развития
Приложение №2.
Субъективные показатели состояния организма.
Показатели | Состояние | ||
хорошее | Удовлетворительное | Плохое | |
Самочувствие | хорошее | вялость, упадок сил | Слабость, раздражительность, головокружение |
Сон | Спокойный, крепкий, освежающий | Прерывистый, засыпание с трудом | Бессонница или повышенная сонливость |
Аппетит | Нормальный или слегка повышенный | пониженный | отсутствует |
Настроение | Жизнерадостно е, бодрое, уверенность в своих силах | Безразличное, равнодушное | упадническое |
Желание заниматься | большое | умеренное | отсутствует |
Работоспосо бность | Высокая, хорошая | ухудшенная | Резко сниженная |
Боль в мышцах | отсутствует | Есть, но быстро проходит после душа, массажа | Длительно непроходящая |
Приложение №2.
Внешние признаки утомления.
признаки | Степень утомления | ||
легкая | значительная | Очень сильная | |
Окраска кожи лица и туловища | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ |
Потливость | Небольшая, чаще на лице | Большая головы и туловища | Очень сильная, выступление соли |
Дыхание | Учащенное, ровное | Значительно учащенное, периодически через рот | Резко учащенное, поверхностное, появление одышки |
Движения | Не нарушены | неуверенные | Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей |
Внимание | Безошибочное | Неточность выполнения команд | Замедленное выполнение заданий, часто на повторную команду |
Приложение №3.
Дневник самоконтроля.
Показатели | Дни занятий 1 2 3 4 и т.д. |
Масса тела, кг | |
Рост, см | |
Окружность грудной клетки, см | |
Самочувствие, баллы | |
Работоспособность, баллы | |
Сон, баллы | |
Аппетит, баллы | |
Частота дыхания в покое, за 1 минуту | |
Пульс до занятий, уд./мин. | |
Пульс после занятий, уд./мин. |
Тест на силу Дневник самоконтроля. - подтягивание из виса хватом сверху (мальчики), из виса лежа (девочки). Учитывается число повторений.
Тест на прыгучесть - прыжок с места в длину или в высоту (на стене предварительно сделать разметку: длина тела с вытянутой вверх рукой).
Результат прыжка в длину определяется из трех попыток лучший, а в высоту — разница между метками на стене.
Тест на выносливость - бег в течение 6 минут. Результат определяется по количеству метров, которые вы пробежали за это время.
Тест на гибкость - наклоны вперед с прямыми ногами. Если вы касаетесь пола ладонями, то гибкость у вас хорошая; если только кончиками пальцев - удовлетворительная; если же вы не достаете до пола - плохая.
Приложение №5
В целях укрепления здоровья
Используется методика дыхательных упражнений по А.Стрельниковой. по методике дыхания А.Стрельникова тренируется, только вдох - шумный, резкий, короткий - как бы шмыгая носом, выдох пассивный через рот. При шумном, коротком вдохе носом идет насыщение коры головного мозга кислородом -ликвидируются спазмы сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память. Дыхательные упражнения Стрельниковой вылечивают: сколиоз ринит, хронический насморк, гайморит, бронхит, астму, пневмонию, улучшает работу сердца, нормализует артериальное давление, способствует правильному формированию органов и систем, помогает подрасти, излечивает заикание.
- Упражнение - дыхательное "Ладошки". Встать прямо, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладошки снаружи развернуты. Резкий вдох, ладошки сжать, выдох - разжать. 4 раза - 27 серий.
- "Насос - 1". Встать прямо, руки на поясе сжать в кулаки. Резкий вдох - руки вниз, кулачки разжать, выдох - руки на поясе. 8 раз-16 серий.
- «Насос - 3». Встать прямо, руки внизу, ноги чуть на ширине плеч. Вдох - наклониться чуть, руки внизу, потянуться чуть к ногам. Выдох - и.п.
- «Погончики». Встать прямо, руки согнуты в локтях, ноги вместе. Вдох - обнять руками себя скрестно за плечи, причем если правая впереди, то и дальше так же продолжать. Выдох - и.п. упражнения можно повторять под музыку, под такт бубна, счет ит.д.
- Профилактические упражнения для укрепления осанки и ее коррекции, плоскостопия, укрепление зрения.
- Профилактический комплекс упражнений для предупреждения плоскостопия. "Насос - 1". Встать прямо, руки на поясе сжать в кулаки. Резкий вдох - руки вниз, кулачки разжать, выдох - руки на поясе. 8 раз-16 серий.
- «Насос - 3». Встать прямо, руки внизу, ноги чуть на ширине плеч. Вдох - наклониться чуть, руки внизу, потянуться чуть к ногам. Выдох - и.п.
- «Погончики». Встать прямо, руки согнуты в локтях, ноги вместе. Вдох - обнять руками себя скрестно за плечи, причем если правая впереди, то и дальше так же продолжать. Выдох - и.п. упражнения можно повторять под музыку, под такт бубна, счет и т.д.
- Профилактические упражнения для укрепления осанки и ее коррекции, плоскостопия, укрепление зрения.
- Профилактический комплекс упражнений для предупреждения плоскостопия.
- Гимнастика для укрепления мышц глаза.
- Плотно закрыть и широко открыть глаза (5 раз, интервал в 30 секунд).
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
- Вращать глазами по кругу: вниз, верх, вправо, влево в обратную сторону.
- Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их на 3-5 секунд (6-8 раз).
- Быстро моргать в течении 1-2 минут (способствует улучшению кровообращения).
- Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку (10 раз) (снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии).
- Выполняется сидя. Закрыть веки и нужно массировать их круговыми движениями пальца в течении 1 минуты. (Способствует расслаблению мышц глаза).
- Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды, снять пальцы с век. (3-4 раза;улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей).
VIII. Точечный самомассаж.
Точечный массаж данных точек повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
ТОЧКА 1: связана со слизистой оболочкой трахей, бронхов, а так же костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается камень, улучшается кровообращение.
ТОЧКА 2: регулирует иммунные функции организма. При массаже повышается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.
ТОЧКА 3: контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.
ТОЧКА 4: шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. При этом нормализуется работа вестибулярного аппарата.
ТОЧКА 5: расположена в области седьмого шейного и первого грудного позвонков, и связана с регуляторами сосудистых реакций.
ТОЧКА 6: массирование улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит, нормализуется обоняние.
ТОЧКА 7: при массаже улучшается кровообращение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
ТОЧКА 8: массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярного аппарата ответственный за поддержание равновесия.
ТОЧКА 9: руки человека связаны со своими органами. При массаже этой точки нормализуются многие функции организма.
Приложение №6.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ.
Закаливание.
Закаливание повышает сопротивляемость организма не только к простудным, но и к различным другим заболеваниям. Это длительный процесс, требующий от человека желания, упорства и терпения. При закаливании используется комплекс разнообразных процедур с целью укрепления здоровья, повышения устойчивости организма к холоду и профилактики простудных заболевани1. 1.Закаливание воздухом - проводим в любое время года. Зимой - при открытой форточке. Одежда - футболка, шорты. Свежий, чистый, прохладный воздух бодрит, способствует лучшему насыщению крови, кислородом, повышает тонус нервной системы.
2. Закаливание ног - воздушным потоком.
а) начинать с сухого растирания в течение 3 недель мягким
полотенцем до появления легкого покраснения продолжительность
процедуры (5-10 мин.).
Значение сухого растирания:
- Хорошо подготавливает организм к воздушным ножным ваннам.
- Тренируется нервная система.
- Улучшается работа сердца, легких и других органов.
- Повышается обмен веществ.
б) Хождение босиком по дорожкам.
Начальный период 1-2 недели - продолжительность с 30 секунд, каждую неделю прибавили по 20 секунд.
3. Закаливание водой.
а) Влажные растирания полотенцем, смоченной водой,
температура которой +36°. Через 3 дня снижать температуру от 1 С
до 18 С. длительность процедуры 5 минут в течение 3 месяцев.
После растирания ноги насухо растереть сухим полотенцем до
легкого покраснения.
Значение влажного растирания стоп.
- Хорошо тренирует нервную систему.
- Повышает стойкость организма к смене температуры.
- Улучшает работоспособность.
б) Хождение босиком по влажному коврику.
Смочить коврик водой, температура которой +36°С, через 3 дня снижать до 1°С. продолжительность 1 минута в течение 3 недель. Снижать температуру воды до +18°С.
Значение: повышает способность нервной системы приспосабливаться к условиям внешней среды.
- Закаливание солнцем - необходимо и полезно. В утренние часы находиться или принимать солнечные лучи необходимо в течении10м.
Таблица комплексного закаливания ног.
Режим закаливания | Период недели | продолжительность | расстояние | ТС |
Сухие растирания | 1-3 | 1-2м | 5 м от форточки | +18 |
Хождение босиком по жесткой дорожке | 1-3 | От 1 до 5м | От 5м до1м | +22 |
Хождение босиком по дорожке с шипами | 1-3 | От 1 до 5м | От 5м до 1м | +22 |
Влажные растирания ног | 1-5 | От 30 с до1м | От 5м до1м | +20 |
Хождение по влажной дорожке | 1-5 | От 30с до 1м | От 5м до1м | +36 |
Самомассаж ног | 1-3 | 1-2 м | +20 |
Комплексная таблица закаливания горла.
Дыхание рациональное | 1-3 | 1м | |
Дыхание по Стрельниковой | 1-3 | 0т1м до3м; до5м | |
Полоскание соленой водой | 1-3 | 30с-1м | +30-+20 |
Фито- терапия | 30с -1м | +30-+20 |
Приложение № 7.
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ» (по классам).
1 класс.
Как человек движется? Основные части тела. Мышцы, кости, суставы. Как укреплять их? Физические упражнения, положительные и тщательные черты характера. Уроки «Мойдодыра»; «Веселая физкультура» - влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья. Значение прогулки на свежем воздухе, правильное дыхание. Основы методики дыхательных упражнений по А.Стрельниковой.
2 класс.
Значение и правила выполнения закладки. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Знания о закаливающих процедурах, о режиме дня, о двигательном режиме. Рациональное дыхание при беге. Карточка здоровья, самоконтроль по ее выполнению.
3 класс.
Внешняя среда и здоровье человека. Факторы, укрепляющие здоровье, факторы расслабляющие здоровье, роль физических упражнений в улучшении внешности человека. Доброта и сердечное отношение к друзьям - залог успеха и здоровья.
4 класс.
Основы знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха. Основные правила и способы закаливания. Взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием и духовным развитием. Гигиенические правила как их соблюдение способствует укреплению здоровья.
5 класс.
Влияние занятий физическими упражнениями на системы дыхания, кровообращения, пищеварения. Значение профилактических упражнений на опорно-двигательный аппарат. Знания о сердечно-сосудистой системе. Основные компоненты физической культуры личности: развитие волевых и нравственных качеств. Основные приемы самоконтроля.
6 класс.
Здоровый образ жизни - одна из основных ценностей ориентации. Врачебный контроль во время занятий. Дыхание по системе йоги - типы дыхания. Знание об органах чувств.
7 класс.
Дневник самоконтроля по состоянию своего здоровья. Правила самостоятельной тренировки двигательных способностей. Значение пищеварения. Психологические явления - эмоции «Я и коллектив».
8 класс.
Физическая подготовленность и способы физкультурно-оздоровительной деятельности. Значение чередования труда и отдыха. Вред алкоголя, наркотических веществ на организм. Особенности физического, психологического развития и полового созревания. Личная гигиена девушек, юношей.
9 класс.
Физическая культура и спорт - одно из средств всестороннего развития. «Психология здоровья» - противостояние стрессам. Биоритмы человека. Гигиенические факторы и условия среды для укрепления здоровья. Коррекция недостатков физического развития.
10 класс.
Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья, разносторонней физической подготовленности. Вредные привычки - воспитание волевых усилий. Использование различных видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни. Самооценка личности. Особенности полового развития - выполнение функций отцовства, материнства.
11 класс.
Физическая культура - важнейшая составляющая часть здорового образа жизни, физической культуры в семье. Курс «Брак и семья» - его значение. Самоконтроль и саморегуляция физических и психических состояний. Наука «Здоровье» - наука выживания человека в критических условиях.