Конспект урока литературного чтения "М. Зощенко "Ёлка" УМК "Школа России" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Каташинская Юлия Дмитриевна

Тема урока: «М. Зощенко «Елка»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательский компетентности в процессе изучения произведения Михаила Зощенко «Ёлка»; представлений о жизни и творчестве автора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 09.02.24

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс:

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:40 Кабинет: 203

Студент: Каташинская Юлия Дмитриевна

Группа: 31

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока: «М. Зощенко «Елка»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательский компетентности в процессе изучения произведения Михаила Зощенко «Ёлка»; представлений о жизни и творчестве автора.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить обучающихся с творчеством М. Зощенко, его произведением «Елка»;
  2. Познакомить обучающихся с биографией автора;

Предметные:

  1. Иметь представление о биографии автора;
  2. Оперировать навыком анализа прочитанный текст произведения.

Развивающие:

  1. Развивать речевые умения в ходе обсуждения прочитанного;
  2. Развивать умение работать с текстом через анализ произведения.

Личностные:

  1. Проявлять ценностное отношение к произведениям русской литературы.
  2. Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

Воспитательные:

  1.  Воспитывать интерес к литературному чтению через использование продуктивных заданий;
  2. Воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, учебная презентация, раздаточный материал(карточки с заданиями).

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Психологический настрой

Словесный метод

1 Психологически настраивает учащихся класса на урок. 

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

3. Приветствует учащихся.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Дмитриевна. Сегодня я проведу вам урок литературного чтения.

- Перед началом нашей работы, я предлагаю вам повернуться к своему соседу по парте и продолжить фразу «Я рад(а) видеть тебя сегодня, потому что …»

- Спасибо, попрошу повернуться обратно. Давайте продолжим наш урок.

Приветствуют учителя.

Показывают готовность к уроку.

- Мы готовы.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Презентация

 

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. 

- Чтобы начать работать, нам нужно сделать разминку.

- Послушайте скороговорку.

У водоёма растёт ёлка,

У ёлки колкая иголка.

Под ёлкой в норке живёт ёж

– Его руками не возьмёшь.

- Теперь первое предложение читает первый ряд,

второе – второй, третье – третий, затем быстрее также и все вместе еще быстрее.

- Какие звуки встречаются чаще, но составляют одну букву?

- Зачем нам скороговорка?

- Вы правы. И прочитайте ещё раз и постарайтесь её запомнить. Кто готов сказать скороговорку без опоры?

-Молодцы!

- Ребята, какое произведение Константина Паустовского вы изучали на прошлом уроке?

- Давайте вспомним, какие интересные факты вы знаете о Константине Паустовском? Какие слова думал сказать Григ при встрече с Дагни? В чем их смысл? А что в ответ хотела сказать девушка?

- После прочтения произведения как вы думаете, чем должен жить человек?

- Спасибо ученики, мне очень отрадно, что вдумчиво и с чувствами читаете произведения.

- Совсем недавно прошёл один самых волшебных праздников – Новый год. Поэтому предлагаю вас послушайте внимательно стихотворение, которое я для вас написала и называть его главный образ.

Вот она, ёлка,

Пушистый малыш!

В гости к нам снова

Попасть ты спешишь.

Пусть же ты будешь

Прекрасно сверкать

И счастье в наш дом

Всегда поставлять.

- Ученики, каков главный образ в стихотворении?

Слушают учителя.

- У водоёма растёт ёлка,

У ёлки колкая иголка.

Под ёлкой в норке живёт ёж

Его руками не возьмёшь.

- Звуки [й' о], буква ё.

- Что бы внятно проговаривать звук.

- Константин Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

- Ёлка

Предметные: повторить необходимый материал.

Метапредметные:

П: извлечение необходимой информации из текста; анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное или произвольное построение речевого высказывания

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядный метод

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

- Предположите, какая же будет тема нашего урока?

- Предположите, какую цель мы можем поставить? У нас есть вспомогательное слово «Познакомиться…»

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

- Для достижения поставленных целей нам нужно составить план. Продолжите:

  1. Познакомимся…
  2. Прочитаем…
  3. Научимся …
  4. Подведем..

3.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

- На партах вы видите Карточки «Моя успешность на уроке». В них вы будете оценивать свои результаты по пунктам их выполнения. Вам необходимо полностью закрасить ёлку, если вы не допустили в задании ни одной ошибки, половину – 1 или 2 ошибки, 1 часть – 3 и более ошибок.

 - Давайте прочитаем первый пункт в карточке.

- Оцените, как вы справились с этим пунктом.

- Отлично, продолжим.

- Михаил Зощенко «Ёлка».

- Познакомиться с произведением Михаил Зощенко «Ёлка».

1. Познакомимся с биографией М.М. Зощенко.

2. Прочитаем рассказ «Ёлка».

3. Научимся определять жанр.

4. Подведем итоги урока.

- Определил(а) тему, цель и план.

Предметные:: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Метапредметные:

Л: мотивация к учению и познанию

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи   учебной   деятельности.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Карточка «Моя успешность»

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

П, И

Словесный: беседа

Наглядный метод

Практический: выполнение задания

1.Рассказывает о творчестве автора.

-Сейчас мы с вами познакомимся с биографией Михаила Зощенко. Вам нужно в прочитать биографию автора и друг другу рассказать, что же вы узнали. Возьмите карточку под номером 1. Перед выполнением задания, давайте повторим правила работы в парах.

- Хорошо. На это задание я даю вам 2 минуты.

2. Подводит учащихся к выводу.

- Какая перед нами стояла учебная задача?

- Замечательно, кто хочет озвучить, что они узнали о Михаиле Зощенко?

-Спасибо, оцените свою работу на карточке успеха.

- Откроем учебник на странице 49. Сейчас мы прослушаем аудио чтение. А вы внимательно следите за текстом, позже мы ответим на вопросы: какие слова у вас вызвали затруднения?; на какие части можно разделить произведения, как из можно озаглавить?

4.Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

- И так, вот мы с вам и прослушали произведение. Давайте ответим на вопросы. Какие слова в тексте были не понятны?

- Ребята, давайте предположим, что значит слово длинновязая.

- Спасибо вам за предположение, давайте поразмышляем, кто такой золотушный ребёнок.

- Хорошо, а вы знаете, что такое пастилка и церемониться?

- Отлично, давайте узнаем правильные ответы. Прочитайте с экрана.

Золотушный ребенок – больной ребенок.

Длинновязая – высокая.

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара.

Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение.

- Кто главные герои произведения?

- От чьего лица ведется повествование?

- В какое время года проходят действия?

- Ребята, а чем вы наряжаете ёлку в Новый год?

- Спасибо, а чем наряжали раньше ёлку, кто заметил?

- Какую учебную задачу ставили?

- Справились с её решением?

-Оцените свою работу на карточке успеха.

Озвучивают правила работы в парах.

Работают с текстом.

- Познакомиться с биографией В. Голявкина.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают себя в карточке.

Слушают аудио чтение, следят за текстом.

- Длинновязая, золотушный ребёнок, пастилка, церемониться.

Предполагают ответы.

Читают.

- Мальчик Минька и девочка Лёля.

- От лица повзрослевшего Миньки – рассказчика.

- Зимой под Новый год.

- Гирляндой , шарами, мишурой, дождиком и т.д.

- яблоками, пастилками, орехи, бусы, фонарики, флаги.

- Прослушать произведение и узнать значение новых слов.

- Да, справились

Предметные:

Расширить свои знания о творчестве В. Драгунского.

Метапредметные:

Л:готовность и способность обучающихся к саморазвитию

П: извлечение из текста необходимой информации; анализ, синтез, обобщение, сравнение.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Учебник

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,И

Словесный метод: учебный диалог

Практический: оценивание

1.Организует повторное,(или выборочное) чтение и обсуждение содержания произведения.

- Мы с вами сейчас перечитаем рассказ и составим план этого рассказа и проанализируем, какие чувства испытывал главный герой в каждой части рассказа. Возьмите карточку с номером 2. Прочитайте сначала до слов «как моя мама украшает ёлку».

О чем говорится в этой части?

- Как можем озаглавить эту часть?

- Какие чувства испытывал герой?

- Читаем дальше, 2 часть до слов «мама тебя не выберет»

- Как можем озаглавить эту часть?

- Почему дети так поступили? Думали ли они о последствиях своих поступков?

- Прочитайте 3 часть до слов «мы остались одни».

- Озаглавьте часть.

-Какие чувства испытывал мальчик, когда мама решила отдать его подарок другому ребенку?

- Как вы думаете, почему ушли гости и правильно ли поступила мама Миньки и Лёли.

- Какую пословицу использует одна из приглашённых мам перед уходом из дома Миньки?

- Как вы понимаете эту пословицу?

- И прочитайте последнюю 4 часть до конца.

-Озаглавьте.

- Какие выводы сделал Минька из это истории? В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

- Молодцы.

- Ребята, а почему произведение «Ёлка» является рассказом?

2.Организует оценивание

- Молодцы, ребята! Оцените себя на карточке успеха.

3.Подводит к выводу.

- Давайте подумаем, чему же нас учит этот рассказ?

Читают по цепочке. Отвечают на вопросы.

- Мои ёлки.

- Ностальгия, радость, доброй грусти.

- Испорченные подарочки.

Отвечают на вопросы учителя.

- Скандал с гостями.

-Злости, непонимания, досада, ревность.

Отвечают на вопросы учителя.

- C вами водиться, что в крапиву садиться!

- Что общение или взаимодействие с определенным человеком может быть неприятным.

- Папин урок.

- И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.

- Потому что там есть: завязка, кульминация и развязка.

- Произведение учить тому, что нужно быть добрым, уметь делиться с другими и отвечать за свои поступки.

Предметные: уметь отвечать на вопросы по тексту произведения.

Метапредметные:

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Учебник, презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И, П

Практический: выполнение задания, оценивание

1 . Организует самостоятельную работу.

- Ребята, теперь вы будете выполнять задание самостоятельно. У вас на столе небольшой тест, в котором есть вопросы по рассказу.

Тест. 1 вариант.

  1. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
  2. Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
  3. Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)

Тест. 2 вариант.

  1. Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
  2. Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
  3. Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)

2.Контролирует выполнение работы.

- Теперь давайте проверим. Обмениваемся с соседом по парте карточками и сверяем с эталоном. Нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки – 2.

3.Организует взаимооценивание и самооценивание.

- Оценим свою успешность в карточке успеха. Если вы нигде не ошиблись ставим «+», одна ошибка «+-», две и более ошибок «-».

Выполняют самостоятельную работу

1 вариант

  1. Разбойником.
  2. Поставить в угол носом.
  3. С вами водиться, что в крапиву садиться!

2 вариант

  1. У неё отложили ручку.
  2. Паровозик.
  3. Что все остались одни.

Осуществляют взаимооценивание.

Предметные: уметь выделять главную мысль произведения.

Метапредметные:

Л:Развитие самостоятельности и личной ответственности

Р: контроль, оценка

карточки с заданием

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г

Словесный метод: беседа

Наглядный метод

Практический: оценивание

1.Формулирует задание, организует его выполнение

-Ребята, а теперь я предлагаю вам провести инсценировку этого рассказа. Для этого я раздам вам листы, в которых вы узнаете какой отрывок произведения вы будете инсценировать и что вам будет необходимо сделать. Перед тем, как я разобью вас на группы, вспомните правила работы в группах. Самое главное, помните о том, что нужно работать дружно и соблюдать дисциплину.

- Отлично. На подготовку я даю вам 3 минуты. Можете начинать.

- И так, время вышло. Я попрошу выйти и показать, что у вас получилось.

- Спасибо, вы отлично справились с заданием.

2. Организует работу по проблемным вопросам.

- Что вы чувствовали, когда были в роле тех или иных героев?

- Спасибо за ваши ответы. Как бы вы поступили на месте главного героя?

- Докажите. Почему автор назвал своё произведение «Елка»

3. Организует самооценивание

- Какую учебную задачу ставили?

- Справились с её решением?

- Оценим свою успешность в карточке успеха.

4. Подводит учащихся к выводу

- Что вы для себя поняли, прочитай и даже разыграв рассказ?

- Замечательно.

Слушают учителя.

 

Отвечают на вопросы учителя.

- Инсценировать рассказ.

Отвечают на вопросы учителя.

Предметные: уметь составлять словесный портрет главных героев произведения.

Метапредметные:

П: построение логической цепи рассуждений.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Карточки с заданием

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный метод: беседа

1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Давайте подводить итоги. Скажите, какая была тема урока?

-Какую цель мы ставили?

-Если вы считаете, что вы достигли цели, то покажите «+»?

2. Проводит беседу по вопросам.

-Что нового вы узнали о творчестве В. Голявкина?

-Чему научил вас рассказ Голявкина?

- Какой нравственный урок вы вынесли из этого рассказа?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

3. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

- А теперь проанализируйте свою карточку успеха. Если у вас:

Если у вас все «+» - «5»

Если у вас хотя бы один «-» или два «+-» - «4»

Если у вас два «-» - «3»

Если больше двух «-» – «2»

- Открывайте дневники, запишите домашнее задание. Необходимо подготовить пересказ произведения и проиллюстрировать понравившийся фрагмент рассказа.

«Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете.

- Сегодня на уроке у меня было открытие…

- Сегодня на уроке я научился…

- Осталось   непонятным…

- Сегодня на уроке я был (каким?) учеником…

- Молодцы! Благодаря вашему продуктивному труду и дружеским отношениям, вы отлично справились со всеми заданиями. На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч!

-Михаил Зощенко «Ёлка».

- Познакомиться с произведением «Ёлка».

Выполняют установку учителя.

Высказывают своё мнение.

Оценивают свою работу.

Предметные: уметь оценивать свою работу на уроке.

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; отвечать на вопросы учителя.

Презентация

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...