КРЗ
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
1. Цель образования с учетом специфики учебного предмета.
Формирование умения обучающихся использовать доступные средства поддерживающей коммуникации в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя.
Задачи:
-формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;
-формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний;
-формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия;
-формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;
-формирование и поддержание у учащихся интереса к общению;
-формирование умений использовать разные средства коммуникации, доступные индивидуальным возможностям учащихся;
- обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;
- формирование потребности в сопереживании;
- формирование адекватного ситуации поведения ребенка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.
2. Описание места учебного предмета «Альтернативная коммуникация» в учебном плане:
Предмет | Кол-во часов в год | Кол-во часов в неделю |
Альтернативная коммуникация | 68 | 2 |
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована. Часть программного материала допустимо реализовать дистанционно.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметными и личностными результатами изучения предмета «Альтернативная коммуникация» является формирование следующих умений:
Личностные результаты:
-социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
-умение принимать партнера по коммуникации;
-умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители;
-умение согласиться на контакт и отказаться от контакта;
-умение распознавать, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально).
Предметные результаты:
-умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него;
-внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.);
-умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные);
-умение различать голос и прочие шумы;
-умение узнавать голоса знакомых людей;
-умения реагировать на имя, просьбу, запрет;
-умение понимать похвалу и простые формы вежливости;
-употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
4. Описание УМК и материально – технического обеспечения учебного предмета «Альтернативная коммуникация».
1. УМК предмета «Речь и альтернативная коммуникация».
УМК подбирается в соответствии с требованиями АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2, а также с учетом особенностей индивидуального развития обучающегося, указанного в СИПР.
2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
-касса букв и слогов;
-разрезные азбуки, таблицы слогов;
-тетради, ручки, карандаши;
-трафареты;
-материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.);
-сигнальные карточки;
-разноцветные фишки, полоски для составления схем;
-разнообразный демонстрационный материал;
-серии сюжетных картин;
-доска с набором магнитов;
-мультимедиапроектор и экран;
-карточки PECS, фразовые конструкторы.
5. Содержание учебного предмета
Содержание предмета состоит из следующих разделов: Я и мой мир, Ориентировка в собственном теле, Ориентировка в окружающем мире.
Тема раздела | Описание основных видов деятельности обучающихся |
Я и мой мир | Создание ситуаций, в которых ребенку необходимо называть себя и откликаться на свое имя, называть имена родителей, педагогов. Дифференцировать одноклассников по половой принадлежности и по именам. Создание ситуаций, в которых ребенку необходимо назвать место, где он находятся, дом в котором живет, кто находится рядом с ним. Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях. Использование средств альтернативной коммуникации. Учащиеся для общения используют мимику, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства. Произношение или составление и показ фразы из двух слов с помощью визуальных подсказок-пиктограмм. Например, «дедушка идет». Произношение или составление и показ фразы из трех слов с помощью визуальных подсказок-пиктограмм. Например, «девочка собирает листья». |
Ориентировка в собственном теле | Уточнение знания частей тела (голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть). Называние частей лица (глаза, нос, рот, лоб, щеки). Умения использовать пиктограммы и показывать части тела на себе. Знакомство и закрепление названий эмоциональных состояний: (смеется, радуется, удивляется, плачет, грустит, злится, обижается). Использование для общения мимики, взгляда, звукоподражания, предмета, графического изображения. Различение людей по полу и возрасту. Использование средств альтернативной коммуникации. Ориентация в окружающем пространстве (правая и левая сторона) с использованием средств альтернативной коммуникации. Формирование представлений о частях суток и режиме дня. Различение и показ частей суток с помощью средств альтернативной коммуникации. Составление собственного режима дня с использованием пиктограмм. |
Ориентировка в окружающем мире | Использование средств альтернативной коммуникации для общения и ориентации в окружающем мире. Произношение фразы с помощью визуальных подсказок-пиктограмм. Ориентация в понятиях «холодный или горячий» с использованием средств альтернативной коммуникации. В разделе представлены следующие темы: -овощи и фрукты; -одежда и обувь; -игрушки; -профессии; -транспорт; -животные и растения; -времена года; -столовые приборы и посуда; -бытовые приборы. |
Содержание предмета строится с учетом возможности выбора доступных средств коммуникации. Предмет «Альтернативная коммуникация» направлен на овладение способами взаимодействия, обмена социальным опытом, составление и последующее пополнение коммуникативных альбомов обучающихся по мере прохождения новых тем.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Дата (план) | Дата коррекции | Тема занятия | Содержание видов деятельности |
1
| Я и мой мир | Кто Я? Как меня зовут? | Создание ситуаций, в которых ребенку необходимо называть себя и откликаться на свое имя, называть имена родителей, и т. п. Дифференцировать одноклассников по половой принадлежности и по именам. Создание ситуаций, в которых ребенку необходимо назвать место, где он находятся, дом в котором живет, кто находится рядом с ним. Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях. Повторение признаков осени. Использование средств альтернативной коммуникации. | ||
2 | Кто меня окружает (семья). | ||||
3 | Мир вокруг меня (школа, учитель, ученики). | ||||
4 | Мой дом (квартира). | ||||
5 | Осень. Основные признаки. | ||||
6 | Пиктограммы и умение показывать части тела на себе. | Уточнение знания частей тела (голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть.) Называние частей лица (глаза, нос, рот, лоб, щеки). Умения использовать пиктограммы и показывать части тела на себе. Учащиеся для общения используют мимику, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства. | |||
7 | Пиктограммы и умение показывать части лица на себе. | ||||
8 | Говорим фразой из двух слов с помощью фразового конструктора. | Произношение фразы из двух слов с помощью визуальных подсказок-пиктограмм. Например, «дедушка идет». | |||
9 | Говорим фразой из трех слов с помощью фразового конструктора. | Произношение фразы из трех слов с помощью визуальных подсказок-пиктограмм. Например, «девочка собирает листья». | |||
10 | Ориентировка в собственном теле | Человек (возраст, пол). | Различение людей по полу и возрасту. Использование средств альтернативной коммуникации. | ||
11 | Выражение положительных и отрицательных эмоций. | Знакомство и закрепление названий эмоциональных состояний: (смеется, радуется, удивляется, плачет, грустит, злится, обижается). Использование для общения мимики, взгляда, звукоподражания, предмета, графического изображения. | |||
12 | Ориентация в пространстве (правая сторона, левая сторона). | Ориентация в окружающем пространстве (правая и левая сторона) с использованием средств альтернативной коммуникации. | |||
13 | Части суток. Режим дня. | Формирование представлений о частях суток и режиме дня. Различение и показ частей суток с помощью средств альтернативной коммуникации. | |||
14 | Использование пиктограмм для составления собственного режима дня. | Составление собственного режима дня с использованием пиктограмм. | |||
15 | Овощи. Цвет и вкус. Блюда из овощей. | Различение овощей и фруктов. Использование средств альтернативной коммуникации. Блюда из овощей и фруктов. | |||
16 | Фрукты. Цвет и вкус. Блюда из фруктов. | ||||
17 | Ориентировка в окружающем мире | Овощи. Где растут? | Показ предметов и их изображений по словесной просьбе учителя, называние с использованием вербальных и невербальных средств общения. Различение овощей и фруктов. | ||
18 | Фрукты. Где растут? | ||||
19 | Пиктограммы одежда и обувь. | Показ предметов и их изображений по словесной просьбе учителя, называние с использованием вербальных и невербальных средств общения. Различение одежды и обуви. | |||
20 | Знакомство с общественным транспортом. | Знакомство с общественным транспортом. Изучение правил поведения в общественном транспорте. | |||
21 | Транспорт. Классификация. | Классификация транспорта. Использование вербальных и невербальных средств общения. | |||
22 | Знакомство с автомобилем. Устройство. | Знакомство с автомобилем. Различение частей автомобиля (колеса, руль, кузов, кабина, зеркала, лобовое стекло и др.) Различение легкового и грузового автомобиля, знание назначения легковых и грузовых автомобилей. Показ предметов и их изображений по словесной просьбе, называние с использованием вербальных и невербальных средств общения. | |||
23 | Легковой и грузовой автомобили. | ||||
24 | Игрушки: мягкие и твердые. | Различение игрушек. Показ с использованием невербальных средств общения. Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях. Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства. | |||
25 | Мои любимые игрушки. | ||||
26 | Животные. Мой домашний питомец. | Изучение животных, которые можно заводить в городской квартире. Показ животных с помощью средств альтернативной коммуникации. Показ своего домашнего питомца. | |||
27 | Разнообразие животного мира. | Знакомство с животным миром. Различение животных по показу (звери, птицы, рыбы, насекомые, рептилии). Работа с пиктограммами. Использование средств альтернативной коммуникации. Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях. Интерактивные тренажеры. | |||
28 | Части тела животного. Работа с пиктограммами. | ||||
29 | Части тела птиц. Работа с пиктограммами. | ||||
30 | Части тела рыб. Работа с пиктограммами. | ||||
31 | Зима. Основные признаки | Изучение основных признаков зимы. Использование средств альтернативной коммуникации. | |||
32 | Новый год. Главные символы праздника. | Изучение главных символов праздника Новый год. Использование средств альтернативной коммуникации. Применение полученных знаний в повседневной жизни. | |||
33 | Ориентировка в окружающем мире | Зима. Зимние забавы, игры. | Изучение зимних забав и игр. Использование средств альтернативной коммуникации. | ||
34 | Животные Севера (белый медведь, морж, северный олень). | Изучение диких животных, которые живут в холодном климате. Показ животных с помощью средств альтернативной коммуникации. | |||
35 | Домашние животные городские. | Изучение животных, которые можно заводить в городской квартире. Показ животных с помощью средств альтернативной коммуникации. | |||
36 | Домашние животные деревенские. | Изучение животных, которые живут в деревне. Показ животных с помощью средств альтернативной коммуникации. | |||
37 | Столовые приборы. | Игры и игровые упражнения, в которых обучающийся знакомится с основными предметами быта и убранства дома (посуда: столовые приборы, посуда для приготовления, посуда столовая и чайная). Предметно- практические действия с игрушечной посудой. Различение и показ по словесной просьбе учителя. | |||
38 | Посуда для приготовления. | ||||
39 | Посуда столовая и чайная. | ||||
40 | Дикие животные (медведь, волк, заяц, лиса). | Изучение диких животных, которые живут в лесу. Показ животных с помощью средств альтернативной коммуникации. | |||
41 | Зимующие птицы. | Узнавание и различение (показ) зимующих птиц. Использование средств альтернативной коммуникации. Знакомство с пиктограммами «воробей», «ворона» и др. | |||
42 | Одежда. В чем одет на прогулку? | Создание ситуаций, в которых учащимся необходимо показать выбор одежды и обуви для прогулки. Знать и различать одежду и обувь по сезонам. Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях. Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства. Интерактивные тренажеры. | |||
43 | Сезонная одежда и обувь. | ||||
44 | Одежда и обувь сортировка, классификация. | ||||
45 | Проводы зимы. Масленица. | Изучение праздника Масленница. Использование средств альтернативной коммуникации. | |||
46 | День защитника отечества. Открытка. | Знакомство с праздником День защитника отечества, изображенным на картинках. Изготовление простой открытки. Как выглядят папы (мимика, эмоции, одежда). | |||
47 | Мальчики – наши будущие защитники. | Знакомство с праздником День защитника отечества, изображенным на картинках. Изготовление простой открытки. Как выглядят папы (мимика, эмоции, одежда). | |||
48 | Весна пришла. Погодные явления. | Наблюдение за явлениями природы весной: снег, тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки. Использование средств альтернативной коммуникации. | |||
49 | Мама, мамин праздник. Какие бывают подарки. | Знакомство с женским праздником, изображенным на картинках. Какие дарят цветы и подарки. Изготовление простой открытки. Как выглядят мамы (мимика, эмоции, одежда). | |||
50 | Женский день 8 марта. Открытки, поздравления. | Знакомство с женским праздником, изображенным на картинках. Какие дарят цветы и подарки. Изготовление простой открытки. Как выглядят мамы (мимика, эмоции, одежда). | |||
51 | Весна. Основные признаки. | Изучение основных признаков весны. Использование средств альтернативной коммуникации. | |||
52 | Птицы весной. Перелетные птицы. | Узнавание и различение (показ) перелетных птиц. Использование средств альтернативной коммуникации. | |||
53 | Ориентировка в окружающем мире | Профессии. Для чего нужны? | Изучение различных профессий. Формирование представлений о труде врача, учителя, строителя, парикмахера, повара, водителя, музыкант и др. Различение и показ с использованием невербальных средств общения. | ||
54 | Профессии. Врач. Медсестра. | Формирование представлений о труде врача (слушает, лечит), медсестры (дает лекарства, взвешивает, измеряет рост). Предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры ), в которых знакомятся с профессиями врача. Обучение составлению двухсловных предложений с помощью средств альтернативной коммуникации. Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях. Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства. | |||
55 | Профессии. Продавец. Кассир. | ||||
56 | Профессии. Повар. Официант. | ||||
57 | Ориентация в пространстве (правая сторона, левая сторона). | Ориентация в окружающем пространстве (правая и левая сторона) с использованием средств альтернативной коммуникации. | |||
58 | Ориентация в понятиях «холодный или горячий?». | Ориентация в понятиях «холодный или горячий» с использованием средств альтернативной коммуникации. | |||
59 | Говорим фразой с помощью фразового конструктора. | Произношение фразы с помощью визуальных подсказок-пиктограмм. | |||
60 | Работа с пиктограммами «Растения». | Классификация растительного мира (деревья, кустарники и травы). Главные отличия. Распознавание на картинках. Для чего нужны деревья? | |||
61 | Лесные деревья. Хвойные и лиственные. | Различение и показ хвойных и лиственных деревьев. Различение и показ плодовых деревьев и некоторых наиболее известных кустарников. Работа с использованием картинок, фото и средств альтернативной коммуникации. | |||
62 | Плодовые деревья и кустарники. | ||||
63 | Цветы. Садовые цветы. Клумбы. | Знакомство с садовыми и полевыми цветами. Различение. Использование средств альтернативной коммуникации. Интерактивные тренажеры. | |||
64 | Цветы. Полевые цветы и травы. | ||||
65 | Разная посуда. Различение. | Различение посуды. Использование средств альтернативной коммуникации. Предметно - практические действия с посудой. | |||
66 | Предметно - практические действия с игрушечной посудой. Сервировка. | ||||
67 | Бытовые приборы. Различение. | Различение бытовых приборов. Техника безопасности. Использование средств альтернативной коммуникации, а также знаков и символов. | |||
68 | Техника безопасности при использовании бытовых приборов. |
Лист корректировки
Дата факт | Дата план | Внесенные изменения | Примечания |