«Краснокнижные растения Тамбовской области»
учебно-методический материал (1 класс)
Формирование экологической культуры и экологического сознания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasnaya_kniga.docx | 82.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»
Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка занятия
на тему:
«»
Разработал:
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Центра краеведения и туризма»
Трунов Николай Николаевич
г. Мичуринск Тамбовская область 2024г
Цель:
Формирование экологической культуры и экологического сознания детей.
Задачи:
- Дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили множество растений и животных, их уже никогда не увидят люди, они ушли безвозвратно.
- Познакомить детей с Красной книгой, её структурой.
- Дать детям понятие, что значит охраняемые животные.
- Раскрыть причины сокращения численности особей животных.
Возраст обучающихся:
9-12 лет
Материально техническое оснащение:
Мультимедийный экран, компьютер, презентация «Красная книга России (животные)», заготовка обложки книги, заготовка красной и зеленой страниц из Красной книги, рассказ «Морская корова и Красная книга», картинки животных с красных и зеленых страниц книги, ножницы.
План занятия
№п/п | Этапы занятия | Содержание этапа, деятельность воспитателя | Деятельность обучающихся (воспитанников) | Экологический компонент |
1. | Организационный /мотивационный | -Ребята, я попрошу вас подойти поближе к нашей книжной полке. Сегодня для вас я подготовила новую выставку книг. Давайте подойдем и рассмотрим, какие книги там представлены? (книги о животных) Совершенно верно - это все книги о животных. А как вы думаете, почему я сделала выставку книг именно о животных. (ответы детей). Это правда, я очень люблю животных и очень обеспокоена их будущим. Дело в том, что животных в наших лесах становится все меньше и меньше и если не принять срочные меры, то некоторые виды животных могут навсегда исчезнуть с лица земли. Как вы думаете, по каким причинам животные исчезают из наших лесов? (ответы детей) Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Разговор этот я затеяла не случайно. Вы знаете, что 2017 год объявлен годом экологии?! | Дети рассматривают книжную выставку, внимательно слушают, отвечают на вопросы педагога. | Акцентируется внимание детей на том, что из-за деятельности человека многим животным грозит снижение их численности или даже вымирание. |
2. | Основной | Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной книгой, которой нет на нашей выставке. Это – Красная книга животных. Слайд №1 Посмотрите на экран вот эта книга. Она и впрямь красного цвета Слайд№2. - Как вы думаете - почему авторы выбрали именно красный цвет? - Вспомните, что он означает? ( правильно это цвет предупреждающий или кричащий об опасности) Он говорит о том, что обитателям этой книги нужна помощь. Слайд№3 В этой книги собраны материалы о животных, которых нужно охранять. А кто знает, что значит охранять животных? (совершенно верно, это значит не уничтожать животных, не ловить и не приносить домой птиц, не стрелять в них, не причинять им вреда) Первым автором Красной книги мира был английский орнитолог и художник Питер Скотт. А в нашей стране Красная книга появилась в 1974 году. Эту книгу называют «ДОКУМЕНТОМ СОВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА» В книге содержится краткая информация о каждом животном, о том, насколько бедственно его положение в природе, о местах обитания и о причинах исчезновения. Но, самое главное, в ней говорится о том, какие меры необходимо предпринять, чтобы уберечь животное от вымирания. Слайд №4 Эта книга необычна еще и тем, что страницы в ней разноцветные и это не просто так. Страницы в книги красного, желтого, зеленого, белого, серого и черного цветов. Слайд №5 - Самые мрачные страницы этой книги черные. На этих страницах информация о животных, которые навсегда исчезли с лица земли, т.е. человек их никогда не сможет встретить в природе. Слайд №6 - На красных страницах книги расположена информация о животных, которые находятся под угрозой исчезновения. Слайд №7 - Желтые страницы книги содержат информацию о животных, которых осталось очень мало в природе. Их численность очень быстро снижается. Слайд№8 - Белые страницы книги. Здесь мы можем видеть редких животных. Этих особей в природе всегда было очень мало. Слайд №9 - Серые страницы рассказывают о животных, которые мало изучены учеными и обитают в труднодоступных для человека местах. Слайд№10 - Зеленые страницы книги рассказывают нам о животных, популяцию которых ученым удалось спасти от исчезновения и численность которых постепенно увеличивается, им уже ничего не угрожает. Видите ребята, с какой необычной книгой мы познакомились. Красная книга подает сигнал о том, что …. И в завершении нашего с вами разговора о Красной книге я хочу прочитать рассказ о животном из этой книги, которое уже давно исчезло с лица земли. На страницах какого цвета, оно помещено, вспоминайте? (правильно на черных) Воспитатель зачитывает рассказ «Морские коровы и Красная книга» приложение №1 Беседа по содержанию прочитанного текста:
Слайд№11 Любите родную природу- Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней! Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей. Мы с вами сегодня начнем создавать свою Красную книгу. Я предлагаю начать с красной и зеленой страниц, а потом будем её пополнять. Работать предлагаю подгруппами. Одна подгруппа будет создавать зеленую страницу для нашей книги, а другая - красную. Кто в какой группе будет работать, мы определим при помощи вот этих волшебных карточек. Подходите и выбирайте. Цвет прямоугольника обозначает цвет страницы, над которой вы будете работать. Выбираем карточки, проходим за столы, где лежат страницы такого же цвета как ваши карточки . Там вы видите картинки с животными. Выберите себе одно животное и вырежьте его по контуру. Не забываем, о правилах техники безопасности при работе с ножницами. Пожалуйста, приступайте к работе. Теперь вам нужно поместить своё животное на страничку в нашей книге. Странички необычные, с окошечками. Ищите, какому окошечку соответствует ваш трафарет и помещайте его туда. Таким образом, мы сможем не только читать нашу книгу, но и использовать её в качестве игры. Вспомните, как называется ваше животное и почему оно помещено именно на этой странице Книги. | Дети внимательно слушают рассказ о морской корове, беседуют по итогам прочитанного, делают выводы, строят предположения. Устанавливают причинно-следственные связи между чувствами, которые вызывает у них природа и поступками, которые хочется благодаря этому совершать (Я люблю природу – поэтому хочу её беречь и охранять) Ребята закрепляют названия некоторых животных из Красной книги, их внешнем виде и расположении на красной и зелёной страницах . Получают знания, из каких ещё страниц состоит Красная книга и для чего она создана. | Приобретают и закрепляют знания о том, в каком положении находятся многие представители животного мира , благодаря неразумным действиям людей, что им угрожает и какие меры необходимо принять, чтобы уберечь животных от полного истребления |
3. | Подведение итогов. Рефлексия. | Вот такие две странички получились в нашей Красной книге. - Ребята, скажите, а охранять нужно только тех животных и растения, которые занесены в Красную книгу? - Почему? - Что значит охранять животных? А сейчас я предлагаю вам поиграем в игру «Закончи фразу»: Я прочитаю начало предложения, а вы закончите его. - Я люблю животных, поэтому я …. - Мне нравится, когда все красиво в природе, поэтому я … Нашу книгу мы будем пополнять. Какие страницы книги у нас остались еще не сделанные? Вспоминайте, из страниц какого цвета состоит Красная книга? (ответы детей) А вам – домашнее задание, чтобы заполнить все страницы книги необходимой информацией, выберите каждый себе одно животное и дома с родителями найдите о нём необходимые сведения. Где можно найти такие сведения? (ответы детей) Жду новостей от вас. Всем спасибо за работу. | Дети рефлексируют свои чувства и знания, полученные на занятии, отвечая на вопросы воспитателя. Дети побуждены расширять свои знания о животных из Красной книги, самостоятельно добывая о них информацию. | Дети нацелены самостоятельно приобретать знания о животных из Красной книги. Побуждаются делиться найденной информацией со своими друзьями, призывать беречь и охранять природу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Животные Тамбовской области"
презентация "Животные Тамбовской области"...
: «Памятники природы Вольского района, краснокнижные растения»
На данном уроке я хотела познакомить детей с понятием «Памятники природы», «Красна книга России», «Красная книга Саратовской области , дала краткую информацию о расте...
Презентация. «Животные Красной книги Тамбовской области. Выхухоль.»
В Тамбовской области заведена своя малая Красная книга, в нее внесен русский выхухоль, обитающий в реках области. Среди них есть выхухоль....
Конкурс «Письмо губернатору. Год российской истории на Тамбовщине» Номинация «Моя семья в истории Тамбовской области» Руководитель Паршина Т. П.
Рассказ о том, как судьба одной семьи тесно переплелась с историей Тамбовщины. Известная мудрость гласит, что нет будущего у народа, который не стремится к познанию...
Животные Тамбовской области в опасности
конспект урока окружающего мира во 2 классе...
«Классный час, посвящённый 80-летию Тамбовской области»
laquo;Классный час, посвящённый 80-летию Тамбовской области»...
Дидактический материал по теме: "Растительный и животный мир Тамбовской области"
Данный материал содержит тесты, вопросы, таблицы для заполнения, схемы, установление соответствий, кроссворд по темам "Растительный и животный мир Тамбовской области"...