мастер-класс "Аппликация"
учебно-методический материал по технологии (1, 2, 3, 4 класс)
техника выполнения аппликации из ткани при изготовлении панно, подушек и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_applikatsiya.docx | 175.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ МАШИННОГО ШИТЬЯ (Пэчворк)
10.04.2017 г., 1 год обучения
Гончарова Татьяна Борисовна
ТЕМА «Аппликация»
ЦЕЛЬ – научить детей технике выполнения аппликации из ткани.
ЗАДАЧИ:
Образовательная – изучить основы композиции, различные фактуры, изучить цвета и их сочетание.
Развивающая – развивать мыслительные процессы у ребенка, научить анализировать и сопоставлять реальные предметы и животных, делать целое из нескольких частей и делить целое на составляющие, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательная – воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, видеть в ненужных вещах пользу. Воспитать осторожность при работе с ножницами, электрической машинкой, утюгом.
Цель: познакомить с техникой выполнения аппликации из ткани.
План
Вид занятия – урок творчества.
Условия – наличие: предмета для украшения аппликацией, ткани, бумаги с клейким слоем для аппликации (или полиэтилен), ножниц, утюга, доски для глажки, швейной машины.
Тип занятия – изучение способов изготовления аппликации, выработка умения вырезать, пришивать, гладить.
Место проведения – комната № 5.
Метод занятия – объяснение, рассказ.
Наглядные методы:
Метод демонстраций – образцы готовых аппликаций.
Практический метод - практическая работа - научить ребенка сделать аппликацию из ткани. В практической работе используются выкройка-шаблон, ткани, фетр, ножницы, нитки, иголки, швейная машина, утюг.
Воспитательный метод – развитие усидчивости, аккуратности, осторожности при работе с острыми предметами, утюгом, швейной машиной.
Ход занятия:
Подготовка помещения к.5 к занятию «АППЛИКАЦИЯ» - подготовка места для глажки, швейных машин.
Подготовка рабочих мест – наличие тканей, ножниц, ниток.
Сбор детей в к. 5, приветствие, создание рабочей обстановки.
Общее представление об аппликации:
Аппликация из ткани — это разновидность вышивки, вырезание и нашивание фигурок, узоров или целых картин из ткани на материал-основу (фон).
Аппликация бывает:
- по форме: объемная, плоская;
- по цвету: одноцветная, многоцветная, чёрно-белая;
- по тематике: предметная, сюжетная, декоративная.
Материалы, применяемые для создания аппликации:
- ткань (хлопок, шелк, бархат, шнуры)х;
- кожа;
- мех;
- войлок (фетр);
- бисер;
- Бумага с клейким слоем или полиэтилен.
х - Разные ткани имеют разную структуру и после стирки изменяют свою форму, т.е. натягиваются, по-разному. Поэтому ткань перед применением надо намочить в теплой воде и осторожно высушить, прогладив горячим утюгом через сухую ткань. Если ткань накрахмалить, то ее края не будут осыпаться, что очень важно при работе. Крахмалить натуральную ткань можно жидким клейстером из картофельного крахмала (ткань обрабатывается заранее, до занятия). Затем ее необходимо прогладить горячим утюгом с изнаночной стороны.
Аппликация помогает развитию речи, когда взрослые обсуждают с ребенком создаваемые ими поделки, объясняют свои действия, что в итоге получается. Работая вместе, дети включаются в диалог и повышают свою эрудицию.
- Можно предложить детям поменять композицию, придумать что-то свое — это поможет в развитии фантазии и творческих способностей
- Мелкие детали в работе не обязательно вырезать, их можно нарисовать фломастером или карандашом
- В аппликации можно использовать бисер и кружева, эти материалы сделают работу интересной и необычной
- Можно вставить поделку в рамку, если она получилась очень красивой, она вам дорога как память или сделана на подарок
Ход занятия
В начале занятия детям предлагается выбрать ткань для аппликации, которая не тянется, и держат форму – с таким материалом будет легко работать. Идеален для аппликации натуральный хлопок различной плотности.
Детям понадобятся маленькие ножницы с острыми загнутыми концами, для того чтобы аккуратно срезать лишнюю ткань.
Что касается выбора рисунка, можно нарисовать его самостоятельно или выбрать из множества готовых шаблонов, предлагаемых в журналах или интернете. Кроме специально обозначенных мотивов для аппликации, можно использовать любые плоскостные рисунки (например, в раскрасках) с одной или несколькими деталями. В нашем случае – это изображение собаки, которое вырезается по контуру.
Способ 1.
Выбирается отрез ткани, который будет хорошо смотреться на фоне основы. Бумажная выкройка накладывается на ткань. Вместе с выкройкой ткань накладывается на основу и прикрепляется булавками по периметру.
Затем на швейной машине выкройка прострачивается по контуру прямой строчкой. Выкройка снимается и маленькими острыми ножницами припуски срезаются близко к строчке, стараясь ее не задеть.
С изнаночной стороны можно проложить стабилизатор – аппликация получится ровной и красивой.
Далее строчкой зигзаг с маленьким шагом мотив обстрачивается по контуру.
Подбирается пуговица для глаза и пришивается (или вышивается нитками мулине), можно из тесьмы сделать ошейник или бант. Здесь ребенок может фантазировать (можно настрочить тесьму в виде будочки, пришить поводок, нашить «пятна» на туловище и т.д.).
Способ 2.
Рисунок переводится на защитный слой бумаги VliesofixSB и вырезается с припусками. Клеевой стороной выкройка располагается на ткань, из которой делается аппликация, и сухим утюгом приглаживается в течение 3-4 секунд. Рисунок вырезается по контуру, снимается защитный слой бумаги. Клеевой стороной книзу рисунок располагается на основную ткань – фон. Затем через влажную салфетку, шаг за шагом (если мотив большой), с легким нажимом приглаживается утюгом (10 секунд по каждому месту). В заключении строчкой зигзаг с маленьким шагом мотив обстрачивается по контуру.
Получается быстро и аккуратно. Единственный недостаток такой бумаги – дороговизна. Поэтому можно заменить такую бумагу полиэтиленом: под основу заранее вырезанного мотива подкладывается тонкая полиэтиленовая пленка. Все это накрывается листом белой бумаги и проглаживается горячим утюгом. Ткань легко приклеивается к основе.
Можно также использовать клей-спрей, который наносится на заранее вырезанный мотив.
Для получения рельефной аппликации под вырезанные детали аппликации подкладывается синтепон.
Вывод:
На занятии дети:
- знакомятся с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов, о возможности выполнения аппликации из разных материалов и разными способами;
- учатся наблюдать, сравнивать, решать творческие задачи по заданным условиям;
- узнают и понимают термины, названия инструментов, приспособлений и правила работы, различные способы выполнения аппликации;
- умеют вырезать из бумаги детали аппликации, экономно размечать детали на ткани, самостоятельно или с помощью педагога планировать последовательность выполнения действий.