КТП по литературному чтению на родном русском языке 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Календарно-темаическое планирование по литературному чтению на родном русском языке и пояснительная записка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_na_russkom_yazyke.docx | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке» разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образования в РФ»;
- ФГОС НОО;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- ООП НОО МБОУ «Партизанская СОШ»
- программа «Литературное чтение на родном (русском) языке (Кузнецова М. И., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О.В.), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).
- учебный план, календарный учебный график, расписание занятий школы на текущий учебный год.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы:
1) Обучающийся научится:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
2) Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотаций или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Содержание учебного предмета, курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Тематическое планирование
по литературному чтению на родном русском языке, 33 часа в год
№ п/п | Содержание темы (раздела) | Кол-во часов на изучение |
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА | 24 | |
1 | Я и книги | 7 |
2 | Я взрослею | 9 |
3 | Я фантазирую и мечтаю | 6 |
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | 9 | |
5 | Что мы Родиной зовём | 3 |
6 | О родной природе | 6 |
Всего | 33 |
Календарно – тематическое планирование
Номер урока | Тема урока | Дата проведения урока | |
По плану | По факту | ||
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (24 часа) | |||
Я и книги.(7 часов) | |||
1 | Не красна книга письмом, красна умом | 4.09 | |
2 | С. А. Баруздин. «Самое простое дело». | 11.09 | |
3 | С. А. Баруздин. «Самое простое дело». | 18.09 | |
4 | Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). | 25.09 | |
5 | Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). | 2.10 | |
6 | Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). | 9.10 | |
7 | Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). | 16.10 | |
Я взрослею.(9 часов) | |||
8 | Когда без друга в жизни туго. Пословицы о дружбе | 23.10 | |
9 | Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». | 6.11 | |
10 | И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). | 13.11 | |
11 | С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». | 20.11 | |
12 | С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». | 27.11 | |
13 | Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. Пословицы о правде и честности. | 4.12 | |
14 | В. А. Осеева. «Почему?» | 11.12 | |
15 | В. А. Осеева. «Почему?» | 18.12 | |
16 | Л. Н. Толстой. «Лгун». | 25.12 | |
17 | Л. Н. Толстой. «Лгун». | 15.01 | |
Я фантазирую и мечтаю (6 часов) | |||
18 | Необычное в обычном С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). | 22.01 | |
19 | С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). | 29.01 | |
20 | В. В. Лунин. «Я видела чудо». | 5.02 | |
21 | М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». | 12.02 | |
22 | М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». | 26.02 | |
23 | А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». | 5.03 | |
24 | А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». Обобщение по разделу | 12.03 | |
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (9 ч) | |||
Что мы Родиной зовём (3 ч) | |||
25 | С чего начинается Родина? Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). | 19.03 | |
26 | П. А. Синявский. «Рисунок». | 26.03 | |
27 | К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». | 9.04 | |
О родной природе (6 ч) | |||
28 | Сколько же в небе всего происходит . Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. | 16.04 | |
29 | И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» | 23.04 | |
30 | С. В. Востоков. «Два яблока». | 30.04 | |
31 | В. М. Катанов. «Жар-птица». | 7.05 | |
32 | А. Н. Толстой. «Петушки». Проверочная работа | 14.05 | |
33 | Обобщение по разделу | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 классов
Тест составлен для проверки усвоения текста Г.Скребицкого Ледоход...
Конспект урока 2 класс литературного чтение на родном (русском) языке по теме: "Детские журналы и газеты"
Урок литературного чтения на родном (русском) языке 2 класс «Детские журналы и газеты». Цель урока: ознакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 3 класса
рабочая программа...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке 1 класс "Школа России"
Часто встречается как родная литература, КТП разработано с расчетом 1ч в неделю со второго полугодия...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса
Рабочая программапо родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе н...
Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...
Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему "Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение".
Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение.Цель урока: -дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы-формировать у учащ...