Рабочие программы с использование дистанционных форм обучения
календарно-тематическое планирование
Рабочая программа курса «Русская письмення речь (проекты)» предназначен для учащихся 2-4 классов. Приоритетными задачами курса являются развитие связной письменной речи и творческих способностей младших школьников.
Рабочая программа программа “Информационные Технологии. 1 класс”Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1. Общая характеристика учебного предмета 3
1.2. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ 8
3.1. Предметные результаты обучения 8
3.2. Метапредметные результаты 9
3.3. Личностные результаты 10
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 11
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса “Информационные технлогии. 2 класс” 15
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 18
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общая характеристика учебного предмета
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, моторики и т. п.
1.2. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
“Информационные технологии. 2 класс” – технологический элективный курс для учащихся 2 класса.
ИКТ-компетентность включает в себя целый комплекс различных знаний и умений. В частности, под ИКТ-квалификацией подразумевается умение адекватно применять массово распространенные ИКТ-инструменты и широко доступные информационные источники при решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией. Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности, но не определяется и не исчерпывается ею. В начальной школе ИКТ-квалификация учащегося формируется практически во всех предметных областях. Роль курса информационных технологий здесь – формирование базиса, теоретических и практических основ универсального учебного действий, связанных с ИКТ-квалификацией.
В понятие ИКТ-компетентности входят и другие составляющие. Например, логическая компетентность, которая относится в основном к процессу восприятия и анализа информации и знаково-символическая компетентность, которая относится к преобразованию информации и представлению ее в разных видах. Таким образом, ИКТ-компетентность, не может и не должна формироваться в рамках отдельного предмета, она должна формироваться интегративно, во всех предметных областях.
Рабочая программа по курсу “Информационные технологии. 2 класс” составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане ГБОУ ЦО “Технологии обучения” - 34 часа во 2 классе на изучение информационных технологий. (1 час в неделю).
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, то есть умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов, к числу которых отнесены результаты трех уровней: личностные, метапредметные и предметные. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх уровней. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информационных технологий в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информационных технологий входят в структуру предметных, то есть становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информационные технологии» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
Цели курса:
К основным результатам изучения информационных технологий относятся:
освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
В соответствии с новым Стандартом образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школы является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. Под ИКТ-компетентностью подразумевается способность решать задачи, связанные с обработкой информации и коммуникацией (в частности, большинство задач, стоящих перед учащимся в школе) с адекватным применением массово распространенных ИКТ-инструментов и широко доступных информационных источников. ИКТ-компетентность позволяет человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. К ИКТ-компетентности относится умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.
В соответствии с основной задачей изучения курса информационных технологий в начальной школе формируется и содержание курса: в увлекательной игровой форме освоить мультимедийные возможности интегрированной творческой среды на базе языка Лого, приобрести навыки работы с перифирийным обородуванием: веб камера, сканер, принтер; первичное освоение видео технологий.
Основные задачи курса:
Познакомить с основными технологическими приемами работы в программах: ПервоЛого, PhotoBooth, lide70, QuickTime.
Сформировать общеучебные навыки.
На тематической подборке заданий развить внимание, мышление, творческие способности детей.
Деятельность учащихся:
Работа в графическом редакторе программы ПервоЛого.
Работа в текстовом редакторе программы ПервоЛого.
Создание объектов в среде ПервоЛого.
Программирование в среде ПервоЛого.
Работа со звуком и видео в программах: ПервоЛого, QuickTime, PhotoBooth.
Работа со статическим изображением в программах: PhotoBooth, Просмотр.
Сканирование различных предметов, изображений и дальнейшая работа с полученным результатом.
Содержание и организация процесса обучения
Курс размещён в электронной оболочке Moodle в среде i-класса.
В каждом уроке ученикам предлагается:
Иллюстрированная инструкция, объясняющая назначение и целесообразность использования инструментария программы ПервоЛого 3.0 для выполнения задания.
Файл с заданиями, созданный в программе ПервоЛого 3.0. Скачивая на рабочий стол этот ресурс ученики могут прослушать инструкцию и выполнить задание.
Результатом работы ученика в каждом уроке является создание файла в программе ПервоЛого 3.0 с использованием рекомендованного инструментария.
Методы и формы обучения
Ведущие методы преподавания курса:
Учебный диалог осуществляющийся в очной, дистанционной форме (в чате). Возможна и самостоятельная работа с инструкциями, которые написаны в доступной форме.
После консультации с учителем ученик самостоятельно доделывает задания и прикрепляет в i-класс. Учитель дает рецензию на выполненное задание, обсуждает правильность выполненных заданий и ставит оценку или рекомендует переделать задания с учетом высказанных замечаний.
Инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки.
Результатом работы ученика в каждом уроке является создание файла в ПервоЛого3.0.
Еженедельное оценивание учителем технологических навыков владения инструментами ПервоЛого3.0 так же позволяет контролировать достижения учащихся.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3.1. Предметные результаты обучения
Изучение инструментов и мультимедийных возможностей ПервоЛого 3.0 углубляются и расширяются по мере прохождения всего курса.
В результате обучения приобретаются следующие навыки:
информационно-технологические :
использование форм и фонов из библиотеки ПервоЛого3.0,
создание коллажа из форм и фонов,
создание новых форм из своих рисунков,
создание простой анимации командами черепашки,
создание фотографий web-камерой,
сканирование рисунка,
поиск рисунков в Интернете,
импорт рисунков в ПервоЛого,
запись видео и звука в программе QuickTime,
изменение размера изображений в программе Просмотр.
Материально-технологические:
осуществление организации и планированяе собственной трудовой деятельности, осуществление контроля за ее ходом и оценивание ее результатов;
соотнесение на основе сравнивания свойства материалов области их применения;
использование рисунков, схем, эскизов;
соблюдение алгоритма работы при изготовлении и сборке изделия;
изготовление изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, рисунку, сборной схеме.
осуществление декоративного оформление и отделки изделий;
осуществление правила личной гигиены и приемов безопасной работы с инструментами;
осуществление сотрудничество в проектной деятельности.
ИКТ-квалификация. Решение практических задач
Учащиеся должны уметь:
сканировать изображения;
описывать по определенному алгоритму объект, записывать аудио-визуальную и числовую информацию о нем;
создавать сообщения в виде аудио- и видео- фрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видео-изображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией;
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора;
заполнять учебные базы данных;
создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).
ИКТ-квалификация. Клавиатурный ввод
Учащиеся должны уметь:
владеть квалифицированным клавиатурным письмом на русском языке.
3.2. Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
овладение навыками смыслового чтения текстов;
умение вести диалог, учитывая разные мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании, умение доказательно формулировать собственное мнение;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
3.3. Личностные результаты
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одногруппников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одногруппников
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
активное участие в процессе обучения, выход на постановку собственных образовательных целей и задач
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Курс «Информационные технологии. 2 класс» состоит из 6-ти основных разделов (34 часа)
Название раздела | Основное содержание раздела | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1. Обучение работе на компьютере | Правила работы за компьютером. | Аналитическая деятельность: как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе; для чего нужны основные устройства компьютера; Практическая деятельность: пользоваться мышью и клавиатурой; запускать компьютерные программы и завершать работу с ними. |
2. Освоение графической среды ПервоЛого | Основные возможности по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. | Аналитическая деятельность: определение инструмента – его назначение и действие; свойства инструментов; параметры инструментов. Практическая деятельность: выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения; брать рисунок в форму. |
3. Работа со звуком | Основные возможности записи звука с помощью программ: ПервоЛого, QuickTime. | Аналитическая деятельность: выбирать оптимальную программу для поставленной задачи; Практическая деятельность: уметь записывать; уметь сохранять; уметь использовать запись звука. |
3. Развитие логического мышления | Развитие логического мышления с помощью среды ПервоЛого. Вкладка команд. Черепашка, команды черепашки. | Аналитическая деятельность: определение по изображению команды её назначение и действие; свойства команды; параметры команды; назначение черепашке программы команд; выполнение программы черепашкой или кнопкой; Практическая деятельность: уметь создавать объкты; открывать объекты и записывать необходимые команды; редактировать записанную программу; активировать запрограммированный объект; перемещать его по листу. |
4. Обработка информации | Информационный поиск. Выборка. Использование найденного материала. | Аналитическая деятельность: формулировать запрос информации; пользоваться разными системами поиска информации; анализ общего материала и выбор необходимого; Практическая деятельность: набирать текст на клавиатуре; сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их; копировать, вставлять и удалять фрагменты текста; устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв; сохранять найденные изображения; вставлять их на лист или вкладку форм программы ПервоЛого. |
5. Развитие познавательных способностей и творческого мышления. | Создание проектов “Скороговорки”, “Моя игрушка”, “Часы”, “Загадка”. | Аналитическая деятельность: Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Программы для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма. Практическая деятельность: создать анимированную иллюстрацию по теме проекта, включающим рисунок, текстовое окно, анимированную иллюстрацию, запись звука; создать мультфильм методом покадровой анимации. |
6. Клавиатурный тренажер. | Ввод текста десятипальцевым методом. | Практическая деятельность: включать и настраивать программу клавиатурного тренажёра; Ввод текста десятипальцевым методом. |
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса “Информационные технлогии. 2 класс”
Содержание | Часы | |
1 | ИТ - Раскрашиваем цветом и шаблонами заливки. МТ – Апликация . Лоскутная техника. | 1 ч. 1 ч. |
2 | ИТ - Отвечаем на вопросы. Записываем звук. МТ – Апликация. Проект «Любимые сказки». | 1 ч. 1 ч. |
3 | ИТ - Рассказ по картинкам. Работа с текстом. МТ - Апликация. Проект «Любимые сказки». | 1 ч. 1 ч. |
4 | ИТ - Создаем картины из форм черепашки. Библиотека фонов и форм. | 1 ч. 1 ч. |
5 | ИТ – Проект «Скороговорки». Работа с текстом, звуком, графическим редактором. МТ – Создаем персонажей для проекта «Скороговорки». | 1 ч. 1 ч. |
6 | ИТ – Проект «Скороговорки». Работа с фотографиями и формами черепашки. Сборник скороговорок. МТ – Создаем обложку для проекта «Скороговорки». | 1 ч. 1 ч. |
7 | ИТ – Проект «Скороговорки». Кнопки перехода на лист. МТ – Распечатка и сборка книжки проекта «Скороговорки». | 1 ч. 1 ч. |
8 | ИТ - Проект «Осенняя открытка». Учимся сканировать. Копирование в форму. Вставка рисунков в ПервоЛого. МТ – Коллаж из листьев. Проект «Осенняя открытка». | 1 ч. 1 ч. |
9 | ИТ – Проект «Дары осени». Свои формы. Рецепт -последовательность действий. МТ – Работа с пластилином. Лепим фрукты и овощи. Проект «Дары осени». | 1 ч. 1 ч. |
10 | ИТ - Свои формы. Рисуем мозаику из геометрических фигур. МТ – Создаем рамку для фотографии. Украшаем геометрическим орнаментом. | 1 ч. 1 ч. |
11 | ИТ – Проект «Моя семья». Сканирование, импорт фотографии, работа с текстом. МТ – Создание генеалогического дерева семьи. | 1 ч. 1 ч. |
12 | ИТ – Проект «Моя игрушка или поделка из природного материала». Работа с web-камерой. Импорт фотографий в ПервоЛого, изменение размеров. МТ - Проект «Моя поделка из природного материала». | 1 ч. 1 ч. |
13 | ИТ - Проект «Место, где я живу». Поиск картинок в Интернете. Оформление странички в ПервоЛого. МТ- Аппликация «Мой двор». | 1 ч. 1 ч. |
14 | ИТ -Проект «Новогодняя открытка». Рисуем формы игрушек для новогодней ёлки. МТ – Создаем новогодние игрушки. | 1 ч. 1 ч. |
15 | ИТ - Проект «Календарь». Оформление странички в ПервоЛого. МТ – Создаем подставку или рамку для календаря. | 1 ч. 1 ч. |
16 | ИТ - Проект «Часы. Мой распорядок дня». Оформление странички в ПервоЛого. МТ – Создаем часы из картона. | 1 ч. 1 ч. |
17 | ИТ - Проект «Часы идут». Создание нескольких форм черепашки. Анимация форм. МТ – Создание аппликаций для проекта « Распорядок дня». | 1 ч. 1 ч. |
18 | ИТ – Проект «Моя загадка». Копирование и вставка текста. Создание нескольких форм черепашки. Анимация форм. МТ – Поделки к проекту «Моя загадка». | 1 ч. 1 ч. |
19 | ИТ - Проект «Удивительный мир ». Создание нескольких форм черепашки. Анимация форм. МТ – Создание общего панно к проекту «Удивительный мир». | 1 ч. 1 ч. |
20 | ИТ - Проект «Удивительный мир динозавров». Копирование и вставка текста. Поиск фотографий в Интернете. МТ – Создание общего панно к проекту «Удивительный мир диозавров». | 1 ч. 1 ч. |
21 | ИТ - Проект «Удивительный мир космоса ». Создание нескольких форм черепашки. Анимация форм. МТ – Создание общего панно к проекту «Удивительный мир космоса». | 1 ч. 1 ч. |
22 | ИТ - Проект «Удивительный мир космоса ». Создание викторины. Анимация форм. Поиск информации в Интернете. МТ – Создание общего панно к проекту «Удивительный мир космоса». | 1 ч. 1 ч. |
23 | ИТ - Анимированная открытка к 8 марта. Озвучивание пожеланий. МТ – Создание общего панно-открытки. | 1 ч. 1 ч. |
24 | ИТ - Проект «Удивительный мир космоса ». Создание сборника работ. Программирование игры. МТ – Создание общего панно к проекту «Удивительный мир космоса». | 1 ч. 1 ч. |
25 | ИТ - Проект «Приключение Мюнхаузена». Иллюстрируем страничку из книги. Создание нескольких форм. Анимация форм. Коллаж к выбранному сюжету. МТ – Создание карты путешествий барона Мюнхаузена. | 1 ч. 1 ч. |
26 | ИТ - Проект «Приключение Мюнхаузена». Иллюстрируем страничку из книги. Создание нескольких форм. Анимация форм. Коллаж к выбранному сюжету. МТ – Создание карты путешествий барона Мюнхаузена. | 1 ч. 1 ч. |
27 | ИТ - Проект «Небылицы». Импорт фотографий в формы черепашки, редактирование формы. Команды движения и смены форм. МТ – Создаем панно-коллаж проекта «Небылицы». | 1 ч. 1 ч. |
28 | ИТ - Проект «Московские дворики». Команды движения и смены форм. МТ – Создаем панно-коллаж «Наш двор» | 1 ч. 1 ч. |
29 | ИТ - Открытка «Праздничные улицы». Поиск фотографий в интернете, команды движения и смены форм. МТ – Создаем панно-коллаж «Праздничная Москва». | 1 ч. 1 ч. |
30 | ИТ - Проект «День Победы». Библиотека звуков. Импорт звука. Команды движения и смены форм. | 1 ч. 1 ч. |
31 | ИТ - Проект «Веселые задачи». Работа с текстом, фотографиями, графическим редактором. МТ – Создаем персонажи к сюжету проекта «Небылицы». | 1 ч. 1 ч. |
32 | ИТ - Проект «Веселые задачи». Команды движения и смены форм. МТ – Оформляем сборник веселых задач. | 1 ч. 1 ч. |
33 | ИТ - Проект «Мы умеем…». Подбор фотографий занятий. МТ – Аппликация «Лето». | 1 ч. 1 ч. |
34 | ИТ - Проект «Мы умеем…». Сохранение слайд-шоу в iPhoto в виде клипа. МТ – Аппликация «Лето». | 1 ч. 1 ч. |
ИТОГО: | 34 часа |
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Компьютеры ученика и учителя, обеспечивающие возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Периферийное оборудование:
· принтер (черно/белой печати, формата А4);
· устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);
· устройства создания графической информации (графический планшет), которые используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста;
· акустические колонки;
· оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).
вспомогательное оборудование (джойстики, выносные кнопки и т.д.)
Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Mac OS, Windows, Linux). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах, имеющихся в образовательном учреждении, должны быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.
Для освоения основного содержания учебного предмета «Информационные технологии. 1-4 классы» необходимо наличие следующего программного обеспечения:
· операционная система;
· файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
· почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
· браузер (в составе операционных систем или др.);
· мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);
· антивирусная программа;
· программа-архиватор;
· система оптического распознавания текста;
· программа интерактивного общения;
· клавиатурный тренажер;
· интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
· звуковой редактор;
Для работы в курсе требуется следующее программное обеспечение:
ПервоЛого 3.0 (для платформ РС и Мас)
Любой браузер (Ехplorer, Safari, Mozilla )
QuickTime для просмотра видеоинструкций.
Рекомендуемая литература для учителя и для учащихся
Информационные техногогии работы в ПервоЛого
«ПервоЛого 2.1» справочно пособие, Институт Новых Тенологий, под ред. С.Ф Сопрунова,А.С. Ушакова, Е.И. Яковлевой, 2004
Программа курса информатики для начальной школы по комплекту
учебных пособий А. Л. СЕМЕНОВ и др. "ИНФОРМАТИКА" с включением элементов информационных технологий, информационной культуры и социальной информатики.
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28014/mto081.pdf
Материальные технологии
1.Т.М. Геронимус. Я все умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому обучению. 1 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.
2.Т.М. Геронимус. Я все умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому обучению. 2 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.
5.Т.М. Геронимус. Маленький мастер. Учебник по трудовому обучению.1класс. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005. . Т.М.
6. Т.М. Геронимус. Маленький мастер. Учебник по трудовому обучению.2класс. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу
“ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. 1 КЛАСС”
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования.
г. Когалым
2015г
Оглавление
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1. Общая характеристика учебного предмета 3
1.2. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ 8
3.1. Предметные результаты 8
3.2. Метапредметные результаты 8
3.3. Личностные результаты 9
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 10
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
“Информационные технологии. 1 класс” 14
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 15
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общая характеристика учебного предмета
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, моторики и т. п.
1.2. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ИКТ-компетентность включает в себя целый комплекс различных знаний и умений. В частности, под ИКТ-квалификацией подразумевается умение адекватно применять массово распространенные ИКТ-инструменты и широко доступные информационные источники при решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией. Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности, но не определяется и не исчерпывается ею. В начальной школе ИКТ-квалификация учащегося формируется практически во всех предметных областях. Роль курса информационных технологий здесь – формирование базиса, теоретических и практических основ универсального учебного действий, связанных с ИКТ-квалификацией.
В понятие ИКТ-компетентности входят и другие составляющие. Например, логическая компетентность, которая относится в основном к процессу восприятия и анализа информации и знаково-символическая компетентность, которая относится к преобразованию информации и представлению ее в разных видах. Таким образом, ИКТ-компетентность, не может и не должна формироваться в рамках отдельного предмета, она должна формироваться интегративно, во всех предметных областях.
В ГБОУ ЦО “Технологии обучения” осуществляется непрерывное изучение курса информатики и ИКТ с 1 по 11 класс.
Рабочая программа по курсу “Информационные технологии. 1 класс” составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане ГБОУ ЦО “Технологии обучения” на изучение информационных технологий в 1 классе - 34 часа (1 час в неделю).
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, то есть умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов, к числу которых отнесены результаты трех уровней: личностные, метапредметные и предметные. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх уровней. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информационных технологий в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информационных технологий входят в структуру предметных, то есть становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информационные технологии» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
Цели курса:
К основным результатам изучения информационных технологий относятся:
освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
В соответствии с новым Стандартом образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школы является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. Под ИКТ-компетентностью подразумевается способность решать задачи, связанные с обработкой информации и коммуникацией (в частности, большинство задач, стоящих перед учащимся в школе) с адекватным применением массово распространенных ИКТ-инструментов и широко доступных информационных источников. ИКТ-компетентность позволяет человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. К ИКТ-компетентности относится умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.
В соответствии с основной задачей изучения курса информационных технологий в начальной школе формируется и содержание курса: в увлекательной игровой форме освоить мультимедийные возможности интегрированной творческой среды на базе языка Лого, необходимые для работы в курсах Математики (Учимся считать), Русского языка (Учимся писать), Литературы (учимся читать), использующие программу ПервоЛого.
Основные задачи курса:
Познакомить с основными технологическими приемами работы в программе ПервоЛого.
Сформировать общеучебные навыки.
На тематической подборке заданий развить внимание, мышление, творческие способности детей.
Деятельность учащихся:
Работа в графическом редакторе программы ПервоЛого.
Работа в текстовом редакторе программы ПервоЛого.
Работа со звуком в программе ПервоЛого.
Содержание и организация процесса обучения
Курс размещён в электронной оболочке Moodle в среде i-класса.
В каждом уроке ученикам предлагается:
Иллюстрированная инструкция, объясняющая назначение и целесообразность использования инструментария программы ПервоЛого 3.0 для выполнения задания.
Файл с заданиями, созданный в программе ПервоЛого 3.0. Скачивая на рабочий стол этот ресурс ученики могут прослушать инструкцию и выполнить задание.
Результатом работы ученика в каждом уроке является создание файла в программе ПервоЛого 3.0 с использованием рекомендованного инструментария.
Методы и формы обучения
Ведущие методы преподавания курса:
Учебный диалог осуществляющийся в очной, дистанционной форме (в чате). Возможна и самостоятельная работа с инструкциями, которые написаны в доступной форме.
После консультации с учителем ученик самостоятельно доделывает задания и прикрепляет в i-класс. Учитель дает рецензию на выполненное задание, обсуждает правильность выполненных заданий и ставит оценку или рекомендует переделать задания с учетом высказанных замечаний.
Инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки
Результатом работы ученика в каждом уроке является создание файла в ПервоЛого3.0.
Еженедельное оценивание учителем технологических навыков владения инструментами ПервоЛого3.0 так же позволяет контролировать достижения учащихся.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3.1. Предметные результаты
Изучение инструментов и мультимедийных возможностей ПервоЛого 3.0 углубляются и расширяются по мере прохождения всего курса.
Приобретаются следующие технологические навыки:
передвижение объектов мышкой,
использование инструмента «Заливка»,
использование инструмента «Линейка»,
использование инструмента «Карандаш»,
запись звука,
создание текстовых окон, редактирование текста.
ИКТ-квалификация. Решение практических задач
Учащиеся должны уметь:
сканировать изображения;
описывать по определенному алгоритму объект, записывать аудио-визуальную и числовую информацию о нем;
создавать сообщения в виде аудио- и видео- фрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видео-изображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией;
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора;
заполнять учебные базы данных;
создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).
ИКТ-квалификация. Клавиатурный ввод
Учащиеся должны уметь:
владеть квалифицированным клавиатурным письмом на русском языке.
3.2. Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
овладение навыками смыслового чтения текстов;
умение вести диалог, учитывая разные мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании, умение доказательно формулировать собственное мнение;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
3.3. Личностные результаты
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одногруппников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одногруппников
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
активное участие в процессе обучения, выход на постановку1 собственных образовательных целей и задач
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Курс «Информационные технологии. 1 класс» состоит из 6-ти основных разделов (34 часа)
Название раздела | Основное содержание раздела | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1. Обучение работе на компьютере | Правила работы за компьютером. Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола. Освоение приемов работы с мышью. | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс программного средства; сопоставлять внешний вид программного средства с реальным объектом; определять сходства и различия использования Практическая деятельность: освоение движения мышью; активизация необходимой программы; открытие папки; нахождение нужного файла
|
2. Освоение графической среды ПервоЛого | Что такое компьютерная графика. Основные возможности по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Создание рисунка с помощью графического планшета. Использование инструмента ластик с целью редактирования рисунка. | Аналитическая деятельность: нахождение графической панели; определение по изображению инструмента его назначение и действие; свойства инструментов; параметры инструментов. Практическая деятельность: активизация графической панели; настроить инструмент «карандаш» на определённый цвет и размер, провести линию на листе; настроить инструмент «линейка» на определённый цвет и размер, провести линию на листе; при помощи графических инструментов создать рисунок; уметь использовать в качестве направляющего инструмента мышь, графический планшет; редактировать рисунок при помощи инструмента «ластик» определённого размера. |
3. Развитие логического мышления | Развитие логического мышления с помощью среды ПервоЛого и компьютерных игр. Интерфейс программы и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка. Компьютерная игра, интерфейс программы, самостоятельное включение и выключение игры. | Аналитическая деятельность: определение поля листа; зоны интерфейса программы; определение и назначение каждой кнопки инструментального меню по его графической иконке; определение объектов программы: черепашка, кнопка, текстовое окно. Практическая деятельность: включать по кнопке нужную страницу; включить или прочитать инструкцию к заданию или игре; управляя кнопками, выполнить задание. |
4. Обработка информации | Текстовое окно, размер и цвет шрифта, проверка правописания, изменение размера и перемещение текста. | Аналитическая деятельность: определение объекта программы – текстовое окно; нахождение инструмента для создания или редактирования текстового окна; определение и назначение каждой кнопки виртуальной клавиатуры. Практическая деятельность: создавать текстовое окно определённого размера; открывать текстовое окно для редактирования; настраивать размер, цвет, начертание шрифта; редактировать готовый текст; перемещать текстовый блок по листу в определённое местоположение. |
5. Развитие познавательных способностей и творческого мышления. | Создание проекта “Азбука” | Аналитическая деятельность: постраничная ориентация в альбоме; нахождение нужного листа; планирование и конструирование собственной странички, состоящей из нескольких текстовых окон, объекта с меняющимся изображением, нескольких кнопок, рисунком буквы. Практическая деятельность: создавать текстовые окна с сопровождающим текстом; выполнить рисунок инструментом карандаш и взять его в форму; создать черепашку и одеть на неё созданную ранее форму; записать звук чтения сопровождающего текста. |
6. Клавиатурный тренажер. | Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора. Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов. | Аналитическая деятельность: определение и назначение текстового редактора; интерфейс тестового редактора; Практическая деятельность: правильная постановка рук; ввод текста десятипальцевым методом; удаление или замена нужного символа или группы символов; выделение, перемещение, копирование, удаление, вставка текста. |
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
“Информационные технологии. 1 класс”
Содержание | Часы | |
1 | Подбери по величине | 1 ч. |
2 | Игра "Робот" | 1 ч. |
3 | Собери лего-мозаику | 1 ч. |
4 | Собери фигурки из лего-кирпичиков | 1 ч. |
5 | Собери фигурки из лего-кирпичиков | 1 ч. |
6 | Игра "Мозаика" | 1 ч. |
7 | Собери картинки из пазлов | 1 ч. |
8 | Собери пазлы, рассажи сказку | 1 ч. |
9 | Раскрась по клеткам | 1 ч. |
10 | Продолжи рисунок | 1 ч. |
11 | Сделай симметричную картинку | 1 ч. |
12 | Найди и раскрась | 1 ч. |
13 | Найди и раскрась | 1 ч. |
14 | Нарисуй линии | 1 ч. |
15 | Дорисуй линии на картинке | 1 ч. |
16 | Графический диктант | 1 ч. |
17 | Нарисуй по клеткам | 1 ч. |
18 | Нарисуй по клеткам | 1 ч. |
19 | Нарисуй по точкам | 1 ч. |
20 | Дорисуй картинку | 1 ч. |
21 | Нарисуй фигуры | 1 ч. |
22 | Нарисуй каждому свой домик | 1 ч. |
23 | Обведи | 1 ч. |
24 | Проведи линии по дорожкам | 1 ч. |
25 | Пройди лабиринт | 1 ч. |
26 | Дорисуй картинки | 1 ч. |
27 | Дорисуй картинки | 1 ч. |
28 | Обведи по контуру | 1 ч. |
29 | Отгадай загадку, напиши отгадку. | 1 ч. |
30 | Запиши название сказки. | 1 ч. |
31 | Запиши сказку. | 1 ч. |
32 | Создай иллюстрации к сказке "Красная Шапочка". | 1 ч. |
33 | Создай открытку. Запиши звук. | 1 ч. |
34 | Дорисуй картинку. Расскажи по картинке. | 1 ч. |
Итого: | 34 часа |
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Компьютеры ученика и учителя, обеспечивающие возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Периферийное оборудование:
· принтер (черно/белой печати, формата А4);
· устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);
· устройства создания графической информации (графический планшет), которые используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста;
· акустические колонки;
· оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).
вспомогательное оборудование (джойстики, выносные кнопки и т.д.)
Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Mac OS, Windows, Linux). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах, имеющихся в образовательном учреждении, должны быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.
Для освоения основного содержания учебного предмета «Информационные технологии. 1-4 классы» необходимо наличие следующего программного обеспечения:
· операционная система;
· файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
· почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
· браузер (в составе операционных систем или др.);
· мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);
· антивирусная программа;
· программа-архиватор;
· система оптического распознавания текста;
· программа интерактивного общения;
· клавиатурный тренажер;
· интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
· звуковой редактор;
Для работы в курсе требуется следующее программное обеспечение:
ПервоЛого 3.0 (для платформ РС и Мас)
Любой браузер (Ехplorer, Safari, Mozilla )
QuickTime для просмотра видеоинструкций.
Рекомендуемая литература для учителя и для учащихся
Информационные техногогии работы в ПервоЛого
«ПервоЛого 2.1» справочно пособие, Институт Новых Тенологий, под ред. С.Ф Сопрунова,А.С. Ушакова, Е.И. Яковлевой, 2004
Программа курса информатики для начальной школы по комплекту
учебных пособий А. Л. СЕМЕНОВ и др. "ИНФОРМАТИКА" с включением элементов информационных технологий, информационной культуры и социальной информатики.
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
РУССКАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ (ПРОЕКТЫ).
Курс рекомендован для учащихся 2-4 классов, рассчитан на 68 учебных часов.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
2.1 Курс «Русская письмення речь (проекты)» предназначен для учащихся 2-4 классов. Приоритетными задачами курса являются развитие связной письменной речи и творческих способностей младших школьников. В результате изучения курса учащиеся овладевают умениями создавать свои собственные тексты различных типов (повествование, описание, рассуждение). Данный учебный курс строится на межпредметной основе. Проекты, представленные в курсе («День знаний», «Уж небо осенью дышало», «День Матери», «Скоро, скоро Новый год!», «Сказочная страна игрушек» и другие), позволяют интегрировать занятия по русскому языку, литературному чтению, изобразительному искусству, окружающему миру.
2.2 - курс находится в тесной связи с базовым предметом начальной школы «Русский язык»;
- в курсе реализуются межпредметные связи с литературным чтением, изобразительным искусством, окружающим миром;
- ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ:
1. умение работать со справочной литературой;
2. умение работать со словарями;
3. умение выделять главное и другие.
- ПРОФИЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:
1. выделение и раскрытие темы сочинения, определение её границ;
2. подчинение высказывания определённому замыслу и выражение в нём своих позиций, мыслей, эмоций, отношений к лицам и их поступкам;
3. сбор и накопление материала; дифференциация главного и второстепенного в соответствии с темой и замыслом;
4. систематизация и распределение материала, обдумывание и составление плана, работа над композицией;
5. языковая подготовка текста (словарь; составление словосочетаний и предложений);
6. составление текста;
7. совершенствование написанного (выявление речевых ошибок, проверка орфографической и пунктуационной грамотности).
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современной общеобразовательной школы. Вовлечение детей в творческую деятельность является способом педагогического воздействия, средством формирования познавательных интересов младших школьников, средством формирования потребности учиться, получать знания.
В курсе учитывается и региональный компонент содержания образованиия (даты, связанные с историей Москвы, к примеру, урок, посвящённый 860-летию Москвы).
Цель курса – развитие связной письменной речи и творческих способностей младших школьников.
К ОСНОВНЫМ ЗАДАЧАМ курса относятся:
- сообщение школьникам речеведческих сведений (типы текста, цепная связь и лексические средства, параллельное построение описательного текста, единый временной план текста, композиция текста и другие),
- развитие у учащихся эмоционального восприятия художественных текстов,
- развитие самостоятельности и познавательной активности;
- расширение кругозора учащихся;
- обогащение словарного запаса;
- развитие мышления;
- воспитание любви к родному языку и другие.
На каждом возрастном этапе в речевое развитие человека привносится что-то новое. При этом главные ступени в овладении ребёнком речью приходятся на детский возраст (дошкольный и школьный периоды). В связи с этим ЗАДАЧА ШКОЛЫ – создать педагогические условия для максимально эффективного речевого развития ребёнка. Методическая идея состоит в том, чтобы создать СИСТЕМУ РАБОТЫ по формированию у учащихся умения создавать свои собственные высказывания, благодаря активному включению каждого ребёнка в творческую деятельность.
Курс включает 7 проектов:
ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДЕНЬ ЗНАНИЙ»
2. «Уж небо осенью дышало…»
3.«День Матери»
4. «Скоро, скоро Новый год!»
5. «Сказочная страна игрушек»
6.«ВЕСНА, ВЕСНА! И ВСЁ ЕЙ РАДО…»
7. «Волшебный мир цветов»
Последовательность изучения основных разделов и тем обусловлена, во-первых, ПРИНЦИПОМ СЕЗОННОСТИ, положенным в основу курса, во-вторых, ПОРЯДКОМ включения тем речеведческого плана в целях решения основных задач.
Преподавание курса может осуществляться как очно, так и дистанционно. Дистанционное изучение предполагает как самостоятельное прохождение материала учеником, так и с помощью методического сопровождения учителя. Учитель может организовать как видеочаты, так и аудиочаты. В среднем урок рассчитан на 40 минут. Урок строится по той схеме, по которой предлагаются ресурсы урока. К примеру,
Объяснение урока.
Обучающий тест (на первичное закрепление).
Задания.
Форум.
Урок обязательно начинается с организационного момента, постановки учебной задачи, урок завершается подведением итогов работы школьника.
В зависимости от подготовленности школьника, а также психолого-педагогических и физиологических особенностей ребёнка материал может изучаться ребёнком самостоятельно (учитель контролирует усвоение с помощью вопросов), а может с помощью учителя (учитель подробно с детальным разъяснением разбирает материал).
3. CОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
3.1 В курсе 7 разделов (проектов).
ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДЕНЬ ЗНАНИЙ» - 8 часов
Уж небо осенью дышало – 10 часов.
«ДЕНЬ МАТЕРИ» - 6 часов
«Скоро, скоро Новый год!» - 6 часов
«Сказочная страна игрушек» - 21 час.
«ВЕСНА, ВЕСНА! И ВСЁ ЕЙ РАДО…» - 10 часов
«Волшебный мир цветов» - 6 часов.
3.2 Основное содержание учебного материала: язык и речь, устная и письменная речь, cтили речи, cлово, его значение, cлова нейтральные и эмоционально-окрашенные, изобразительно-выразительные средства языка, текст: тема, основная мысль, опорные и ключевые слова, типы текста (описание, повествование, рассуждение), цепная связь в тексте, cредства выражения цепной связи, параллельное построение описательного текста, единый временной план текста, временная соотнесённость глаголов в повествовательных текстах, использование глагольного времени в переносном значении, композиция текста, основные элементы композиции.
3.3 –
3.4 Требования к результатам обучения.
В результате изучения данной дисциплины учащиеся должны ЗНАТЬ, что такое текст, основные типы текста, механизмы создания текста, изобразительно-выразительные средства языка и их умелое использование в собственном тексте.
УМЕТЬ создавать текст-описание, повествование, рассуждение.
4. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
Ведущие методы преподавания.
В курсе используются методы поискового и творческого характера. В процессе работы в Форумах дети добывают материал из дополнительных источников.
Методы обучения.
Коммуникативные методы.
Имитативные методы (обучение по образцам).
Метод конструирования текста.
Курс предполагает как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы организации познавательной деятельности.
Формы учебных занятий: урок, интегрированный урок, урок защиты творческого проекта.
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Планируется научить школьников создавать тексты-описания, повествования, рассуждения.
КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Защита творческого проекта.
7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ
РУССКАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
(ПРОЕКТЫ)
(2-4 КЛАССЫ)
Неделя | Проект | Номер занятия | Тема занятия |
2-ая | ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДЕНЬ ЗНАНИЙ» | 1 2 | «Здравствуй, школа!» «С днём рождения, Москва!»
|
3-я | 3 4 | «Путешествуем по стране знаний» «Волшебный мир слов» | |
4-ая | 5 6 | «Кто много читает, тот много знает» «Подготовка к сочинению» | |
5-ая | 7 8 | «Подготовка к сочинению» «Мы пишем сочинение» | |
6-ая | ПРОЕКТ «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО» | 9 10 | «Здравствуй, Осень!» «Краски осени» |
7-ая | 11 12 | «Дары осени» «Хлеб – всему голова» | |
8-ая | 13 14 | «В гостях у Хозяйки леса» «Приметы осени» | |
9-ая | 15 16 | «Разноцветный холст осени» «Составляем план сочинения-мозаики» | |
10-ая | 17 | «Обсуждаем вторую часть сочинения-мозаики» | |
10-ая | 18 | «Пишем сочинение-мозаику» | |
11-ая | ПРОЕКТ «ДЕНЬ МАТЕРИ» | 19 | «Кто такая мама?» |
11-ая | 20 | Мама в моей жизни | |
12-ая | 21 | «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» | |
12-ая | 22 | Мы - помощники | |
13-ая | 23 | С праздником, дорогая мамочка! | |
13-ая | 24 | Подведение итогов проекта | |
14-ая | 25 | 66-летию бтвы под Москвой посвящается | |
14-ая | ПРОЕКТ «СКОРО, СКОРО НОВЫЙ ГОД!» | 26 | Здравствуй, Зимушка-зима! |
15-ая | 27 | Что нам Новый год пророчит? | |
15-ая | 28 | Украшаем лесную красавицу | |
16-ая | 29 | Наш любимый Дед Мороз | |
17-ая | 30 | Подготовка к написанию сочинения-письма | |
17-ая | 31 | Пишем письмо Деду Морозу | |
18-ая | ПРОЕКТ СКАЗОЧНАЯ СТРАНА ИГРУШЕК | 32 | Отправляемся в волшебную страну игрушек |
18-ая | 33 | Такие разные игрушки | |
19-ая | 34 | ||
19-ая | 35 | Когда появились первые игрушки | |
20-ая | 36 | Мы играем в игрушки | |
20-ая | 37 | Русские народные игрушки | |
21-ая | 38 | Дымковские и хохломские игрушки | |
21-ая | 39 | Подготовка к сочинению-описанию любимой игрушки | |
22-ая | 40 | Подготовка к сочинению-описанию любимой игрушки | |
22-ая | 41 | Пишем сочинение про любимую игрушку | |
23-я | 42 | Собираемся в игрушечный город | |
23-я | 43 | Знакомимся с Катей | |
24-ая | 44 | Катя знакомится с жителями игрушечного города | |
24-ая | 45 | Игра продолжается | |
25-ая | 46 | Катя в гостях у матрёшек | |
25-ая | 47 | Новые жители игрушечного города | |
26-ая | 48 | Праздник в игрушечном городе | |
26-ая | 49 | Новые истории игрушечного города | |
27-ая | 50 | Как игрушки отмечали День рождения | |
27-ая | 51 | На выставке кукол | |
28-ая | 52 | Подведение итогов проекта «Сказочная страна игрушек» |
28-ая | ПРОЕКТ «ВЕСНА, ВЕСНА, | 53 | Встречаем весну |
29-ая | 54 | Весна глазами поэтов | |
29-ая | 55 | Писатели о весне | |
30-ая | 56 | Знакомство с творчеством И.И. Левитана | |
30-ая | 57 | Знакомство с репродукцией картины И.И Левитана «Весна. Большая вода» | |
31-ая | 58 | Продолжаем знакомство с репродукцией картины И.И Левитана «Весна. Большая вода» | |
31-ая | 59 | Составляем план сочинения | |
32-ая | 60 | Пишем сочинение по картине И.И. Левитана | |
32-ая | 61 | Подведение итогов проекта» | |
33-ая | 62 | Этот день победы порохом пропах» | |
33-ая | ПРОЕКТ «Волшебный мир цветов» | 63 | Первоцветы |
34-ая | 64 | Лесные цветы | |
34-ая | 65 | Полевые и луговые цветы | |
35-я | 66 | Cадовые цветы | |
35-ая | 67 | Волшебные цветы | |
36-ая | 68 | Подведение итогов проекта и года |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Речевое развитие младших школьников/ Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Пенза, 1997.
Вартьрьян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1998.
Леонович Е.Н. Наш язык. М., 1991.
Львов М.Р. Школа творческого развития. М., 1993.
Архипова Е.В. Развитие речи. М., 1996.
Начальная школа: Развитие речи: Сценарии уроков. М., 2004.
Саломатина Л.С. Имя существительное. Творческие задания по развитию речи. М., 2006.
Саломатина Л.С. Имя прилагательное. Творческие задания по развитию речи. М., 2008.
Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе. М., 2003.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КУРСА.
Компьютер, веб-камера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий учащихся с ОВЗ
Индивидуальная программа составлена в соответствии с образовательным стандартом по авторской программе Л.А. Ефросининой, М.И Омороковой «Литературное чтение 1-4 классы», соответствующей федеральному г...
Презентация Внедрение дистанционных форм обучения в школе"
Презентация "Внедрение дистанционных форм обучения в школе" дает нормативную базу, цели и задачи этой работы. Даны формы уроков, на которых эта работа приемлена....
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через дистанционную форму обучения
В статье отражены проблемы несформированности речевой коммуникации у детей с ОВЗ, отражены формы, методы преодоления этой проблемы через дистанционную форму обучения на сайте регионального ресур...
Рекомендации родителям по созданию условий для дистанционной формы обучения ребенка
Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы обучения ребенка...
Презентация "Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель"
Коррекционная педагогика...
Конспекты занятий по программам дополнительного образования с использованием дистанционных форм обучения
В данном документе представлены варианты оформления конспектов занятий по программам дополнительного образования эколого-биологической направленности, проведенных в условиях дистанционного обучения. З...
Рабочая программа «Окружающий мир» для учеников 1-4 классов с использованием дистанционных форм обучения
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для учеников 1-4 классов с ОВЗ на базе учебной платформы iclass.home с использованием дистанционных форм обучения...