ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Селянина Людмила Валерьевна
Современная система образования с изменяющимися условиями требует от субъектов качественно нового результата. Получить результат возможно при тесном сотрудничестве и взаимодействии всех субъектов образовательного процесса. Данная статья раскрывает список тем, которые обсуждались с родителями, чтобы избавить их от тревоги и сделать своими помощниками во время дистанционного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селянина Л.В.,

 учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Бирска

ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Современная система образования с изменяющимися условиями требует от субъектов качественно нового результата. И нам известно, что получить результат возможно при тесном сотрудничестве и взаимодействии всех субъектов образовательного процесса. Семья в свою очередь первоочередной  социальный институт, где формируется личность ребёнка, его ценности, социальный опыт, отношения. Перейдя уже в 6-7-летнем возрасте в школу ребёнок учится быть обучающимся, примеряет на себя новую роль и научается овладевать новыми способами действия в учебных ситуациях.

В период этого времени, а именно на ступени начального общего образования большое внимание необходимо уделять активному взаимодействию учителя и родителей, что ведет к положительной динамике результатов, открытости информирования, удовлетворенности родителей образовательным процессом.

         А если брать в расчёт   взаимодействия по средствам дистанционных средств между учителем и родителями в начальной школе, то их возможности широки и уникальны, но требует от субъектов образования определенных требований.

В чём смысл взаимодействия семьи и школы? В создании условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его  индивидуальности в общем доме «школа-семья».

В.А. Сухомлинский считал, что в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы.

В связи с принятием в школах Федерального государственного стандарта начального общего образования меняются требования к результатам, структуре и условиям основной образовательной программы начального общего образования и идёт осмысление ключевых понятий, которые отражают и задают его сегодняшнюю специфику. Это «информационное пространство», «информационно-образовательное пространство», «образовательная среда» и «информационно-образовательная среда». Еще также одной отличительной особенностью нового стандарта являются требования к информационно-образовательной среде, которая должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через данную среду учащиеся и родители имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и продуктам, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.

Использование современных, мобильных средств коммуникации в педагогическом процессе способствует изменению форм взаимодействия ученика, родителей и учителя. Возможности новых технических устройств дают колоссальное преимущество для взаимодействия, достаточно быстро передают необходимую информацию заявленному количеству людей, что экономит временные и человеческие ресурсы учителя.  В настоящее время такими средствами могут выступать электронный дневник, персональный сайт учителя,  группы в социальных сетях (вконтакте, одноклассники), в мобильных приложениях вайбер, ватсап.

Несмотря на то, что технические устройства удобны  для взаимодействия, дистанционное обучение стало неожиданностью не только для учителей, но и для родителей. Дети, которые большую часть дня проводили в школе, теперь постоянно дома. Родители вынуждены контролировать их обучение, работать удаленно, а в перерывах заниматься домашними делами. В силу своих возможностей, умений, навыков учителя помогали родителям пережить дистанционное обучение и заручиться их поддержкой.

Ниже приводится список тем, которые обсуждались с родителями, чтобы избавить их от тревоги и сделать своими помощниками:

1. Технические вопросы

 При переходе на дистанционное обучение дети начальных классов могут растеряться, поэтому важно, чтобы родители были рядом и помогли. Чем лучше они обучат ребенка, тем меньше потребуется их участие в будущем.

Подробно рассказывали родителям, какие инструменты и сервисы будем использовать. Для полноценной учебы может хватить двух-трех инструментов. В моём  случае это были платформы  Zoom, Учи.ру. У каждого сервиса есть подробная инструкция. Родители получали  представление о том, как именно будут проходить онлайн-занятия, и их тревожность снижалась. Активные родители  брали  на себя функцию общения с другими родителями по техническим вопросам.

2. Зоны ответственности

Теперь, когда дети учатся дома, у родителей появилось больше возможностей участвовать в их образовании. Разделили зоны контроля. На старте родители выступают в роли организатора: помогают ребенку со всеми средствами, устанавливают программы, настраивают интернет. Затем контролируют, чтобы дети не пропускали занятия, и помогают в трудных ситуациях. Содержательную сторону обучения полностью контролирует учитель. 

3. Возрастные особенности детей

 Нужно объяснить родителям, что на дистанционном обучении важно учитывать психолого-возрастные особенности ребенка. Для детей начальной школы нужно обеспечить двигательную активность и смену деятельности. Нужно договориться  с родителями, что каждый день дети будут вставать между уроками и делать зарядку. Предложили  родителям составить режим дня для детей так, чтобы они как можно больше двигались и отдыхали от компьютера.

4. Рабочее пространство

  Просим родителей организовать для ребенка рабочее место. Хорошо, если это будет отдельный стол, чтобы ребенок мог записывать нужную информацию во время трансляции. Рабочий стол должен находиться в хорошо освещенном месте. Рядом с ребенком не должно быть еды, чтобы не отвлекался во время видеоурока. Напомнили родителям, что ставить воду рядом с техникой опасно — есть риск ее опрокинуть. Если у ребенка нет отдельной комнаты, нужно попросить  родителей не шуметь во время онлайн-урока, выключить телевизор и создать рабочую обстановку. 

5. Правила работы за компьютером

 Рассказываем родителям правила работы за компьютером и просим контролировать их соблюдение. Дистанционное обучение неизбежно увеличивает время, проведенное с компьютером или планшетом. Советуем  родителям сократить другие цифровые активности: игры, видео, соцсети.

В перерывах дети должны вставать, делать небольшую зарядку и гимнастику для глаз. В это время полезно проветрить комнату. Важно, чтобы мы не просто давали указания родителям, а запускали процесс. Например, проводим зарядку на первом уроке.

6. Режим дня для детей

Дома есть много отвлекающих факторов, поэтому дети должны научиться организовать себя. Это сложно для детей любого возраста. 

Советуем  родителям составить режим дня для детей и придерживаться его на протяжении нескольких недель. Нужно укладывать и будить ребенка в одно время, обязательно давать ему время на отдых и уединение. Важно помнить, что дисциплина вырабатывается поэтапно. Родителям стоит увеличить уровень контроля на начальном этапе и постепенно уменьшать его.

7. Формат работы

Объясняем  родителям, что дистанционное обучение — такое же обучение, только в другом формате. Не нужно думать, что ребенок ничего не делает, раз сидит за компьютером. Напоминаем, что ребенку нужно время для адаптации к новому формату.

8. Обратная связь

Обратная связь — отличный способ снизить тревожность. Договариваемся с родителями проводить видеоконференции раз в неделю-две. Рассказываем, как проходит обучение, какие есть трудности, отвечаем на вопросы. Обязательно хвалим детей, родителей, указываем на ошибки в работах, комментируем, даём рекомендации по их исправлению.

10. Правила общения и переписки

 Чтобы избежать напряжения между учителями  и родителями, устанавливаем  правила общения. Помним, что переписки в чатах — это часть нашей работы. Заранее сообщаем  родителям время, когда  будем отвечать на сообщения. Например, с 8 до 18. Помним о том, что родители, так же как и мы, оказались в ситуации тревоги и стресса. Постараемся сохранять спокойствие. Если вдруг родитель в переписке выразился некорректно, не пишем ответ сразу.  Письменная речь менее выразительна по сравнению с устной. Родители могут истолковать короткие и сухие фразы как проявление негативных эмоций. Чтобы показать эмоции, используем смайлики. Не пишем на бегу, лучше откладываем  на потом.

Эти несложные, но конструктивные принципы и способы взаимодействия  учителя с родителями делают их более продуктивными, приводят к гармонии сторон в рамках «педагогического треугольника».

Образовательный процесс в начальной школе – это взаимодействие, многоплановое сотрудничество всех сторон: учителя – детей – родителей, как субъектов образования. Данное взаимодействие будет более продуктивным, если все участники образовательного процесса будут проявлять активность, осознанность, целенаправленность и согласованность взаимных действий.

        Именно поэтому, считаю, что дистанционное обучение будет более успешным при тесном взаимодействии всех субъектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....

Родительское собрание на тему: «Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе».

Учителя и родители должны действовать как союзники, делясь с учениками добротой, опытом, знаниями. Тогда можно вырастить культурную, сознательную, творческую личность.  Взаимоотношения семьи...

Памятка для родителей: « Усвоение программного материала в условиях дистанционного обучения» ( для учащихся начальной школы)

В статье представлены коротко основные психолого-педагогические причины неуспеваемости в учебной деятельности при условии дистанционного обучения и характер их проявления.Рекомендации даны родителям у...

Использование «Яндекс Учебника» в образовательном процессе в период дистанционного обучения.

Яндекс Учебник - программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника...

Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Стремительное включение онлайн образование в нашу жизнь заставило педагогов изучать и тестировать на ходу образовательные ресурсы и платформы, которые нам предлагали.При выборе средств организации вза...

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в коррекционном процессе учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения

Новые реалии жизни поставили педагогов и обучающихся в новые, немного необычные условия взаимодействия. Другими словами, стало необходимо проводить  занятия дистанционно или в онла...