2 класс. Тема: Рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа». Знакомство с текстом рассказа.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Бибикова Виктория Юрьевна

Знакомство с жизнью и творчеством Н. Н. Носова, его произведением «Живая шляпа».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Дисциплина: Литературное чтение.

Тема:  Рассказ Н. Н. Носова  «Живая шляпа». Знакомство с текстом рассказа.

Тип урока: открытие новых знаний. 

Образовательная система: Школа России

Цель:

Содержательная: знакомство с жизнью и творчеством Н. Н. Носова, его произведением «Живая шляпа»

Деятельностная: понимание идеи произведения

Дидактические задачи:

  1. Учиться объяснять смысл пословицы, сравнивать её с содержанием рассказа.
  2. Учиться читать вслух целыми словами, без пропусков, перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания).
  3. Учиться понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения.
  4. Учиться владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль произведения.
  5. Учиться объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.

Развивающие задачи:

  1. Учиться анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя.
  2. Учиться сравнивать информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация).
  3. С помощью педагогического работника учиться формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.
  4. Учиться выявлять недостаток информации.
  5. Учиться читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.
  6. Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  7. Учиться оценивать качество своего восприятия текста на слух.
  8. Учиться выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Воспитательные задачи:

  1. Осознавать этические понятия, оценивать поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.
  2. Развивать в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Объясняет смысл пословицы, сравнивать её с содержанием рассказа.
  2. Читает вслух целыми словами, без пропусков, перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания).
  3. Понимает содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения.
  4. Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль произведения.
  5. Объясняет значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.

Личностные:

  1. Осознаёт этические понятия, оценивает поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.
  2. Развивает в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Анализирует текст: обосновывает принадлежность к жанру, определяет тему и главную мысль, делит текст на части, озаглавливает их, находит в тексте заданный эпизод, определят композицию произведения, характеризует героя.
  2. Сравнивает информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация).
  1. С помощью педагогического работника формулирует цель, планирует изменения объекта, ситуации.
  2. Выявляет недостаток информации.

Коммуникативные:

  1. Читает текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.
  2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

  1. Оценивает качество своего восприятия текста на слух.
  2. Выполняет действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносит коррективы в выполняемые действия.

Оборудование: Портрет Н. Н. Носова, выставка его книг, аудиозапись рассказа, карточки (текст для речевой разминки, задания)

Образовательные ресурсы: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – С. 54-59 : ил. – (Школа России).

План:

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности
  3. Работа с пословицей.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (4 мин.)

2.1. Тестирование

2.2. Отгадывание загадок

3. Этап выявления места и причины затруднения (4 мин.)

3.1. Речевая разминка

3.2. Антиципация по названию произведения

3.3. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (3  мин.)

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Планирование действий для реализации цели

5. Этап реализации построенного проекта (8 мин.)

5.1. Чтение с остановками

5.2. Словарная работа

5.3. Беседа по содержанию

5.4. Проверка первичного восприятия текста

6. Этап анализа произведения (8-10 мин.)

6.1. Беседа по содержанию

6.2. Характеристика главных героев

6.3. Физминутка

6.4. Работа с иллюстрациями

7. Этап обобщения и интерпретации (8-10 мин.)

7.1. Выразительное чтение по ролям

7.2. Работа с пословицей

7.3. Обобщающая беседа

8. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)

8.1. Подведение итогов

8.2. Рефлексия

8.3. Домашнее задание

                                                       

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД

  1.  Приветствие

- Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.

- Меня зовут Виктория Юрьевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

  1.  Проверка готовности

-Давайте с вами подарим друг другу улыбки и хорошее настроение! Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.

- Проверьте свою готовность к уроку, чтобы у вас на партах лежал обязательно учебник.

 1.3. Работа с пословицей

- Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте, что же там написано?  (У страха глаза велики.)

- А что это за предложение? (Пословица)

- Да ребята, это пословица.

- А что такое пословица? (Коротенькая притча, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость)

- Верно.

 - А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Она означает, что, если человек испуган, он может опасность преувеличивать.)

- Да, ребята, в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет.

- А как вы предполагаете, почему мы начали урок с этой пословицы?

- Чуть позже мы узнаем, кто же прав в своих предположениях.

Приветствуют

Проверяют

-У страха глаза велики.

- Пословица.

- Пословица - коротенькая притча, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость. 

-Она означает, что, если человек испуган, он может опасность преувеличивать.

- Возможно она связано с произведением, которое будем читать сегодня.

фронтальная

ПР1, ПР2, Л2,П2,ПР6

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Тестирование

- Ребята, я предлагаю начать наш урок с литературной викторины. У вас на столах лежат листы с заданиями. Вам нужно поработать в парах и в каждом задании выбрать один вариант ответа. После того, как вы справитесь поднимите руки домиком, чтобы я видела вашу готовность. Потом мы сверим ваши ответы со слайдом. На выполнение у вас есть пару минут.

  1. Найдите лишнее произведение:

А. Мишкина каша

Б. Верёвочка

В. Затейники

  1. Кому принадлежит реплика: «Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке…»?

А. Маме

Б. Пете

В. Вале

  1. Почему Петя и Валя называли себя затейниками?

А. Затевали игры

Б. Затевали драки

В. Затевали разговоры

  1. В каком городе родился Н.Н. Носов?

А. В Киеве

Б. В Москве

В. В Санкт-Петербурге

  1. Почему ребята перестали играть в «Трёх поросят»?

А.  Потому что испугались

Б.  Потому что надоело

В.  Потому что позвала мама

  1. В каком журнале были впервые опубликованы произведения Н. Н. Носова?

А. «Барвинок»

Б. «Мурзилка»

В. «Юный натуралист»

  1. Кем был отец Николая Николаевича Носова?

А. Детским поэтом

Б. Учителем химии

В. Артистом эстрады

- Молодцы! Вы отлично справились.

2.2 Отгадывание загадок

- А теперь я предлагаю вам отгадать несколько загадок. Послушайте первую загадку:

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы как щетинка,

Дугою спинка.

Днём спит,

На солнышке лежит.

Ночью бродит

На охоту ходит.

- Кто же это? (Кошка)

-Послушайте вторую загадку:

Любимому ребёнку

Прикрою волосёнки

От солнца я защита,

Для того и сшита.

- Что же это? (Шляпа)

- Ребята, как вы думаете, почему я загадала эти загадки? (связаны с темой нашего урока.)

- Давайте проверим.

-А перед этим, давайте с вами поработаем с нашим речевым аппаратом

- Кошка.

- Шляпа.

- Наверное, они как-то связаны с темой нашего урока.

Фронтальная

Фронтальная

ПР2, ПР3, Л2, Л1, К2

Л2, П2, К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

 3.1 Речевая разминка

Зевнул наборщик на работе

И вместо и поставил о.

Поймёте вы, когда прочтёте,

Что получилось из того.

В ведре не сурик, а сурок.

В углу не веник, а венок.

Маляр повесил кисть на гвоздь,

Глядит, пред ним не кисть, а кость.

3.2. Антиципация по названию

- Ребята, откройте учебник на страничке 54-ой и прочитайте название произведения.

- Произведение называется «Живая шляпа». Давайте предположим по названию, о чём будет этот рассказ?

3.3. Формулирование проблемы урока.

- Что же мы уже знаем?

- Да, мы знаем, что наш урок будет посвящён рассказу Николая Носова «Живая шляпа».

- А что же хотите узнать?

- Да, ребята, нам надо узнать содержание рассказа и его главную мысль.

- «Живая шляпа».

Предполагают

- Мы знаем, что мы будем знакомиться с произведением Николая Носова «Живая шляпа».

- Как шляпа может быть живой? О чём это произведение? Чему оно посвящено? Чему учит?

фронтальная

ПР5,П4  

 Л2

Л2,П4,К2,ПР6

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1 Формулирование темы урока.

- Раз мы сегодня познакомимся с рассказом Николая Носова, то, как прозвучит тема нашего урока? (Рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа».)

4.2 Формулирование цели урока.

- Какую цель мы перед собой поставим?

- Сверьте свои предположения со слайдом. (знакомство с творчеством Николая Николаевича Носова, с содержанием рассказа и понимание основной мысли произведения.).

4.3 Планирование действий для реализации цели.

- Что же мы будем делать для достижения нашей цели?

- Рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа».

- Познакомиться с произведением и его основной мыслью.

- Читать произведение, читать самостоятельно, отвечать на вопросы.

фронтальная

Л2,П3,П4,К2

Л2,П3,П4,К2

Л2,К2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Чтение с остановками

- Ребята, пора нам узнать, что будет в произведении. Давайте его прочитаем и познакомимся с содержанием произведением.

5.2. Словарная работа

-Ребята, в тексте нам с вами встретились обороты речи, в которых возможно вам были не знакомы некоторые слова.

Остановка после «А на комоде, на самом краю, лежала шляпа.»

- А что такое комод?

- Комод – это предмет мебели для хранения белья и других домашних вещей.

5.3. Беседа по содержанию

- Что котёнок сделает со шляпой?

- Что случилось? Почему Володя закричал?

-Почему Володя решил уйти?

- Что же со шляпой? На месте она или нет? Что они будут делать с кочергой и лыжной палкой?

- Давайте продолжим читать и узнаем ответ на наш вопрос.

Остановка после «Сейчас я её спугну, - сказал Вадик.»

- Какой вопрос хочется задать автору?

-Предположите.

Остановка после «Шляпа как подскочит к верху.»

- Какой вопрос напрашивается?

- Давайте проверим.

Остановка после «Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.»

- Предположите, что же предпримут ребята?

5.4

. Проверка первичного восприятия текста

 - Какое это произведение, грустное или веселое?

- Что вам показалось смешным?

- Что больше всего запомнилось?

- Что вызвало ваше беспокойство?

 (испугается, зямяучет)

- Как он её будет пугать? (кричать, стучать)

- Что же будет дальше?

- Возьмут котёнка, пожалеют, приласкают.

фронтальная

Л2, П4

ПР3, ПР4,К2

6. Этап анализа произведения

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Беседа по содержанию

- Назовите, какие персонажи встретились в рассказе?

- Где происходило главное действие рассказа?

- На самом ли деле шляпа была живая?

- А почему мальчики решили, что она живая?

- Почему Володя собрался уходить?

- Из-за чего он остановился?

- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?

- Кому из ребят пришла в голову мысль бросаться картошкой в шляпу?

- Куда попал Владик картошкой?

- Из-за чего он остановился?

- Как узнали мальчики секрет шляпы?

- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську?

- Как же мальчики относятся к животным?

- Как бы вы поступили на месте мальчиков?

- Рассказ называется «Живая шляпа». Подумайте, как по-другому можно назвать рассказ?

6.2. Характеристика главных героев

- Что вы можете сказать о ребятах? Какие они?

- Какими они себя показали в момент встречи с «живой» шляпой? Выберете слова на слайде, которые их характеризуют.

6.3. Физминутка

Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны)

Кошка вышла на карниз. (Ходят на месте)

Посмотрела кошка вверх.

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево посмотрела.

Проводила взглядом мух. (Взгляд слева направо)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота. (Смотрят вперёд)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз. (Приседают)

Поморгала чуть глазами,

И закрыла их руками.

6.4. Работа с иллюстрациями

- Ребята, рассмотрите иллюстрацию на 55-ой стр.

- Кто изображён?

- Что делал котёнок? Подтвердите словами из текста. ( выборочно прочитаем-Руслан)

- Что делали ребята? Зачитайте из учебника. (Алиса нам прочитает отрывок)

- А теперь посмотрите иллюстрацию на стр. 56-ой.

- Кто изображён?

- Что они делают? Подтвердите словами из текста.

- Какие у ребят выражения лица? Какие эмоции они испытывают?

- Давайте рассмотрим следующую иллюстрацию на 58-ой стр. Кто здесь изображён?

- Что же делал Васька? Найдите подходящий отрывок.

 

ка- Котёнок Васька, Володя, Вадик.

- Дома у Вадика.

- Нет.

- Потому что она шевелилась.

- Он испугался.

- Мальчики решили выяснить, действительно ли шляпа живая.

- Кочергу, лыжную палку, картошку.

- Володе.

- В шляпу.

- Шляпа мяукнула.

- Котёнок выскочил из-под шляпы.

фронтальная

ПР3, К2

ПР2,Л2,П1,П2,К2

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Выразительное чтение по ролям

- Ребята, я предлагаю вам прочитать отрывок рассказа по ролям. Откройте страницу 58-ую. Нам нужен автор, Володя, Вадик, котёнок Васька.

- Чьё чтение вам понравилось больше?

- Кто сумел передать чувства героев?

7.2. Работа с пословицей

- Мы начинали наш урок с пословицы. Как вы думаете, подходит ли наша пословица к произведению?

- Почему?

7.3. Обобщающая беседа

- Чему учит это произведение?

- А бывали ли в вашей жизни ситуации, когда вы боялись того, чего совсем не стоило?

- Да.

- Потому что в пословице говорится о напрасном страхе, как и в произведении.

- Произведение учит тому, что не стоит поддаваться страху в неожиданных ситуациях, быть внимательным и рассудительным.

индивидуальная

фронтальная

Пр2,л2,к2,р1

Пр1, пр2, пр6,л1,л2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

  1. Подведение итогов

- Какова была тема нашего урока?

- Какую цель мы перед собой поставили?

- А удалось ли нам достичь поставленной цели?

- Что мы делали для достижения нашей цели?

- Почему же автор так назвал своё произведение?

- Что понравилось больше всего в произведении?

- Какой урок вы извлекли из этого рассказа?

8.2. Рефлексия

- Оцените свою работу. На слайде даны начало предложения, выберите одно и продолжите.

  • Своей работой я доволен\льна, так как…
  • Своей работой я не доволен\льна, потому что….
  • Я извлёк для себя урок, что…

- Ребята, наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое. Спасибо, до свидания.

8.3. Домашнее задание

-Давайте с вами запишем домашнее задание-краткий пересказ текст

- Рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа».

- Познакомиться с произведением и его основной мыслью.

- Нам удалось достичь поставленной цели.

- Читали произведение, отвечали на вопросы.

фронтальная

Л1,п3,к2

Р2,к2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Составление плана по рассказу Н.Носова "Живая шляпа"". 2 класс

Данный урок - второй по рассказу Н. Носова "Живая шляпа". Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация...

Урок внеклассного чтения.Тема:Рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»

Урок разработан для учащихся коррекционной школы, в которой обучаются дети со слуховой депривацией. Конспект сопровождается приложениями (№ 1, № 2 ), которые позволят сократить время подготовки педаго...

Презентация ко 2 уроку литературного чтения во 2 классе рассказ Н.Носова "Живая шляпа".

Литературное чтение 2 класс "Школа России". Рассказ Н.Носова "Живая шляпа"....

Тест к рассказу Н.Н. Носова "Живая шляпа" 2 класс УМК Школа России

Тест к рассказу Н.Н. Носова "Живая шляпа" 2 класс УМК Школа России...

Открытый урок по математике 4 класс тема «Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице». УМК "Гармония"

Цель:  Познакомить детей с понятием «скорость»; научиться записывать единицы скорости; записывать задачу на движение одного тела в таблице; сравнивать скорости различных тел в разных ...

Создание мультфильма по сюжету рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа» при помощи 3D-ручки

Дистанционный муниципальный отборочный этап Всероссийского фестиваля «3D-фишки» "Живая шляпа» Автор: Казакова Ксения, ученица 4а класса, Гимназия 17....