Конспект урока литературного чтения "М. Зощенко "Ёлка" УМК "Школа России" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема урока: «М. Зощенко «Елка»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательский компетентности в процессе изучения произведения Михаила Зощенко «Ёлка»; представлений о жизни и творчестве автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_4_klass_zashchenko_yolka.docx | 64.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 09.02.24 Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал) Класс: 4Г Урок: 1 Время: 8:00 – 8:40 Кабинет: 203 | Студент: Каташинская Юлия Дмитриевна Группа: 31 Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока: «М. Зощенко «Елка»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательский компетентности в процессе изучения произведения Михаила Зощенко «Ёлка»; представлений о жизни и творчестве автора.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, учебная презентация, раздаточный материал(карточки с заданиями).
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Психологический настрой Словесный метод | 1 Психологически настраивает учащихся класса на урок. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку. 3. Приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Дмитриевна. Сегодня я проведу вам урок литературного чтения. - Перед началом нашей работы, я предлагаю вам повернуться к своему соседу по парте и продолжить фразу «Я рад(а) видеть тебя сегодня, потому что …» - Спасибо, попрошу повернуться обратно. Давайте продолжим наш урок. | Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку. - Мы готовы. | Л: мотивация учебной деятельности Р:самоопределение к деятельности; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Презентация
| |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа | Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. - Чтобы начать работать, нам нужно сделать разминку. - Послушайте скороговорку. У водоёма растёт ёлка, У ёлки колкая иголка. Под ёлкой в норке живёт ёж – Его руками не возьмёшь. - Теперь первое предложение читает первый ряд, второе – второй, третье – третий, затем быстрее также и все вместе еще быстрее. - Какие звуки встречаются чаще, но составляют одну букву? - Зачем нам скороговорка? - Вы правы. И прочитайте ещё раз и постарайтесь её запомнить. Кто готов сказать скороговорку без опоры? -Молодцы! - Ребята, какое произведение Константина Паустовского вы изучали на прошлом уроке? - Давайте вспомним, какие интересные факты вы знаете о Константине Паустовском? Какие слова думал сказать Григ при встрече с Дагни? В чем их смысл? А что в ответ хотела сказать девушка? - После прочтения произведения как вы думаете, чем должен жить человек? - Спасибо ученики, мне очень отрадно, что вдумчиво и с чувствами читаете произведения. - Совсем недавно прошёл один самых волшебных праздников – Новый год. Поэтому предлагаю вас послушайте внимательно стихотворение, которое я для вас написала и называть его главный образ. Вот она, ёлка, Пушистый малыш! В гости к нам снова Попасть ты спешишь. Пусть же ты будешь Прекрасно сверкать И счастье в наш дом Всегда поставлять. - Ученики, каков главный образ в стихотворении? | Слушают учителя. - У водоёма растёт ёлка, У ёлки колкая иголка. Под ёлкой в норке живёт ёж Его руками не возьмёшь. - Звуки [й' о], буква ё. - Что бы внятно проговаривать звук. - Константин Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя. - Ёлка | Предметные: повторить необходимый материал. Метапредметные: П: извлечение необходимой информации из текста; анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное или произвольное построение речевого высказывания К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Презентация | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа Наглядный метод | 1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока. - Предположите, какая же будет тема нашего урока? - Предположите, какую цель мы можем поставить? У нас есть вспомогательное слово «Познакомиться…» 2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке - Для достижения поставленных целей нам нужно составить план. Продолжите:
3.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию. - На партах вы видите Карточки «Моя успешность на уроке». В них вы будете оценивать свои результаты по пунктам их выполнения. Вам необходимо полностью закрасить ёлку, если вы не допустили в задании ни одной ошибки, половину – 1 или 2 ошибки, 1 часть – 3 и более ошибок. - Давайте прочитаем первый пункт в карточке. - Оцените, как вы справились с этим пунктом. - Отлично, продолжим. | - Михаил Зощенко «Ёлка». - Познакомиться с произведением Михаил Зощенко «Ёлка». 1. Познакомимся с биографией М.М. Зощенко. 2. Прочитаем рассказ «Ёлка». 3. Научимся определять жанр. 4. Подведем итоги урока. - Определил(а) тему, цель и план. | Предметные:: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Метапредметные: Л: мотивация к учению и познанию Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Карточка «Моя успешность» | |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | П, И Словесный: беседа Наглядный метод Практический: выполнение задания | 1.Рассказывает о творчестве автора. -Сейчас мы с вами познакомимся с биографией Михаила Зощенко. Вам нужно в прочитать биографию автора и друг другу рассказать, что же вы узнали. Возьмите карточку под номером 1. Перед выполнением задания, давайте повторим правила работы в парах. - Хорошо. На это задание я даю вам 2 минуты. 2. Подводит учащихся к выводу. - Какая перед нами стояла учебная задача? - Замечательно, кто хочет озвучить, что они узнали о Михаиле Зощенко? -Спасибо, оцените свою работу на карточке успеха. - Откроем учебник на странице 49. Сейчас мы прослушаем аудио чтение. А вы внимательно следите за текстом, позже мы ответим на вопросы: какие слова у вас вызвали затруднения?; на какие части можно разделить произведения, как из можно озаглавить? 4.Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. - И так, вот мы с вам и прослушали произведение. Давайте ответим на вопросы. Какие слова в тексте были не понятны? - Ребята, давайте предположим, что значит слово длинновязая. - Спасибо вам за предположение, давайте поразмышляем, кто такой золотушный ребёнок. - Хорошо, а вы знаете, что такое пастилка и церемониться? - Отлично, давайте узнаем правильные ответы. Прочитайте с экрана. Золотушный ребенок – больной ребенок. Длинновязая – высокая. Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара. Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение. - Кто главные герои произведения? - От чьего лица ведется повествование? - В какое время года проходят действия? - Ребята, а чем вы наряжаете ёлку в Новый год? - Спасибо, а чем наряжали раньше ёлку, кто заметил? - Какую учебную задачу ставили? - Справились с её решением? -Оцените свою работу на карточке успеха. | Озвучивают правила работы в парах. Работают с текстом. - Познакомиться с биографией В. Голявкина. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают себя в карточке. Слушают аудио чтение, следят за текстом. - Длинновязая, золотушный ребёнок, пастилка, церемониться. Предполагают ответы. Читают. - Мальчик Минька и девочка Лёля. - От лица повзрослевшего Миньки – рассказчика. - Зимой под Новый год. - Гирляндой , шарами, мишурой, дождиком и т.д. - яблоками, пастилками, орехи, бусы, фонарики, флаги. - Прослушать произведение и узнать значение новых слов. - Да, справились | Предметные: Расширить свои знания о творчестве В. Драгунского. Метапредметные: Л:готовность и способность обучающихся к саморазвитию П: извлечение из текста необходимой информации; анализ, синтез, обобщение, сравнение. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения. | Учебник | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф,И Словесный метод: учебный диалог Практический: оценивание | 1.Организует повторное,(или выборочное) чтение и обсуждение содержания произведения. - Мы с вами сейчас перечитаем рассказ и составим план этого рассказа и проанализируем, какие чувства испытывал главный герой в каждой части рассказа. Возьмите карточку с номером 2. Прочитайте сначала до слов «как моя мама украшает ёлку». О чем говорится в этой части? - Как можем озаглавить эту часть? - Какие чувства испытывал герой? - Читаем дальше, 2 часть до слов «мама тебя не выберет» - Как можем озаглавить эту часть? - Почему дети так поступили? Думали ли они о последствиях своих поступков? - Прочитайте 3 часть до слов «мы остались одни». - Озаглавьте часть. -Какие чувства испытывал мальчик, когда мама решила отдать его подарок другому ребенку? - Как вы думаете, почему ушли гости и правильно ли поступила мама Миньки и Лёли. - Какую пословицу использует одна из приглашённых мам перед уходом из дома Миньки? - Как вы понимаете эту пословицу? - И прочитайте последнюю 4 часть до конца. -Озаглавьте. - Какие выводы сделал Минька из это истории? В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения? - Молодцы. - Ребята, а почему произведение «Ёлка» является рассказом? 2.Организует оценивание - Молодцы, ребята! Оцените себя на карточке успеха. 3.Подводит к выводу. - Давайте подумаем, чему же нас учит этот рассказ? | Читают по цепочке. Отвечают на вопросы. - Мои ёлки. - Ностальгия, радость, доброй грусти. - Испорченные подарочки. Отвечают на вопросы учителя. - Скандал с гостями. -Злости, непонимания, досада, ревность. Отвечают на вопросы учителя. - C вами водиться, что в крапиву садиться! - Что общение или взаимодействие с определенным человеком может быть неприятным. - Папин урок. - И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный. - Потому что там есть: завязка, кульминация и развязка. - Произведение учить тому, что нужно быть добрым, уметь делиться с другими и отвечать за свои поступки. | Предметные: уметь отвечать на вопросы по тексту произведения. Метапредметные: П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. | Учебник, презентация | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И, П Практический: выполнение задания, оценивание | 1 . Организует самостоятельную работу. - Ребята, теперь вы будете выполнять задание самостоятельно. У вас на столе небольшой тест, в котором есть вопросы по рассказу. Тест. 1 вариант.
Тест. 2 вариант.
2.Контролирует выполнение работы. - Теперь давайте проверим. Обмениваемся с соседом по парте карточками и сверяем с эталоном. Нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки – 2. 3.Организует взаимооценивание и самооценивание. - Оценим свою успешность в карточке успеха. Если вы нигде не ошиблись ставим «+», одна ошибка «+-», две и более ошибок «-». | Выполняют самостоятельную работу 1 вариант
2 вариант
Осуществляют взаимооценивание. | Предметные: уметь выделять главную мысль произведения. Метапредметные: Л:Развитие самостоятельности и личной ответственности Р: контроль, оценка | карточки с заданием | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Г Словесный метод: беседа Наглядный метод Практический: оценивание | 1.Формулирует задание, организует его выполнение -Ребята, а теперь я предлагаю вам провести инсценировку этого рассказа. Для этого я раздам вам листы, в которых вы узнаете какой отрывок произведения вы будете инсценировать и что вам будет необходимо сделать. Перед тем, как я разобью вас на группы, вспомните правила работы в группах. Самое главное, помните о том, что нужно работать дружно и соблюдать дисциплину. - Отлично. На подготовку я даю вам 3 минуты. Можете начинать. - И так, время вышло. Я попрошу выйти и показать, что у вас получилось. - Спасибо, вы отлично справились с заданием. 2. Организует работу по проблемным вопросам. - Что вы чувствовали, когда были в роле тех или иных героев? - Спасибо за ваши ответы. Как бы вы поступили на месте главного героя? - Докажите. Почему автор назвал своё произведение «Елка» 3. Организует самооценивание - Какую учебную задачу ставили? - Справились с её решением? - Оценим свою успешность в карточке успеха. 4. Подводит учащихся к выводу - Что вы для себя поняли, прочитай и даже разыграв рассказ? - Замечательно. | Слушают учителя.
Отвечают на вопросы учителя. - Инсценировать рассказ. Отвечают на вопросы учителя. | Предметные: уметь составлять словесный портрет главных героев произведения. Метапредметные: П: построение логической цепи рассуждений. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения. | Карточки с заданием Презентация | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный метод: беседа | 1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями. -Давайте подводить итоги. Скажите, какая была тема урока? -Какую цель мы ставили? -Если вы считаете, что вы достигли цели, то покажите «+»? 2. Проводит беседу по вопросам. -Что нового вы узнали о творчестве В. Голявкина? -Чему научил вас рассказ Голявкина? - Какой нравственный урок вы вынесли из этого рассказа? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. 3. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. - А теперь проанализируйте свою карточку успеха. Если у вас: Если у вас все «+» - «5» Если у вас хотя бы один «-» или два «+-» - «4» Если у вас два «-» - «3» Если больше двух «-» – «2» - Открывайте дневники, запишите домашнее задание. Необходимо подготовить пересказ произведения и проиллюстрировать понравившийся фрагмент рассказа. «Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете. - Сегодня на уроке у меня было открытие… - Сегодня на уроке я научился… - Осталось непонятным… - Сегодня на уроке я был (каким?) учеником… - Молодцы! Благодаря вашему продуктивному труду и дружеским отношениям, вы отлично справились со всеми заданиями. На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч! | -Михаил Зощенко «Ёлка». - Познакомиться с произведением «Ёлка». Выполняют установку учителя. Высказывают своё мнение. Оценивают свою работу. | Предметные: уметь оценивать свою работу на уроке. П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; отвечать на вопросы учителя. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)
Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"
Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина " Как Илья из Мурома богатырём с...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...