Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе при дистанционном обучении
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье освещается опыт  проведения уроков с элементами здоровьесбережения во время дистанционного обучения. Переход на дистанционное обучение был введен впервые в массовой образовательной школе. Была поставлена цель сохранить здоровье детей при активном использовании компьютеров в образовательном процессе. В статье рассматриваются плюсы и минусы синхронного и асинхронного взаимодействия.

Приводятся примеры различных упражнений, которые можно использовать на уроках при дистанционном обучении,

предлагаются памятки для детей по организации работы во время дистанционного обучения.

 

Ключевые слова:

Дистанционное обучение, синхронное обучение, асинхронное обучение, блок дыхательных упражнений, звукоподражание, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на активизацию кровообращения, гимнастика для глаз, релаксация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx653.85 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе при дистанционном обучении

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда
.

                                                            Конфуций

“Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум”
                                                          Геродот

Здоровье – бесценный дар, который дается человеку. Это достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие полноценной и счастливой жизни. Доброе здоровье помогает человеку преодолевать жизненные трудности и обеспечивает активность в течение всей жизни. Поэтому очень важно с самого раннего детства беречь и сохранять свое здоровье.

Во все времена перед учителями стояли несколько задач: во время уроков научить, воспитать и сохранить здоровье.  Для реализации этих задач учителя использовали различные формы и методы работы.

Весной 2020 года все мы столкнулись с необходимостью перехода на дистанционное обучение.

             Обучение на расстоянии бывает двух видов:

– первый вариант дистанционного обучения происходит в режиме реального времени при помощи информационно-телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом. В обиходе мы его называли синхронное.

– второй вариант дистанционного обучения предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками. В обиходе мы его называли асинхронное.

Эффективность такого обучения зависит от ряда факторов, главный из которых, по нашему мнению, – сохранение и укрепление здоровья детей. Основной принцип здоровьесбережения в начальной  школе – «Не навреди».

У этих двух вариантов дистанционного обучения есть свои плюсы и минусы.

Плюсы асинхрона:

-ребёнок занимается в удобное для него время

-ребёнок работает в комфортном для себя темпе

Минусы асинхрона:

-ответственность и контроль за выполнением заданий и сохранением здоровья лежит на ребёнке и его родителях.

              Поэтому перед началом дистанционного обучения я раздала памятки по соблюдению режима занятий, в которых объяснила порядок работы в новых условиях  и по организации безопасного рабочего места школьника:.

Памятка 1:

1.        Начинай занятия в первой половине дня;

2.        Перед компьютером (планшетом) проводи не более 20мин. Прими удобную позу,

            периодически меняй её, не сутулься.

3.        В работе делай перерывы. Сделай гимнастику и упражнения для глаз.

4.        На рабочем месте лучше разместить только компьютер, лишнее убрать.

5.        Не забывай о правильной посадке.

Памятка 2:

            Минусы синхронного дистанционного обучения:

-большая зависимость от технического состояния сети

-фиксированное время начала уроков

           Плюсы синхронного дистанционного обучения:

-учитель может организовать режим чередования труда и отдыха учащихся

-подбирать разнообразные виды деятельности детей, соответствующие их возрасту.

К основным проблемам здоровьесбережения на дистанционных уроках можно отнести вредные факторы, которые оказывают гаджеты на здоровье учащихся:

– стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;

– нагрузка на зрение, утомление глаз

– стресс при потере информации.

         Я столкнулась с использованием дистанционного обучения впервые и была вынуждена искать способы уменьшения вреда, наносимого гаджетами.

Приведу несколько примеров из своего опыта работы.

          Одним из условий продуктивной работы является позитивный настрой. Первый урок иногда начинался с весёлой переклички. Например: «Хлопните в ладоши те, кто уже бодр и готов начать урок». Или «пусть девочки 3 раза подпрыгнут, а мальчики столько же раз присядут», «Поприветствуйте друзей те, у кого имя начинается на букву А» и т.п.

Во время урока использую разные виды учебных заданий. Чтобы дети меньше смотрели на экран, продолжаем пользоваться учебником. Для объяснения нового материала использую короткие ролики. Обязательно делаю паузы каждые 10 минут.  

Для пауз я использую  различные блоки упражнений. Во время уроков литературного чтения очень помогал блок дыхательных упражнений. Например, упражнение «Свеча».

«Свеча» — Исходное положение – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу.

А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Также я использовала упражнение-звукоподражание. Психологи рекомендуют пропевать  гласные и сонорные согласные звуки,  и оказывается, что

Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.

Звук «э-э-э» – улучшает работу головного мозга.

Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление

«Ее-ее-ее»   – тренирует горло

Звук «и-и-и» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма, повышает настроение, чувство благополучия

Звук «о-о-о» — горло лечит, средство мгновенной настройки организма.

Звук «ы-ы-ы» – лечит уши, улучшает дыхание

При проведении уроков русского языка и математики использовала упражнения на развитие мелкой моторики и повышение мыслительной активности. Например, известное упражнение «Шапка для размышлений»: «Наденьте шапочку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Ещё одно популярное упражнение -  «Ленивые восьмерки»:

Нарисовать  в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Также я использовала упражнения, направленные на активизацию кровообращения: мы с детьми растирали руки, хлопали в ладоши.

Одним из любимых упражнений было упражнение «Капуста»

После того, как дети выучили движения, мы работали по памяти, не используя видео.

 «Капуста» (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

«Кулак – ребро – ладонь»

(Руки расположены на плоскости стола. Три положения руки «Кулак – ребро – ладонь» последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз.)

Во время проведения любых уроков обязательно выполняли гимнастику для глаз: упражнения были такие, как

  • «Бабочка» - легкими, но частыми движениями моргаем глазами около 20 сек.
  • «Жмурки» - крепко зажмуриваем глаза, приблизительно на 5 секунд, а затем их полностью расслабляем.
  •  «Веселые часики» - смотрим то вправо, то влево. Нужно выполнить 20 повторений, при этом внимательно следить за ровным положением головы.  

И, конечно же, я не забывала про подвижные упражнения, используя все известные физминутки.

Самыми популярными у ребят оказались упражнения на релаксацию:

  • Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно – какая хорошая погода! Улыбнулись, сели.
  • Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.
  • Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.
  • Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули Фуф! Ну и денек!

Так как переход на дистанционное обучение был для меня неожиданным, во многом я двигалась интуитивно, поэтому не сразу всё получалось.  

Но я считаю, что включение в урок элементов здоровьесбережения  создает у учеников бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, уменьшает вредное воздействие электронных средств обучения, способствует укреплению и сохранению здоровья детей.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Литература:

  1. Голиков Н. Школа здоровья / Тюмень: Вектор Бук-2000 г. - стр 12-28
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. / М.:АРКТИ - 2005 г.-стр 25-37
  3. Смирнова В.П., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е. статья Здоровьесбережение- залог успешного коррекционно-развивающего обучения. / Киров: Научно-методический электронный журнал «Концепт», издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании- 2015г. - стр 56-60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

"Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения" (из опыта работы)

Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знания...

Проектная деятельность в начальной школе - эффективный метод обучения в свете ФГОС

       Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с у...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: организация деятельности и обучения на занятии"

laquo;Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее богатого короля», — писал Шопенгауэр....

Программа «Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе»

(на основе программы В. Ф. Базарного«Здоровое гармонично раскрепощённое развитие детейв учебно-познавательном процессе»)...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....