Сборник дидактических игр для учащихся начальной школы
картотека по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Дробязко Лариса Валентиновна

Дидактические материалы для учащихся начальной школы включают в себя: дидактические игры, сборник тестов по литературному чтению, речевые разминки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник дидактических игр для учащихся начальной школы

Игра «Выбери картинки»

Цель: развитие логического мышления.

Ход игры. Учитель выставляет на доску пять картинок и называет одно слово. Ребята должны выбрать из всех картинок две такие, которые наиболее существенны для названного слова».

Слова и наборы картинок:

1. Сад (деревья, садовник, собака, земля, забор)

2. Река (берег, тина, вода, рыболов, рыба)

3. Город (автомобиль, здание, люди, улица, велосипед)

4. Библиотека (город, книги, оркестр (музыкант), читатель)

5. Лес (листья, грибы, охотник, дерево, волк)

6. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные)

7. Школа (ученик, здание, учитель, медсестра, столовая)

8. Столовая (посуда, повар, телевизор, комнатные растения, цветы в вазе)

Игра «Лишнее слово»

Цель: развитие слуховой памяти.

Ход игры. Учитель перечисляет несколько слов. Ребятам необходимо определить из предоставленного списка, какое слово будет лишним (либо не подходящим по смыслу), и дать этому объяснение.

Яблоко, груша, апельсин, банан, огурец;

Тополь, береза, осина, сосна, смородина;

Лимонад, сок, компот, чай, пирожок.

Игра «Что бывает круглым?»

Цель: обогащение словарного запаса слов, развитие воображения, памяти.

Ход игры. Учитель, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– «Что бывает круглым?» (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– «Что бывает длинным?» (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– «Что бывает высоким?» (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– «Что бывает колючим?» (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока, ёж…)

Игра «Магазин»

Цель: закрепление обобщающих понятий, обогащение словарного запаса слов.

Ход игры. Прослушав сказку, ребятам необходимо ответить на вопрос: «Что купил кролик?» и «Что купил мишка?» и дать объяснение.

Кролик и мишка пошли в магазин. Кролик купил фрукты, а мишка – овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, а зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них, что купил.

Поможем кролику и мишке? Ребята по очереди достают из пакета предметы и объясняют, что это за покупка.

В конце игры подводим итог: «Что же купил кроликик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?»

В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания т.д. В ход игры можно включать различные рассказы и случаи из жизни.

Игра «Пятый лишний»

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Ход игры: Учитель предлагает рассмотреть картинки. На каждой картинке изображено пять предметов, один из них лишний, ребенку необходимо выбрать лишний предмет и дать объяснение (Можно слова на карточках печатать и находить среди них лишние).

Роза, сирень, ландыш, морковь, пион;

Туфли, сапоги, тапочки, щетка, ботинки;

Карандаш, ручка, линейка, резинка, указка;

Заяц, лиса, медведь, кот, тигр.

Игра «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названий детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребёнку, учитель называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Игра «Что к чему?»

Цель: развитие логического мышления, внимания.

Ход игры. Учитель предлагает рассмотреть картинки. На каждой картинке изображено по одному предмету. Ребятам необходимо разложить карточки по группам – что к чему подходит.

 Игра « Найди ошибки в названиях произведений»

Цель: развитие внимания, памяти

Ход игры. Учитель называет произведения, в которых одно слово неверное. Задание: нужно вспомнить произведение и исправить ошибку.

1. Мышкин дом.

2. Семнадцать месяцев.

3. Книжка про Гришку.

4. Урок русского языка.

5. Колокольчик весны.

6. Дядя Сёма

Правильные ответы

1. Кошкин дом.

2. Двенадцать месяцев.

3. Книжка про книжки.

4. Урок родного языка.

5. Ландыш.

6. Дядя Стёпа

Игра «Похожи – не похожи».

 Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.

Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.

Игра «На что похоже?»

Цель: развитие логического мышления, обогащение словарного запаса.

Ход игры. Учитель предлагает ребятам  продолжить предложения, подобрав слова нужные слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

                              Сборник тестов по литературному чтению

Тесты по литературному чтению для 3 класса.

Вариант № 2.

Фамилия ___________________ Имя _____________________

1.К какому жанру относится художественное произведение, в котором есть мораль?

1) Повесть. 2) Басня. 3) Рассказ. 4) Былина.

2. Отметь знаком «+» скороговорку.

1)Свой-то огонек ясней горит.

2) Что это за дорога: кто по ней идет – тот хромает?

3) Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

3. Отметь имя героя произведения А. С. Пушкина.

1) « Царевна – лебедь». 2) « Золушка». 3) «Царевна- лягушка».

4. Закончи стихотворение ( придумай рифму ).

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово - _______________________

5. Отметь загадку.

1) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

2) Колючий ежик вцепился в одежду.

3) Что на уме, то и на языке.

6.Л. Н. Толстой написал рассказ…

1) «Ерш». 2) «Караси». 3) «Акула». 4) «Селедка».

7. Закончи пословицу.

Слово – не воробей…

1) не разгонит голубей; 2) вылетит – не поймаешь; 3) в клетку не посадишь.

8. Кто из героев оказался со шрамом на носу?

1) Крот. 2) Выдра. 3) Барсук. 4) Ондатра.

9. Чьи это слова? Откуда? Кто автор произведения?

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!»

10. Кто написал сказки «Гадкий утенок», « Дюймовочка»?

1) Г.-Х. Андерсен. 2) Шарль Перро. 3) Братья Гримм. 4) Э. Гофман

11.Отметь фамилии тех авторов, которые писали стихи.

1) Пушкин А. С. 2) Сладков Н. И. 3) Барто А. Л. 4) Паустовский К. Г.

12. Какой прощальный подарок сделала золотая рыбка старухе?

______________________________________________________

Тесты по литературному чтению для 3 класса

Вариант № 1

Фамилия_____________________ Имя_____________________

  1. У какого произведения может быть такая концовка: « И я там был, мед-пиво пил…»?

1)Рассказ. 2) Сказка. 3) Былина. 4) Басня.

2.Отметь знаком «+» пословицу.

1)Благодари за оказанную услугу.

2) Как птица родилась, так она свое и поет.

3) Добры бобры до бобрят.

3.Отметь имя героя произведения А. С. Пушкина.

1) « Рике с хохолком» 2) « Князь Гвидон» 3) «Оле-Лукойе».

4. Закончи стихотворение ( придумай рифму).

Ждем мы лета.

Лето – это океан тепла и ___________________

  1. Отметь скороговорку.
  1. Голубой шатер весь мир накрыл.
  2. Водовоз вез воду из водопровода.
  3. Чужбина – калина, родина – малина.
  1. « Серая Шейка» - это …
  1. Сказка. 2) Повесть. 3) Рассказ. 4) Стихотворение.
  1. Закончи пословицу.

Семь раз отмерь…..

1)коли делать нечего; 2) один – отрежь; 3)один раз выкинь

8. Кто сказал: «Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, я побуду у вас до весны …» ?

1)Царевна – лягушка. 2) Мышка – норушка. 3)Лягушка – путешественница. 4) Лягушка – квакушка.

9. Назовите автора этих строк и произведение, из которого они взяты.

« Постой,-

Отвечает ветер буйный, -

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора…»

10. Кто автор сказок « Кот в сапогах», « Красная Шапочка», « Золушка» ?

1) Г. –Х. Андерсен. 2) Шарль Перро. 3) Братья Гримм. 4) Э. Гофман.

11. Отметь фамилии тех авторов, которые писали стихи.

1) Михалков С. В. 2) Бианки В. В. 3) Пермяк Е. И. 4) Лермонтов М. Ю.

12. Какие сказочные предметы встречаются в сказках разных народов?

                    Речевые разминки на уроках литературного чтения, 2 класс

Карточка 1.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Соня Зине принесла малину в корзине.

3.Восстанови текст.

Пош__  Му__  на  ба__

И  купи__  само__:

Приходи__  тарака__

Я  вас  чаем  уго__ !

Карточка 2.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

3.Восстанови текст.

Ва__ , Ва___ - просто__

Купил ло____ без хвос___.

Сел за___ напе____

И поехал в __________.

Карточка 3.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

3.Восстанови текст.

Я  сегод____  сби___   с ног –

У меня про____   ще____.

Два часа  его  зва____

Два ча___ его   жда___.

Карточка 4.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ри-ра, ра-ря, ру-рю, ир-эр, ар-ор-ур.

трри-трра-тррэ, трро-трру-трри,

дрри-дрра-дррэ, дрро-дрру-дрра.

2. Читай слова быстро.

Род – родня – родной.

Двор – дворник – дворовый.

Трава – травка – травушка.

3. Читай считалку ясно, чётко.

Тары – бары

Растабары!

У Варвары

 Куры стары!

4. Читай скороговорку быстро,

не ошибайся.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Карточка 5.

1.Читай целыми словами.

сосна – насос

банка – кабан

весна – навес

нора – рано

марка – рамка

палка - лапка

сокол – колос

замок – мазок

роза – гроза

ролик – кролик

бор – набор

мост - помост

2. Читай быстро, доскажи слово.

…И кастрюля на бегу закричала …… :

«Я бегу, ….. , …… , удержаться не …!»

А за нею вилки, рюмки да ……. ,

Чашки да …….. скачут по …….. .

3. Читай слова целиком, ускоряя темп.

«Бутерброд,

Сумасброд,

Не ходи

из ворот,

А пойдёшь –

Пропадёшь,

Муре в рот попадёшь!

Муре в рот,

Муре в рот,

Муре в рот,

Муре в рот,

Попадёшь!»

Карточка 6.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Са – са – са – в лесу бегает  _______ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ____  ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся ___.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Купила бабуся бусы Марусе.

3.Восстанови текст.

Надо, надо умы____________

По ут______ и вече________ ,

А нечистым тру____________

Стыд  и   с________!

С________ и срам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник правил для учащихся начальной школы

В мой сборник вошли основные правила по русскому языку м и математике для учащихся начальной школы...

Методический сборник по ПДД для учащихся начальной школы.

Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших к...

Сборник тематических викторин для учащихся начальной школы

В материале даны разного рода викторины, которые можно использовать не только во внеклассной работе с детьми, но и в урочной системе (литературное чтение, окружающий мир)....

Развитие и коррекция письменной речи. Дидактический материал для учащихся начальной школы.

В данном дидактическом материале предлагаются упражнения для  занятий по развитию устной и письменной речи учащихся. Предлагаемые задания помогут  сформировать навык работы с предложением, т...

Мастер-класс "Создание дидактической игры для учащихся начальной школы"

Мастер-класс для педагогов по созданию дидактической игры для учащихся начальной школы "Путешествие по городу Королеву"...

Сборник памяток для родителей учащихся начальной школы

 Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его. Главная забота родителей — поддержание и развитие ин...

Безударные гласные. Дидактический материал для учащихся начальной школы.

Разноуровневый дидактический материал  по теме "Безударные гласные" будет востребован для учащихся 1-4 класов для отработки навыков по закреплению правописания безударных гласных....