Тексты для проверки Выразительности чтения
материал по чтению
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teksty_dlya_proverki_vyrazitelnosti_chteniya.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ
1 класс
Лесная кормушка
На лесной поляне устроена кормушка. Каждый вечер сюда приходят олени. Спокойно едят они сено. Доверчиво относятся к людям эти красивые, смелые животные. (22 слова.)
(По И. Соколову-Микитову.)
- Что устроено на лесной поляне?
- Кто сюда приходит каждый вечер?
- Что едят на поляне олени?
- Как относятся олени к людям?
- Почему олени доверчиво относятся к людям?
♦ * *
Большую черную собаку звали Жук. Коля и Ваня подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Мальчики вместе ухаживали за ним. Жук скоро выздоровел. (25 слов.)
(По В. Осеевой.)
- Озаглавьте рассказ.
- Как звали собаку?
- Кто подобрал жука?
- Где подобрали дети собаку?
- Почему собака нуждалась в помощи?
- Кто ухаживал за собакой?
Соловей
Соловей начинает петь с вечера и поет всю ночь. И невольно заслушиваешься им в задумчивой тишине. Нет в мире голоса прекрасней, чем голос этой нашей маленькой птички. (27 слов.)
(По В. Бианки.)
- Почему рассказ назван «Соловей»?
- Когда начинает петь соловей?
- Как вы понимаете выражение «невольно заслушаешься»?
* * *
Мальчик играл и разбил нечаянно чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал». (28 слов.)
(Л. Толстой.)
- О чем вы узнали из рассказа?
- Почему мальчик испугался?
- За что отец сказал ему спасибо?
- Объясните слова «нечаянно», «затрясся».
- Подберите заголовок к тексту. («Спасибо за правду», «Раз
битая чашка».)
* * *
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». (32 слова.)
(Л. Толстой.)
- О ком говорится в рассказе?
- Почему старику сказали, что он не съест от своих яблонь
яблочка? - Что ответил старик?
- Какие слова в этом рассказе самые главные?
- Какой заголовок больше всего подходит к этому рассказу?
(«Старик и яблони», «Добрый старик», «Мудрый старик».) Почему?
Чиж
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.
- Пора тебе, чиж, петь.
- Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. (31 слово.)
(Л. Толстой.)
- Где жил чиж?
- Что сказана птичке Варя?
- Что ответил Чиж?
4 Почему он не хотел петь в неволе?
* * ♦
Ноги у него черные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком.
Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет. (27 слов.)
(По Л. Толстому.)
- О каком животном идет речь?
- Опишите шейку, грудку и ножки кота по цвету.
- О какой птице идет речь?
- Опишите глаза и нос петуха по форме.
* * *
Легче других деревьев узнать зимой березку. Ее белая с черными пятнышками кора видна издали.
Нетрудно узнать зимой липу. Кора у липы темная, плотная, в маленьких трещинках. (26 слов.)
(По И. Папоркову.)
- О каких деревьях рассказано в тексте?
- Сравните березу и липу по цвету коры.
- Озаглавьте текст.
♦ * ♦
Выглянуло яркое солнце. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. Подул ветерок, стряхнул иней с ветвей. И в воздухе заискрились, заплясали разноцветные огоньки. (30 слов.)
(Г. Скребицкий.)
- Почему вспыхнули и заискрились снега?
- Какие огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях?
- Озаглавьте текст.
- Как вы понимаете выражения: «вспыхнули снега», «зажглись
огоньки»?
2 класс
Лисички
Лисички яркого цвета, как морковь.
Высокая ножка грибка сразу переходит в зонтик. В середине дрожит росинка.
Этот гриб рано появляется в лесу. Весело смотрит стайка лисичек из зеленого мха. Лисички - очень вкусные грибы. (33 слова.)
(По В. Солоухину.)
- Почему же эти грибы названы лисичками?
- Чем они похожи на лисиц?
- На что еще похожи по цвету эти грибы?
- Почему лисички в лесу названы стайкой?
- Где растут эти грибы?
- Что дрожит в середине грибка?
- Когда этот гриб появляется в лесу?
Заяц и белка
(сказка)
Позвал Зайчонок Белку играть в догонялки. Крикнул Зайчонок: «Раз, два, три!» Белка шмыг на дерево. Скачет Белочка по елкам. Ведь белки на деревьях живут. Куда же ей удирать?
Запечалился Зайчонок. Надо другого товарища искать. (34 слова.)
(По Э. Шиму.)
- О чем договорились Зайчонок и Белка?
- Почему игра не получилась?
- Что надо делать Зайчонку?
- Как вы понимаете слово «запечалился»?
Галка и кувшин
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. Вода в кувшине была только на дне. Галке нельзя было достать.
Галка стала кидать в кувшин камешки. Столько набросала, что вода стала выше.
Напилась галка. (32 слова.)
(По Л. Толстому.)
- Что вы узнали о галке?
- Почему ее можно назвать догадливой?
- Почему она сразу не напилась?
- Зачем она стала кидать камешки?
- Почему сказано «камешки», а не «камни»?
Чудо в родничке
Есть в горах горячий родничок. Над ним парок вьется. А в родничке живут рыбки. Они похожи на карасей. Это удивительно! В родничок палец окунуть страшно. А карасики весело плещутся.
Чем их ловить? На удочку или ложкой? (36 слов.)
(По Н. Сладкову.)
- Почему в заглавии есть слово «чудо»?
- Из чего видно, что вода горячая в родничке?
- Как же рыбки живут в горячей воде?
- Почему автор вспомнил о ложке? (Рыба в горячей воде напомнила уху.)
5. Объясните значение слова «плещутся».
6 Как вы понимаете название текста?
Митина шляпа
Весной Митя забыл в лесу свою шляпу.
Через месяц Митя пошел за ландышами. На суку он увидел шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенчики. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб и тихо отошел. (38 слов.)
(По М. Быковой.)
- Когда Митя забыл в лесу свою шляпу?
- В чем же птички устроили гнездо?
- В какое время года это было?
- Из чего вы заключили, что это было весной, в мае?
- Зачем Митя раскрошил хлеб?
Белки
Всю долгую зиму жили белки в лесу. От ветра и стужи прятались в теплых гнездах, грызли смолистые тяжелые шишки.
Теперь они радуются весне. Сменили свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пушистые хвосты. (36 слов.)
(По И. Соколову-Микитову.)
- Где жили зимой белки в лесу?
- Как изменились их шубки весной?
- Почему белки радуются весне?
Не ладно скроен, да крепко сшит
Беленький, гладенький зайчик говорит ежу:
- Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!
- Правда, - отвечает ёж. - Но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка? Зайчик вместо ответа только вздохнул. (38 слов.)
(По К. Ушинскому.)
- О ком говорится в сказке?
- Что сказал зайчик о его платье?
- Как ответил ему еж?
- Почему вместо ответа зайчик только вздохнул?
- Как вы понимаете заголовок сказки?
Колокольчика
Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.
А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня.
Все лето цветут эти милые цветы наших лугов. (52 слова.)
(По И. Соколову-Микитову.)
- Почему писатель удивился, когда вышел на луг?
- Какие слова он употребил, чтобы назвать окраску разных цветов?
- Какие цветы писатель назвал милыми и почему?
- Почему луг был похож на хоровод?
- Как колокольчики приветствуют гостя?
- Объясните значение слов «лиловые», «колышутся».
Петя помог
Над окном дома было гнездо ласточек. Из него выглядывали четыре птенчика.
Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Ласточки кружились над ним, пищали. Но они не могли помочь птенчику.
Эту беду увидел Петя. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо.
Птички весело защебетали. Они стали кормить птенчика мошками и червячками. (51 слово.)
(По П. Афанасьеву.)
- Почему рассказ называется «Петя помог»?
- Какая судьба ждала птенчика без помощи Пети?
- Как сказано в рассказе о радости ласточек?
Конь на крыше
В старину избы часто украшали коньками. Кто был у крестьянина первым помощником? Кто помогал пахать, боронить, возить сено? Конечно, конь! А если нападал враг на русскую землю, то и на войну шел добрый конь. И, случалось, выносил с поля боя раненого хозяина, спасая ему жизнь. Вот за это и стоит конь на самом верху крыши.
Живет конек на крыше. Тучи проплывут, дождик прольется - и станет конь темный. А солнышко выглянет - и в его лучах кажется он уже розовым, золотым. И как будто еще выше поднимает голову -гордится собой. (91 слово.)
(В. Каменева.)
- Расскажи, почему в старину дома часто украшали коньками?
- Как ты понимаешь выражение «в старину»?
Три медведя
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит - в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. (83 слова.)
(Л. Толстой.)
- Расскажи, какими были три медведя.
- «Дверь была отворена» - как можно сказать иначе?
3 класс
Мурзик не виноват
- Мамочка, миленькая, не бей Мурзика! - заплакал Виталик.
- Нечего его жалеть, он ведь не пожалел рыбку,- сказала мама.
- Мамочка, он не виноват!
- Как же «не виноват»! А кто карася из аквариума съел?
- Это не он.
- А кто же?
-Это я...
- Ты съел? - удивилась мама.
- Нет, я не съел. Я его на свисток променял. (52 слова.)
(По Н. Носову.)
- Как можно озаглавить разговор мамы и Виталика?
- За что мама хотела наказать Мурзика?
- Как оправдал Мурзика Виталик?
- Почему мальчик решил во всем сознаться?
* * *
Воробей Чив пыжился, волочил свои крылышки, а хвост задирал высоко вверх. И вдруг он увидел себя в снеговой лужице. Чив от неожиданности даже зажмурился: какой он взъерошенный и от сажи черный!
Скорей побежать искупаться!
В луже он приседал, окунался с головой, бил по воде крылышками и хвостом. Брызги летели вверх, и в них горела радуга. Из лужи Чив выскочил свеженький и чистенький.
А вода в лужице стала черная, как сажа. (70 слов.)
(По Н. Сладкову.)
- Каким увидел Чив себя в лужице?
- Почему он зажмурился?
- Как купался Чив?
- Каким стал воробей после купания?
- Озаглавьте рассказ.
Торопливый ножик
Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.
- Как же это так? - спрашивает Митю отец.
- Ножик плохой, — отвечает Митя. - Косо строгает.
- Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению учить.
- А как? - спрашивает Митя.
- А вот так, - сказал отец. Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить. Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно. (69 слов.)
(По Е. Пермяку.)
- Почему Митя не закончил строгать палочку?
- Как ответил мальчик на вопрос отца?
- Что сказал отец Мите о ножике?
- Как можно научить ножик терпению?
- Как теперь стал строгать ножик?
- Чему учит этот рассказ?
Чьи вы?
Построили чибисы гнезда на кочках. Густая трава закрывает птиц от чужого глаза.
А над степью сторож летает. Увидит чужого и громко спрашивает: «Чьи вы? Чьи вы?»
Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!» Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят.
Увели лису далеко от гнезд. А сами разлетелись в разные стороны.
А где же чибисы поднялись? Лиса это место уже и позабыла. (71 слово.)
(По И. Недоле.)
- Объясните название рассказа.
- Как сторож кричит в минуту опасности?
- Кто здесь назван сторожем?
- Из чего видно, что чибисы поняли тревожный крик сторожа?
(«Разом поднялись в воздух...») - Как чибисы перехитрили лису?
Радость в луковице
Осенью папа привез мне большую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость.
Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц показался росток. Я поставила горшок в ванной. Накрыла росточек бумажным колпачком. Ему нужна была прохлада.
Вот выглянул бутончик Я перенесла цветок на окно. Перед Новым годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиацинт.
Гиацинт украсил наш праздничный стол. Вот какая радость была в серой луковице. (68 слов.)
(По Н. Павловой.)
- О каком праздничном столе говорит девочка?
- Почему синие душистые цветы доставили в этот вечер всем
большую радость? - Из чего же вырос цветок?
- Как вырастили красивый гиацинт?
- Объясните название текста.
Где грибы выше леса?
На севере нашей Родины лежит тундра. Летом она покрыта густой травой. Сколько цветов! Голубые незабудки, белая пушица, золотые лютики.
На кочках мягкий мох. Во мху ягоды и грибы.
Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами ивы и березы.
Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не вырастут. Долгая темная зима мешает им вырасти. (68 слов.)
- Где грибы выше леса?
- Почему деревца не растут?
- Какие слова в рассказе говорят, что деревья очень малы?
- Какая зима на Севере?
- Что появляется в тундре во время короткого лета?
- Что сказано о цветах?
- Что еще растет в тундре, кроме цветов?
Октябрь
В октябре пустеют леса и поля. Голоса людей и крики птиц почти не слышны. Слышнее всего в октябре ветер.
Синицы в октябре начинают носом в окна стучать. Готовьте кормушки, выставляйте угощенье! Летом рассчитаемся!
У людей в октябре свои заботы. Самое время пересаживать деревья, сады чистить, яблони белить. Скотные дворы пора утеплять, корм припасать, птичники к зиме приготовить.
Сейчас семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет и льет и снизу метет. (72 слова.)
(По Н. Сладкову.)
- Какие изменения происходят в природе в октябре?
- Почему синицы в окна стучат?
- Какие заботы у людей в этом месяце?
- Какая погода бывает в октябре?
- Что обозначает выражение «пустеют леса и поля»? (Улетают
многие птицы, некоторые животные засыпают на зиму, облета
ют с деревьев листья, увядают травы, с полей собрали урожай.) - Объясните выражение «семь погод на дворе». (Часто и резко
меняется погода.)
Лесные силачи
Ударила первая капля дождя - и началось соревнование.
Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберезовик и гриб моховик.
Первым выжимал вес подберезовик. Он поднял листик березы и улитку.
Вторым номером был гриб подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка.
Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и стал выжимать, жал-жал, жал-жал - не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала. Победителем вышел подосиновик. Награда ему - алая шапка чемпиона. (74 слова.)
(Н. Сладкое.)
- Когда начались соревнования?
- Кто принимал участие в соревновании?
- Как соревновались грибы?
- Кто вышел победителем?
- Какую награду получил подосиновик?
- Объясните выражение «ударила первая капля». Почему «ударила», а не упала? (Первые капли тяжелые, падают с силой, ударяют.)
- Объясните смысл заголовка. (Силач - очень сильный, поднимающий большие тяжести.)
Враги змей
Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают с ними в бой.
Особенно ловко расправляется со змеей еж. Он подставляет змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, еж вонзает зубы в тело змеи.
Прославились победами над змеями мангусты. Это маленький зверек. У мангусты жесткая шерсть и толстая кожа.
В борьбе с очковой змеей зверьку помогают прыжки. Он прыгает очень высоко и в любом направлении. Прыжок - и зубки мангусты вонзаются в шею змеи. Мангуста победила. (84 слова.)
(По Н. Коростелеву.)
- О борьбе каких двух животных со змеями вы прочитали?
- Как расправляется со змеей еж?
- Почему змее трудно справиться с мангустой?
- Как мангуста побеждает очковую змею?
- Объясните словосочетание «очковая змея».
Беспризорная кошка
Наступила зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружье. Вот я зарядил ружье и пошел по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики.
Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда.
Я пришел и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся.
Что, думаю, за зверь такой завелся?
Я сорвал хворостинку - и в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился! Да это кошка! (90 слов.)
(Б. Житков.)
- Как можно озаглавить этот отрывок?
- Почему ты так думаешь?
- Каких кошек называют беспризорными?
Мыши
Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух, трех заест.
Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись...
Вот одна мышка и сказала: «Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идет. Надо коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдем».
«Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок на кота надеть. Вздумала ты хорошо, а навяжи-ка звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем». (104 слова.)
(Л. Толстой.)
- Как предложила мышка избавиться от кота?
- Как ты думаешь, воспользуются ли мыши этим советом?
Старый пес
Был у человека верный друг - Пес. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Пес выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
- Значит, ты уже не узнаешь меня?
Пес вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
- Прости меня, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принес маленького щенка и сказал щенку:
- Живи здесь.
Старый Пес спросил у человека:
- Зачем тебе еще один пес?
- Чтобы тебе одному не было скучно, - сказал человек и ласко
во потрепал старого Пса по спине. (96 слов.)
(В. Сухомлинский.)
- Какая беда случилась со старым Псом?
- Как к этому отнесся хозяин?
- Что тебе понравилось в этом рассказе?
Солнце и радуга
(басня)
Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная радуга-дуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк любуется ею. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца.
Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива - это правда, но ведь без меня радуги не бывает». А радуга только смеется да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу - и радуги как не бывало.
(К. Ушинский.)
- Без чего не бывает радуги?
- Расскажите басню близко к тексту.
Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду
Крошка Енот был маленьким, но храбрым. Однажды мама Енотиха сказала:
- Сегодня луна будет полной и светлой. Крошка Енот, можешь
ли ты один сходить к быстрому ручью и принести раков на ужин? - Ну да, конечно, - ответил Крошка Енот. - Я наловлю вам таких раков, каких вы никогда еще не ели.
Крошка Енот был маленьким, но храбрым. Ночью взошла луна, большая и светлая.
- Пора, Крошка Енот, - сказала мама. - Иди, пока ты не дойдешь до пруда. Ты увидишь большое дерево, которое перекинуто
через пруд. Перейди по нему на другую сторону. Это самое лучшее
место для ловли раков. (101 слово.)
(Л. Мур.)
- Перескажите текст.
- Догадайтесь, почему Крошку Енота называли храбрым.
Художник-зима
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долинам, ходят в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам -то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно ее снова надеть. А вон между кустов серый зайчик крадется. Плохо ему серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. «Оденься и ты, косой, в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь». (103 слова.)
(Г. Скребицкий.)
- Как вы понимаете выражение «река притихла, уснула»?
- Расскажите, какие волшебные картины зимы ты смог выделить в рассказе, и какие из них тебе больше всего понравились?
Золушка
Золушка поднялась с места и убежала быстрее лани. Только на ступеньках лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.
Принц бережно поднял ее и приказал расспросить, не видел ли кто-нибудь из них, куда уехала прекрасная принцесса. Но никто никакой принцессы не видел. Правда, заметили, что мимо них пробежала какая-то бедно одетая девочка, но она скорее всего была похожа на нищенку, чем на принцессу.
Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибежала домой. У нее не было больше ни кареты, ни лакеев. Ее бальный наряд снова превратился в старенькое платьице, и от всего ее великолепия только и осталось, что маленькая хрустальная туфелька, точно такая же, как та, которую она потеряла на дворцовой лестнице.
(Ш. Перро.)
- Перескажите близко к тексту, о чем прочитали.
- Как понять выражение «ее и след простыл»?
4 класс
Сапог великана
Отец Андерсена был простым сапожником. Великий сказочник гордился этим.
На одном празднике знатные господа посмеялись над сказочником:
- Великий Андерсен, вы тоже умеете шить сапоги?
Сказочник стал грустным. Сын сапожника уже давно не брал в руки сапожные инструменты.
Три месяца Андерсен сидел дома. А потом пригласил детей на новогоднюю елку.
У входа гостей ожидало чудо. Большой блестящий сапог поклонился и сказал: «Здравствуйте, дети!» Люди поняли, что писатель три месяца шил сапог. Много лет сапог хранится в музее и ждет своего Великана. (92 слова.)
(По Г. Циферову.)
1. Почему сапог заговорил человеческим голосом? (Сам сказочник спрятался в сапоге.)
- Зачем писатель Андерсен сшил этот сапог?
- О чем напоминает людям этот сапог в музее?
Снежные фонтаны
В зимнюю стужу тетерева ищут для ночлега большую поляну. Вечером они щиплют на березах ветки. А потом с высокой ветки камнем падает птица в глубокий сугроб.
Пробьет тетерев лунку в сугробе и идет под снегом в сторону. Там в сыпучем снегу засыпает.
Я шел с охоты в лунную ночь. Вдруг на поляне взлетел снежный фонтан. Один за другим взлетали из снега тетерева. Алмазами сверкала снежная пыль при лунном свете.
Я ускорил шаг и увидел рыжего лиса. Разбойник вспугнул птиц и начал душить их.
Я ударил из ружья. Хищник как подкошенный лег между лунок. От выстрела взметнулись десятки фонтанов. Они были сказочно прекрасны лунной ночью. (94 слова.)
(По И. Арамилеву.)
1 Почему писатель назвал снег фонтаном?
- Почему снежные фонтаны были сказочно прекрасны?
- Как зимой ночуют тетерева?
- Кто спугнул тетеревов на ночлеге?
- Объясните выражение «алмазами сверкала снежная пыль».
- Как вы понимаете слово «спугнул»? Как можно сказать иначе?
Какого цвета подснежник?
Ребята на Кавказе удивятся: «Разве он голубой? Подснежник белого цвета».
Жители Дальнего Востока возразят: «Подснежник не белый, а фиолетовый».
«Самый красивый подснежник - розовый», - спорит тот, кто бывал на Селигере.
Так какого же цвета этот цветок?
В разных местах нашей страны есть свои первые цветы ранней весны.
Подснежники на севере зовут перелесками. Обычно перелески синие, голубые, а иногда и розовые. Белые подснежники на Кавказе зацветают в январе. А как хорош под Москвой лазоревый подснежник! Вы видели его крошечный колокольчик на тонкой ножке?
А какие подснежники растут у вас? (87 слов.)
(По И. Зениной.)
- О чем спорят жители разных мест нашей Родины?
- Какого цвета подснежник на Кавказе? На Дальнем Востоке?
На озере Селигер? Под Москвой? - Как зовут подснежники на Севере?
Сколько же рассветов я проспал...
Отец Василька работал агрономом. Он вставал на рассвете и уезжал в поле.
Василько сквозь сон почувствовал, как кто-то коснулся его плеча. Тихонько толкает, будит. Не хочется вставать! Но вспомнил Василько, что сегодня они с отцом едут в поле. Встал, посмотрел вокруг. На дворе ещё темно. На небе звезды сияют, а на востоке алеет.
Вышли они на околицу села. Перед ними желтело пшеничное поле. Солнечные лучи сверкали в каплях росы. В голубом небе пел жаворонок. Василько стоял как зачарованный.
- Ой, как красиво! - тихо проговорил он.- Неужели каждый день так красиво?
- Каждый день,- ответил отец.
- Сколько же рассветов я проспал,— с сожалением сказал Василько. (102 слова.)
(По В. Сухомлинскому.)
- Кем работал отец Василька?
- Что увидел мальчик на рассвете?
- О чем он пожалел?
- Почему рассказ так называется?
Зачем воду пьют?
Ты скажешь: воду пьют потому, что хочется.
А почему хочется?
Потому, что без воды жить нельзя. Ведь мы свою воду все время тратим. Дохни на холодное стекло. Оно запотело, покрылось капельками воды. Откуда взялась вода? Из твоего тела. Откуда пот на теле в жаркий день? Из тела.
В сутки человек теряет 12 стаканов воды. Значит, столько же ему надо выпить или съесть воды. А разве воду едят?
В мясе, в овощах, в хлебе много воды. Например, в мясе воды втрое больше, чем твердого материала.
Человек может долго прожить без еды. А вот без воды не может прожить и нескольких дней. (101 слово.)
(По М. Ильину.)
- Почему человек не может прожить без воды?
- Как человек теряет воду?
- Сколько воды надо выпить в сутки?
- Как «едят» воду?
- Какова главная мысль текста?
Гнездо камышевки
В солнечный день я плыл в лодке по Днепру и веслом задел гнездышко.
Птички укрепили его между побегами тростника. Стенки гнезда привязаны к тростникам волокнами крапивы. Два широких листа держали дно гнезда. Птички наносили в гнездо волосы лис и зайцев, лошадей и коров. Гнездо получилось мягкое и теплое.
На дне лежали яички. Я наклонил стебли с гнездом. Но яички не выпали, потому что гнездо очень глубокое. Над Днепром часто дуют сильные ветры. Если птичка сделает мелкое гнездо, то при первом же сильном ветре яички выпадут.
Вот какие умные птички! (91 слово.)
(По Н. Недоле.)
- Почему автор назвал птичек умными?
- Чем понравилось писателю гнездо камышевки?
- Почему он решил описать его устройство?
- Что вам понравилось в его устройстве?
Медок н холодок
Таня и Аленка посадили свои деревца, примяли вокруг них землю, полили их теплой водой...
Светит горячее весеннее солнышко, идут по небу весенние облака, поют скворцы... И два новых деревца стоят у ворот, расправляют корешки в теплой земле!
- Мою липку, знаешь, как звать? - сказала Таня. - Мою липку
звать Медок!
Аленка удивилась:
- А почему?
- А потому, что когда она вырастет, то на ней будут меловые
цветы. И на нее пчелы будут прилетать за медом. Вот почему и
Медок! - А как же мою?.. - спросила Аленка. - Мою тоже Медок?
- Нет, твою пусть как-нибудь еще!
- А как?
- Знаешь как? Холодок!
- А почему?
- Кругом будет жара, дышать нечем, а под твоей липкой - хо
лодок. (111 слов.)
(Л. Воронкова.)
- Какие два деревца посадили Таня и Аленка?
- Как назвала свою липку Таня?
- Как она это объяснила Аленке?
- Как Таня предложила назвать другую липку?
- Как об этом она сказала подружке?
- Понравилось Аленке такое имя?
- А как бы вы назвали деревья?
Старая кепка
В кустах послышался негромкий треск. Показался мальчишка с круглым добродушным лицом. Ребята познакомились. Мальчика звали Вася. Он посмотрел на кепку и сказал:
- Это моя. Я ее нарочно на куст положил, а сам спрятался от
дождя в дупле вербы. - А кепку зачем оставил? - спросила Оля.
Вася раздвинул ветки куста, где Мишутка нашел кепку:
-Смотрите!
Мишутка и Оля увидели гнездо. В нём было трое большеротых птенцов.
- Туча, видели, какая была с градом? Вот я и прикрыл их сверху кепкой.
- А как же другие гнезда? - спросила Оля.
- На другие садятся птицы и прикрывают птенцов. А эти осиротели. Их родителей убил ястреб.
- Как же они теперь? - грустно сказала Оля.
- Кормлю. Скоро уже полетят. Я тут все гнёзда знаю, и мои
птенцы не хуже других.
Птенцы уже знали Васю. Когда он нагнулся над гнездом, птенцы сразу же раскрыли широко рты и громко запищали, прося есть. (183 слова.)
(По Н. Омелъченко.)
- Как началась гроза?
- Чью кепку нашел в кустах Мишутка?
- О чем вы узнали из разговора Васи с Олей и Мишей?
- Что вы можете сказать о Васе? О выражении его лица?
- Как он заботился о птенцах?
- Что знал Вася о своих птенцах?
- Как встречали птенцы Василия?
- Что означает выражение «туча плыла»?
Ливень
Целый месяц стояла жара. Трава выгорела, пожелтели посевы, и сухо звенели на ветру высохшие деревья. А по дороге нельзя было ни пройти, ни проехать ~ такая на ней лежала глубокая, сыпучая пыль.
Люди то и дело смотрели на небо, качали головами и тихо вздыхали: засуха!..
Но вот однажды ночью ветер согнал в небе тучи. Утром сверкнула молния, загрохотал гром, и на землю упал проливной дождь. Ах, как долго все его ждали!
- Ха-ха-ха-ха-ха! - расхохоталось молодое дерево, подставляя
дождю пыльную голову. - Лей! Не жалей!- кричали колоски в поле и протягивали дож
дю худенькие руки.
А старый дуб крякал на бугре и поворачивался к нему то спиной, то боком.
- Шшш-шибче!.. Шшш-шибче!.. - шуршала трава.
А высокий подсолнух быстро-быстро раскачивался на одной ноге и кланялся во все стороны.
- Спасибо! Спасибо! - бубнил подсолнух. - Пожалуйста, если
можно, еще!..
Колокольчики свесили головы до земли и пили из маленьких лужиц.
- И-го-го-го-го!.. - ржал жеребёнок. И, закинув голову, летел
по сверкающему клеверному лугу к реке. Никогда он ещё не был
так красив: шёрстка намокла, грива разметалась, копытца почти не
касаются земли...
И только маленький глупый цыпленок сидел под большим лопухом и дрожал:
- Как бы меня не замочило!.. Как бы не забрызгало перышки!..
Как бы не простудиться!..
И никого не оказалось рядом, кто бы объяснил ему, что в такой ливень надо бегать босиком по лужам, махать мокрыми крылышками и кричать во всё горло:
-Лей! Лей! Не жалей!!! (223 слова.)
(С. Козлов.)
1. Как отразилась жара на окружающей природе?
2.Как оживало все под проливным дождем?
- Почему один цыпленок не был рад ливню?
- Как вы понимаете смысл выражения «сухо звенели на ветру
высохшие деревья»? Почему сухо? - Объясните выражение «согнал тучи». Как можно сказать
иначе? (Собрал.) - Какими словами в рассказе передана радость всего живого во
время ливня? - Что означает выражение «дуб крякал», «подсолнух бубнил»?
- Объясните название рассказа. (Ливень - проливной дождь.)
Черемуха
Очень я, Черемуха, на людей обижаюсь... По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою - как невеста...
Глядите, стар и мал, любуйтесь. Пусть у вас на душе станет радостно!
А люди - ломать меня.
По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что ведь себе хуже! Веточки в комнате долго не простоят -вот уже и завяли...
А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаз веселила!
Поспеют летом черные ягоды, снова люди ко мне. Потихоньку собирали бы ягодки, бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают...
Ну, я на хитрость пустилась.
Хоть ягоды мои и сладки, да вязкие они, рот вяжут.
Поел ягоды мои сладкие, захотел крикнуть, а рот-то и связало.
Ну и поделом тебе. (124 слова.)
(Э. Шим.)
- За что черемуха на людей обижена?
- Опишите, какой бывает черемуха весной.
* * *
Мари не отходила от стола с подарками.
- Ах! - воскликнула, наконец, Мари. - Для кого этот хорошенький человек, что стоит под самой елкой?
- Он, - ответил отец, - будет усердно трудиться для всех нас: его дело - аккуратно разгрызать твердые орехи.
С этими словами отец бережно взял его со стола, приподнял деревянный плащ, и тогда человек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и — щёлк - человек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко. Теперь уже все - и Мари тоже - поняли, что нарядный человек вел свой род от Щелкунчиков и продолжал профессию предков. Мари громко воскликнула от радости, а отец сказал:
- Раз тебе, милая Мари, Щелкунчик пришелся по вкусу, так ты
уж сама и заботься о нем и береги его. (128 слов.)
(Э. Гофман.)
1. Как ты понимаешь выражение «человек вел свой род от
Щелкунчиков»?
2. Подбери заголовок, перескажи текст.
Дядя Федор, пес и кот
Дядя Федор сел в автобус и поехал. Ехать было хорошо. Автобусы в это время за город совсем пустые едут, и никто им не мешал разговаривать. Дядя Фёдор спрашивал, а кот из сумки отвечал.
Дядя Федор спрашивает:
- Как тебя зовут?
Кот говорит:
- И не знаю как. И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. И даже Кис Кисычем я был. Только мне все это не нравится. Я
хочу фамилию иметь.
- Какую?
- Какую-нибудь серьезную. Морскую фамилию. Я же из морских котов. И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с
матросами, и меня тоже в море тянет. Очень я по океанам тоскую.
Только я воды боюсь. - А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин, - говорит Дядя
Федор. - И с котами связано, и что-то морское есть в этой фамилии.
(131 слово.)
(Э. Успенский.)
- Какую кличку давали коту?
- О чем он сам мечтал?
Садко
Садко построил сорок кораблей. Погрузил на корабли все товары, и поплыли на кораблях торговать в страны заморские.
А на обратном пути, на синем море приключилась невзгода великая. Все сорок кораблей, будто к месту приросли. Ветер мачты гнет, бьет морские волны, а все сорок кораблей, будто на якорях стоят, с места тронуться не могут.
И сказал Садко:
- Видно, требует царь Морской с нас дань - выкуп. А требует
он мою буйную голову.
Спустили широкую доску на море. С верными дружинниками Садко простился, прихватил свои гусли звонкие.
Все корабли тотчас с места тронулись, паруса шелковые ветром наполнились, и поплыли они своим путем-дорогою, будто остановки никакой и не было. Понесло Садко на дубовой доске по морю-океану. А доску-плот морская волна покачивает, Садко на доске убаюкивает, и не заметил он, как впал в дремоту и уснул глубоким сном. (131 слово.)
(А. Нечаев.)
- Расскажите, о чем прочитали?
- Назовите несколько слов, которые показывают, что действие
происходило в старину.
Строитель
На дворе возвышалась горка красной глины. Мальчики рыли в ней замысловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили
в сторонке другого мальчика, который тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.
- Эй, ты, что ты там делаешь? - окликнули его мальчики.
- Я строю дом.
- Какой же это дом? У него кривые окна и плоская крыша. Эй,
ты, строитель! - Да его только двинь - и он развалится! - крикнул один мальчик и ударил домик ногой.
Одна стена обвалилась.
- Эх, ты! Кто же так строит? - кричали мальчики, разрушая
свежевымазанные стены.
Строитель сидел молча и, сжав кулаки, смотрел на разрушение своего дома. Он ушел только тогда, когда рухнула последняя стена.
А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, старательно воздвигал второй этаж. (143 слова.)
(В. Осеева.)
- Как вел себя мальчик, когда разрушили его дом?
- Автор в начале и в конце рассказа употребляет слово «старательно» («старательно обмазывал», «старательно воздвигал»). Как
ты думаешь, почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тексты для проверки техники чтения 1-4 класс. Нормы техники чтения 1-4 класс
Даны хорошие текстыдля чтения с вопросами и колличеством слов, а также нормы техники чтения 1-4 класс....
Текст для проверки выразительности. 4 класс
Данный текст рекомендован для поверки выразительности чтения у учащихся 4 класса....
Техника чтения в 1 классе. Тексты для проверки техники чтения в первом классе
Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в э...
Техника чтения, тексты для проверки техники чтения в 1 классе, во втором полугодии
Умение читать один из самых важных навыков, способствующий успешному усвоению знаний...
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ. Проверяем технику чтения. 2 - 4 классы.
Подборка текстов для проверки техники чтения....
Тексты для проверки выразительности чтения
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ 1-4 класс...
Нормы оценивания техники чтения в начальных классах, тексты для проверки техники чтения
Тексты для проверки техники чтения, нормы в начальных классах...