Выступления, доклады
статья (1 класс) по теме

Попова Татьяна Ивановна

данные выступления были использованы в качестве докладов на семинарах и конференциях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»…

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.

Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном возрождении нации, которое может начаться лишь с образования. Новые тенденции в развитии образования, которые сегодня можно наблюдать, вселяют надежду на то, что мы духовно возродимся и наше будущее общество будет здоровым.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Основной задачей, которую ставит стандарт перед образовательными учреждениями, является воспитание гражданина России.

В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, которая определяет основные ориентиры духовно-нравственного развития ребенка, идеологию отбора содержания образования, программ воспитания и социализации на ступенях начального, основного и среднего общего образования. Сформулированные в Концепции базовые национальные ценности Российского общества позволяют привести к единому основанию систему учебно-воспитательной работы образовательных учреждений Российской Федерации.

В Концепции определен современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От этого зависит наш завтрашний день. Еще В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

На протяжении последних лет педагогический коллектив Верховажской начальной школы занимается проблемой духовно-нравственного развития личности обучающихся. В течение всего этого времени мы были заняты поиском наиболее совершенной модели системы воспитательной работы школы. Она медленно создавалась путем проб и ошибок. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что оптимальная для нашей школы модель воспитательной системы найдена. Создана духовно-нравственная среда, благоприятствующая становлению общей и этической культуры ребенка.

Понятие «духовное» позволило нам объединить основные составляющие жизни ребенка (эстетическую, интеллектуальную, социальную, физическую и т.д.) в целостную структуру. Термин «нравственное» помог заострить внимание на ее этической компоненте, что особенно актуально в наше время. Мы считаем, что духовно-нравственный потенциал учреждения создается всеми участниками образовательного процесса: учащимися, педагогами и администрацией школы, родителями. По нашему убеждению, духовно-нравственная среда может возникнуть только в том случае, когда, во-первых, процессы обучения и воспитания становятся сбалансированными и равновеликими, во-вторых, обеспечивается всестороннее и гармоничное развитие обучающихся, в-третьих, на классных и общешкольных мероприятиях происходит освоение общечеловеческих ценностей. Стержневыми направлениями модели воспитательной системы школы являются интеллектуальное, этическое и эстетическое, ориентированные на формирование общей культуры ребенка, а также патриотическое и физическое.

В качестве ведущей педагогической технологии мы выбираем коллективную творческую деятельность. Считаем, что она – эффективное воспитательное средство, так как имеет комплексный характер, охватывает различные сферы и виды деятельности школьников. Любое коллективно-творческое дело проходит с участием родителей, т.к. именно сотрудничество и сотворчество учащихся, родителей и педагогов способствует развитию нашей воспитательной системы и поднимает ее на новую высоту, на более высокий качественный уровень,

Как мы этого добились? Во-первых, в организации воспитательной работы учитываются интересы детей и родителей, во-вторых, за счет высокого уровня КТД. С уверенностью можно сказать, что вся наша школьная творческая жизнь оказывает на родителей и педагогов не меньшее влияние, чем на детей. Это и воспитание духовно-нравственных качеств, и формирование эстетических и этических ориентиров, и развитие творческих способностей и познавательного интереса.

В результате совместной деятельности за 4 года дети, родители и педагоги являются активными участниками более 40 коллективно-творческих дел. Совместное проведение экскурсий, дней отдыха, каникул, праздников светского и народного календаря сплачивает не только детский коллектив, но и способствует родительской взаимопомощи и распространению опыта семейного воспитания.

Коллектив школы активно сотрудничает с Центром традиционной народной культуры, Домом детского творчества, Домом культуры, музеем, детской библиотекой, ДЮСШ, с православным приходом Успенского храма. С участием матушки Ариадны традиционными стали беседы с мамами «О материнском счастье», Рождественские встречи. По желанию родителей, в течение двух лет матушкой Ариадной проводились занятия по духовно-нравственной тематике.

С целью развития учащиеся вовлекаются в разнообразную творческую деятельность. В этом учебном году работает 32 кружка и секции, внеурочная занятость детей составляет 100%. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие и становятся победителями и призерами районного конкурса «Мы твои наследники, Россия», проводимого управлением образования, культуры и духовенством района, областного конкурса «Рождество Христово, вечной жизни свет» и многих других. В школе работают театральная, вокальная и хореографическая студии. В 2007 году школа выиграла грант на развитие школьного театра. При финансовой поддержке архиепископа Вологодского и Великоустюгского Максимилиана готовится к изданию сборник сценариев театральных постановок, праздников, проводимых в нашей школе.

В апреле 2010 года по поручению президента России Д.А.Медведева в школах 19 регионов страны началось преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В нашей школе обучаются дети разных национальностей и вероисповеданий. Поэтому по желанию родителей для изучения были выбраны два модуля: «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Учебно-воспитательный процесс в рамках нового курса направлен на знакомство школьников с основами духовных и светских традиций народов России. Все это способствует достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей большой страны, укреплению взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

Изучение «Основ православной культуры» и «Светской этики» содействует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказанию необходимой, своевременной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

Семья, педагоги и воспитатели всегда были и остаются основой нравственного становления ребенка. Поэтому столь важно согласовывать совместные усилия всех взрослых по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей, в полной мере учесть образовательные запросы граждан, актуализировать в педагогической практике нравственные ценности самых близких и важных для ребенка людей, их богатый жизненный опыт и стремление передать этот опыт подрастающему поколению.

В школе работает клуб «Семья», деятельность которого направлена на распространение лучшего опыта семейного воспитания, детская общественная организация «Огоньки», которая работает в направлении «Спешите делать добрые дела». Обучающиеся оказывают помощь пожилым и престарелым, выступают с концертами в доме ветеранов. Таким образом, через практические дела воспитываются милосердие, сострадание, любовь к ближнему.

Коллектив школы активно делится опытом работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся с педагогами района и области. На базе нашего образовательного учреждения был проведен ряд семинаров районного и областного уровней по данной теме.

Отрадно, что наши успехи были отмечены наградами. Так, в апреле 2010 года опыт работы школы по взаимодействию с родителями учащихся, был удостоен диплома 1 степени Всероссийского конкурса «Управление современной школой».

Специфической особенностью процесса духовно- нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы.

 В заключение своего выступления, хочется напомнить известные многим слова: “Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук”. Поэтому, чтобы заложить в души учеников нравственные идеалы каждому педагогу нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть примером.

Литература:

1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика.-Ярославль.,2002.

2.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики.Книга для родителей.-М., Просвещение, 2010.

3. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система  школы: сущность, содержание, управление.- М., 2005.



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

Муниципальное бюджетное

 общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

Формирование коммуникативной компетентности

у будущих первоклассников

Подготовила:

 Гребенщикова О.В.

учитель начальных классов

Братск – 2011

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным к окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, учителя и воспитатели, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Уровень развития речи,  познавательности – одни из самых необходимых условий успешности будущей учебной деятельности. Чаще за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом.  Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью.  Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения.

Научить ребенка общаться педагог может лишь в том случае, если сам обладает таким умением. Личные качества педагога, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значительным фактором, определяющим содержание и характер, особенности влияния его на личность ребенка.

Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в детском коллективе. Не секрет, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом  по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога  к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка может приводить к низкой групповой сплоченности,  частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении. Для практической наглядности целесообразно сопоставлять результаты диагностики характера взаимодействия педагога с детьми с особенностями взаимоотношений в детской группе.

Как один из вариантов для оценки эффективности своего стиля педагогического общения с детьми предлагаю для самоанализа использовать следующий  небольшой тест Вьюнковой Ю.

Вам будут прочитаны утверждения, а вы соотнесите их с собственным опытом работы. Оцените каждое утверждение в соответствии с градацией ответов:

абсолютно верно   2 балла

да, верно                 1 балл

ни да, ни нет           0 баллов

в общем, нет       – 1 балл

нет, неверно        – 2 балла

Под номерами утверждений укажите ваши баллы, а по окончании необходимо эти баллы сложить и разделить на количество вопросов.

Утверждения:

  1. Я умею выдержать паузу после формулировки проблемы, вопроса, чтобы детям не мешать думать, принимать решение.

  1. Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, вопроса, задания. Свое общение с детьми начинаю с вопроса: «Что скажете?», «Что вы думаете?», «О чем молчите?».

  1. Я могу выбрать нужную меру помощи, чтобы каждый ребенок смог выполнить работу относительно самостоятельно.
  2. Я никогда не повторяю ответы детей, литературно формулируя их мысль.

  1. У меня на занятиях дети имеют возможность задать вопрос, высказаться, чувствуют себя спокойно и естественно.

  1. Я считаюсь с желанием детей  продолжить тот или иной вид работы, если они испытывают состояние вдохновения, творчества, даже если увеличение объемов работы не предусмотрено планом деятельности.

  1. Я принимаю ошибки детей,  так как их ошибки являются источником вопросов, проблем, обсуждаемых группой.

  1. Я владею активными методами и формами работы (игровыми, тренинговыми, театрализацией и другими)

  1. Я владею методами сохранения нервно-психического здоровья детей.

  1. Я могу снять раздражение, гнев, агрессию у ребенка, умею переключить его внимание.

  1. Я являюсь для своих воспитанников  товарищем, единомышленником, равноправным партнером в их делах.

  1. Я стараюсь познать своих детей. Даю понять, что вижу их достоинства не зависимо от их успехов.

  1. Я умею насытить жизнь детей в своей группе разнообразной творческой деятельностью, чтобы каждый имел возможность реализовать себя.

  1. Я учу ребят анализировать поведение, чувства поступки не только литературных героев, но и свои, своих товарищей, взрослых людей.

  1. Я поощряю интеллигентное и открытое выражение детьми своих чувств.

  1. Я развиваю у детей способность видеть и ценить индивидуальность других.

  1. Я стараюсь поддержать симпатии детей друг к другу. Помогаю каждому найти товарища.

  1. В учебно-воспитательном процессе постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет непосредственно, без моего вмешательства и побуждения.

  1. Мои воспитанники владеют коллективными приемами решения проблем. Умеют слушать друг друга, не блокируют чужих идей.

  1. Я не использую отметки в качестве поощрения и наказания.

Обработка результатов:

Сложите баллы по каждому утверждению, а полученную сумму разделите на   20 (количество вопросов). Итоговое число будет свидетельствовать об уровне эффективности Вашего педагогического общения.

Уровень 1 (количество баллов от 2 до 1,1)

Вы  демократичный педагог, который владеет условиями организации обучения и воспитания, направленными на общее развитие воспитанников. Вам успешно удается учитывать в своей работе индивидуальные особенности ребенка. Умеете стимулировать развитие коллектива. Ваши воспитанники испытывают интерес к общению с Вами. Однако подумайте, не является ли Ваше мнение о себе следствием завышенной самооценки, проявившейся в Ваших ответах на вопросы?

Уровень 2 (количество баллов от 1 до 0,1)

Вы осознаете основные условия организации обучения и непосредственного общения с детьми. Чтобы осознание перешло в каждодневную практику, Вам следует создавать ситуации для развития детской самостоятельности, индивидуального творчества, больше поощрять инициативу, направленную на освоение ребятами знаний и опыта.

Уровень  3 (количество баллов от 0 до – 0,9)

Вам следует серьезно переосмыслить свое общение с детьми. Для некоторых Ваш стиль общения подходит, но другие могут испытывать неуверенность в общении с Вами. Проанализируйте те утверждения, которые Вы не приняли. Что вызвало Ваше несогласие? На какие позиции Вы могли бы уже сейчас взглянуть по-другому? Начинайте действовать!

Уровень  4 (количество баллов от – 1 до – 2)

        Одно из двух: Вы или авторитарны, или же, наоборот, излишне опекаете детей. В обоих случаях им трудно общаться и работать с Вами. Для создания атмосферы, способствующей максимальному развитию личности каждого воспитанника, Вам имеет смысл изменить стиль общения, сложившийся в группе. Если Вы готовы это сделать, начинайте с переосмысления любой из обозначенных выше позиций.

Когда не единичны случаи тяжелой степени адаптации, эмоциональные расстройства у детей, низкий уровень развития навыков общения и групповой сплоченности начинайте с диагностики – выявления причин сложившейся ситуации. Диагностика сопутствует развивающей работе на разных этапах её реализации. А после выявления причин необходимо обратиться к тренингам и практическим упражнениям для достижения положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для выступления (доклад) на заседании РМО на тему: «Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку»

   Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится п...

Выступления, доклады

Выступления, доклады...

Выступления, доклады

Выступления, доклады...

Презентация (доклад) на тему: "Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО" (выступление с докладом на круглом столе)

Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из...

Выступление-доклад "Проблема преемственности"

    Одной из актуальных проблем образования на протяжении многих десятилетий остаётся проблема преемственности начального и среднего звена.  А в эпоху  введения ФГОС  э...

Выступление-доклад на заседание МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем возрасте и пути их решения"

Выступление-доклад на заседание МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем  возрасте и пути их решения"...

Выступление - доклад на МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем возрасте и пути их решения."

Выступление - доклад на МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем  возрасте и пути их решения."...