Методики и упражнения для развития скорочтения у детей
статья по чтению

Только вдумайтесь, порой достаточно подтянуть лишь 1 навык и успеваемость улучшится сразу по всем предметам автоматически. И этот навык, конечно, скорочтение. От чтения вообще зависит 90% успеваемости в школе. Даже если речь идет о математике. Неправильно или невнимательно прочитал условия задачи, не понял ее и не смог верно решить. А уж устные предметы, такие, как, например, окружающий мир, литературное чтение, кубановедение, тем более, зависят от чтения и понимания прочитанного. Большая часть предметов строится на том, что ребенку нужно прочитать, запомнить, а потом пересказать материал — в устном или письменном виде. И чем быстрее и качественнее ребёнок умеет читать, тем выше будет его уровень подготовки к урокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методики и упражнения для развития скорочтения у детей»

                               Шевцова Наталья Николаевна МБОУ СОШ №56

Всё, чего я достиг в жизни,

стало возможным,

благодаря книге.

Ричард Бах

            Только вдумайтесь, порой достаточно подтянуть лишь 1 навык и успеваемость улучшится сразу по всем предметам автоматически. И этот навык, конечно, скорочтение. От чтения вообще зависит 90% успеваемости в школе. Даже если речь идет о математике. Неправильно или невнимательно прочитал условия задачи, не понял ее и не смог верно решить. А уж устные предметы, такие, как, например, окружающий мир, литературное чтение, кубановедение, тем более, зависят от чтения и понимания прочитанного.  Большая часть предметов строится на том, что ребенку нужно прочитать, запомнить, а потом пересказать материал — в устном или письменном виде. И чем быстрее и качественнее ребёнок умеет читать, тем выше будет его уровень подготовки к урокам.                                                                                                                                      Почему большинство детей не любят читать? Если покопаться в первопричинах, почти всегда все сводится к тому, что ребенок просто не умеет читать правильно. А наш мозг устроен так, что когда у нас что-то плохо получается, мы не хотим этим заниматься . Обычно процесс обучения ребенка чтению заканчивается на этапе, когда он уже научился более-менее складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Но то, что ребенок давно знает, как нужно читать (с ним уже несколько лет назад это проходили), не равно тому, что он это делает правильно.

С чтением все ровно то же самое. Основная задача - научить ребенка читать правильно и эффективно, то есть так, чтобы тратить на каждый текст меньше времени, а получать больше пользы (благодаря лучшему усвоению информации) и удовольствие

Что же такое скорочтение?

Скорочтение – это способность обработки любой информации при использовании особых навыков чтения.

Программы в школах усиливаются, количество информации растет. И навык быстрой обработки информации, причем любой, не только текстовой, но и видео информации – это очень ценно. Ученик, который может немного быстрее своего соседа обрабатывать информацию, он и учится лучше, и работает лучше. Если ребёнку этот навык в детстве привить, то в жизни он станет более успешным.

слайд 2

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, с помощью которых развивают навык скорочтения.

-Выборочное чтение (с определенным заданием).

-Чтение в лицах.

-«Жужжащее чтение».

-Чтение цепочкой по предложению.

  • Чтение абзацами.

-Чтение с пометками.

-Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")

-Чтение по группам. Поисковое чтение.

-Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

  • "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное) Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

-Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста

          Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  • Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

-Кто быстрее в тексте найдет слово на определѐнное правило.

-Нахождение самого длинного слова в тексте.

-Нахождение двух-, трѐх-, четырѐхсложных слов.

-Чтение с пометками непонятных слов.

-Кроссворд (игровая форма) погружения в текст

                                                                         слайд 3

Упражнение «Алфавит». Данное упражнение направлено на синхронизацию полушарий головного мозга.

Смысл прохождения упражнения: верхний ряд – это буквы, которые необходимо читать, нижний ряд – это обозначения (Л- левая рука, П – правая рука, О – обе руки).

Задание: В каждой строчке таблицы два ряда букв. Ваша задача называть вслух верхнюю букву при этом поднимать руку. Если внизу написана П- правую, Л- левую, О- обе.

                                                                                                                           

                                                                                     слайд 4

Тексты для скорочтения

Для развития быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных, и прекрасно подходят для развития быстрого способа чтения. Например, текст может быть повёрнут от читающего на 90 градусов, написан вверх ногами, либо в нём могут отсутствовать некоторые буквы, которые необходимо отгадывать. Также при обучении скорочтению используют «зашумлённые» тексты — на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки».

слайды 5-6

Текст закрыт "паутинкой". Чтение такого текста помогает расширить периферийное зрение и предотвратить регрессию глаз. Линии паутинки наложены таким образом, что они проходят через слова. В результате ребенку ничего не остается, как читать сразу целыми словосочетаниями и предложениями, видеть как можно больше слов, догадываться, что это за слова. Также паутинка затрудняет чтение в целом, и возвращаться взглядом назад становится некомфортно.

Рассмотрим еще один пример из этого пособия - текст с закрытой верхней частью строк.

        слайд 7

 Текст написан с использованием разных шрифтов.

слайд 8

 "Письмо в бутылке"

Расскажите ребенку историю, что к вам в руки попала бутылка с письмом, выловленная из моря. Но некоторые буквы смыла вода, и прочитать послание будет не так-то просто. Содержание письма может быть любым на ваш выбор, но "стирать" буквы следует в зависимости от того, насколько хорошо ребенок уже читает.

 «Клиновидные таблицы»                                                                                      

Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.

Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

слайд 9

«Поиск»

 Просите ребенка находить в тексте конкретные слова или даже предложения, не вчитываясь по порядку. А еще можно дать ребенку задание быстро посчитать, сколько раз на странице встречается имя главного героя. Такие упражнения помогают тренировать рассредоточенность взгляда.

"Голова-хвост"

Существует два варианта выполнения этого упражнения. В первом варианте взрослый зачитывает начало слова, а ребенок должен найти его окончание ("хвост"). Чтобы это сделать, нужно как можно быстрее пробежаться глазами по тексту и отыскать необходимое слово. Второй вариант предполагает зачитывание взрослым начала предложения, а ребенку требуется найти конец. Такая тренировка отлично развивает умение "сканировать" текст глазами, а также повышает концентрацию внимания  

Приложение 8

«Не запутайся».

 Распечатайте фотографии животных, но подпишите их ошибочно. Пускай лиса будет совой, а кролик — собакой. Просите ребенка быстро читать названия животных, не сбиваясь на картинки. Также можно сделать и с цветом. Написать красной ручкой слово «синий». И попросить ребенка прочитать быстро все цвета. Такие упражнения тоже хорошо развивают навыки скорочтения и помогают не зацикливаться на буквах.

Это упражнение позволяет повысить скорость чтения и способствует развитию речи. Выберите вместе с ребенком любимое стихотворение и предложите прочитать его несколько раз, каждый раз увеличивая темп насколько это возможно.

Приложение 10  «Сказка»

 И еще  я хочу поделиться одной  интересной  сказкой.

Ее точно оценят мальчишки, даже если они НЕ ЛЮБЯТ читать!

Она очень смешная и дети читают её с удовольствием.

Еще один интересный прием

Если ребёнок хочет,  то можно ее прочитать на скорость ( используя секундомер). Через какое-то время попросите ребёнка прочитать ее снова. Скорость чтения увеличивается и уверенность ребенка тоже возрастёт. Обязательно хвалите ребёнка! Процесс чтения - не лёгкое дело. Если ребёнок уже уверенно читает,  то можете после прочтения текста задать ему вопросы, например: кто пришел первым, какое прозвище было у капитана Америки и тд.

Шуточная сказка про супергероев.

Стоит в поле теремок-небоскреб

Летит мимо ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук

Летит мимо и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?»

Никто не отзывается, залетел туда ЧЕЛОВЕК-ПАУК, стал там жить…

А тут парит мимо

БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш»

Летит мимо и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?»

Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук, а ты кто?

Я БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш»

Ступай ко мне жить!.. И стали они жить вдвоем…

А тут шагает мимо ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК = в шлеме навек,

Шагает он мимо и спрашивает:

Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?

Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук,

Я БЭТМЕН-«человек летучая мышь= мрачный крепыш», а ты кто?

А я ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК = в шлеме навек,

Ступай к нам жить!..Стали жить они втроем…

Тут падает с неба СУПЕР-МЕН = плащ до колен

Падает он и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?»

Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук,

Я БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш»,

я ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК = в шлеме навек, а ты кто?

А я СУПЕР-МЕН = плащ до колен…

Ступай к нам жить! Стали они жить вчетвером…

А тут скачет мимо РОССОМАХА = небритый неряха

Скачет и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?»

Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук,

Я БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш»,

я ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК = в шлеме навек,

я СУПЕР-МЕН = плащ до колен… а ты кто?

А я РОСОМАХА=небритый неряха … Давай с нами жить!

А тут пробегает мимо КАПИТАН АМЕРИКА = у всех истерика

Спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?»

Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук,

Я БЭТМЕН-ЧЕЛОВЕК ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ = мрачный крепыш»,

я ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК = в шлеме навек,

я СУПЕР-МЕН = плащ до колен

я РОСОМАХА=небритый неряха, … а ты кто?

А я КАПИТАН АМЕРИКА = у всех истерика

Ступай к нам жить! И стали они жить да поживать…

А тут бредет мимо ИЛЬЯ-МУРОМЕЦ…заблудился…

Говорит: «Вот домина-то какая! Кто тут живет?»

Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук,

Я БЭТМЕН-«человек летучая мышь = мрачный крепыш»,

я ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК = в шлеме навек,

я СУПЕР-МЕН = плащ до колен

я РОСОМАХА=небритый неряха,

А я КАПИТАН АМЕРИКА = у всех истерика… А ты кто?

А я ИЛЬЯ-МУРОМЕЦ, у меня есть меч-кладинец,

Так что всем вам, ребята, конец!..

Махнул ИЛЬЯ-МУРОМЕЦ своим мечом и развалил весь небоскреб

А герои испугались и полетели в разные стороны

слайд 10

 «Образ»

Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Уделяя технике «Скорочтение» 5 минут в начале урока, вы заметите, что скорость чтения вашего класса увеличится в 2 раза с учетом понимания текста.

 У учащихся будут сформированы умения:

понимать целостный смысл текста;  

ориентироваться в тексте и находить требуемую информацию;

логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения обобщения, классификации, систематизации;

извлекать и анализировать информацию из различных источников;

читать внимательно и вдумчиво;

обоснованно делать выводы, доказывать.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методики и упражнения для развития скорочтения у детей Учитель нач классов МБОУ СОШ №56 Шевцова Наталья Николаевна

Слайд 2

Скорочтение – это способность обработки любой информации при использовании особых навыков чтения .

Слайд 6

ЗА ПТИЧКОЙ Метель в поле страшная. Колкий снег бьёт и колет всё живое. Но в лесу снег рыхлый и от собаки даже проваливается. Сквозь метель Жулька увидела летящую птичку и со всех ног бросилась за ней по снегу. Птичка плавно порхала, поднималась вверх и вертелась в волнах ветра. Она догнала, схватила, но это была не птичка, а старый сухой дубовый лист. Но ничего! Вот другой летит, и собака уже бежит за ним...

Слайд 7

ТЕКСТ С ЗАКРЫТОЙ ЧАСТЬЮ СТРОК

Слайд 8

ТЕКСТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНЫХ ШРИФТОВ

Слайд 10

Шуточная сказка про супергероев. Стоит в поле теремок-небоскреб Летит мимо ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук Летит мимо и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?» Никто не отзывается, залетел туда ЧЕЛОВЕК-ПАУК, стал там жить… А тут парит мимо БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш» Летит мимо и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?» Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук, а ты кто? Я БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш» Ступай ко мне жить!.. И стали они жить вдвоем… Шуточная сказка про супергероев. Стоит в поле теремок-небоскреб Летит мимо ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук Летит мимо и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?» Никто не отзывается, залетел туда ЧЕЛОВЕК-ПАУК, стал там жить… А тут парит мимо БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш» Летит мимо и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?» Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук, а ты кто? Я БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш» Ступай ко мне жить!.. И стали они жить вдвоем…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Тренировочные упражнения на развитие внимания....

Упражнения для развития мелкой моторики детей.

Предлагаю Вашему вниманию упражнения для развития мелкой моторики учащихся.Известный итальянский педагог,психолог и врач Мария Монтессори отмечала,что благодаря контакту с окружением и собственным исс...

Использование игровых упражнений для развития быстроты реакции детей младшего школьного возраста.

Перечень игровых упражнений и подвижных игр для развития быстротыреакции учеников начальной школы...

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

С каждым годом возрастает количество детей с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Несобранность, неумение сконцентрироваться на задании, неряшливо...

Упражнения для развития мелкой моторики детей

Упражнения для развития мелкой моторики детей...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Развитие скорочтения у детей

Одной из актуальных проблем при решении реализации ФГОС в учреждениях общего образования является нежелание детей читать. Действительно, то, что современный ребенок не хочет читать и практически не чи...