Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению. 1 класс. «Школа России».

Тема: Творчество Пушкина. Сказки

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, его сказками, развития речи, памяти и логического       мышления.

Планируемые результаты: Выбирают из представленных на выставке книг знакомые; соотносят иллюстрации в учебнике с книгами на выставке; определяют название сказки на основе иллюстрации; читают самостоятельно отрывок из сказки; определяют, из какой книги прочитанный отрывок.

(предметные)

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

2.Адекватно оценивать свои достижения.

3.Контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию.

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию.

3. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

4.Выстраивать логическую цепь рассуждений.

5.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.

Организация   пространства :  работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

Деятельность обучающихся

ФУУД у учащихся

  1. Организационный момент




Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте настроимся с вами на наш урок.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем отвечать активно ,
Хорошо себя вести,

Чтоб мне  снова  захотелось,
На уроки  к вам прийти!

Обучающиеся настраиваются на работу.

Л: Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности.



2.Речевая разминка

(Слайд 1)

- Прочитайте текст.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ,
И петух, и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.

- Прочитайте потешку медленно.

- А теперь с ускорением.

Читают речевую разминку

Слушают задания и выполняют.

К: Выполнять принятые нормы речевого поведения.

Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Отгадайте загадки.

(Прямо с полки, за порог...
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок,
Кто же это?...( Колобок)

Бабушка девочку очень любила, 
Шапочку красную ей подарила. 
Девочка имя забыла свое. 
А ну, подскажите имя ее!

Я с бала королевского
Однажды убегала
И туфельку хрустальную
Случайно потеряла.

Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.

Я с хозяином дружу,
Верно я ему служу.
Я усатый и хвостатый,
Сапоги ношу на лапах!

- Вижу, что вы знакомы с этим жанром устного народного творчества.

-Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

-Кто знает, какие бывают сказки?

Сказки можно разделить на две группы. (Слайд 5)

Сказкиhttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/10/17/k_59e64d8e10d7a/user_file_59e64d8e8b34a_3_1.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/10/17/k_59e64d8e10d7a/user_file_59e64d8e8b34a_3_2.png

 народные                                                    авторские

-Почему они называются народными?

-Приведите примеры таких сказок.

(«Колобок», «Лиса и журавль», «Репка»…)

-Почему называются авторскими?

-Какие авторские сказки вы читали?

(«Гадкий утёнок»Х.К.Андерсен,, К.И Чуковский «Мойдодыр ».)

- Но сегодняшний наш урок будет посвящен сказкам одного очень любимого всеми автора.

-Попробуйте отгадать , о ком я говорю…

- Помните ли вы такие строки?

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

Кто узнал, что это за сказка?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» (Слайд 4)

- Это авторская сказка или народная? (Авторская, потому что у неё есть автор .)

- Кто её автор? (А.С.Пушкин)

- Правильно, эту сказку написал Александр Сергеевич Пушкин

- Так чему же будет посвящён наш урок?

-Что мы сегодня будем делать на уроке?

-Какие еще сказки этого писателя вы уже

знаете?

- Сегодня на уроке, читая сказки А.С. Пушкина мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.

Слушают стихотворные строки, называют сказку и автора (по возможности)

Отвечают на вопросы.

Воспринимают текст отрывка на слух. Определяют название сказки по отрывку из нее.

Дети самостоятельно формулируют цели урока.

Л: Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности.;

Р: Контролировать процесс и результаты деятельности,

 П: Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

 К: Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,

осуществлять совместную деятельность.

  1. Физ.минутка

 «Где спит месяц»

                            (найти, где спрятался месяц)

Дружно вверх мы посмотрели,

Опустили глазки вниз,

Вдруг на лево посмотрели

Где ты, месяц, отыщись?

Повернули взгляд направо

Кто мигает нам с экрана?

Выполняют физкультминутку  для глаз.

  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа

-Обратите внимание, у нас оформлена выставка ,посвященная творчеству великого поэта А.С.Пушкину. Вы можете потом ознакомиться с ней.

Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина (рассказ учителя)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, в 1799 г. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. Александра Сергеевича обучали всему и воспитывали дома.

К семи годам он уже знал и французский язык. В его семье все любили читать, и эта любовь передалась и ему. У Александра Сергеевича была няня Арина Родионовна. Он ее очень любил. Арина Родионовна знала много народных песен, прибауток, сказок, которые с удовольствием слушал и запоминал маленький Саша, а когда вырос, стал их записывать, собирать, изучать. Когда Александру Сергеевичу исполнилось 12 лет, его отдали учиться в лицей в Царское село, это недалеко от Петербурга. В этом лицее учились только способные дети знаменитых семей. В лицее он проучился 6 лет. Там у него появилось много друзей. В лицее он начал писать стихи, которые были посвящены друзьям, близким, много стихов написано о природе.

4 слайд Пушкин прожил короткую жизнь. Зимой в 1837 году состоялась дуэль между Пушкиным и французом Дантесом, который служил в русской армии. Александр Сергеевич защищал честь своей семьи. Он был тяжело ранен, и через несколько дней он умер. Хочется добавить, что Пушкин прожил короткую жизнь, но сделал очень много. Его имя известно всему миру. Его произведения любят читать и дети и взрослые. Он пишет понятно, простыми словами, выразительными фразами. Он учит нас добру, справедливости. Александр Сергеевич любил русскую землю и русский народ, и этому учит нас.

Работа в парах. (по карточкам)

 Приложение 1

-А кто читал произведения А.С.Пушкина? Какие?

Сейчас я вам раздам карточки, вы должны соединить отрывки из сказок с их названием.

В синем небе звезды блещут

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица ...» «Сказка о царе Салтане

«
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу»  «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого ? «Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей…» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

В это время слабочитающие дети получают тексты для чтения по слогам. (отрывок из Сказки Пушкина)

Слушают рассказ учителя, рассматривают выставку книг А.С.Пушкина.

Называют знакомые произведения.

Читают отрывки из сказок и подбирают к ним название сказки.

Работают по карточкам.

Обучающиеся осуществляют взаимоконтроль.

Р: Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

П : Читать и слушать, извлекая

нужную информацию;

Понимать информацию,

представленную в разных формах:

изобразительной, схематичной,

модельной; переводить её в словесную

форму; Проводить анализ, синтез,

аналогию, сравнение, классификацию,

обобщение.

К. Участвовать в диалоге, в общей

беседе, выполняя принятые нормы

речевого поведения, культуры речи.

Распознают сказку. По смыслу и тексту выбирают название.

Работа по учебнику, с. 92 – 93

Рассмотрите иллюстрации на с.92-93.

-Узнаете ли вы эти произведения?

- Иллюстрации к каким сказкам  Пушкина Вы увидели?

 («Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и др

А.С.Пушкин.)

-Теперь давайте мы почитаем отрывок из сказки знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.

(текст с. 92-93 читает учитель, дети следят по учебнику).

-Назовите сказку.

-Что в этой сказке случилось с царевной?

-Как она была освобождена?

-Какие знаки препинания встретились в отрывке?

-С какой интонацией надо читать?

Словарная работа.

С мольбой

Круглолицый

Светлоокий

На стороже

- Это устаревшие слова, в нашей речи теперь они не употребляются или употребляются очень редко.

-Прочитайте отрывок «цепочкой».

-Назовите действующих лиц в стихотворении.

Самостоятельная работа. Выразительное чтение.

-Прочитайте отрывок выразительно.

Чтение по ролям в парах..

- Сейчас еще раз прочитаем отрывок, и вы подумаете, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям. (Самостоятельное чтение.)

- Назовите персонажей отрывка. (автор, жених, месяц). 

- Как жених величает месяц?

- Что вы скажите об их культуре общения? (вежливы, уважительны, учтивы)

- Как нужно читать обращение жениха к месяцу? (С мольбой, с просьбой, напевно, плавно).

-Как прочитаем ответ месяца? (С грустью, с сожалением, в конце подбадривает жениха, дает надежду).

- Найдем в тексте и прочитаем слова Елисея, Месяца.

- I вариант – читает слова Елисея, II – вариант – слова месяца. (Выразительное чтение отрывка в парах.)

- Прочитаем выразительно по ролям отрывок. Я читаю слова автора, одна пара читает слова Елисея и Месяца.

- Оцените чтение учеников. Как они прочитали отрывок?

Рассматривают картинку, описывают сюжет.

Слушают фрагмент сказки. Отвечают на вопросы.

Объясняют лексическое значение слов.

Читают текст «цепочкой».

Читают произведение плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Л: Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Р: Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

П:Извлекают из иллюстрации необходимую информацию.

Читать и слушать, извлекая нужную информацию.

П : Грамотно строят ответы на вопросы по содержанию сказки.

К: Участвовать в диалоге, в общей

беседе, выполняя принятые нормы

речевого поведения, культуры речи;



Физминутка

Много дети мы читали

И немножечко устали.

Встанем, детки отдохнём

Физминутку проведём.


Выполняют физминутку


  1. Продолжение работы по теме

Вопросы по прочитанному

 - Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

-Как вы уже заметили, что сказки А.С.Пушкина написаны в стихах?

-Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?

-А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

-Для начала нужно научиться подбирать рифму.

Что же такое рифма?

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.

 Найди рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.

А теперь попробуем сами  подобрать рифму.

Работа в парах.

Игра с картинками « Найди рифму»  

кошка - окошко

река - облака

опушка - кукушка

Игра «Сочиняй – ка»    

 ( примерный вариант)

Я открыл своё … окошко.

На окошко села     кошка.

Смотрит как течёт …река,

А над нею…. облака.

Вдалеке видна…. опушка.

Слышно как поёт…. кукушка.

-Молодцы, ребята. Хорошо получается у вас сочинять стихи.

Работа в группах.

-В сказках всегда происходит волшебство. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли волшебников. Дело в том, что злой колдун испортил иллюстрации к сказкам. Нужно помочь сказочным героям. Соберите картинку и назовите к какой сказке она, назовите героев этой сказки.

Собери мозаику (в конверте)

Приложение 3

Обсуждать прочитанное.

Приводят примеры



Вставляют в стихотворение нужные слова. Подбирают рифму.





Работают по карточкам в парах. Каждый ряд собирает свою картинку. Сравнивают  с оригиналом.

Р: Понимать, принимать и сохранять

учебную задачу.

П : Осознавать познавательную информацию.

Ф Фиксировать информацию различными

способами.

К: Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи.







Проводят аналогию,сравнение.

  1. Итог урока

-С каким автором мы сегодня познакомились?

- Что вы знаете об этом писателе?

-Отрывки, из каких сказок читали?

- Какие сказки он написал?

– Что особенно понравилось и запомнилось на уроке ?
– Чему учат сказки Пушкина? (Доброте, любви, верности.)
– Пушкин оставил нам богатое наследство – свои сказки. Заканчивая урок, я надеюсь  что, добро, которое прославляет Пушкин в своем творчестве надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места. Надеюсь, что когда вы придете домой вам захочется взять в руки книгу А.С. Пушкина и почитать ее или даже выучить наизусть отрывок.

Отвечают на итоговые вопросы урока.

К: Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,

осуществлять совместную деятельность.

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

-Солнышко - кто доволен своей работай.

-Тучка - кто испытывал затруднения при выполнении заданий.

-С какими заданиями вам было тяжело справится?

Всем спасибо за работу!!!

Оценивают

свою работу.

Р: Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

П: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». Цель урока: расширить читательский кругозор н...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема:А.П. Платонов «Цветок на земле»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением А.П. Платонова «Цветок на земле».Дидактические:1.Формировать понимание жизни и творчества А.П. Пл...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: М. Зощенко «Золотые слова»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урокаДидактические:1.Формировать навыки беглого чтения и правил...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: М. Зощенко «Золотые слова»

Цель урока: Обобщение знаний обучающихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урока Дидактические:1.Углубление представлений о жизни и творчестве М.М. Зощенко;2.Расширен...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: А.П. Платонов «Ещё мама»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением А.П. Платонова «Ещё мама».Задачи урокаДидактические:1.Формировать умение находить слова и выражен...

Технологическая карта урока по литературному чтению, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "М.Зощенко "Золотые слова" "

Цель урока: формирование читательской компетенции обучающихся в процессе изучения литературного произведения М.Зощенко "Золотые слова"Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться с жизнь...

Технологическая карта урока по литературному чтению, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "М.Зощенко "Великие путешественники "

Цель урока: формирование читательской компетенции обучающихся в процессе изучения литературного произведения М.Зощенко "Великие путешественники"Задачи урока:Дидактические:1. Актуализиро...