Школа будущего первоклассника
рабочая программа по теме
Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 54.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Школа будущего первоклассника» является основой для организации образовательной деятельности группы дошкольного образования детей 6 - 7 лет, рассчитана на 1 год и составлена на основе комплексной программы дошкольного образования системы «Школа 2100», автором которой является академик РАО А.А. Леонтьева.
Данная программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».
Основная цель программы - обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
Программа «Школа будущего первоклассника» отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, представляет собой эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.
Задачи программы:
- Создание развивающей среды
- Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры
- Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы
- Формирование опыта самопознания.
В соответствии с основными целями, задачами государственной образовательной системы «Школа 2100» концепция программы «Школа будущего первоклассника» дошкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который носит развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный характер.
Принципы построения программы «Школа будущего первоклассника»:
- Принцип адаптивности – создание адаптивной модели воспитания и развития дошкольников, обеспечивающей гуманный подход к личности ребенка.
- Принцип развития – целостное развитие личности и ее готовности к дальнейшему развитию.
- Принцип психологической комфортности - обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
- Принцип образа мира и целостности содержания образования - формирование единого и целостного представления дошкольника о мире.
- Принцип смыслового отношения к миру - осмысление ребенком того, что он является частью мира.
- Принцип систематичности - реализация единых линий развития и воспитания.
- Принцип обучения деятельности - организация видов деятельности, во время которых ребенок сам делает «открытия».
- Принцип опоры на предшествующее развитие.
- Принцип креативности - обучение дошкольников творчеству.
Программа «Школа будущего первоклассника» готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (формируется мотивационная готовность, осуществляется познавательно-речевое развитие, формируется навык работы в коллективе, общения с взрослыми и сверстниками).
Данная программа обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка:
- Социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
- Культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
- Познавательное развитие - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.
Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире
Программа «Школа будущего первоклассника» ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста, разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению, приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития, создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, будут способствовать решению данной проблемы.
Программа «Школа будущего первоклассника» составлена на основе учета максимального объема учебной нагрузки дошкольников. Занятия проводятся в форме урока общей продолжительностью 30 минут, что является академическим часом для учащихся данного возраста (п.12.11 СанПин 2.4.1.2669-10 с изменение от 20.12.2010 г.), прерываемого динамической паузой 5 минут. Перемены по 10 минут активной деятельности детей под руководством учителя. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 2 часа.
Ведущим методическим приёмом на уроке в Школе будущего первоклассника выступают дидактическая игра и игровые упражнения.
Учитель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной самооценки.
Структура программы
№ п/п | Наименование предмета | Наименование модулей | Количество учебных часов в год |
1 | Развитие логического и пространственного мышления |
| 34 |
1 | Познавательно – речевое развитие детей |
| 34 |
Развитие логического и пространственного мышления ( 34 часа)
Модуль «Математика и логика» (17 часов)
Цель - развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; формирование мыслительных операций; развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Задачи обучения:
- Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
- Развивать образное мышления (ощущение, восприятие, представление).
- Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Развивать вариативность мышления, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивные умения.
- Работать над увеличением объема внимания и памяти.
- Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Воспитывать интерес к предмету и процессу обучения в целом.
Предметное содержание.
- Общие понятия.
- Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
- Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. Сравнение двух групп предметов.
- Взаимосвязь между целым и частью.
- Числа и операции над ними.
- Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
- Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками.
- Пространственно-временные представления.
- Отношения: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др..
- Установление последовательности событий.
- Последовательность дней в неделе.
- Последовательность месяцев в году.
- Ориентировка на листе бумаги в клетку.
- Геометрические фигуры и величины.
- Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.
Планируемые результаты.
Дети должны знать и уметь:
1. Распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры.
2. Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.
3. Устанавливать совокупности предметов, обладающие общими признаками.
4. Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги.
5. Устанавливать временные отношения.
6. Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
7. Устанавливать взаимосвязь между целым и частями.
Тематическое планирование занятий.
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1 – 3 | Знакомство c плоскими геометрическими фигурами | 3 |
4 – 5 | Знакомство c объёмными геометрическими фигурами | 2 |
6 – 7 | Свойство предметов | 2 |
8 | Группы предметов | 1 |
9 – 10 | Пространственные отношения | 2 |
11 | Временные отношения | 1 |
12 – 13 | Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Прямой и обратный счет. 1 1 ~ | 2 |
14 - 15 | Взаимосвязь между целым и частью | 2 |
16 | Решение логических задач | 1 |
17 | Итоговое занятие | 1 |
Модуль «Конструирование» (9 часов)
Цель – приобретение дошкольниками конструктивно – технических умений, способствующих практическому познанию свойств тел и пространственных отношений.
Задачи обучения:
- Учить целенаправленно рассматривать предметы.
- Сравнивать предметы между собой, видеть в них общее и различное.
- Расчленять предметы на части.
- Учить находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей.
- Развивать конструктивно – технические умения.
- Развивать планирующую мыслительную деятельность.
- Познакомить со свойствами геометрических тел и пространственных отношений.
- Обогатить речь детей новыми терминами (куб, пирамида и др.)
- Привить навык совместной трудовой деятельности, взаимопомощи.
- Развить эстетический вкус.
Предметное содержание
- Конструирование из бумаги.
Складывание бумаги в разных направлениях. Деление бумаги по диагонали. Вырезание нескольких одинаковых деталей путем складывания бумаги. Складывание готовых выкроек. Вырезание деталей по шаблону. Аппликации. Оригами из бумаги. Игрушки из картона с элементами движения. Объемные игрушки из бумаги, картона.
- Конструирование из природного и бросового материала.
Поделки из природного материала (кора, шишки, веточки, мох, орехи, скорлупа грецкого ореха и др.). Способы крепления деталей (клеем, проволокой, пластилином, спичками и др.) Поделки из бросового материала (пластиковые бутылки, коробки, поролон, проволока и др.)
Планируемые результаты.
- складывать бумагу в разных направлениях, делить бумагу по диагонали;
- вырезать несколько одинаковых деталей путем складывания бумаги;
- вырезать детали по шаблону;
- выполнять аппликации;
- владеть элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать;
- уметь создавать изображения по представлению и с натуры;
- уметь планировать свою деятельность, работать целенаправленно, доводить начатое дело до конца;
- проявлять изобразительные способности в работе с природным материалом, изобретательность и творчество в процессе изготовления поделок из самых разных материалов;
- проявлять аккуратность в процессе деятельности, не сорить, не пачкать, не разбрасывать, не нарушать уют и красоту в помещении;
- знать и выполнять правила техники безопасности на занятиях.
Тематическое планирование занятий
№ | Тема занятий | Количество часов |
Конструирование из бумаги «Грузовик». | 1 | |
Конструирование из природного материала «Сова» (из шишки). | 1 | |
Конструирование из бросового материала «Страус» (из пластмассовой бутылки). | 1 | |
Конструирование из спичечных коробков «Паровозик». | 1 | |
Конструирование из бумаги «Лягушка». | ||
Конструирование из бумаги «Цирковые животные» (на основе закрученных прямоугольников). | 1 | |
Конструирование из природного материала «Ёжик» (из скорлупы ореха). | 1 | |
Конструирование из бросового материала по замыслу детей «Скворечник» (из коробочки от чая). | 1 |
Модуль «Волшебные пальчики» (лепка из пластилина) (8 часов)
Цель - развитие мелкой моторики пальцев.
Задачи обучения
- Развитие координации движений пальцев и кистей рук;
- Укрепление мышц рук;
- Развитие тонких движений пальцев;
- Умение работать по инструкции;
- Развитие творческих способностей, мышления, произвольного внимания, самоконтроля;
- Создание условий для развития речи ребёнка.
Предметное содержание.
- Объемная лепка
Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.
- Рисуем жгутиками из пластилина.
Выполнение изделий из жгутиков пластилина
- Плоскостная лепка
Выполнение изделий из пластилина на плоскости
Ожидаемые результаты.
- У детей стойкий интерес к лепке из пластилина как во время занятий, так и в свободное время.
- Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
- Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, расплющивание, оттягивание.
- Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.
- Лепят предметы, передавая их характерные особенности.
- Рассказывают о последовательности выполнения своей работы и работы, отвечая на вопросы педагога.
Тематическое планирование занятий.
№ | Тема занятий | Количество часов |
1 | Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию». | 1 |
2 | Лепка «Кукла». | 1 |
3 | Лепка «Ваза с фруктами» | 1 |
4 | Лепка «Рыбки» | 1 |
6 - 7 | Рисуем жгутиками из пластилина | 2 |
8 | «Божьи коровки на ромашке» (плоскостная лепка) | 1 |
9 | «Цветы для мамы» (плоскостная лепка) | 1 |
Познавательно – речевое развитие детей ( 34 часа)
Модуль «Подготовка руки к письму» (17 часов)
Цель – развитие графических движений, зрительно-моторной координации, тонкоординированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти.
Задачи обучения:
- Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги.
- Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев.
- Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.
- Научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.
- Познакомить с основными правилами штриховки:
- не выходить за контуры фигуры;
- соблюдать параллельность линий;
- не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см;
- научить четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю, среднюю линии), писать элементы букв и буквы в строке:
- познакомить с основными правилами красивого письма;
- подготовить к формированию графического навыка.
Предметное содержание.
- Знакомство с правилами письма и разлиновкой тетради.
Правильная посадка, положение листа. Разлиновка тетради (узкая рабочая строка, широкая рабочая строка)
- Обведение по контуру узоров, составление узоров, штриховка.
- Письмо основных элементов букв
- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
- овалы
- линии с закруглением внизу и вверху,
Предполагаемые результаты:
- Правильно сидеть (правильная поза: положение туловища, рук, головы, положение тетради или листа).
- Правильно держать ручку.
- Четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю линии), уметь писать элементы букв в строке.
- Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания элементов букв.
- Писать основные элементы букв:
- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
- овалы;
- линии с закруглением внизу и вверху,
- Аккуратно штриховать фигуры.
- Обводить ровно и аккуратно по контуру.
- Аккуратно разукрашивать фигуры.
Тематическое планирование занятий
№ п/п | Тема занятий | Кол – во часов |
1 | Знакомство с правилами письма, с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша(ручки) при работе в тетради | 1 |
2 | Обведение по контуру узоров. | 1 |
3 | Составление узоров по аналогии и самостоятельно, | 1 |
4 – 5 | Обведение по контуру и штриховка | 2 |
6 | Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких и длинных линий. | 1 |
7 | Письмо наклонной короткой и длинной линии. | 1 |
8 | Обведение по контуру. Ломанные и изогнутые линии. | 1 |
9 | Письмо маленьких и больших овалов. | 1 |
10 | Письмо полуовалов. | 1 |
11 | Обведение по контуру петель. | 1 |
12 | Письмо коротких линий с закруглением внизу. | 1 |
13 | Письмо длинной линии с закруглением внизу. | 1 |
14 | Письмо коротких линий с закруглением вверху. | 1 |
15 | Письмо длинной линии с закруглением вверху. | 1 |
16 | Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. | 1 |
17 | Повторение изученных элементов | 1 |
Модуль «Развитие речи» (9 часов)
Цель – развитие устной речи детей, формирование коммуникативных умений, обогащение активного и пассивного словаря ребят.
Задачи обучения:
- Развивать умения говорения, слушания.
- Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; развить грамматический строй речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка- носителя языка.
- Развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
- Развивать умение общения с взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека.
Предметное содержание
- Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
- Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
- Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
К концу года дошкольники должны знать и уметь:
1. Речь является сложнейшим средством общения.
2. Элементарные правила общения в школе и гостях;
- уметь слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих;
- уметь говорить перед коллективом, отвечать на вопросы взрослого;
- уметь строить простые речевые конструкции.
Тематическое планирование занятий.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Давайте познакомимся. Речь – средство общения | 1 | |
В гостях. Потешки.. | 1 | |
Слово веселит, огорчает, утешает | 1 | |
Пословицы и поговорки о труде, родине, матери | 1 | |
Сядем на пригорке, расскажем скороговорки | 1 | |
B гостях у сказки. Игры с ударением | 1 | |
Слова – противоположности | 1 | |
Многозначные слова | 1 | |
Ох, уж эти загадки! | 1 |
Модуль «Ознакомление с окружающим миром» (8 часов).
Цель - знакомство дошкольников с целостной картиной мира в процессе решения ими задач по осмыслению своего опыта через творческие проблемные задачи; развитие ребенка в целом; осуществление речевого развития.
Задачи обучения:
- Воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, помочь осознать смысл произносимых детьми слов, что в свою очередь готовит их к будущему освоению научного языка.
- Расширить представления дошкольников о растительном и животном мире.
- Обеспечить условия для накопления у детей знаний о социальной действительности, предметах материальной культуры, свойствах и разновидностях материалов, явлениях природы и др.
- Помочь раскрыть детям сущностные особенности предметов.
- Развивать наблюдательность у дошкольников, исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности, что даст ребенку возможность разумно действовать в реальной жизни.
- Воспитывать бережное ответственное отношение к природе.
- Учить следовать экологическим правилам поведения в природе, эстетическим правилам поведения в обществе.
Предметное содержание.
- Времена года. Явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года. Основные признаки сезона. Сутки. Режим дня.
- Природа живая и неживая. Основные характеристики.
- Характерные особенности домашних и диких животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране, в других странах. Растения. Характерные особенности культурных и дикорастущих растений. Правила поведения в природе.
- Наша страна. Столица. Мой родной город. Моя семья.
Планируемые результаты.
Знать:
- времена года;
- части суток;
- отличие живой и неживой природы;
- название страны и города в котором живет
Уметь:
- различать диких и домашних животных;
- различать культурные и дикорастущие растения;
- называть характерные признаки времен года;
- различать части суток;
- рассказать о своей семье.
Тематическое планирование занятий.
№п/п | Тема занятий | Количество занятий |
1 | Мир вокруг нас. Времена года | 1 |
2 | Части суток. Режим дня. Школьное время | 1 |
3 | Природа живая и неживая. | 1 |
4 | Дикие и домашние животные. | 1 |
5 | Культурные и дикорастущие растения. Правила поведения в природе. | 1 |
6 | Россия - наше государство. Столица России. | 1 |
7 | Наш город. | 1 |
8 | Расскажи о себе. Моя семья. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"
Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...
Школа будущего первоклассника. "Здравствуй, школа!"
Это занятие поможет будущим первоклассникам быстрее адаптироваться к обучению в школе....
Готовим ребёнка к школе «Школа будущего первоклассника»
Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе....
Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".
Презентация поможет провести родительское собрание психологу, учителю, завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....
ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»
Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...
Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"
Знакомство со школорй, учителем. Фотографии кабинетов , спортивного зала, биюлиотеки ит. д. , где будут учиться будущие первоклассники. Правила поведения в школе. Загадки о школьных принадлежнос...
Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»
Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...