Рабочая программа Русский язык
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку  4 класс УМК Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_4_klass.docx51.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родниковская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на

заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол №__

от  «___»  ____________2020г.

«Согласовано»

Зам. по УВР

_____Земляная Л.В.

«__»_________2020г.

«Утверждено»

Директор школы

_______Т.В.Коробейникова

Приказ №_____________

 от «___»________2020г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

предметной области «Филология»

4 класс

2020-2021 учебный год

  Разработала программу:

учитель начальных классов

                  первой квалификационной категории

Комарова Оксана Анатольевна

2020год

Пояснительная записка

            Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе примерной программы по русскому языку начального общего образования , авторской программы  М.С. Соловейчик (УМК Гармония  «Ассоциация» 21 век» 2013год), утвержденной Министерством образования и науки РФ  и основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Родниковской СОШ.

На изучение учебного  предмета «Русский язык» образовательной области «Филология» в 4 классе  школы отводится 5 ч в неделю. Программа рассчитана на 170 ч  (34 учебных недели).

Универсальные учебные действия

Планирование этих умений осуществляется по мере реализации программы на предстоящий срок.

Учебные результаты по предмету даны на двух уровнях: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться». Планируемые результаты, выделенные курсивом, получат возможность достичь только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей.

Личностные универсальные учебные действия:

  • Выполняет правила поведения школьника.
  • Самостоятельно выполняет поручения учителя, проявляя инициативу
  • Удерживает статус школьника, осознает значимость учения, учится с опорой на внешние и внутренние мотивы, объясняет свои мотивы
  • Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам.
  • Сопоставляет самооценку и оценку другими себя на основе критериев успешности учебной деятельности
  • Самостоятельно оценивает свои возможности на основе заданных критериев успешности
  • Учитывает интересы других детей (без контроля взрослых), положительно относится ко всем одноклассникам
  • Задается вопросами о различиях между национальностями (по поводу культуры и традиций, физических особенностей, языка и т.п.).
  • Поддерживает дружеские отношения с другими детьми
  • Старается договориться со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях
  • Сдерживает свои эмоции.
  • Сопереживает другим, оказывает помощь

Метапредметные  универсальные учебные действия :

Р:

  • Организует рабочее место.
  • Соблюдает режим учебной работы в совместной деятельности
  • Создает правила действия в учебной деятельности по аналогии с игровой, рефлектирует выполнение этих правил
  • Разрабатывает под руководством учителя алгоритм действия с новым учебным материалом.
  • Самостоятельно осуществляет учебные действия в новом материале по образцу или заданному алгоритму совместно с одноклассниками (в парах и группах)
  • Отличает способы выполнения учебного действия применительно к характерным ситуациям
  • Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению
  • Корректирует действие по ходу его выполнения.
  • Исправляет указанную ошибку самостоятельно.
  • Корректирует с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
  • Формулирует познавательную цель под руководством взрослого.
  • Различает, что известно и усвоено, от того, что еще неизвестно.
  • Преобразует практическую задачу в познавательную
  • Самостоятельно сопоставляет, аргументирует и оценивает свою работу и работу других
  • Сопоставляет цель, ход и результат деятельности совместно со  сверстниками, определяет причины успешности и не успешности  в учебной деятельности

П:

  • Определяет цель и способ наблюдения с помощью взрослого.
  • Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей или процессов, определяет компоненты объекта (составляющие части) и их отношения друг с другом (с одноклассниками).
  • Выбирает аспект анализа из предложенных вариантов
  • Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки  объекта под руководством учителя; анализирует объекты  по алгоритму (заданному плану); определяет цель анализа объекта
  • Рассуждает, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях в сотрудничестве с учителями или одноклассниками (по опорам)
  • Выделяет специфические признаки группы однородных объектов.
  • Устанавливает причину трудностей, которые не позволили достичь желаемого.

К:

  • Принимает правила учебного сотрудничества.
  • Определяет цель совместной работы и распределяет задания в паре, группе
  • Оценивает действия партнера на основе заданных критериев
  • Задает вопросы партнеру по теме и контролирует ответы на основе своих знаний
  • Задает вопросы собеседнику на понимание и строит понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер знает и понимает
  • Выделяет точки зрения разных людей, выслушивает их, сопоставляет основания этих точек зрения
  • Сопоставляет разные мнения и стремится к координации
  • различных позиций в сотрудничестве
  • Формулирует собственное мнение и позицию
  • Обсуждает спорные вопросы совместной деятельности, приходит к общему решению
  • Планирует совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживается плана.
  • Осуществляет взаимоконтроль
  • Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме под руководством учителя
  • Выделяет в услышанном тексте-рассуждении понятное и непонятное.
  • Задает вопросы к услышанному рассуждению
  • Отвечает на вопросы по содержанию услышанного
  • Выделяет главную мысль (мысли) из услышанного текста по алгоритму совместно с другими
  • Формулирует вывод в совместной деятельности на основе алгоритма
  • Выделяет опорные слова.
  • Составляет план текста по памятке
  • Составляет (продолжает) рассказ на заданную тему по плану
  • Самостоятельно обращается к словарю для объяснения непонятных слов
  • Выделяет в письменном  тексте-описании понятное и непонятное.
  • Задает вопросы к услышанному по описанию
  • Понимает смысл прочитанного, определяет тему и главную мысль (в сотрудничестве с одноклассниками)
  • Восстанавливает деформированный план.
  • Составляет план текста по памятке
  • Отличает главную информацию от второстепенной.
  • Задает основание для упорядочивания информации (под руководством учителя)
  • Кратко передает содержание текста по плану
  • Высказывает свою точку зрения о прочитанном, работая в паре и группе
  • Определяет место и роль иллюстративного ряда в тексте (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками)

Предметные умения (Подготовка ККР):

Речь, речевая деятельность

Текст. Тема. Главная мысль. План. Абзац.

Ученик научится:

– участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;

– самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, следовать инструкциям;

– пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных практических вопросов;

– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов;

– понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли;

– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

– различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;

– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

– письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно сохраняя особенности оригинала;

– письменно (после коллективной подготовки) пересказывать текст, внося в него указанные изменения (например, меняя лицо рассказчика);

– письменно создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки;

– улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Ученик получит возможность научиться:

– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

– самостоятельно делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала, а также внося требуемые изменения (например, изменяя лицо рассказчика);

– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо;

– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

Фонетика, графика

Звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Нормы орфоэпии. Алфавит.

Ученик научится:

– различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся, -ться) ;

– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей;

– анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;

– пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»).

Ученик получит возможность научиться:

– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

Состав слова (морфемика)

Названия частей слова: корень, окончание, приставка, суффикс. Основа. Форма слова.

Ученик научится:

– выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);

– отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;

– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения;

– соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей;

– различать изменяемые и неизменяемые слова.

Ученик получит возможность научиться:

– понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

– определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);

– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия).

Лексика

Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы). Лексическое и грамматическое значение слова.

– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

– различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);

– выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;

– в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;

– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Ученик получит возможность научиться:

– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

– самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;

– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

Морфология

Самостоятельные и служебные части речи. Изменение имени существительного.по родам, числам, падежам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Личные местоимения, их назначение, значения местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица. Неопределённая форма глагола как его начальная форма, способ её нахождения. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам; значение времён и внешние приметы; две формы будущего времени. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени; значение форм лица. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи.

Ученик научится:

– выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);

– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

– определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

– пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;

– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи.

Ученик получит возможность научиться:

– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

– выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (объёме изученного);

– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.

Синтаксис, пунктуация

Предложение, его назначение, признаки.

Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) как его основа; способ нахождения в предложении главных членов. Представление о второстепенных членах предложения и их роли в речи. Разграничение распространенных и нераспространенных предложений.

Ученик научится:

– различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения; осознавать главные члены как основу предложения;

– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

– устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; различать основу предложения и пары других его членов;

– отражать связь членов предложения в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

– распространять заданные предложения второстепенными членами, выявлять смысловые различия распространённых и нераспространённых предложений.

Ученик получит возможность научиться

– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

– строить предложения заданной структуры (с опорой на схему);

– использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний для повышения их точности и выразительности.

Орфография

Орфограмма. Орфографическое правило.

Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:

  • предлоги при местоимениях;
  • несколько проверяемых безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова;
  • непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова (в пределах списка слов);
  • ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже (ночь, мяч);
  • безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных в именительном падеже;
  • безударные гласные в родовых окончаниях глаголов;
  • безударные гласные (-е-, -и-, -а-, -я-) в суффиксах глаголов (в пределах списка слов);
  • раздельное написание не с глаголами;
  • ь в неопределённой форме глагола, в том числе в сочетании ться;

Ученик научится:

– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

– применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1– 4-го классов);

– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

– писать слова с непроверяемыми орфограммами (автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, готовить, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, черный, шоссе, январь.);

– списывать и писать под диктовку;

– проверять написанное и вносить коррективы.

Ученик получит возможность научиться

– обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой 4 класса);

– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Содержание и предметные планируемые результаты освоения программы по предмету русский язык в 4 классе

Раздел

Содержание учебного предмета

Планируемый результат по содержанию учебного предмета.

Предметные умения

Научится

Получит возможность научиться

«Фонетика и графика»фонетика Разделика и графика»

  Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

  • различать звуки и буквы;

• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «

«Орфоэпия»

• соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

«Состав слова (морфемика)»

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

 «Лексика»

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

• выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

• оценивать уместность использования слов в тексте;

• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

«Морфология»

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий,  -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2,    3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.

• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;

• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;

• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

«Синтаксис»

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

• различать предложение, словосочетание, слово;

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

• различать простые и сложные предложения.

 «Орфография и пунктуация»

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

• сочетания жи—ши[1], ча—ща, чущу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, щн;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

• применять правила правописания (в объёме содержания курса);

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

• безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

• писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

• подбирать примеры с определённой орфограммой;

• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

 «Развитие речи»

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавлива- ние, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение и аргументировать его;

• самостоятельно озаглавливать текст;

• составлять план текста;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

• создавать тексты по предложенному заголовку;

• подробно или выборочно пересказывать текст;

• пересказывать текст от другого лица;

• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Тематическое планирование по русскому языку в 4 классе

Тема (содержание) занятия

Количество часов

Дата

Знаем- повторим, не знаем- узнаем. 20 часов( 17/ 3 р.)

1

Начинаем повторять

(«Перечитываем письмо)

1

2

Повторение основных грамматических понятий («Обо всём понемногу »)

1

3

Систематизация основных орфографических правил

1

4

Повторение изученного о частях речи («Всё ли ты помнишь о речи?)

1

5

Повторение изученного о частях речи («Всё ли ты помнишь о речи?)

1

6

Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению

(«Делаем дневниковые записи»)

1

7

Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения

(«Что ты знаешь о словах?»)

1

8

Звуки и буквы в слове: значение и строение слова

1

9

Состав слова и его значение

1

10

Разграничение слов по частям речи

1

11

Повторение изученного о формах глагола

1

12

Упражнение в выполнении различных грамматических действий

1

13

Орфографические умения как правильные орфографические действия

1

14

Орфографические умения как правильные орфографические действия

1

15

Орфографические умения как правильные орфографические действия

1

16

Административная контрольная работа

1

17

Тренировочно-проверочные работы

1

18

Тренировочно-проверочные работы

1

19

Изложение :обучение пересказу от другого лица.

1

20

Написание воспоминаний «Летние встречи»

1

Словосочетание.14 часов (10ч/4р)

21/1

Знакомство с понятием «словосочетание»

(«Как предметы признаки назвать точнее?»)

1

22/2

Продолжение знакомства со словосочетанием

1

23/3

Составление словосочетаний и включение их в предложение

1

24/4

Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний»)

1

25/5

Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний»)

1

26/6

Обучение составлению словосочетаний и вычисление их из предложений

1

27/7

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

28/8

Правильное построение словосочетаний и написание родовых окончаний

1

29/9

Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному

1

30/10/

Упражнение в определении падежей

1

31/11

Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач

1

32/12

Выбор падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи»)

1

33/13

Выбор падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи»)

1

34/14

Закрепление изученного

1

Наречие. 5 часов( 4ч/1р.)

35/1

Знакомство с особенностями наречия как части речи

(«Представляем ещё одну часть речи»)

1

36/2

Правописание наречий

1

37/3

Продолжение работы над употреблением и правописанием наречий

1

38/4

Административная контрольная работа

1

39/5

Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи

1

Проверяем себя. 3 часа (2ч/1р.)

40/1

Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий

1

41/2

Повторение изученного и подготовка к контрольной работе

(«Проверяем себя»)

1

42

/3

Совершенствование и самопроверка приобретенных умений

1

Пишем объявления. 3 часа

43/1

Знакомство с особенностями построения объявлений

1

44/2

Создание текстов-объявлений

1

45/3

Создание текстов-объявлений

1

Продолжаем разговор об именах существительных и

именах прилагательных. 32 часа ( 26/6 р.)

46/1

Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь о именах существительных?»)

1

47/2

Знакомство с тремя склонениями имен существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных»)

1

48/3

Формирование умения определять склонение имени существительного

1

49/4

Закрепление изученного

1

50/5

Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении

1

51/6

Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных («Известное правило подсказывает новое»)

1

52/7

Закрепление изученного

1

53/8

Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных

(«Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных»)

1

54/9

Закрепление изученного

1

55/10

Тренировка в написании безударных окончаний имен существительных в единственном числе

1

56/11

Тренировка в написании безударных окончаний имен существительных в единственном числе

1

57/12

Закрепление изученного

1

58/13

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных»)

1

59/14

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного

(«Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных»)

1

60/15

Контрольная работа

1

61/16

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного

(«Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных»)

1

62/17

Изложение

1

63/18

Этюд по картине А. Пластова «Первый снег»

1

64/19

Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?»)

1

65/20

Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе

(«Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?»)

1

66/21

Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имен прилагательных

1

67/22

Культура речи: обучение пользованию словарем

1

68/23

Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем тренируемся в правильном письме»)

1

69/24

Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем тренируемся в правильном письме»)

1

70/25

Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем тренируемся в правильном письме»)

1

71/26

Закрепление изученного

1

72/27

Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных (« Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)

1

73/28

Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных (« Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)

1

74/29

Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных (« Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)

1

75/30

Административная контрольная работа

76/31

Создание словесных этюдов («Размышляем фантазируем, рисуем»)

1

77/32

Создание словесных этюдов («Размышляем фантазируем, рисуем»)

1

Части речи: что мы о них знаем? (14 ч.:11/3р.)

78/1

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных («Части речи-имена»)

1

79/2

Продолжение повторения изученного

1

80/3

Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения

1

81/4

Количественные числительные и их изменения по падежам

1

82/5

Сложные числительные и особенности их изменения

1

83/6

Сложные числительные и особенности их изменения

1

84/7

Употребление имён числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений

1

85/8

Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений

1

86/9

Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений

1

87/10

Неопределённая форма глагола: особенности , строение и написание.

1

88\11

Образование неопределённой формы

1

89/12

Совершенствование умений находить неопределённую форму глагола и правильно её писать

1

90/13

Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые определяют родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?»)

1

91/14

Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые определяют родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?»)

1

Обучение правописанию личных

 окончаний глаголов (20ч.: 15/5р.)

92/1

Введение понятия «спряжение» ( Имена склоняются, а глаголы спрягаются…»)

1

93/2

Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами (« Склонений три ,а спряжений?»)

1

94/3

Определение спряжений по ударным окончаниям.

1

95/4

Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям.

1

96/5

Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием(«Зачем и как узнавать спряжение?»)

1

97/6

Алгоритм определения спряжения глагола по его неопределенной форме

1

98/7

Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме

1

99/8

Глаголы- исключения и освоение способа действия по определению спряжения глагола

1

100/9

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов

1

101/

10

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов

1

102/

11

Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов

1

103/

12

Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов

1

104/

13

Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении

(«Дополняем памятку характеристики глагола»)

1

105/

14

Совершенствование комплекса формируемых умений

1

106

/15

Совершенствование комплекса формируемых умений

1

107/

16

Совершенствование комплекса формируемых умений

1

108/

17

Подробное изложение: обучение деловому повествованию

1

109/

18

Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений

1

110/

19

Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений

1

111/

20

Контрольная работа по теме «Обучение правописанию личных окончаний глаголов»

1

Новое о строении предложений. 12 часов ( 9/3 р.)

112/1

Общее знакомство с второстепенными членами предложения («Пополним знания о членах предложения»)

1

113/2

Знакомство с понятием « однородные члены предложения»

1

114/3

Союзы и знаки препинания при однородных членах

1

115/4

Выбор союза и построение предложений с однородными членами

1

116/5

Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами

1

117/6

Использование в речи предложений с однородными членами

1

118/7

Общее знакомство со сложными предложениями

1

119/8

Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами

1

120/9

Построение и запись сложных предложений при ответе на вопрос «почему»

1

121/

10

Совершенствование всех приобретенных и орфографических умений; подготовка к контрольной работе

1

122/

11

Совершенствование всех приобретенных и орфографических умений; подготовка к контрольной работе

1

123/

12

Контрольная работа за 3 четверть

1

Учимся рассуждать. 7 часов ( 5/2р.)

124/1

Работа над ошибками. Знакомство с построением рассуждений

1

125/2

Рассуждения- размышления и рассуждения-объяснения

1

126/3

Написание объяснительной записки

1

127/4

Построение рассуждений ( на материале русского языка)

1

128/5

Письменный пересказ текста-рассуждения

1

129/6

Конструирование текста- рассуждения

1

130/7

Создание текста- рассуждения

1

Повторение, систематизация и расширение знаний

 о слове. 23 часа ( 20/ 3р.) Слово и его значение. ( 7/0)

131/1

Много ли слов в языке и почему появляются новые слова?

1

132/2

О словах, которые выходят из употребления

1

133/3

Объясняем происхождение некоторых слов

1

134/4

Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста

1

135/5

Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться толковым словарем

1

136/6

Синонимы и антонимы; выбор точного слова

1

137/7

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

1

Значение слова, его строение, признаки

как части речи и написание. 16 часов ( 13/ 3 р.)

138/1

Значение слова как способ проверки безударных гласных в корне

1

139/2

История слова и непроверяемые безударные гласные в корне

1

140/3

Рассказываем истории некоторых выражений

1

141/4

Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах»)

1

142/5

Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора

1

143/6

Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора

1

144/7

Чтобы писать грамотно, нужно…

( систематизация умений)

1

145/8

Чтобы писать грамотно, нужно…

( систематизация умений)

1

146/9

Совершенствование комплекса орфографических умений

1

147/

10

Проверяем свои умения («Проверяем себя»)

1

148/

11

Проверяем свои умения («Проверяем себя»)

1

149/

12

Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты; выполнение заданий на основе текста

1

150/

13

Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты; выполнение заданий на основе текста

1

151/

14

Контрольный диктант

1

152/

15

Промежуточная аттестация

1

153/

16

Работа над ошибками. Культура речи: повторение и обобщение( «Знаешь как правильно?»)

1

Размышляем, рассказываем. Сочиняем.

14 часов ( 11/3 р )

154/1

Наблюдение за способами связи предложений в тексте

1

155/2

Связь предложений в тексте

1

156/3

Особенности повествования, описания предмета, оценки и рассуждения

1

157/4

Подробное изложение: построение рассказа

1

158/5

Подробное изложение: словесное рисование

1

159/6

Создание текста- объяснения. Написание словесных зарисовок- воспоминаний на основе личных воспоминаний

1

160/7

Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение

1

161/8

Письменные пересказы и создание сочинений- этюдов или сочинений -сказок

1

162/9

Письменные пересказы и создание сочинений- этюдов или сочинений -сказок

1

163/

10

Написание сочинений рассуждений

1

164/

11

Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков

1

165/

12

Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков

1

166/

13

Продолжение сочинений- рассказов по серии сюжетных рисунков

1

167

14

Письмо учителю

1

Перелистываем учебник. 3 часа ( 1/ 2 р. )

168/1

Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка

1

169/2

Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…

1

170/3

Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…

1

                                



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"

              Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку ...

рабочая программа русский язык 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа по предмету "русский язык" 3 класс. Программа "Планета знаний"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...

Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс

РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...