То, что скинула Аня последним
материал
Р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_russkiy_korrektsionnaya.docx | 43.37 КБ |
trebovaniya_iz_fgosa_7.1.docx | 50.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Зраенко Анны Игоревны
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Задачи урока:
Дидактические: способствовать осознанному восприятию, первичному усвоению и закреплению знаний об одушевленных и неодушевленных именах существительных, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Коррекционно-развивающие: корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…; корригировать и развивать связную устную речь (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…; корригировать и развивать связную письменную речь (при работе над деформированным текстом, сочинением, изложением, творческим диктантом)…; корригировать и развивать память (кратковременную, долговременную) …; корригировать и развивать зрительное восприятие…; развивать слуховое восприятие…; корригировать и развивать тактильное восприятие…; корригировать и развивать мелкую моторику кистей; корригировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующую функцию мышления)…; корригировать и развивать личностные качества обучающихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…Развивать фонематический слух, дифференциацию звуков____, дифференциацию написания букв, развивать логические способы запоминания на основе использования наглядных опор и алгоритмов.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, то есть положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной деятельности, способности, к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление интереса к русскому языку, осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.
Метапредметные:
Формирование познавательных УУД: ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения к теме урока, извлекать информацию, находить закономерности, использовать ранее приобретенные знания; строить логические цепочки, рассуждать, выдвигать гипотезы и обосновывать их; осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, владеть общими приемами решения орфографических задач.
Формирование регулятивных УУД: выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися, ставить цель, учебные задачи, составлять план работы, осуществлять оценку результата; самостоятельно планировать и выполнять действия на знакомом учебном материале, осуществлять анализ, самоконтроль, взаимооценку, самооценку учебной деятельности; корректировать выполнение учебных работ.
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Формирование коммуникативных УУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные: Определяют лексическое значение имен существительных. Определяют одушевленные и неодушевленные имена существительные, различают их.
Характеристика этапов урока
Этап урока, его цель, примерное время | Методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г - групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П - познавательные Р - регулятивные К - коммуникативные) | Личностные | |||||||
I.Организационно-мотивационный этап. | Словесный:, беседа Наглядный: наблюдение Словесный:, беседа Приём: «Начало урока со знакомства со сказочным персонажем» | 1)Приветствие. Здоровается с обучающимися, представляется. 2)Проверка готовности к уроку. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 3) Мотивация к обучению и познанию Настраивает на активную и продуктивную работу на уроке. Организует работу (в гости к детям на урок приходит лесовичок – сказочный персонаж) Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе. Настраиваются на активную и продуктивную работу на уроке. | Фронтальная | SMART-доска, презентация, компьютер | Контроль учителя, самоконтроль | Регулятивные Организовывать свою учебную деятельность. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные Готовность слушать собеседника и вести диалог. Развивать умение вступать в диалог с учителем. Выделять необходимую информацию. | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | |
II.Актуализация умений и знаний. Актуализировать ранее изученные знания и умения: выявить, систематизировать, откорректировать ранее изученные знания и умения. | Словесный: беседа Наглядный: наблюдение Словесный: объяснение Практический: практическая работа Наглядный: демонстрация, показ, наблюдение Практический: практическая работа | 1) Проверка домашнего задания. Организует фронтальную работу по проверке выполненного обучающимися упражнения. 2) Индивидуальная работа. Организует индивидуальную работу по карточкам или перфокартам 1-й вариант: Соотнесение частей речи и слов 2-й вариант: группируют слова отвечающие на вопросы кто и что. 3) Минутка чистописания. Организует проведение каллиграфической минутки: демонстрирует и объясняет написание (букв, соединений.) 4) Словарно - орфографическая работа. Организует словарно-орфографическую работу с использованием различных видов работы по орфографии (см.распеч) | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свои работы, корректируют их. Выполняют работу по карточкам или перфокартам. Анализируют и корректируют выполненную работу. Выполняют задания учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу. Выполняют задания учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная | Сигнальные карточки, орфографические часы, тетрадь, таблица с критериями оценивания Карточки с разноуровневыми заданиями Таблицы с буквами, калька Ребусы, загадки, иллюстрации ,карточки | Взаимоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. | Познавательные овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Регулятивные формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | |
III. Открытие новой темы. Целеполагание. (Постановка учебной задачи) Учить открывать тему урока, ставить цель, учебные задачи урока. | Словесный (беседа, объяснение) Наглядный: наблюдение, показ ) Практический: практическая работа Приём «Слова –помощники». | 1-й вариант Организует работу обучающихся по открытию новой темы и постановке цели и учебных задач. 2-й вариант Создаёт ситуацию затруднения. Организует парную работу обучающихся с целью выявления затруднения. | Открывают и формулируют новую тему урока, определяют цель, учебные задачи. Выполняют задания, участвуют в обсуждении. Выявляют затруднение: в чём сложность, что именно создаёт затруднение (проблему), поиск противоречия. | Фронтальная | Ребусы, загадки, иллюстрации ,карточки Учебник | самокон-троль взаимокон-троль контроль учителя | Регулятивные Организовывать свою учебную деятельность. Коммуникативные Развивать умение вступать в диалог с учителем. Участвовать в беседы с учителем. Познавательные объяснить языковое явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования одушевлённых и неодушевлённых имён существительных | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | |
IV. Физкультминутка | Игра на внимание « Нос-пол-потолок» Каждое слово соответствует действию: - "Нос" - участники должны прикоснуться к своему носу. - "Пол" - участники должны прикоснуться к полу - "Потолок" - участники должны поднять руки вверх, к потолку. | Выполняют движения. | Фронтальная | ||||||
IV. Первичное открытие новых знаний и умений. (Учебное действие: поиск путей решения учебной задачи, решение) Обучать определять одушевленные и неодушевленные имена существительные, использовать их в речи. | Словесный (беседа, объяснение) Наглядный: наблюдение, показ Практический: упражнения | Организует восприятие, осмысление, запоминание, воспроизведение новых знаний и умений. Организует и управляет действиями обучающихся по разработке плана по выходу из создавшегося затруднения, поиску путей оптимального решения. Организует работу обучающихся по реализации выбранного (разработанного) плана. Предлагает выполнить задание Записать с доски слова: Береза, рябина, автомобиль, пейзаж
-Какие слова одушевлённые или неодушевлённые? Предлагает составить предложение с этим словом. -Хвалит за проделанную работу.
Учитель дает смайлик | Разрабатывают план по выходу из создавшегося затруднения, предлагают варианты по поиску путей оптимального решения. Выполняют задания по реализации выбранного плана. Записывают слова с доски, проверяют правильность написания слов совместно с учителем Ученики составляют предложение и записывают в тетради. Составление алгоритма определения одушевленных и неодушевленных имен существительных. | Индивидуальная, фронтальная | Сигнальные карточки, критерии оценивания, учебник, рабочие тетради, карточки с разноуровневыми заданиями. | Самоконтроль, взаимоконтроль Контроль учителя | Определяют лексическое значение имен существительных. Определяют одушевленные и неодушевленные имена существительные, различают их, доказывают правильность определения одушевленных и неодушевленных существительных. Разрабатывают алгоритм. | Регулятивные Организовывать свою учебную деятельность. Оценивать результаты своей работы. Коммуникативные Развивать умение вступать в диалог с учителем. Участвовать в беседы с учителем. Выделять необходимую информацию. Познавательные объяснить понятия одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
V. Первичная проверка понимания открытых знаний и умений, первичное закрепление. (Продолжение решения учебной задачи) Обучать определять одушевленные и неодушевленные имена существительные, использовать их в речи. | Словесный: объяснение Наглядный: показ, наблюдение Практический: упражнения | Организует учебную деятельность обучающихся по первичному закреплению новых знаний, умений. Корректирует и регулирует правильность учебных действий обучающихся. Осуществляет проверку и корректировку выполненных работ. Предлагает выполнить упражнение №20 с.14с помощью учителя в тетради. Составляют 2 предложения со словами, которые отвечают на вопрос Что? Кто? Хвалит за проделанную работу смайликом. | Выполняют упражнения. Учатся понимать информацию, применять алгоритм. Выполняют задания по алгоритму. Анализируют правильность выполнения по критериям. Осуществляют самопроверку или взаимопроверку. Корректируют выполненную работу. Пишут слова в два столбика - одушевлённые и неодушевлённые. Объясняют лексическое значение слов. Составляют предложения | Индивидуальная, фронтальная | Учебник Сигнальные карточки, критерии оценивания, учебник, рабочие тетради. | Самоконтроль, взаимоконтроль Контроль учителя. | Определяют лексическое значение имен существительных. Определяют одушевленные и неодушевленные имена существительные, различают их, доказывают правильность определения одушевленных и неодушевленных существительных с помощью применения алгоритма, аргументируют своё мнение. | Регулятивные Организовывать свою учебную деятельность. Оценивать результаты своей работы. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Коммуникативные Развивать умение участвовать в беседе с учителем. Выделять необходимую информацию. Познавательные объяснить понятия одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Продолжение работы по теме урока. Учебная игра. | Словесный: объяснение. Игровой – проведение игры | Предлагает поиграть в игру «Шкатулки» - разложить предметы в две шкатулки. В одну шкатулку – одушевленные, в другой – неодушевленные | Раскладывают предметные картинки По заданию учителя. | Групповая | Предметные картинки | Регулятивные Организовывать свою учебную деятельность Познавательные объяснить понятия одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. | |||
VI. Музыкальная физминутка | Сейчас мы отдохнём под музыкальное сопровождение | Повторяют движения под музыку | Фронтальная | Интерактивная доска | |||||
Закрепление знаний Самостоятельная работа. | Работа по карточке. Найди лишнее слово, подчеркни его: Девочка, стол, глобус, картина, Ворона, врач, картофель, тигрица | Выделяют лишние слова, объясняют по какому принципу определили | Индивидуальная, фронтальная | Карточки | Регулятивные Организовывать свою учебную деятельность. Оценивать результаты своей работы. Обнаруживать и исправлять свои ошибки (при помощи учителя). Коммуникативные Выделять необходимую информацию. | Личностные: Формирование устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности. | |||
Организация учебной игры | беседа | «Что изменилось?» необходимо назвать изменения в словах с указанием одушевленных и неодушевленных имен существительных и лексическим значением Кот –ток, сон-нос, вор-ров, крот-торт, хорош – шорох За правильные ответы учитель дает смайлы. | называют изменения в словах | Регулятивные Организовывать свою учебную деятельность Оценивать результаты своей работы Познавательные объяснить понятия одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. | |||||
VII. Итог урока. Рефлексия. | Словесный: объяснение Наглядный: показ, наблюдение Практический: упражнения | Организует ситуацию оценки результатов. Организует и инициирует рефлексивную деятельность обучающихся. Учитель задает вопросы: -Какие новые понятия услышали? Какое задание было самым интересным? Какое задание было самым сложным? -Как определить одушевлённость существительного? Подсчет смайликов, оценивание своей работы. | Оценивают совместную деятельность по критериям. Осуществляют рефлексивную деятельность. Высказывают и аргументируют своё мнение. | Фронтальная | Сигнальные карточки, критерии оценивания,лесенка успеха. | Самоконтроль, взаимоконтроль контроль учителя. | сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; | Познавательные Овладение базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами. Регулятивные освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Коммуникативные осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Коррекционные: в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю. |
VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Словесный: объяснение Наглядный: показ, наблюдение Практический: упражнения | Определяет ценность задания, мотивирует. Объясняет домашнее задание. записать 5 одушевленных и 5 неодушевленных имен существительных. По желанию можно больше. | Слушают информацию о домашнем задании. Записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
ТРЕБОВАНИЯ
К АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ (ДАЛЕЕ - ЗПР)
II. Требования к структуре АООП НОО для обучающихся с ЗПР | |
7.1 | 7.2 |
2.1. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО. | |
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АООП НОО; обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на развитие социальных (жизненных) компетенций обучающегося и поддержку в освоении АООП НОО. | Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций. |
2.3. На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. | |
Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану [1]. В спорных случаях (вариант 7.1 или 7.2) на момент поступления ребенка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 7.1). В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 7.2. | Вариант 1.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Неспособность обучающегося с ЗПР освоить вариант 7.2 АООП НОО в полном объеме не должна служить препятствием для продолжения ее освоения. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО он может быть переведен на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей. |
2.6. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса [2] Обязательная часть АООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема АООП НОО. | |
2.9.3. Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область. | |
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО [3]. | Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей. Предметная область: Филология. Основные задачи реализации содержания: Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. |
Предметная область: Математика и информатика. Основные задачи реализации содержания: Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другими в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. | |
Предметная область: Обществознание и естествознание (окружающий мир). Основные задачи реализации содержания: Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Развитие представлений об окружающем мире. Развитие способности использовать сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. | |
Предметная область: Основы религиозных культур и светской этики. Основные задачи реализации содержания: Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. | |
Предметная область: Искусство. Основные задачи реализации содержания: Накопление первоначальных впечатлений о разных видах искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр и другие) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства. | |
Предметная область: Технология. Основные задачи реализации содержания: Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. | |
Предметная область "Физическая культура". Основные задачи реализации содержания: Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Овладение основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. | |
Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания | |
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется Организацией, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК и ИПР обучающихся. Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирования произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО. | Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия), "Ритмика" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия). Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР обучающихся. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется Организацией, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)". Основные задачи реализации содержания: Совершенствование движений. Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, расширение представлений об окружающей действительности. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной). Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Коррекционный курс "Ритмика". Основные задачи реализации содержания: Укрепление здоровья, коррекция недостатков психомоторной и эмоционально-волевой сфер. Развитие общей и речевой моторики. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция пространственной ориентировки. |
2.9.4. Программа формирования универсальных учебных действий [4]. | |
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. | |
2.9.5. Программа отдельных учебных предметов [5], курсов коррекционно-развивающей области | |
Разрабатывается на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР и программы формирования универсальных учебных действий. | |
2.9.6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания [6] | |
Программа духовно-нравственного развития должна включать перечень планируемых социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ЗПР, формы организации работы. | |
2.9.8. Программа коррекционной работы [7] | |
Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях. Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и освоение ими АООП НОО; систему комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы. Основными направлениями в коррекционной работе являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования. Предпочтительно наличие специалиста в штате организации. При необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять специалист, работающий в иной организации (центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ПМПК и других). Программа коррекционной работы должна содержать: цель, задачи, программы коррекционных курсов, систему комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское), описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, планируемые результаты освоения программы коррекционной работы, механизмы реализации программы. | |
2.9.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО [8] | |
Должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с ЗПР; на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, формирование универсальных учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую оценку, обучающихся с ЗПР, освоивших АООП НОО. | |
2.9.10. Программа внеурочной деятельности | |
При организации внеурочной деятельности обучающихся организацией используются возможности организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ и других. Содержание внеурочной деятельности осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное. | |
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет за четыре года обучения до 1350 часов. | Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов, отводимых на коррекционно-развивающую область), составляет не менее 1680 часов. |
Требования к условиям реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР | |
7.1 | 7.2 |
3.4. Требования к кадровым условиям | |
В процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР в рамках сетевого взаимодействия, при необходимости, должны быть организованы консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (педиатр, невропатолог, психотерапевт и другие), для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (средства передвижения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.). При необходимости, с учетом соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется медицинское сопровождение обучающихся. | |
3.6. Требования к материально-техническим условиям [9] | |
Требования к организации пространства. Важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с ЗПР, является наличие доступного пространства, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке, режиме функционирования организации, расписании уроков, изменениях в режиме обучения, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д. | |
Требования к организации рабочего места. Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ЗПР является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога. | |
Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения. Реализация АООП НОО для обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. С учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП НОО. | |
Требования к результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР | |
7.1 | 7.2 |
4.1. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП НОО [10] | |
4.2. Личностные результаты освоения АООП НОО | |
Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО [11]: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации. |
4.3. Метапредметные результаты освоения АООП НОО. | |
Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО [12]: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. | С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
4.4. Предметные результаты освоения АООП НОО | |
Предметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО [13]: Филология Русский язык. Родной язык: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. | С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать: Филология Русский язык. Родной язык: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) формирование интереса к изучению русского (родного) языка; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; 5) овладение основами грамотного письма; 6) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики; 7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. |
Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО | |
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны отражать сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для ее разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. - овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: в расширении знаний правил коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств. - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся: в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других; в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребенка; в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие; в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать: способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; способность к наблюдательности, умение замечать новое; стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности; умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты; сформированные в соответствии с АООП НОО универсальные учебные действия. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. | Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО должны отражать: Коррекционный курс "Ритмика": развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных умений и навыков; формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой; развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического вкуса; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности. |
Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия" Логопедические занятия: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Психокоррекционные занятия: формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе. Требования к результатам освоения курсов коррекционно-развивающей области конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. | |
4.6. Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП НОО | |
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы. Итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики. |
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643)
12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
12.1. Русский язык и литературное чтение
Русский язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;
возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Программа коррекционной работы должна содержать:
перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и освоение ими АООП НОО;
систему комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
планируемые результаты коррекционной работы.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
коррекция нарушений устной и письменной речи;
обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты:
учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог- психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования. Предпочтительно наличие специалиста в штате организации. При необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять специалист, работающий в иной организации (центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ПМПК и других).
Программа коррекционной работы должна содержать:
цель, задачи, программы коррекционных курсов, систему комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское), описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, планируемые результаты освоения программы коррекционной работы, механизмы реализации программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник последнего звонка в 4 классе
Сценарий праздника...
Выступление превоклассников на празднике последнего звонка
25 мая, в день последнего звонка, на линейке по традиции выступают первоклассники. Предлагаю материал для их выступления. Он содержит оригинальные стихи и песни....
Сценарий праздника последний звонок « Мы выйдем в жизнь и тихо разбредемся под музыку последнего звонка»
Интересный, трогательный сценарий....
последний урок-последний звонок
Презентация к конспекту урока...
Конспект урока "Ф.Тютчев "Зима недаром злится". Д. Кедрин "Скинуло кафтан…""(2 класс)
Литературное чтение...
Сценарий праздника последнего звонка " Детства последний звонок "
Сценарий праздника последнего звонка " Детства последний звонок "...
Конспект урока по литературному чтению «Скинуло кафтан зелёный лето...» (УМК «Перспективная Начальная Школа», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Д. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно чит...