Технологическая карта урока литературного чтения «М.М. Зощенко «Золотые слова»»» (УМК "Школа России, 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Медведева Арина Олеговна

Цель урока: формирование понимания юмористического текста; создание условий для дальнейшего совершенствования навыков правильного, осознанного и выразительного чтения, формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 27.02.2024 г.

Школа:

Класс: 3

Урок:

Время:

Кабинет:

Студент: Медведева Арина Олеговна

Группа: 45

Учитель:

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «М.М. Зощенко «Золотые слова» »».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понимания юмористического текста; создание условий для дальнейшего совершенствования навыков правильного, осознанного и выразительного чтения, формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать понятие о рассказе как литературном жанре.

2. Познакомить учащихся с рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».

Предметные:

1. Учиться анализировать рассказ и формулировать выводы.

2. Учиться определять основную мысль рассказа.

Развивающие:

1. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей.

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Личностные:

1. Проявлять интерес к чтению произведений М.М. Зощенко.

2. Осознавать главный урок, извлечённый из рассказа.

3. Приобретут ценностные представления о справедливости, доброте, честности, уважении к старшим 

Воспитательные:

1. Воспитанию бережного отношения к книге.

2. Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

УМК: «Школа России», Учебник Литературного чтения 4 класс 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова; В. Г. Горецкий; М. В. Голованова; Л. А. Виноградская; М. В. Бойкина.

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностном уровне

Ф

Словесный метод:

слово учителя

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Арина Олеговна, и сегодня я проведу у вас урок Литературного чтения.

 Я рада видеть вас, тихо садятся девочки, также тихо садятся мальчики. 

- У вас на партах лежат таблички, в конце урока мы узнаем активные вы ученики или нет, на каждом этапе, который записан в табличке, мы будем рисовать знаки: звездочка, если у вас все получается и вы активны, треугольник, если вы не очень активны и у вас  что – то не  получается, и круг если вы не активны и у вас ничего не получается.

Приветствуют учителя,

настраиваются на урок.


Р: планировать свои действия.

Л: устойчивый интерес к новым способам познания.

Проектор с презентацией

Актуализация знаний и мотивация (5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный метод:

слово учителя

- Ребята, вы любите рассказы? Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом  одного автора.Давайте узнаем фамилию автора?

9, 16, 27, 6, 15, 12, 16.

-Ваша задача соотнести цифры и буквы алфавита, тогда вы узнаете, что за слово здесь зашифровано. Работаем в парах. Таблица на слайде вам в этом поможет.

-Итак, какое же слово у вас получилось?

-Совершенно верно, это фамилия автора, рассказ которого мы сегодня будем изучать.

- На слайде представлены разные произведения М. М. Зощенко. Какое из представленных произведений вы уже читали?

Для того, чтобы узнать, о чем произведение, послушайте стихотворение

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово

-Кто догадался, какова тема нашего урока? Кто полностью сформулирует тему урока?

-Замечательно, тогда приступим к работе!

- Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 1

Разгадывают шифр.

-Зощенко.

Внимательно слушают стихотворение


Высказывают впечатления. 

- О "волшебных" словах?

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

К: формулировать собственное мнение и позицию;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи (2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный метод:

слово учителя

- Ребята, давайте найдем портрет М.М. Зощенко?( на слайде)

- Назовите полное имя и фамилию.

-Михаил Зощенко появился на свет 10 августа 1894 г. в Санкт-Петербурге  Отец писателя — Михаил был художником, а мать Елена — актрисой. Кроме Михаила в семье Зощенко было еще семеро детей. Несмотря на дворянское происхождение, семья Зощенко была небогатой. В возрасте 8 лет, он уже сочинял стихи, а в 13 лет написал свой первый рассказ. В восемь лет Мишу отвели в гимназию. Учился Зощенко неважно. Окончив гимназию (1913) Михаил Зощенко поступил в университет на юридический факультет. Но уже через год его отчислили. Вскоре началась Первая мировая война и Зощенко решает идти на военную службу. Зощенко Михаил Михайлович стал популярным очень быстро – его книги издаются и переиздаются , а фразы становятся крылатыми. Зенит славы пришелся на 20-е годы, когда его творчеством увлекся сам Максим Горький.

- Для того, чтобы узнать какое произведение мы с вами будем изучать, начните читать слова с конца

аволс еытолоЗ

-Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это словосочетание?

- Сформулируйте тему урока полностью:

М.М. Зощенко «Золотые слова»

Сформулируйте цель урока

Прочитать…

Узнать…

Будем учиться….

Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 2

   -Зощенко, Михаил Михайлович 

Внимательно слушают биографию автора.

Золотые слова

- Нежность, волшебные слова, благодарность и т.д.

Определяют тему урока, формулируют цель

-Приёмыш

- сирота, приёмный сын или дочь

- «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

- самооценивание

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проектор с презентацией

Учебник

«Открытие»  детьми нового знания (3 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: учебный диалог;

Наглядный: словарный картинный план

-Я предлагаю вам план исследования содержания произведения «Золотые слова».

-познакомиться с героями;

-выяснить главную мысль и идею рассказа

-высказать своё отношение

-Откройте страницу 144

-В тексте есть несколько словарных слов, давайте найдем их и в словаре прочитаем их значение.

Откройте словарь на странице 217 что значит слово «Абсурд»?

Абсурд     -    нелепость, бессмыслица

В тексте также могут встретиться непонятные вам слова, но словаре их нет.

А я нашла, картинки этих слов, по этим картинкам мы будем давать определение сложных и непонятных слов и сравнивать наши ответы с определением:

Прельщала – очаровывать, увлекать, заманивать.

Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая

Обмере́ть - Оцепенеть от сильного внезапного чувства, испуга.

Переполо́х - Всеобщая возбуждённая активность; суета,.

- А теперь мы будем слушать рассказ и следить по тексту учебника.

-Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 3

- Работают со словарем

-Анализируют картинки, и определяют значение слова

- слушают рассказ и читают его про себя

- самооценивание

Л: выраженная познавательная мотивация; устойчивый интерес к новым способам познания.

К: слушать собеседника, соблюдать правила общения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Р: удерживать цель деятельности до получения результата;

анализировать  и оценивать свою работу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

П: проявлять познавательную инициативу.

Проектор с презентацией

Учебник

Первичное закрепление (2 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная работа

Внешний контроль

 Настлало время нам немного отдохнуть и провести динамическую паузу, встаем физминутка (видео)

Блиц-опрос: в парах вам нужно ответить на вопросы по тексту на это задание вам дается 1минута 30 секунд:

1.Где происходят события?

2.От чьего лица ведется рассказ?

3Что послужило конфликту детей и начальника отца?

4 Как изменилось поведение Лёли и Миньки

-Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 4

Выполняют физминутку.

-За столом в доме

-От лица автора

-Плохое поведение детей за столом.

-В начале рассказа дети постоянно влезали в разговоры взрослых, перебивали, пытались сами что-то рассказать. После выговора от папы, они стали молчаливыми и тихими. Ведь папа строго запретил им говорить за столом.

-самооценивание

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Самостоятельная работа с самопроверкой (20 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Взаимоконтроль

У вас на партах лежат карточки, к кому из персонажей относятся сфразы, поставьте знак «+» в нужную колонку.

п/п

Слова

Минька

Лёля

Начальник

1

Вы плохо воспитываете ваших детей

+

2

На сердитых воду возят

+

+

3

Зачем вы сажаете детей со взрослыми

+

4

Минька грел масло

+

5

Ничего странного нет в том, что сказал папин начальник

+

- Поменяйтесь листочками с соседом по парте и сверьте ответы с доской

- Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок? 1-2 ошибки? 3-5 ошибки?

-Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 5

-Выполняют задание на карточках

-Выполняют взаимопроверку

 -самооценивание

П:структурирование знаний.

Проектор с презентацией

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, закрепление ранее изученного

Фронтальная

Словесный: диалог

Форма контроля: взаимоконтроль, фронтальный опрос

- Давайте проверим ваши знания по пройденному рассказу? Под вашими партами лежат небольшие тесты по этому рассказу. На выполнение этой работы даётся 5 минут. Приступаем

1вариант 1) а 2) а 3) б 4) г 5) в 6) а

2 вариант 1) б 2) а 3) а 4) г 5) б 6) г

Поменяйтесь тестом с соседом по парте и сверьте ответы с доской

И поставьте оценку

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3 и более ошибок – 3

Что нового вы узнали на уроке?

Над каким рассказом мы сегодня работали?

О чем говорится в рассказе?

Кто автор рассказа?

-Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 6

- самооценивание

Р: контроль.

П: анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.

Проектор с презентацией

Рефлексия деятельности (5мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ, применение нового знания

Фронтальная

Словесный: беседа

Форма контроля: устный опрос

Наш урок подошел к концу, поэтому открываем дневники и записываем домашнее задание на следующий урок: подготовить пересказ от первого лица.

Оцените свою работу на уроке, если у вас все получилось и все было понятно поднимите два больших палеца вверх, если что-то было не понятно, и вы затруднялись с заданиями то поднимите один большой палец вверх, если вам было все не понятно и трудно, то опустите большой палец вниз. Обратимся к табличке, нарисуйте фигуру по значению 7

Теперь мы готовы ответить на вопрос, вы активные ученики? Если да, то поднимите свои карточки.

- Вы все сегодня хорошо потрудились, спасибо за работу урок закончен.

- Оценивают работу на уроке

Р: самооценка.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: анализ.

Проектор с презентацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "М.М.Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые используе...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «М. Зощенко \'Золотые слова\'».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «М. Зощенко «Золотые слова»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции учащихся через художественное прои...

Технологическая карта урока литературного чтения "М.М Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением М. Зощенко «Золотые слова»: формирование понимания юмор...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.А. Осеева «Волшебное слово»» ("Школа России", 2 класс)

Тема урока: «В.А. Осеева «Волшебное слово»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  произвед...

Технологическая карта урока по литературе «М.М.Зощенко «Золотые слова" (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «М.М.Зощенко «Золотые слова»» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористи...

Технологическая карта урока литературного чтения М.М. Зощенко «Золотые слова» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказом М.М. Зощенко «Золотые слова».Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с произведение...

Технологическая карта урока литературного чтения М.М. Зощенко «Золотые слова» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование умения анализировать героев произведения М. М. Зощенко ; развитие навыка находить нужную информацию в тексте; развитие умения пересказать изученный текст.Предметные:1. Знать: ...