КТП по литературному чтению на родном русском языке 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Салтыкова Людмила Александровна

Календарно-темаическое планирование по литературному чтению на родном русском языке и пояснительная записка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_na_russkom_yazyke.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«Литературное чтение на родном русском языке»,  1 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке» разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образования в РФ»;
  • ФГОС НОО;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991  г. № 1807-I «О  языках народов Российской Федерации» (в  редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • ООП НОО МБОУ «Партизанская СОШ»
  • программа «Литературное чтение на родном (русском) языке (Кузнецова М. И., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О.В.), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).
  • учебный план, календарный учебный график, расписание занятий школы на текущий учебный год.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. познавательные универсальные учебные действия:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

2) коммуникативные универсальные учебные действия:

развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

3) регулятивные универсальные учебные действия:

развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы:

1) Обучающийся научится:

понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;

самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

2) Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотаций или отзыва;

создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

Содержание учебного предмета, курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслухПостепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себяОсознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

Тематическое планирование

по литературному чтению на родном русском языке, 33 часа в год

№ п/п

Содержание темы (раздела)

Кол-во часов на изучение

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА

24

1

Я и книги

7

2

Я взрослею

9

3

Я фантазирую и мечтаю

6

Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

9

5

Что мы Родиной зовём

3

6

О родной природе

6

Всего

33

Календарно – тематическое планирование

Номер урока

Тема урока

      Дата проведения   урока

По плану

По факту

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (24 часа)

Я и книги.(7 часов)

1

Не красна книга письмом, красна умом

4.09

2

С. А. Баруздин. «Самое простое дело».

11.09

3

С. А. Баруздин. «Самое простое дело».

18.09

4

Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).

25.09

5

Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).

2.10

6

Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).

9.10

7

Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).

16.10

Я взрослею.(9 часов)

8

Когда без друга в жизни туго. Пословицы о дружбе

23.10

9

Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».

6.11

10

И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).

13.11

11

С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».

20.11

12

С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».

27.11

13

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. Пословицы о правде и честности.

4.12

14

В. А. Осеева. «Почему?»

11.12

15

В. А. Осеева. «Почему?»

18.12

16

Л. Н. Толстой. «Лгун».

25.12

17

Л. Н. Толстой. «Лгун».

15.01

Я фантазирую и мечтаю (6 часов)

18

Необычное в обычном С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).

22.01

19

С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).

29.01

20

В. В. Лунин. «Я видела чудо».

5.02

21

М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».

12.02

22

М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».

26.02

23

А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».

5.03

24

А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». Обобщение по разделу

12.03

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (9 ч)

Что мы Родиной зовём (3 ч)

25

С чего начинается Родина? Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).

19.03

26

П. А. Синявский. «Рисунок».

26.03

27

К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».

9.04

О родной природе (6 ч)

28

Сколько же в небе всего происходит . Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.

16.04

29

И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»

23.04

30

С. В. Востоков. «Два яблока».

30.04

31

В. М. Катанов. «Жар-птица».

7.05

32

А. Н. Толстой. «Петушки». Проверочная работа

14.05

33

Обобщение по разделу

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 классов

Тест составлен для проверки усвоения текста Г.Скребицкого Ледоход...

Конспект урока 2 класс литературного чтение на родном (русском) языке по теме: "Детские журналы и газеты"

Урок литературного чтения на родном (русском) языке 2 класс «Детские журналы и газеты». Цель урока: ознакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детс...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке 1 класс "Школа России"

Часто встречается как родная литература, КТП разработано с расчетом 1ч в неделю со второго полугодия...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел  «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему "Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение".

Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение.Цель урока: -дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы-формировать у учащ...