"Алгоритм действий учителя при переходе на дистанционное обучение"
статья
Если вы оказались в ситуации, когда надо срочно спланировать обучение учеников на дому, то это публикация именно для вас. В статье рассмотрим технические и методические вопросы, связанные с организацией дистанционной учебной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_deystviy.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм действий учителя при переходе на дистанционное обучение
Если вы оказались в ситуации, когда надо срочно спланировать обучение учеников на дому, то это публикация именно для вас. В статье рассмотрим технические и методические вопросы, связанные с организацией дистанционной учебной работы.
Содержание статьи
Определите, как будете проводить дистанционное обучение
Определите, как будете связываться с учениками
Начните создавать учебные материалы
Учтите вызовы, с которыми можем столкнуться
Старайтесь избежать этих ошибок
Определите, какие цифровые сервисы будете использовать
Ниже предлагаю план действия для учителя.
Определите, как будете проводить дистанционное обучение
В первую очередь продумайте, как вы будете работать с учениками. Дистанционную работу можно проводить одним из способов, что описан ниже, или использовать их комбинацию.
Встречи в режиме реального времени
Вы договариваетесь с учениками о времени, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайн-встреча. На онлайн-уроке вы объясняете материалы, отвечаете на вопросы учеников и задаете вопросы им. В конце статьи вы найдете список сервисов, позволяющих проводить онлайн-встречи.
Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы
Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно. Для вопросов учеников стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.
Спланируйте работу
Возьмите временной отрезок, например неделю, и спланируйте работу учеников по вашему учебному предмету. Чтобы организовать работу целостно, отталкивайтесь от учебных результатов, которых должны достичь ученики.
Задайте себе три вопроса:
- Чему я хочу научить моих учеников (каких учебных результатов они достигнут)?
- Как ученики этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?
- Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?
Исходя из ответов составьте для себя план работы: какие учебные материалы надо создать, как мониторить работу ребят, как и когда предоставлять им обратную связь.
Можно составить план работы и для учащихся. Ученикам план нужен для того, чтобы помочь им спланировать время работы как в течение дня, так и всей учебной недели. План работы для учеников может содержать рекомендуемую дату и время для начала работы над заданием, сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с учителем, ссылки на учебные материалы (если вы сразу можете их предоставить) или платформу, где будет идти работа.
Определите, как будете связываться с учениками
У учеников должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с учениками некоторую платформу (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении ученики могут работать через нее. Если не было такой платформы, тогда учебные материалы могут передаваться через электронный журнал (хотя он может не выдержать нагрузки, поэтому лучше иметь альтернативный источник связи).
Начните создавать учебные материалы
Привычные формулировки заданий в электронном журнале “учебник, стр.23-25, прочитать и ответить на вопросы” в дистанционном обучении становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции. Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем.
К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в классе), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.
Можно использовать уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, можно создавать самим.
Ниже вы найдете список тех цифровых сервисов, которые помогут в разработке учебных материалов.
Учтите вызовы, с которыми можем столкнуться
Вызов 1. Ученики, которые не работали на уроке, могут не начать работать и дистанционно. Здесь нет общего правила, которое можно порекомендовать каждому учителю. Надо решать индивидуально по каждому ученику. Для кого-то сработает совместная работа с одноклассниками, для кого-то учебный материал, поданный иначе, для кого-то индивидуальная консультация с учителем и т.д. Использование карательных мер рекомендую избегать. Временно это может нам помочь заставить кого-то работать, но для долгосрочной перспективы это неудачная стратегия. Желание учиться у этого ученика так и не появится.
Вызов 2. На создание учебного материала будет уходить время. Мы создаем учебный материал не для проверки памяти учеников или умения решать, а для того, чтобы их научить. Одно дело, когда мы в классе передаем ученикам то, что очень хорошо знаем, другое дело — сделать так, чтобы это знание появилось в их голове, причем когда они работают дома.
Вызов 3. Стоит продумать работу, которую ребята будут выполнять на отметку. У учеников под рукой google и одноклассники в совместном чате. Поэтому работа на отметку должна быть такова, чтобы первый и второй фактор являлись помощниками. А для этого надо подумать над качеством заданий для учащихся.
Старайтесь избежать этих ошибок
Ошибка 1. Составлять список заданий для ученика (как домашка, которую мы привыкли задавать) в электронный журнал. Наша задача — не задания набросать для учеников, а выстроить их обучение.
Ошибка 2. Думать о том, как контролировать ученика. В этом случае мы в первую очередь будем думать о том, как и за что выставить отметку, а не о том, как помочь ему учиться.
Ошибка 3. Выставлять отметку за процесс обучения, а не за итог. Когда ученик изучает учебный материал, работает с тестами для самопроверки, задает вопросы, ошибается — он учится. Этот процесс мы поддерживаем своей обратной связью и помощью одноклассников, например, в совместном чате. Когда он уже научился, тогда мы проводим работу на отметку, как итог той работы, которую он проделал в течение какого-то времени.
Ошибка 4. Просить учеников фотографировать задания и присылать вам на почту. Так можно делать только в случае с единичными учениками, у которых не получается выполнять задание и необходима ваша обратная связь. Иначе на ваш почтовый ящик будут каждый день приходить около сотни писем с фотографиями учеников.
Определите, какие цифровые сервисы будете использовать
Все сервисы я распределила на несколько групп. Исходя из ваших задач определяйте, какие из них задействуете в работе с учениками.
Онлайн-встречи с учениками
Сервисы, с помощью которых вы организовываете онлайн-урок в режиме реального времени.
Zoom zoom.us/
Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Ученики могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и расшаривать свой экран.
Facebook Live
Трансляция видео прямо с Facebook. Создайте закрытую группу класса, в которой можно будет запускать Live трансляции и проводить уроки онлайн. Бесплатно. И нет ограничений по времени.
Instagram Live
Трансляция видео с Инстаграм. Можно проводить в своем аккаунте. Если ученики на вас подписаны, то они получат извещение о выходе в эфир. Или создать закрытый аккаунт класса и вести онлайн-встречи там.
WiziQ www.wiziq.com/
Сервис для организации онлайн-обучения. Создается класс, к которому подключаются ученики (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. И можно проводить онлайн-встречи. В бесплатной версии только 10 участников могут подключиться к курсу и к видеовстрече.
Periscope
Приложение для проведения прямых эфиров. Чтобы ученики могли смотреть ваши трансляции, им надо установить это приложение на телефон и создать аккаунт.
Skype
Сервис для проведения видеоконференций. У каждого ученика должен быть аккаунт Skype. Создается группа класса, и в определенное время делается звонок, к которому подключаются все участники группы.
Передача учебного содержания
Перечисляю сервисы, через которые можно передавать учебное содержание.
Видео
Видео можно создать либо через запись на камеру (телефона, например), либо через запись экрана.
Screencast-O-Matic https://screencast-o-matic.com
Позволяет создавать скринкасты (видео с экрана монитора), видео посредством веб-камеры или записывать экран и изображение с веб-камеры одновременно. Видео записывается длинной не более 15 минут и сохраняется на компьютер или публикуется на YouTube. Рамку захвата видео с экрана можно редактировать до требуемого размера. Запись можно ставить на паузу и менять местоположение рамки на экране.
С помощью этого сервиса можно:
- записывать технические обучали (инструкции по работе с программами и сервисами);
- записывать объяснения темы (урок, лекция);
Рабочие листы в документах Google
Создавайте учебный материал через документ Google и предоставляйте доступ ученикам. Каждый их них делает копию для себя, предоставляет доступ учителю с правом комментирования и работает индивидуально или совместно с кем-то (зависит от задачи). Удобно таким образом и мониторить работу ребят, и направлять их.
Edpuzzle https://edpuzzle.com/
При помощи Edpuzle учитель может создать интерактивные видео путем добавления в видео либо викторины с одним правильным вариантом ответа, либо открытые вопросы, либо комментарии в формате аудио, текстовые комментарии или аудиотреки. Видео добавляются с различных веб-сайтов, например YouTube, Vimeo, National Geographic.
В Edpuzzle создается класс, и учитель может мониторить работу учащихся над этим учебным материалом.
Тесты для самопроверки
С помощью этих сервисов учащиеся могут проверять свое понимание в учебной теме.
LearningApps https://learningapps.org/
Простой сервис, позволяющий создавать различные приложения для самопроверки: текст с пропусками, викторины, классификация, интерактивное видео и т.д.
Kubbu http://www.kubbu.com
Интерактивные задания по любым учебным предметам.
Quizlet https://quizlet.com/
Сервис, позволяющий создавать флешкарты и игры, которые можно использовать для любой учебной ступени или любого учебного предмета. Quizlet чаще всего рассматривают как сервис для изучения иностранных слов.
В этой публикации вы найдете пошаговую инструкцию по работе с сервисом.
H5P h5p.org
Платформа, на которой можно создавать интерактивные задания для самопроверки, практически на любой вкус. Задания передаются ученикам по ссылке.
Мониторинг
Под мониторингом я понимаю наблюдение за процессом обучения. И здесь указываю сервисы, которые помогают наблюдать за тем, как ученики справляются с выполнением заданий.
Таблица продвижения
Создайте в таблицах Google таблицу, в которую внесите имена учеников (ряды) и перечисление заданий/шагов, которые должны сделать ученики. Учащимся предоставьте доступ для редактирования. Они заходят в эту таблицу и отмечают выполнение задания. Причем могут отмечать зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, насколько легко справились с заданием.
Работа в Google-документах
Ученики могут работать совместно в документах Google над заданиями или индивидуально. Учитель может отслеживать продвижение ученика по заданию, комментировать выполнение задания, направлять ученика.
Teacher.Desmos https://teacher.desmos.com
Для учителей математики. Эта среда подходит под все группы цифровых инструментов, о которых я писала: создание учебного материала, мониторинг, самопроверка, обратная связь. Учитель математики разрабатывает интерактивные задания, затем предоставляет доступ для работы ученикам и следит за их деятельностью в режиме реального времени. Невероятно удобно.
Classtime https://www.classtime.com/
Лозунг платформы — больше времени учителям для работы с учениками. Удобный сервис для создания интерактивного материал разных типов (викторина, истина/ложь, классификация, сортировка, выделение текста) и мониторинга учебного процесса.
Formative https://goformative.com
Formative — инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся, в любой момент комментировать их работы и оставлять конструктивную обратную связь.
При помощи этого инструмента учитель создает учебный материал, который может содержать
- контент (картинка, текст, белая доска, видео и встроенный код embed);
- задание (викторина, добавление короткого ответа, добавление полного ответа, демонстрация своей работы, вопрос с выбором нескольких правильных ответов, истина/ложь);
- дополнительные вопросы (добавить аудиоответ, классификация и установить последовательность), но это опция работает только в платной версии.
Wizer http://app.wizer.me
С помощью Wizer вы создаете невероятно красивые по дизайну рабочие листы, которые содержат интерактивные задания и позволяют учителю быстро предоставлять учащимся обратную связь.
Обратная связь
Сервисы, при помощи которых вы получает обратную связь от ваших учеников.
Direct Poll https://strawpoll.de
В этом сервисе можно создать опрос в считанные секунды. Используйте его для получения обратной связи от учеников. Вопросы могут быть рефлексивные, учебные или созданы с целью проведения голосования.
Google Form
С помощью форм можно создать учебный тест, форму обратной связи и анкету.
Quizizz http://quizizz.com
Сервис для создания викторин. Ученики проходят викторину, а учитель видит статистику по каждому ученику.
Kahoot
При помощи Kahoot тоже создаются викторины. В связи с карантином разработчики предложили функции пакета Премиум использовать бесплатно. Обязательно попробуйте их.
Инструкцию по использованию Kahoot найдете здесь.
Платформы для обучения
Через эти платформы удобно выстраивать учебный процесс: размещать учебные материалы, проводить обсуждение, получать и предоставлять обратную связь.
Google Classroom https://classroom.google.com/
Google Sites https://sites.google.com/
Блог
Используйте любую платформу, которая удобна для вас.
Закрытая группа в социальных сетях
Например, facebook группа, доступ к которой есть у всего класса. Удобно быть на связи с учениками и можно проводить онлайн-уроки.
Canva
В этом году в международном формате был запущен социальный проект «Canva для образования». Теперь эта платформа предоставляет возможность создания виртуального класса и проведения командной работы. По ссылке вы найдете описание возможностей и бесплатный мини-курс «Canva для класса» https://www.canva.com/ru_ru/obrazovanie/distantsionnoe-obuchenie/
Пусть дистанционное обучение будет плодотворным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм действий учителя при оценивании деятельности результатов учащихся по ФГОС
Алгоритм действий учителя при оценивании деятельности результатов учащихся по ФГОС...
Опыт работы творческой группы учителей начальной школы кировского района над проектом «популяризация дистанционного обучения на базе городского портала дистанционного обучения do2.rcokoit.ru с использованием видеоуроков»
ВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАГосударственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №221 Кировского района Санкт-...
Рекомендации родителям и школьникам «Как правильно вести себя во время перехода на дистанционное обучение?»
В статье даются рекомендации родителям и школьникам «Как правильно вести себя во время перехода на дистанционное обучение?»...
"Цифровые технологии и платформы в обраовании: как использовать новые возможности учителю-логопеду в условиях дистанционного обучения"
В презентации описывается необходимость и возможности цифрового обучения, особенности его использования в удаленном и очном формате. Предствлены цифровые ресурсы и плптформы, которые хорошо зарекомено...
Цифровые технологии и платформы в образовании: как использовать новые возможности учителю-логопеду в условиях дистанционного обучения
Выступление на образовательном интенсиве 5 ноября 2020 "Электронное образование в действии".Муниципальный образовательный интенсив "Электронное образование в действии" предполагает...
РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ТНР) НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Статья посвящена проблеме коррекционного логопедического обучения в условиях дистанционного формата обучения С ОВЗ (ТНР) НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. В ней описаны трудности и новшества, с которыми сталкиваются п...
Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в коррекционном процессе учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения
Новые реалии жизни поставили педагогов и обучающихся в новые, немного необычные условия взаимодействия. Другими словами, стало необходимо проводить занятия дистанционно или в онла...