Рабочая программа 4 класс литературное чтение
рабочая программа по чтению (4 класс)

Шойдопова Лариса Кимовна

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, ведь  он объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений.

Программа  «Литературное чтение» 4 класс охватывает два ключевых направления:

— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kl_rt_litchtenie.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для   4  класса на 2019 – 2020 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего образования по математике: Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ;  примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой.   ( УМК  «Школа России»)

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

 

Планируемые  результаты

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точ1ку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание учебного курса (68ч.)

  Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

Летописи. Былины. Жития /4ч./

А.С. Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня своего".

Былина. «Ильины три поездочки»

Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики /12ч./

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».  А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».

Л.Н. Толстой «Детство».Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».

А.П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь /5ч./

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».

И.А. Бунин «Листопад».

Литературные сказки /8ч./

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».   П.П. Бажов «Серебряное копытце».

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время – потехе час /6ч./

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В.Ю. Драгунский «Главные реки».    В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства /6 ч./

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

М.М. Зощенко «Ёлка».    В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

Природа и мы /9 ч./

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».  А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

М.М. Пришвин «Выскочка».     Е.И. Чарушин «Кабан».В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь /4ч./

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».    Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

С.А. Клычкова «Весна в лесу».   Н.М. Рубцов «Сентябрь».  С.А. Есенин «Лебёдушка».

Родина /2ч./

И.С. Никитин «Русь».      С.Д. Дрожжин «Родине».

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».   Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

Страна Фантазия /2ч. /

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».  Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература /7ч./

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».   Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете».

Из них внеклассного чтения 14 часов

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Наименование темы, разделов

Коли

чество часов

Дата

Домашнее задание

по плану

фактически

Летописи. Былины. Жития /4ч.

1

Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда".  "И вспомнил Олег коня своего".

1

4.09

Читать летописи, былины, сказания. Произведение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

2

Былина  «Ильины три поездочки».

НРК Знакомство с былиной «Алтай Шагай мэргэн».  

1

6.09

Читать былину. Разделить текст на части. Пересказ

3

«Житие Сергия Радонежского» –Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского»

1

11.09

Подготовить сообщение о Сергии Радонежском.

4

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». НРК – бурятские сказки.

1

13.09

С33-34 ответить на вопросы.

Чудесный мир классики /12ч./

5

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

1

18.09

Подготовить сообщение о авторе

6

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

1

20.09

Читать. Придумать сказочную историю про Рыбу – кит.

7

А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..». Внеклассное чтение: А.С. Пушкин. Стихи об осени.

1

25.09

Выучить наизусть стихотворение по выбору.

8

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

27.09

Подготовить сообщение о авторе.

9

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

 Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А.С. Пушкина

1

2.10

С 91 ответить на вопросы.

10

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб»

1

4.10

Выучить наизусть

11

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

1

9.10

Читать. Подготовить пересказ.

12

Главы из автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство».

1

11.10  

Выразительное чтение.

13

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».

1

16.10

С119 ответить на вопросы

14

А.П. Чехов «Мальчики».

1

18.10

Подготовить сообщение о авторе.

15

А.П. Чехов «Мальчики». Составление плана. Внеклассное чтение: «В мире приключений».

1

23.10

С134 ответить на вопросы

16

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

1

25.10

С135-136 ответить на вопросы.

Поэтическая тетрадь /5ч./

17

Лирика Ф.И. Тютчева. Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь «

».

1

29.10

Выучить наизусть по выбору

18

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…». А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

1.11

Выразительное чтение

19

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

1

13.11

Выразительное чтение

20

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

Внеклассное чтениеКниги о ребятах-сверстниках

1

15.11

Выучить «Школьник»

21

И.А. Бунин «Листопад». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». НРК – детские стихи бурятских поэтов.

1

20.11

С153,154 выучить определения

Литературные сказки /8 ч/

22

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

22.11

Подготовить сообщение об авторе

23

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

27.11

Прочитать, с168 №9

24

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

29.11

Подготовить пересказ

25

Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце.

1

4.12

Прочитать

26

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Внеклассное чтение: Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века.

1

6.12

Нарисовать иллюстрацию к сказу

27

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

11.12

Выразительное чтение

28

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

13.12

С 214 ответить на вопросы

29

Обобщение по разделу: «Литературные сказки». Внеклассное чтение: Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – учёных и изобретателях.

1

18.12

с 215

Проверим себя

Делу время – потехе час /6ч./

30

Литературная сказка Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

1

20.12

Подготовить сообщение об авторе

31

 Е.Л. Шварц «Сказки о потерянном времени».

1

25.12

Подготовить пересказ, нарисовать иллюстрацию

32

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

27.12

Подготовить сообщение об авторе

33

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

1

15.01

Подготовить пересказ

34

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

1

17.01

С.34 ответить на вопросы

35

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

Внеклассное чтение: Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных.

1

22.01

С.35-36 Проверим себя

Страна детства /6 ч. /

36

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

24.01

Прочитать

37

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1

29.01

Подготовить пересказ

38

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

31.01

Подготовить сообщение об авторе

39

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

5.02

с 58 ответить на вопросы

40

М.М. Зощенко «Ёлка».

1

7.02

Подготовить пересказ

41

Обобщение по разделу «Страна детства». Внеклассное чтение: По страницам бурятских сказок.

1

12.02

 с 65 -66 Проверим себя

Поэтическая тетрадь /3 ч./

42

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

1

14.02

Выразительное чтение

43

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

19.02

Выучить наизусть

44

М. И. Цветаева «Бежит тропинка», «Наши царства»

1

21.02

Выразительное чтение

Природа и мы /9 ч./

45

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

26.02

Прочитать выразительно

46

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

28.02

Пересказ, нарисовать иллюстрацию

47

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

4.03

Подготовить сообщение об авторе

48

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Внеклассное чтение: Рассказы-загадки про зверей и птиц.

1

6.03

 С91 №4

49

М.М. Пришвин «Выскочка».

1

11.03

Пересказ, нарисовать иллюстрацию

50

Рассказ о животных Е.И. Чарушина «Кабан».

1

13.03

Пересказ подготовить

51

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

18.03

Прочитать, рассказ об авторе

52

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

20.03

Пересказ, нарисовать иллюстрацию

53

Обобщение по разделу «Природа и мы». Внеклассное чтение:

Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает.

1

1.04

с111-112 Проверим себя

Поэтическая тетрадь /4 ч. /

54

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»,

 С.А. Клычков «Весна в лесу». НРК

Стихи бурятских поэтов: Г. Чимитов, Ц. Бадмаев

1

3.04

Выразительное чтение

55

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

Н.М.Рубцов «Сентябрь».

1

8.04

Выучить по выбору

56

 С.А.Есенин «Лебёдушка». НРК

Стихи бурятских поэтов: Б. Абидуев, М Самбуев

1

10.04

Выразительное чтение

57

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

15.04

С.126 ответить на вопросы

Родина /2 ч./

58

И.С. Никитин «Русь»,   С.Д.Дрожжин

«Родине»

1

17.04

Выразительное чтение

59

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Обобщение по разделу «Родина».

1

22.04

Проект по выбору с.140

Страна Фантазия /2 ч./

60

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

24.04

Подготовить пересказ

61

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Внеклассное чтение: В мире фантастики.

1

29.04

Подготовить пересказ,

с. 157 ответить на вопросы

Зарубежная литература /7 ч. /

62

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

1

1.05

Подготовить пересказ

63

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

1

6.01

Прочитать, иллюстрация

64

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

8.05

Подготовить пересказ,

с. 193 ответить на вопросы

65

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

13.05

Читать

66

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

15.05

с200 ответить на вопросы

67

Библейские сказания. С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете». НРК «Буддийские притчи»

1

20.05

Прочитать, иллюстрация по выбору произведения

68

Внеклассное чтение: «Путешествие по дорогам любимых книг.»

Контрольная работа по итогам. Книги, рекомендуемые для прочтения летом.

Бурятские сказки.

1

22.05

Список литературы на лето, читательский дневник

Итого:

68 ч

Использование национально - регионального компонента

№ урока

Тема урока

Инструментарий

2

Знакомство с былиной «Алтай Шагай мэргэн».  

Сообщение, презентация

4

Волшебные сказки. «Сказки бабушки Сэсэгмы».  

Сообщение, презентация

21

Детские стихи бурятских поэтов.

Сообщение, презентация

41

По страницам бурятских сказок.

Сообщение, презентация

54

Стихи бурятских поэтов: Г. Чимитов, Ц. Бадмаев

Сообщение, презентация

56

Стихи бурятских поэтов:Б. Абидуев,  М. Самбуев

Сообщение, презентация

59

Стихи о родине.   Поэзия бурятского народа.

Сообщение, презентация

67

«Буддийские притчи»

Сообщение, презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...