Рабочая программа 4 класс литературное чтение
рабочая программа по чтению (4 класс)
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, ведь он объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений.
Программа «Литературное чтение» 4 класс охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 4 класса на 2019 – 2020 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике: Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ; примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. ( УМК «Школа России»)
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точ1ку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание учебного курса (68ч.)
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Летописи. Былины. Жития /4ч./
А.С. Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня своего".
Былина. «Ильины три поездочки»
Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики /12ч./
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».
Л.Н. Толстой «Детство».Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».
А.П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь /5ч./
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».
А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».
А.Н. Плещеев «Дети и птичка».
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».
И.А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки /8ч./
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П. Бажов «Серебряное копытце».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час /6ч./
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
В.Ю. Драгунский «Главные реки». В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».
В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства /6 ч./
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М. Зощенко «Ёлка». В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
Природа и мы /9 ч./
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
М.М. Пришвин «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан».В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь /4ч./
Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Д.Б. Кедрин «Бабье лето».
С.А. Клычкова «Весна в лесу». Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебёдушка».
Родина /2ч./
И.С. Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине».
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».
Страна Фантазия /2ч. /
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература /7ч./
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете».
Из них внеклассного чтения 14 часов
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование темы, разделов | Коли чество часов | Дата | Домашнее задание | |
по плану | фактически | ||||
Летописи. Былины. Жития /4ч. | |||||
1 | Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда". "И вспомнил Олег коня своего". | 1 | 4.09 | Читать летописи, былины, сказания. Произведение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | |
2 | Былина «Ильины три поездочки». НРК Знакомство с былиной «Алтай Шагай мэргэн». | 1 | 6.09 | Читать былину. Разделить текст на части. Пересказ | |
3 | «Житие Сергия Радонежского» –Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского» | 1 | 11.09 | Подготовить сообщение о Сергии Радонежском. | |
4 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». НРК – бурятские сказки. | 1 | 13.09 | С33-34 ответить на вопросы. | |
Чудесный мир классики /12ч./ | |||||
5 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». | 1 | 18.09 | Подготовить сообщение о авторе | |
6 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» | 1 | 20.09 | Читать. Придумать сказочную историю про Рыбу – кит. | |
7 | А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..». Внеклассное чтение: А.С. Пушкин. Стихи об осени. | 1 | 25.09 | Выучить наизусть стихотворение по выбору. | |
8 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | 27.09 | Подготовить сообщение о авторе. | |
9 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А.С. Пушкина | 1 | 2.10 | С 91 ответить на вопросы. | |
10 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб» | 1 | 4.10 | Выучить наизусть | |
11 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | 1 | 9.10 | Читать. Подготовить пересказ. | |
12 | Главы из автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство». | 1 | 11.10 | Выразительное чтение. | |
13 | Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень». | 1 | 16.10 | С119 ответить на вопросы | |
14 | А.П. Чехов «Мальчики». | 1 | 18.10 | Подготовить сообщение о авторе. | |
15 | А.П. Чехов «Мальчики». Составление плана. Внеклассное чтение: «В мире приключений». | 1 | 23.10 | С134 ответить на вопросы | |
16 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». | 1 | 25.10 | С135-136 ответить на вопросы. | |
Поэтическая тетрадь /5ч./ | |||||
17 | Лирика Ф.И. Тютчева. Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь « ». | 1 | 29.10 | Выучить наизусть по выбору | |
18 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…». А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | 1.11 | Выразительное чтение | |
19 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | 1 | 13.11 | Выразительное чтение | |
20 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» Внеклассное чтениеКниги о ребятах-сверстниках | 1 | 15.11 | Выучить «Школьник» | |
21 | И.А. Бунин «Листопад». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». НРК – детские стихи бурятских поэтов. | 1 | 20.11 | С153,154 выучить определения | |
Литературные сказки /8 ч/ | |||||
22 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 1 | 22.11 | Подготовить сообщение об авторе | |
23 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 1 | 27.11 | Прочитать, с168 №9 | |
24 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 1 | 29.11 | Подготовить пересказ | |
25 | Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце. | 1 | 4.12 | Прочитать | |
26 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Внеклассное чтение: Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. | 1 | 6.12 | Нарисовать иллюстрацию к сказу | |
27 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 1 | 11.12 | Выразительное чтение | |
28 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 1 | 13.12 | С 214 ответить на вопросы | |
29 | Обобщение по разделу: «Литературные сказки». Внеклассное чтение: Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – учёных и изобретателях. | 1 | 18.12 | с 215 Проверим себя | |
Делу время – потехе час /6ч./ | |||||
30 | Литературная сказка Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». | 1 | 20.12 | Подготовить сообщение об авторе | |
31 | Е.Л. Шварц «Сказки о потерянном времени». | 1 | 25.12 | Подготовить пересказ, нарисовать иллюстрацию | |
32 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». | 1 | 27.12 | Подготовить сообщение об авторе | |
33 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | 1 | 15.01 | Подготовить пересказ | |
34 | В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». | 1 | 17.01 | С.34 ответить на вопросы | |
35 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Внеклассное чтение: Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных. | 1 | 22.01 | С.35-36 Проверим себя | |
Страна детства /6 ч. / | |||||
36 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | 24.01 | Прочитать | |
37 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | 1 | 29.01 | Подготовить пересказ | |
38 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | 31.01 | Подготовить сообщение об авторе | |
39 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | 5.02 | с 58 ответить на вопросы | |
40 | М.М. Зощенко «Ёлка». | 1 | 7.02 | Подготовить пересказ | |
41 | Обобщение по разделу «Страна детства». Внеклассное чтение: По страницам бурятских сказок. | 1 | 12.02 | с 65 -66 Проверим себя | |
Поэтическая тетрадь /3 ч./ | |||||
42 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 1 | 14.02 | Выразительное чтение | |
43 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | 19.02 | Выучить наизусть | |
44 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка», «Наши царства» | 1 | 21.02 | Выразительное чтение | |
Природа и мы /9 ч./ | |||||
45 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 1 | 26.02 | Прочитать выразительно | |
46 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 1 | 28.02 | Пересказ, нарисовать иллюстрацию | |
47 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | 4.03 | Подготовить сообщение об авторе | |
48 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Внеклассное чтение: Рассказы-загадки про зверей и птиц. | 1 | 6.03 | С91 №4 | |
49 | М.М. Пришвин «Выскочка». | 1 | 11.03 | Пересказ, нарисовать иллюстрацию | |
50 | Рассказ о животных Е.И. Чарушина «Кабан». | 1 | 13.03 | Пересказ подготовить | |
51 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | 18.03 | Прочитать, рассказ об авторе | |
52 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | 20.03 | Пересказ, нарисовать иллюстрацию | |
53 | Обобщение по разделу «Природа и мы». Внеклассное чтение: Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает. | 1 | 1.04 | с111-112 Проверим себя | |
Поэтическая тетрадь /4 ч. / | |||||
54 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень», С.А. Клычков «Весна в лесу». НРК Стихи бурятских поэтов: Г. Чимитов, Ц. Бадмаев | 1 | 3.04 | Выразительное чтение | |
55 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М.Рубцов «Сентябрь». | 1 | 8.04 | Выучить по выбору | |
56 | С.А.Есенин «Лебёдушка». НРК Стихи бурятских поэтов: Б. Абидуев, М Самбуев | 1 | 10.04 | Выразительное чтение | |
57 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | 15.04 | С.126 ответить на вопросы | |
Родина /2 ч./ | |||||
58 | И.С. Никитин «Русь», С.Д.Дрожжин «Родине» | 1 | 17.04 | Выразительное чтение | |
59 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Обобщение по разделу «Родина». | 1 | 22.04 | Проект по выбору с.140 | |
Страна Фантазия /2 ч./ | |||||
60 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». | 1 | 24.04 | Подготовить пересказ | |
61 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Внеклассное чтение: В мире фантастики. | 1 | 29.04 | Подготовить пересказ, с. 157 ответить на вопросы | |
Зарубежная литература /7 ч. / | |||||
62 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». | 1 | 1.05 | Подготовить пересказ | |
63 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | 6.01 | Прочитать, иллюстрация | |
64 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | 8.05 | Подготовить пересказ, с. 193 ответить на вопросы | |
65 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | 13.05 | Читать | |
66 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | 15.05 | с200 ответить на вопросы | |
67 | Библейские сказания. С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете». НРК «Буддийские притчи» | 1 | 20.05 | Прочитать, иллюстрация по выбору произведения | |
68 | Внеклассное чтение: «Путешествие по дорогам любимых книг.» Контрольная работа по итогам. Книги, рекомендуемые для прочтения летом. Бурятские сказки. | 1 | 22.05 | Список литературы на лето, читательский дневник | |
Итого: | 68 ч |
Использование национально - регионального компонента
№ урока | Тема урока | Инструментарий |
2 | Знакомство с былиной «Алтай Шагай мэргэн». | Сообщение, презентация |
4 | Волшебные сказки. «Сказки бабушки Сэсэгмы». | Сообщение, презентация |
21 | Детские стихи бурятских поэтов. | Сообщение, презентация |
41 | По страницам бурятских сказок. | Сообщение, презентация |
54 | Стихи бурятских поэтов: Г. Чимитов, Ц. Бадмаев | Сообщение, презентация |
56 | Стихи бурятских поэтов:Б. Абидуев, М. Самбуев | Сообщение, презентация |
59 | Стихи о родине. Поэзия бурятского народа. | Сообщение, презентация |
67 | «Буддийские притчи» | Сообщение, презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...