Школа будущего первоклассника
методическая разработка по теме

 

Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение. В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому, необходимо найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации. В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.

                Работа по соблюдению преемственности между дошкольным и школьным образовательными учреждениями необходимо спланировать так, чтобы овладение знаниями в школе не нарушало естественный ход развития ребёнка, максимально способствовало его продвижению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shbp_reshetnikova.doc306.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

подготовки детей к школе

«Школа будущего первоклассника»

                                                           

                                                                Составитель:

   учитель начальных классов

                                                                                       МАОУ СОШ № 29

                                                                                       города Тюмени

                                                                                       Решетникова Т.А.

                                             

                                                                       

ВВЕДЕНИЕ

                Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается ранний возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение. В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому, необходимо найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации. В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.

                Работа по соблюдению преемственности между дошкольным и школьным образовательными учреждениями необходимо спланировать так, чтобы овладение знаниями в школе не нарушало естественный ход развития ребёнка, максимально способствовало его продвижению.

               В соответствии с комплексной модернизацией образования  и с целью обеспечения  равных стартовых возможностей  для  образования  детей  перед школой в МАОУ СОШ № 29 была введена программа предшкольного образования «Школа будущего первоклассника». Учебно – методический комплект по которому ведётся обучение комплексная программа развития и воспитания дошкольников образовательной системы  «Школа 2100», рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста (5,5 – 6,5 лет). Данная программа одобрена и утверждена Министерством образования и науки РФ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение программы: оказание помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии и подготовке к школе детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.

Цели    программы:

  1. развитие потенциальных возможностей ребенка;
  2. создание предпосылок к школьному обучению –  формирование предпосылок  УДД (универсальных учебных действий);
  3. обеспечение преемственности программ дошкольного и начального образования;
  4. охрана, укрепление и развитие соматических и психических функций личности.

        Задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой  сферы; развитие коммуникативных умений.

Особенности программы «Школы будущего первоклассника» по преемственности:

       1.    Не допускает дублирования программ первого класса;

       2.    Создает условия для включения  ребенка в новые социальные формы общения;

  1. Готовит переход от игровой  к творческой, учебной, деятельности;
  2. Инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;
  3. Особое внимание уделено физическому развитию и  взаимодействию с родителями;
  4. Представлена  комплексная  диагностика готовности к школе.

В качестве ведущей деятельности рассматривается  игра и конструирование.

В основе подготовки к обучению в школе лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих).

Большое внимание уделено решению творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы.

Программа создана на основе комплексно-тематического принципа. Содержание программы построено на интегрированной основе. Работа с детьми ведётся в разных формах с учётом особенностей дошкольников. Программа рассчитана на 1 год.

Принципы:

1.    Доступность (для детей любого уровня готовности к школе).

2. Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников).

3.   Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).

4.   Направленность (не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).

5.   Открытость (работают педагоги разной специфики, программы, которых одобрены педагогическим советом).

6.   Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица),  дали согласие на подготовку.

7.   Актуальность (Использование современных достижений науки. Своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования мониторинговых показателей).

Критерии сформированности способностей дошкольников:

1.Деятельность и общее развитие:

-произвольная деятельность;

-психологическая саморегуляция;

-развитость творческого потенциала;

-способность принимать инструкцию;

-коммуникативные способности;

-зрительное восприятие

2.Речевое развитие:

-словесная реакция на ситуацию;

-способность понимать говорящего;

-способность объяснять мысль словами

Функции:

1.Методическая

-сопровождение деятельности ребенка, родителей, специалистов;

-консультирование;

-рекомендации.

2.Диагностическая

(отслеживание  результатов с целью корректировки)

3.Обучающая

4.Развивающая

5.Воспитывающая

Участники реализации программы:

-администрация ОУ

-педагоги ОУ

-дети

-родители

Планируемый результат:

Дошкольник готовый к обучению должен

Знать:

·       правила поведения в школе на уроке и на перемене;

·       как правильно организовать своё рабочее место;

·       правила посадки за партой;

·       своего учителя, школьного психолога, логопеда;

Уметь:

·       правильно держать ручку, карандаш;

·       внимательно слушать учителя, выполнять задания по его инструкции;

·       переключаться с одного вида деятельности на другой;

·       правильно реагировать на свои неудачи и победы, на успехи и неудачи одноклассников;

По окончании курса:

·       добиться сформированности положительного эмоционального отношения к обучению в школе у будущих первоклассников;

·       привить  детям навыки  уверенного поведения школьника;

·        по результатам диагностики выработать  рекомендации родителям для дальнейшей работы с детьми в последующий период подготовки к школе

Механизм реализации программы:

I. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни:

1 .Правильное составление расписания в соответствии с нормами СанПина.

2.Физкультминутки во время занятий.

3.Разучивание подвижных игр и проведение их на переменах

II. Обеспечение базового уровня воспитания и образования дошкольников:

1 .Комплектование групп по подготовку детей к школе.

2.Обеспечение учебниками и наглядными пособиями.

Ш.Методическое и кадровое обеспечение:

1.Разработка и утверждение программы будущего первоклассника.

IV.Обеспечение готовности дошкольников к обучению в школе.

      Формирование   следующих   характеристик дошкольника, необходимых для поступления в 1 класс:

•     Формирование навыка произвольной деятельности (выполнение задания на протяжении 10 минут).

•     Формирование навыка наблюдения за объектом:

- выделение существенных признаков объекта;

-умения сравнивать объекты по признакам (форма, величина, цвет функции);

-умение найти лишнее;

-умение определить наличие изменений.

•     Тренинг мелкой моторики (подготовки руки к письму).

•     Формирование навыка деятельности в группе.

•     Формирование навыков самоорганизации (поведение на уроке).

V. Работа с родителями.

1.Консультации с родителями по результатам диагностики определения уровня готовности детей к школе.

2.Проведение родительских собраний с родителями будущих первоклассников.

3.Привлечение родителей как социальных партнеров.

Реализация программных требований:

Предметы:

1. Обучение грамоте/Русский язык.

2. Математика.

3.Окружающий мир.

Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед  предшкольным образованием на сегодняшний день.

ПРОГРАММА

Дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к азбуке»

(общеобразовательная система «Школа 2100)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                 Курс развития речи и подготовки к обучению грамоте для дошкольников является начальным звеном непрерывного курса «Обучение грамоте – русский язык-чтение и литература» для 1-11 классов, который создаётся в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Общая цель курса – подготовить в ходе дошкольного т школьного обучения функционально-грамотную личность как показатель качественного обучения, обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. Одним из способов достижения этой цели видится создание непрерывных курсов. Применительно к обучению родному языку под непрерывностью мы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения языком, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное продвижение ребёнка вперёд на каждом из последовательных временных отрезков. Непрерывность же на границе «детский сад – школа» обеспечивает преемственность в обучении. Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе по учебникам Образовательной системы «Школа 2100».

                Цель курса - всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

               Задачи обучения:

1. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

2. развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

3. формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

4. развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

5. развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

6. развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека

7. развитие умения говорения и слушания;

8. развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

9. обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;

10. развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

11. развитие звуковой культуры речи;

12. расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

Решение этих задач решаются в процессе занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Занятия проводятся по пособию «По дороге к азбуке»

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«развитие речи/обучение грамоте/русский язык»

1. Лексическая работа:

• Наблюдение над лексическим значением слов – название предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;

• Обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед

• Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;

• Создание условий для употребления новых слов в собственной речи.

2. Развития грамматического строя речи:

• Наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определённым моделям, упражнения в образовании слов по образцу;

• Наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;

• Формирование навыка образование и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

• Практическое знакомство со словосочетанием и предложением;

• Знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.

3. Развитие связной устной речи:

• Обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

• Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

• Обучение подробному пересказу текста;

• Обучение составлению устной загадки-описания, рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам.

4. Развитие простых форм звукового анализа:

• знакомство со звуками; гласные и согласные звуки; выделение звука в начале слова; твёрдые и мягкие согласные звуки.

                  Основной целью курса является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведётся по всем направлениям. Параллельно используется пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи».

 1. Звуки

• понятие «Звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение

• акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные

• выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных

• выделение звука в начале, в конце и в середине слова, определение положения звука в слове

• звуковой анализ состава слогов и слов

• «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений

2. Слоги

• Понятие «слог», слоговой анализ слов

• Подбор слов на заданное количество слогов

• Выделение в словах первого и последнего слогов

• Подбор слов на заданный слог

• Составление прямых и обратных слов

3. Слова

• Выявление различий в звуковом составе двух слов

• Составление слова из звуков и слогов, из первых звуков или слогов в названии картинок

• Изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов

• Выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам

• Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова

• Последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава

4 Буквы

• Знакомство с буквами

• Дифференциация понятий «звук» и «буква»

• Согласные и гласные буквы

• Соотнесение букв и звуков

5. Связная устная речь

• Обучение ответам на вопросы, диалогическая речь

• Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов

• Обучение подробному пересказу текста

• Обучение составлению рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картинок

6. Развитие связной устной речи

• Составление рассказа по сюжетной картине

• Составление комбинированного рассказа

• Пересказ текста

                 Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Тематическое планирование

к программе предшкольная подготовка младших школьников

(пособие «Тетрадь по дороге к азбуке» подготовка к обучению грамоте, комплект Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова)

(общеобразовательная система «Школа 2100)

2 занятия в неделю, 60 занятий в год.

№ занятия

Тема занятия

Часы

Дата

Звуки и буквы.

1

Слова. Звуки.

1

Звук [А]. Буква А. Написание буквы  А.

1

Звук [О]. Буква О. Написание буквы О.

1

Звук [Э]. Буква Э. Написание буквы Э.

1

Звук [И]. Буква И. Написание буквы И.

1

Звук [Ы]. Буква Ы. Написание буквы Ы.

1

Дифференциация звуков [И] – [Ы]. Буквы И-Ы. Написание букв И- Ы.

1

Звук [У]. Буква У.Написание буквы У.

1

Гласные звуки и их дифференциация. Гласные буквы их написание.

1

Звук [М]. Согласные звуки. Слоги. Буква М. Написание буквы М.

1

Звук [М]. Твердые и мягкие согласные. Буква М. Написание  слогов с данной буквой.

1

Звук [Н]. Буква Н. Написание буквы Н.  

1

Звук [Н]. Буква Н. Написание  слогов с данной буквой

1

Звук [П]. Буква П. Написание  буквы П.

1

Звук [П]. Буква П.Написание слогов с данной буквой.

1

Звук [Т]. Буква Т. Написание  буквы Т

1

Звук [Т]. Буква Т. Написание слогов с буквой Т.

1

Звук [К]. Буква К.Написание буквы К.

1

Звук [К]. Буква К.Написание слогов и слов с данной буквой.

1

Звук [Х]. Буква Х. Написание буквы Х.

1

Звук [Х]. Буква Х. Написание слогов и слов с буквой Х.

1

Дифференциация звуков [К] – [Х], [К] – [Х]. Буквы  К-Х. Написание  букв, слогов и слов с данной буквой.

1

 Звук [Ф]. Буква Ф. Написание буквы Ф.

1

Звук [Ф]. Буква Ф. Написание слогов и слов с данной буквой.

1

Звук [Й]. Буква Й. Написание с буквы Й.

1

Звук [ЙО], [ЙУ]. Двойные звуки. Буква Ё. Написание буквы Ё.

1

Звук [Йу]. Буква Ю. Написание буквы Ю.

1

Звук [ЙА]. Буква Я. Написание буквы Я.

1

Звук [ЙЭ]. Буква Е.  Написание буквы Е.

1

Дифференциация звуков [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА]. Написание букв Е, Ё, Ю, Я.

1

Звуки [Л] и [Л]. Буква Л.

1

Звуки [Л] и [Л]. Буква Л. Написание слогов и слов с данной буквой.

1

Дифференциация звуков [Л] и [Й]. Написание букв Л и Й. Слоги и слова с данными буквами.

1

Звуки [В] и [В]. Буква В. Написание буквы В.

1

Дифференциация звуков [В] – [Ф], [В] – [Ф]. Буквы В-Ф. Их написание.

1

Звук [Ч]. Буква Ч. Написание буквы Ч.

1

Звук [Щ]. Буква Щ.Написание буквы Щ.

1

Дифференциация звуков [Ч] – [Щ]. Написание букв, слогов, слов с буквами Ч,Щ .

1

Звуки [Б] и [Б]. Буква Б.Написание буквы Б.

1

Дифференциация звуков [Б] – [П], [Б] – [П]. Буквы Б и П. Написание букв, слогов и слов.

1

Звуки [Д[ и [Д]. Буква Д.

1

Дифференциация звуков [Д] – [Т], [Д] – [Т]. Буквы Д-Т. Написание букв, слов, слогов с данными буквами

1

Звуки [С] и [С]. Буква С. Написание буквы С.

1

Звуки [С] и [С]. Буква С. Написание слогов и слов с данной буквой.

1

Звук [Ц]. Буква Ц. Написание буквы Ц.

1

Дифференциация звуков [Ц] – [С], [Ц] – [Ч]. Буквы Ц-С, Ц-Ч. Написание слогов, и слов.

1

Звуки [Г] и [Г]. Буква Г.Написание  буквы Г.

1

Дифференциация звуков [Г] – [К], [Г] – [К]. Написание букв, слогов и слов с Г-К.

1

Звук [З]. Буква З. Написание буквы З.

1

Звук [З]. Буква З.Написание слогов, слов с данной буквой.

1

Дифференциация звуков [С] – [З], [С] – [З]. Свистящие согласные звуки.

Буквы С-З. Их написание в слогах и  в словах.

1

Б Звук [Ш]. уква Ш. Написание буквы Ш.

1

Дифференциация звуков [Ш] – [С], [Ш] – [Щ]. Буквы Ш-С, Ш-Щ. Их написание в слогах, словах.

1

Звук [Ж]. Буква Ж. Написание буквы Ж.

1

Дифференциация звуков [Ж] – [Ш], [Ж] – [З]. Шипящие согласные звуки.

Написание Ж-Ш, Ж-З. Слоги и слова с данными буквами

1

Звук [Р]. Буква Р. Написание буквы Р.

1

Звук [Р]. Буква Р.Написание слогов и слов с данной буквой.

1

Дифференциация звуков [Р] – [Л], [Р] – [Л]. Буквы Р-Л. Написание в слогах и словах.

1

Встреча с Азбукой .Русская  Азбука. Написание всех букв

1

        

ПРОГРАММА

дошкольной подготовки детей по математике

(общеобразовательная система «Школа 2100)

Учебно-методическое пособие «Раз-ступенька, два - ступенька…» предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Оно представляет собой составную часть непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и основной школы с позиций комплексного развития личности ребёнка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Основными задачами математического развития дошкольников являются:

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Увеличение объёма внимания и памяти.

3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

                 Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентирами.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использования игровой

формы деятельности. Поэтому в пособии предложено большое количество игровых упражнений.

Психологи указывают на то, что игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют развитию ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детям, выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Формирование навыков самооценки способствует также подведение  итогов занятия. Здесь же дети могут высказать своё отношение к занятию. Поскольку все дети обладают своим уровнем развития, необходимо

дифференцировать задания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом!

Для решения этой задачи в учебное пособие включён материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют той или иной операции, и нестандартные, когда ребёнок, приступая к решению, не знает заранее способа действий.

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.

Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

                  Основной задачей обучения математике является обеспечение начальной математической подготовкой учащихся. Детям предстоит научиться распознавать свойства предметов и геометрические фигуры; научиться правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений.

                 Программой предусмотрено научить ребёнка выделять из группы предметов один в соответствии с выделяемыми свойствами: цвет, величина, форма, назначение. Перед учителем стоит цель научить детей правильно называть эталонные свойства предметов и правильно воспринимать эти свойства.

                 Основу начального курса математики составляют представления о натуральном числе и 0. Одна из главных задач курса – формирование прочных вычислительных навыков – проводится в тесной взаимосвязи с развитием математического мышления детей, их познавательной самостоятельности.

                 В целях создания условий для развития у детей способности к обобщению и абстракции в курсе предлагается проведение систематических наблюдений и формирование на этой базе доступных обобщений.

 Раскрытие смысла арифметических действий связано с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача математики – развитие мышления и творческой активности учащихся.

                 Особое значение при изучении математики имеет игровая деятельность детей на занятиях.

Цели и задачи обучения математике

1. Научить детей считать в прямом и обратном порядке, соотносить количество предметов с числом, научить различать и называть цифры в пределах 10, устанавливать равенства и неравенства, познакомить со свойствами натурального ряда чисел

2. Учить определять предметы по размеру, различать цвет, распределять предметы в возрастающем и убывающем порядке

3. Знакомить с геометрическими фигурами. Учить конструированию с этими фигурами

4. Развивать умение ориентироваться в пространстве

5. Развивать мыслительные операции.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

К концу года дети должны знать:

• последовательность чисел от 0 до10, уметь считать предметы в пределах 10, уметь читать и записывать числа от 0 до 10

• таблицу сложения чисел в пределах 10

Учащиеся должны уметь решать простые задачи на сложение и вычитание.

Тематическое планирование

к программе предшкольная подготовка младших школьников

(пособие «Раз – ступенька, два – ступенька…» Математический курс для дошкольников, комплект Л.Г.Петерсон, Н.П. Холина)

(общеобразовательная система «Школа 2100)

2 занятия в неделю, 60 занятий в год.

№  Занятия

Тема занятия

Часы

Дата

Выявление математических представлений.

1

Работа с программным материалом 1-го года обучения.

1

Работа с программным материалом 1-го года обучения.

1

Число 1 и цифра 1.

1

Число2 и цифра 2.

1

Число3 и цифра 3.

1

Число 4 и цифра 4.

1

Число 4 и цифра 4.

1

Представления об углах.

1

Виды углов.

1

Представления о числовом отрезке.

1

 Числовой отрезок.

1

Число 5 цифра 5.

1

Число 5 цифра 5.

1

Пространственные отношения: впереди, посередине, между, сзади, справа, слева, на, над, под.

1

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

1

Обозначение отношений больше, равно,  меньше.

1

Временные отношения : раньше, позже.

1

Число 6 и цифра 6.

1

Число 6 и цифра 6.

1

Пространственные отношения: длиннее, короче. Представления о точке, линии, отрезке.

1

Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Представления о замкнутой  и незамкнутой линиях.

1

Зависимость результата сравнения от величины мерки. Представления о ломанной линии и многоугольнике.

1

Число 7 и цифра 7.

1

Число 7 и цифра 7.

1

Отношения:  тяжелее, легче.

1

Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки)

1

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

1

Число 8 и цифра 8.

1

Число 8 и цифра 8.

1

Отношение: часть – целое. Представление действия сложения и вычитания  на наглядном примере.

1

32.

Отношение: часть – целое. Представление действия сложения и вычитания  на наглядном примере.

1

33

Пространственные отношения : внутри, снаружи.

1

34.

Представления об объёме(Вместимости).

1

35

Сравнение объёма(непосредственное и опосредованное с помощью мерки)

1

36

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

1

37

Число 9 и цифра 9.

1

38

Число 9 и цифра 9.

1

39

Число 9 и цифра 9.

1

40

Представления о площади.

1

41

Сравнение площади (опосредованное и непосредственное)

1

42

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

1

43

Число 0 и цифра 0.

1

44

Число 0 и цифра 0.

1

45

Число 10 и цифра 10.

1

46

Число 10 и цифра 10.

1

47

Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

1

48

Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

1

49

Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед.

1

50

Распознавание пространственных фигур.

1

51

Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр.

1

52

Распознавание пространственных фигур.

1

53

Работа с таблицами.

1

54

Работа с таблицами.

1

55

Отношение : часть, целое,  и их взаимосвязь при сложении и вычитании.

1

56

Отношение : часть, целое,  и их взаимосвязь при сложении и вычитании.

1

57

Упражнения по выбору детей.

1

58

Упражнения по выбору детей

1

59

Упражнения по выбору детей

1

60

Упражнения по выбору детей

1

ПРОГРАММА

«Окружающий мир» в дошкольном образовании.

(общеобразовательная система «Школа 2100)

Важнейшая цель курса «Окружающий мир» для дошкольников – знакомство с родным языком. Специфика преподавания любого предмета для детей этого возраста определяется тремя важнейшими ограничениями:

-  дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтением учебника, записью в тетрадях и на доске;

 - личный жизненный опыт учеников ограничен их ближайшим окружением;

- рефлексия – осознание и без того крайне ограниченного опыта находится в зачаточном состоянии.

Первое из этих ограничений порождает необходимость замены в книгах традиционных текстов изображениями. По необходимости используя пиктографический метод представления учебного материала, мы старались применять его в максимальном объеме. Прежде всего, пиктограмма – это ребус, то есть игра. Но при помощи такой игры, оказывается, возможно научить ребят понимать и «прочитывать» задание, сопоставлять вопрос со своим жизненным опытом, находить в рисунке ответ на поставленный вопрос.

Это же ограничение выдвигает важнейшие образовательные задачи обучения дошкольников - знакомство с родным языком и развитие речи, что дает главный ключ к освоению всех других знаний на протяжении жизни человека. В первые годы обучения курс «Окружающий мир» при всей полезности не столь необходимый предмет, поэтому он должен своими средствами по возможности служить указанной главной задаче, а не отвлекать ученика от ее достижения. Какими же средствами?

Одна из основных задач курса – осознание смысла произносимых детьми слов.  Намеренно не вводятся незнакомые новые слова и считается весьма существенной задачей помощь детям в уяснении и осознании смысла уже употребляемых ими слов. При таком подходе начинается подспудное воспитание в ученике аккуратности словоупотребления и дисциплины мышления, а эти важнейшие элементы общей культуры и научной культуры в особенности, в свою очередь, участвуют в подготовке к будущему освоению научного языка. Именно данный подход представляет собой полезное дополнение к началам риторики и грамматики, которые, прежде всего, опираются на интуитивно воспринятый детьми контекстуальный смысл слов.

Таким образом, начальный курс окружающего мира становится важным элементом, способствующим освоению родного языка. При этом мы фактически используем принцип построения толкового словаря:  смысл одних слов обыденного языка поясняется при помощи других слов того же языка.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗДРАВСТВУЙ МИР»

                      В старшем дошкольном возрасте у ребёнка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – помочь ребёнку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребёнком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать осмысливать и реализовывать в своём поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

                  Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям.

                 В старшем дошкольном возрасте у дошкольника формируются отчётливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребёнка о свойствах и разновидностях различных материалов.

                  Знания о явлениях природы, полученные детьми ранее, расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.

Цели и задачи курса:

1.Развитие творческой  активности детей;

2.Развитие желания  свободного  высказывания мыслей;

3.Формирование  умения видеть  и понимать  прекрасное  в жизни;

4.Формирование умения  создавать  прекрасное  в разных видах художественной  деятельности.

В результате работы дети знают:

• элементарные правила поведения в городе и природе

• о правилах личной безопасности

• о службах помощи

• свой адрес, название страны, города

• родственные отношения

• о сезонных изменениях в природе

• об условиях, необходимых для роста растений

• основные трудовые действия библиотекаря, почтальона и т.д.

• зимующих птиц.

Тематическое планирование

к программе предшкольная подготовка младших школьников

(пособие «Здравствуй мир!» Окружающий мир для дошкольников, комплект А.А. Вахрушев, Е.Е.Кочемасова)

(общеобразовательная система «Школа 2100)

2 занятия в неделю, 60 занятий в год.

№ занятия

Тема занятия

Часы

Дата

Приглашение к путешествию.

2

Береги себя.

2

Если хочешь быть здоров.

1

Если хочешь быть здоров.

1

Книги в дорогу.

2

«Уж небо осенью дышало…»

2

Район, в котором ты живёшь.

2

Помощники в путешествии: глобус и карта.

2

Выбираем транспорт.

2

Путешествие на Северный полюс.

2

Путешествие в тундру.

2

Жители тундры.

2

Путешествие в тайгу.

2

Путешествие в смешанный лес.

2

«Идёт волшебница зима…»

2

В гости к Городецким мастерам.

1

Путешествие к мастерам хохломы.

2

На каникулы в Москву.

2

Театры и музеи.

2

«Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…»

1

Улицы Москвы.

2

В гости к дымковским мастерам.

1

Филимоновская игрушка.

1

История русского костюма.

2

Ярмарка.

1

Весна в степи.

2

Как родится хлеб.

2

«Широка страна моя родная…»

3

Конкурс эрудитов.

1

Путешествие в Африку.

2

Путешествие в Австралию и Антарктиду.

2

Путешествие в Америку.

2

Зоопарк.

2

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

РАСПИСАНИЕ  ЗАНЯТИЙ

В «ШКОЛЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Среда

предмет

Начало занятия

Окончание занятия

Обучение грамоте/Русский язык.

18.00

18.30

Математика

18.40

19.10

Окружающий мир

19.15

19.45

Суббота

Обучение грамоте/Русский язык.

09.00

09.30

Математика

09.40

10.10

Окружающий мир

10.15

10.45

  Для реализации этой программы рекомендованы дидактические пособия:

                      Программа по подготовке к детей к школе «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА» полностью оснащена УМК по каждому направлению, включающими в себя подробные методические указания для взрослых, а также рабочие материалы, предназначенные для индивидуальной  и подгрупповой работы с детьми: 

  1. Методические рекомендации к частям 3 и 4 пособия "По дороге к Азбуке" 
  2. "По дороге к Азбуке". Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте ( 5-6 лет) Часть 3 
  3. "По дороге к Азбуке". Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. ( 5-6 лет) Часть 4 
  4. Наши прописи. Ч.1. Пособие для старших дошкольников к 3-й тетради "По дороге к Азбуке" 
  5. Наши прописи. Ч.2. Пособие для старших дошкольников к 4-й тетради "По дороге к Азбуке" 
  6. Методические рекомендации к пособию "Раз - ступенька, два-ступенька..."
  7.  "Раз-ступенька, два-ступенька..." Математика для детей 5-6 лет. Часть 1 
  8. "Раз-ступенька, два-ступенька..." Математика для детей 5-6 лет. Часть 2 
  9. "Раз-ступенька, два-ступенька..." Математика для детей 5-6 лет. Часть 1 
  10. "Раз-ступенька, два-ступенька..." Математика для детей 5-6 лет. Часть 2 
  11. Методические рекомендации к пособию "Это - я" (5-6 лет) 
  12. "Здравствуй, мир!" Пособие по ознакомлению с окружающий миром для детей 5-6 лет. Часть 2 
  13. Это - я. Пособие для старших дошкольников по курсу "Познаю себя". 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...

Школа будущего первоклассника. "Здравствуй, школа!"

Это занятие поможет будущим первоклассникам быстрее адаптироваться к обучению в школе....

Готовим ребёнка к школе «Школа будущего первоклассника»

Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе....

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"

Знакомство со школорй, учителем. Фотографии кабинетов , спортивного зала, биюлиотеки ит. д. , где будут учиться будущие первоклассники. Правила поведения в школе. Загадки о школьных принадлежнос...

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...