Инструменты и методы учебной мотивации на урокахв начальной школе
материал
Мотивация – это процессы, методы, средства побуждающие учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования
Методы формирования мотивации:
vСЛОВЕСНЫЕ (рассказ, лекция, беседа)
I.Эмоциональные :
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
II. Мотивационно-целевой :
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания , дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости;
3) реакция на ошибку, через приём «найди ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
III. Познавательный :
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) не самостоятельное выставление оценок учителем, а привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку (благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ), оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
IV. Социальный :
Рефлексивно-оценочный этап:
«Дерево удовлетворённости»
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – урок прошёл довольно неплохо;
Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком;
Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.
Основная цель организации оценочных проблемных ситуаций – развитие критического мышления учащихся.
Можно выделить три группы проблемных ситуаций:
- Познавательные (теоретическое мышление);
- Оценочные (критическое мышление);
- Организаторско- производственные (практическое мышление).
Технология развития критического мышления
Критическое мышление – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Рефлексивно-оценочный этап
Синквейн.
Это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
«Перевёрнутый класс». Предполагает, что изучение нового материала выносится за рамки урока. Учащиеся получают в свободный доступ разнообразные источники информации, с которыми они могут работать в удобное для них время и в удобном темпе. Предлагается памятка-табличка тех приёмов, которые можно использовать на уроках, построенных в соответствии с технологией развития критического мышления.
Стратегии технологии развития критического мышления | ||
Стадия вызова | Стадия осмысления | Стадия рефлексии |
§Инвентаризация §Верите ли вы… §Ключевые слова §Читаю – думаю §Кластер §Таблица ЗХУ | §ИНСЕРТ §Заполнение таблиц §Дневник двойной записи §Эффективная лекция §«Тонкие» и «толстые» вопросы §Зигзаг (мозаика) §Фишбоун (рыбья кость) §Поиск в тексте ответов на вопросы | §Ответы на вопросы §Синквейн, диаманта, хайку §Таблицы, кластеры, фишбоуны §Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям §Последнее слово за мной §Перекрёстная дискуссия §Общая полемика §Десятиминутное сочинение §Выходная карта §Применение |
Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках:
«Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок»;
зашифрованные диктанты;
оценка – не отметка;
освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля;
защитный лист.
Возможное домашнее задание:
Три уровня домашнего задания;
Прием «Необычная обычность»;
Прием «Задание массивом»;
Прием «Особое задание»;
Прием «Идеальное задание»;
«Творчество работает на будущее»
ВЫВОД:
Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Мораль: приобретенные в школе знания и компетентности, истинную ценность которых обучающийся оценить не может, в дальнейшем обратятся в «алмазы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инструменты и методы учебной мотивации | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотивация – это процессы, методы, средства побуждающие учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.
Методы формирования мотивации СЛОВЕСНЫЕ (рассказ, лекция, беседа) НАГЛЯДНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ (презентации, картины, карточки с заданиями, опыты, игры, работа в группах, практические и лабораторные занятия и т.д.) РЕПРОДУКТИВНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ (создание проблемных ситуаций) МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ИЛИ РАБОТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ (написание сообщений, рефератов, исследовательских работ, эссе и т.д. )
Приемы мотивации используемые учителем: . I . Эмоциональные : 1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания; 2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя; 3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.); 4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
II . Мотивационно-целевой : 1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности; 2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания , дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости; 3) реакция на ошибку, через приём «найди ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий; 4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
III . Познавательный : 1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу. 2) необычная форма преподнесения материала. 3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий; 4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование; 5) не самостоятельное выставление оценок учителем, а привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений; 6) стимулирование деятельности, через оценку (благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ), оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
IV . Социальный : развитие у ребенка желания быть полезным обществу; сопереживание вместе с детьми; создание ситуации взаимопомощи; поиск контактов и сотрудничества; заинтересованность результатами коллективной работы; взаимопроверка и рецензирование .
Рефлексивно-оценочный этап . «Дерево удовлетворённости» По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно; Цветок – урок прошёл довольно неплохо; Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком; Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.
Рефлексивно-оценочный этап . Основная цель организации оценочных проблемных ситуаций – развитие критического мышления учащихся. Можно выделить три группы проблемных ситуаций: - Познавательные (теоретическое мышление); - Оценочные (критическое мышление); - Организаторско- производственные (практическое мышление).
Критическое мышление – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Википедия Педагогические технологии Технология развития критического мышления
Запоминание информации Творческое озарение Понимание чужих идей Е = mc 2 Это не критическое мышление!
Урок развития критического мышления Аргументируем выводы Сами формулируем проблему Анализируем информацию Выслушиваем мнения других Обсуждаем результаты
Урок развития критического мышления включает в себя 3 фазы. Вызов Осмысление Рефлексия Определение и формулирование проблемы, которую необходимо решить Работа с информацией Анализ, систематизация и оценивание полученной информации
Рефлексивно-оценочный этап . Синквейн. Это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Рефлексивно-оценочный этап . Синквейн. Это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Рефлексивно-оценочный этап . «Перевёрнутый класс». Предполагает, что изучение нового материала выносится за рамки урока. Учащиеся получают в свободный доступ разнообразные источники информации, с которыми они могут работать в удобное для них время и в удобном темпе. Предлагается памятка-табличка тех приёмов, которые можно использовать на уроках, построенных в соответствии с технологией развития критического мышления.
Рефлексивно-оценочный этап . Стратегии технологии развития критического мышления Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии Инвентаризация Верите ли вы… Ключевые слова Читаю – думаю Кластер Таблица ЗХУ ИНСЕРТ Заполнение таблиц Дневник двойной записи Эффективная лекция «Тонкие» и «толстые» вопросы Зигзаг (мозаика) Фишбоун (рыбья кость) Поиск в тексте ответов на вопросы Ответы на вопросы Синквейн, диаманта, хайку Таблицы, кластеры, фишбоуны Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Последнее слово за мной Перекрёстная дискуссия Общая полемика Десятиминутное сочинение Выходная карта Применение
Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках: «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок»; зашифрованные диктанты; оценка – не отметка; освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля; защитный лист.
Возможное домашнее задание: Три уровня домашнего задания; Прием «Необычная обычность»; Прием «Задание массивом»; Прием «Особое задание»; Прием «Идеальное задание»; «Творчество работает на будущее»
ВЫВОД: Обобщая сказанное, можно сказать, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения, а также системой отношения учителя к каждому ученику
Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Мораль: приобретенные в школе знания и компетентности, истинную ценность которых обучающийся оценить не может, в дальнейшем обратятся в «алмазы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод интеллект-карт как способ формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде.Применение интеллект-карт позволяет развивать познавательные учебные действия, такие как:самостоятельное выделение и формулир...
"Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе"
laquo;Виртуальные технологии в образовании»В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования страны, растёт количеств...
Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе.
Актуальность использования платформы Учи.ру, концепция и ключевые преимущества. Пример из собственного опыта работы на платформе....
Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе
В презентации даны рекомендации по использованию интерактивной платформы Учи.ру в урочной и внеурочной деятельности ....
Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». (Из опыта работы)
Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» (Из опыта работы)...
Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе.
Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать вниманиеучащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимостьили пользу изучения материала...
Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе.
Создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе - важное условие, позволяющее правильно спланировать ход урока на всех его этапах....