"Ветер и Солнце" К.Д.Ушинского
методическая разработка по чтению (3 класс)
Представлена разработка урока литературно чтения 3 класс по произведению К.Д.Ушинского "Ветер и Солнце"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ushinskiy_veter_i_sontse_otkrytyy_urok.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: | Литературное чтение |
Тема урока: Тип урока: | К.Ушинский «Ветер и Солнце» Урок классного литературного чтения |
Цель урока: | - Формировать умение находить средства художественной выразительности, изображающие поведение персонажей, а так же глаголы, показывающие отношение Ветра и Солнца к путнику |
Задачи урока: | 1 - способствовать полноценному восприятию сказки К.Ушинского «Ветер и Солнце» (работа с репродукцией картины, прослушивание муз.фрагмента) 2 - развить представление младших школьников об индивидуальности творчества К.Ушинского (индив.задание) 3 - развивать умение видеть и чувствовать красоту родного слова (работа со словом,средства худ.выразительности) 4 - развивать художественно - творческую активность (работа по дополнению картины) 5 - развивать образное воображение, внимание, память, мышление (работа по дополнению картины (и звуками) 6 - развивать умение мотивировать свой ответ (пояснение выбранного предложения) 7 - обогащать речь младшего школьника (незнакомые слова в тексте) |
Планируемые результаты: | Личностные: - установить значимость познавательной деятельности на уроке литературного чтения; Метапредметные: Познавательные УДД -формировать умение строить простые рассуждения; - развивать умение осуществлять логические действия анализа, синтеза и обобщения; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные УУД - проговаривать последовательность действий на уроке; - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; -оценивать правильность своей работы на уроке. Коммуникативные УДД - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Предметные: - формировать умение анализировать образ; - совершенствовать навыки качества чтения: правильность, выразительность. - формировать умение поискового чтения - способствовать пониманию содержания - формировать умение формулировать тему и главную мысль -излагать значение незнакомого слова с опорой на контекст или словарь |
Ход урока
1.Орг.момент
2. Актуализация знаний
Ребята, какой раздел мы продолжаем изучать?( раздел «Мир природы»). Каждое время года для нас очень интересно, сейчас декабрь-месяц за окном, зима. Но, как говорится, у Природы нет плохой погоды, и я вам сейчас прочитаю загадки, а вы отгадайте о чем дет речь:
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет.
(Ветер)
Ну-ка, кто из вас ответит:
НЕ огонь, а больно жжёт,
НЕ фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
(Солнце)
Как мы называем ветер и солнце на уроках окружающего мира? (явления)
Так о каких явлениях природы мы сегодня будем говорить?
А как мы называем ветер и солнце на уроках литературного чтения? (силы природы)
3 Новая тема. Подготовка к восприятию текста.
А с чем у вас ассоциируются ветер и солнце? (Ответы: холод, тепло, радость)
Молодцы! И сегодня тема нашего урока «Силы природы… в произведении К.Ушинского «Ветер и Солнце». Исходя из этого, выберите слова на
доске, которые мы можем использовать, чтобы описать такие явления? Как солнце и ветер. Попытайтесь выбрать на доске те слова, которые связаны с темой нашего урока.
На доске слова «светить,наблюдать, чувствовать,радовать,завывать,согревать, видеть, слышать, определять, описать, рисовать,» Ребята выбирают слова.(согревать, радовать,светить,завывать)
Давайте обратимся к произведениям художников и композиторов, которые запечатлели в своих произведениях солнце и ветер. Перед нами картины, где есть солнце.Какие краски используют? Какое настроение создают картины? Какие чувства вызывает картины? А вот звуки мы в произведениях кого можем услышать? Давайте прослушаем фрагмент записи сильного ветра .А чтобы так тонко показать нам солнце, дать нам «услышать» ветер, каким человеком надо быть? (Ответы: наблюдательным, внимательным, любить природу). Молодцы!
Таким человеком был и К.Ушинский. Сейчас мы прослушаем выступление и ответим на вопрос «В чем особенность творчества К.Ушинского?»
Инд.выступление ученика по биографии Ушинского.
О писателе
В марте 2024 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского педагога, одного из основоположников научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского
- Константин Дмитриевич Ушинский известен как великий русский педагог, благодаря ему исчезло разделение на “благородных” и “неблагородных” учащихся, все стали учиться вместе. А во-вторых, преподавать многие предметы стали на русском языке, а не на французском и немецком, как раньше.
Но не меньшую известность принесли ему и рассказы, написанные для детского чтения. Он многие годы сотрудничал с журналами «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», В течение почти всей своей творческой жизни педагог писал стихи и очерки, Но особенно был известен он, конечно, как детский писатель, автор рассказов и сказок, обработок для детского чтения фольклорных материалов и произведений русской классики. Первые учебники для детей Константин Ушинский написал в 1864 году. Они получили название «Родное слово» и «Детский мир». Он считал, что дети должны хорошо освоить родной язык, чувствовать и понимать народную мудрость, переданную через пословицы, загадки, сказки.
Давайте ответим на вопросы «В чем особенность творчества Ушинского? (хотел, чтобы дети освоили народную мудрость через сказки, пословицы)
Давайте вспомним, что такое мудрость.
Что стремился автор привить детям через свои произведения? (бережное отношение к человеку, к своей культуре, к родному слову)
4 Первичное восприятие текста
Сегодня мы прочитаем произведение «Ветер и Солнце». Когда мы будем читать, подумайте над вопросами, к какому жанру относится произведение? Какая тема и главная мысль? Подчеркните незнакомые слова.
5 Проверка первичного восприятия текста
Я предлагаю обсудить прочитанное. Как вы думаете, к какому жанру относится произведение? Почему?
Какая тема этой сказки? (отношение Ветра и Солнца к путешественнику).
А вот главную мысль мы определим после более подробного рассмотрения текста.
Какие слова вам неизвестны? (померяться силами,свирипел,проклиная,гнев,соперник, кроткое)
А где мы можем узнать лексическое значение слов? ( в Толковом словаре).Но давайте сначала сами предположим, что могут обозначать неизвестные нам слова. А в это время попросим ученика поискать эти слова в словаре, а потом сверим наши ответы.
Давайте подумаем, как могло появиться это слово померяться? (ответы:мера,отмерить,сравнить)
Свирепел –злился
Проклинал – ругал, бранил
Гнев – обида, злость
Соперник - противник
А сейчас послушаем значение слов по словарю.
Правы ли мы были?
6 Чтение и анализ произведения
Чтобы подробно рассмотреть текст, я предлагаю поделить его на абзацы.
Сначала вспомним что такое абзац.
Начнем с того, сколько здесь абзацев? (5)
Для чего автор делит текст на абзацы? (Чтобы выделить основную мысль в каждой части)
Возьмите карандаши и мы с вами выделим в каждом абзаце главные, опорные слова, выделим, про кого или что идет речь:
1 померяться силами
2 налечу,сорву
3 ветер сердился,
4солнце обогрело
5 лаской и добротой
А сейчас поговорим по этим пунктам:
Зачем решили помериться силами?
Какой средство выразительности использует автор, описывая Ветер (эпитет сердитый.)
Какая часть речи используется автором, чтобы показать желание Ветра? (глагол налечу, сорву)
Как вы думаете, почему? (Глагол обозначает действие, можно предположить, что Ветер своими действиями хочет доказать свое превосходство)
Какие слова дают нам услышать действия Ветра? (дуть что было мочи,сердился, свирепел).Мы можем предположить, что ветер завывает.
Что нам известно о поведении Солнца? (улыбнулось, выглянуло из-за облаков,осушило земю и путника).
Какое средство худ.выразительности используется автором для описания Солнца (эпитет кроткое).
Какое средство худ.выразительности используется ?(эпитет кроткое)
Для чего автор написал такую сказку? Что хотел показать? (важно быть внимательным к чеовеку, всему живому).
Сформулируйте главную мысль текста.Давайте найдем ее в тексте (лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом)
Так давайте же и мы представим, что наблюдаем за природой. Но на одном месте мы не усидим. Чтобы все увидеть, поэтому предлагаю встать и побыть наблюдателем в лесу:
Солнце, солнце высоко,
Нам от солнышка тепло,
Тает снег от лучей,
Звонко побежал ручей!
Вы за ручейком бегите.
Лужи все перешагните!
7. Обобщение
Нужно быть тонким художником, внимательным человеком, чтобы уметь передавать через сказку мораль,поучительный смысл. ВедьУшинский позволил нам через такое небольшое произведение убедиться в силе каких качеств в общении между людьми? (доброта, помощь, милосердие).Мы можем убедиться в этом, посмотрев, как меняется поведение путника.
Давайте найдем это в тексте(крепче закутывался, ворчал,проклиная Ветер,надел,подвязался поясом,приободрися, благосовил,снял плащ.)
Какая часть речи говорит об изменении настроения путника – глагол. Почему автор выбирает эту часть речи? Показывает, что человек может меняться в зависимости от того, что происходит вокруг него.
Найдите средства худ.выр. о путнике в последнем абзаце (эпитеты бедный полузамерзший).
Давайте предположим, какие эпитеты мы моги бы подобрать для описания путника после помощи Солнца (радостный, счастливый)
Творческая работа учащихся по следам прочитанного
Вывешена картина и изображением весны.
Я предлагаю сейчас посмотреть на нашу картину, но она неполная, мы сейчас ее заполним теми элементами, о которых читали.
1 вариант
У детей карточки с изображение солнца, ветра и путника.Нужно дорисовать эмоции ветра, солнца и путника в разные моменты.Показываем.
2 в.
Что и кого мы должны поместить на картинку? Дети выбирают из представленных рисунков нужные (солнце, ветер, путник злой и радостный). Какие вы Молодцы, вы очень внимательны!
У вас на партах лежат листы с заданиями.
Работа над пословицами
Собери пословицы.
Худо тому, | кто уменьем ума набирает |
Жизнь дана | кто добра не делает никому. |
Добрый скорее дело сделает, | чем сердитый |
Счастье тот добывает, | на добрые дела. |
- Прочитай пословицы, которые подходят к этому произведению. Докажи.
- Какому из героев вы симпатизируете? Почему?
Дорисуйте картинки Солнышка и Ветра героев произведения К.Д.Ушинского “Ветер и Солнце” (Приложение 3 рисунок 2, рисунок 3)
Выполним.Проверим.Посчитаем.Оценим
5 пословиц - 0тлично
4 –хорошо
Остальным – нужно постараться
Ребята, так почему же это произведение у нас находится в разделе «Мир природы»?
С помощь чего, каких средств Ушинский сумел нам показать отношение, поведение персонажей?
8 Рефлексия
Ребята, что вам понравилось в сказке?
Что удивило?
Вы молодцы!
Надеюсь, каждый из вас будет внимательным и чутким к человеку, друг к другу.
6 Домашнее задание
А на д.з предлагаю вам придумать свою сказку на тему добра, помощи с героями из мира природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
почему идет дождь и дует ветер
материал, данный в презентации поможет лучше запомнить данную тему....
Внеклассное мероприятие " Спасибо, Вам, седые ветераны!"
Цели: 1.Знакомство с героическими страницами истории нашей страны. Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности, воспитывать...
Разработка урока и презентация по литературному чтению 3 класс Леонид Жариков "Дуб и ветер"
Данную разработку можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе по данной теме. В конспект урока включена вводная беседа по теме "Ветер", тест по данной теме, п...
Почему идёт дождь и дует ветер?
ФГОС. Внеурочное занятие. 2 класс.Расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре. Причины их возникновения. Значения этих явлений для жизни человека, растений, животных....
Презентация к занятию "Почему идёт дождь и дует ветер?"
Презентация к занятию "Почему идёт дожь и дует ветер?"...
презентация Н.Сладков "Снег и ветер"
Презентация по литературному чтению по программе 21 век, 2 класс Н.Сладков "Снег и ветер"...
Окружающий мир. Почему идёт дождь и дует ветер?
Конспект урока в 1 лассе...