Методики и упражнения для развития скорочтения у детей
статья по чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shevtsova_n.n.docx | 31.08 КБ |
metodiki_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_skorochteniya_u_detey.pptx | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
«Методики и упражнения для развития скорочтения у детей»
Шевцова Наталья Николаевна МБОУ СОШ №56
Всё, чего я достиг в жизни,
стало возможным,
благодаря книге.
Ричард Бах
Только вдумайтесь, порой достаточно подтянуть лишь 1 навык и успеваемость улучшится сразу по всем предметам автоматически. И этот навык, конечно, скорочтение. От чтения вообще зависит 90% успеваемости в школе. Даже если речь идет о математике. Неправильно или невнимательно прочитал условия задачи, не понял ее и не смог верно решить. А уж устные предметы, такие, как, например, окружающий мир, литературное чтение, кубановедение, тем более, зависят от чтения и понимания прочитанного. Большая часть предметов строится на том, что ребенку нужно прочитать, запомнить, а потом пересказать материал — в устном или письменном виде. И чем быстрее и качественнее ребёнок умеет читать, тем выше будет его уровень подготовки к урокам. Почему большинство детей не любят читать? Если покопаться в первопричинах, почти всегда все сводится к тому, что ребенок просто не умеет читать правильно. А наш мозг устроен так, что когда у нас что-то плохо получается, мы не хотим этим заниматься . Обычно процесс обучения ребенка чтению заканчивается на этапе, когда он уже научился более-менее складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Но то, что ребенок давно знает, как нужно читать (с ним уже несколько лет назад это проходили), не равно тому, что он это делает правильно.
С чтением все ровно то же самое. Основная задача - научить ребенка читать правильно и эффективно, то есть так, чтобы тратить на каждый текст меньше времени, а получать больше пользы (благодаря лучшему усвоению информации) и удовольствие
Что же такое скорочтение?
Скорочтение – это способность обработки любой информации при использовании особых навыков чтения.
Программы в школах усиливаются, количество информации растет. И навык быстрой обработки информации, причем любой, не только текстовой, но и видео информации – это очень ценно. Ученик, который может немного быстрее своего соседа обрабатывать информацию, он и учится лучше, и работает лучше. Если ребёнку этот навык в детстве привить, то в жизни он станет более успешным.
слайд 2
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, с помощью которых развивают навык скорочтения.
-Выборочное чтение (с определенным заданием).
-Чтение в лицах.
-«Жужжащее чтение».
-Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение абзацами.
-Чтение с пометками.
-Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")
-Чтение по группам. Поисковое чтение.
-Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
- "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное) Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
-Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
-Кто быстрее в тексте найдет слово на определѐнное правило.
-Нахождение самого длинного слова в тексте.
-Нахождение двух-, трѐх-, четырѐхсложных слов.
-Чтение с пометками непонятных слов.
-Кроссворд (игровая форма) погружения в текст
слайд 3
Упражнение «Алфавит». Данное упражнение направлено на синхронизацию полушарий головного мозга.
Смысл прохождения упражнения: верхний ряд – это буквы, которые необходимо читать, нижний ряд – это обозначения (Л- левая рука, П – правая рука, О – обе руки).
Задание: В каждой строчке таблицы два ряда букв. Ваша задача называть вслух верхнюю букву при этом поднимать руку. Если внизу написана П- правую, Л- левую, О- обе.
слайд 4
Тексты для скорочтения
Для развития быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных, и прекрасно подходят для развития быстрого способа чтения. Например, текст может быть повёрнут от читающего на 90 градусов, написан вверх ногами, либо в нём могут отсутствовать некоторые буквы, которые необходимо отгадывать. Также при обучении скорочтению используют «зашумлённые» тексты — на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки».
слайды 5-6
Текст закрыт "паутинкой". Чтение такого текста помогает расширить периферийное зрение и предотвратить регрессию глаз. Линии паутинки наложены таким образом, что они проходят через слова. В результате ребенку ничего не остается, как читать сразу целыми словосочетаниями и предложениями, видеть как можно больше слов, догадываться, что это за слова. Также паутинка затрудняет чтение в целом, и возвращаться взглядом назад становится некомфортно.
Рассмотрим еще один пример из этого пособия - текст с закрытой верхней частью строк.
слайд 7
Текст написан с использованием разных шрифтов.
слайд 8
"Письмо в бутылке"
Расскажите ребенку историю, что к вам в руки попала бутылка с письмом, выловленная из моря. Но некоторые буквы смыла вода, и прочитать послание будет не так-то просто. Содержание письма может быть любым на ваш выбор, но "стирать" буквы следует в зависимости от того, насколько хорошо ребенок уже читает.
«Клиновидные таблицы»
Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.
Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.
слайд 9
«Поиск»
Просите ребенка находить в тексте конкретные слова или даже предложения, не вчитываясь по порядку. А еще можно дать ребенку задание быстро посчитать, сколько раз на странице встречается имя главного героя. Такие упражнения помогают тренировать рассредоточенность взгляда.
"Голова-хвост"
Существует два варианта выполнения этого упражнения. В первом варианте взрослый зачитывает начало слова, а ребенок должен найти его окончание ("хвост"). Чтобы это сделать, нужно как можно быстрее пробежаться глазами по тексту и отыскать необходимое слово. Второй вариант предполагает зачитывание взрослым начала предложения, а ребенку требуется найти конец. Такая тренировка отлично развивает умение "сканировать" текст глазами, а также повышает концентрацию внимания
Приложение 8
«Не запутайся».
Распечатайте фотографии животных, но подпишите их ошибочно. Пускай лиса будет совой, а кролик — собакой. Просите ребенка быстро читать названия животных, не сбиваясь на картинки. Также можно сделать и с цветом. Написать красной ручкой слово «синий». И попросить ребенка прочитать быстро все цвета. Такие упражнения тоже хорошо развивают навыки скорочтения и помогают не зацикливаться на буквах.
Это упражнение позволяет повысить скорость чтения и способствует развитию речи. Выберите вместе с ребенком любимое стихотворение и предложите прочитать его несколько раз, каждый раз увеличивая темп насколько это возможно.
Приложение 10 «Сказка»
И еще я хочу поделиться одной интересной сказкой.
Ее точно оценят мальчишки, даже если они НЕ ЛЮБЯТ читать!
Она очень смешная и дети читают её с удовольствием.
Еще один интересный прием
Если ребёнок хочет, то можно ее прочитать на скорость ( используя секундомер). Через какое-то время попросите ребёнка прочитать ее снова. Скорость чтения увеличивается и уверенность ребенка тоже возрастёт. Обязательно хвалите ребёнка! Процесс чтения - не лёгкое дело. Если ребёнок уже уверенно читает, то можете после прочтения текста задать ему вопросы, например: кто пришел первым, какое прозвище было у капитана Америки и тд.
Шуточная сказка про супергероев.
Стоит в поле теремок-небоскреб
Летит мимо ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук
Летит мимо и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?»
Никто не отзывается, залетел туда ЧЕЛОВЕК-ПАУК, стал там жить…
А тут парит мимо
БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш»
Летит мимо и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?»
Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук, а ты кто?
Я БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш»
Ступай ко мне жить!.. И стали они жить вдвоем…
А тут шагает мимо ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК = в шлеме навек,
Шагает он мимо и спрашивает:
Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?
Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук,
Я БЭТМЕН-«человек летучая мышь= мрачный крепыш», а ты кто?
А я ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК = в шлеме навек,
Ступай к нам жить!..Стали жить они втроем…
Тут падает с неба СУПЕР-МЕН = плащ до колен
Падает он и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?»
Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук,
Я БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш»,
я ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК = в шлеме навек, а ты кто?
А я СУПЕР-МЕН = плащ до колен…
Ступай к нам жить! Стали они жить вчетвером…
А тут скачет мимо РОССОМАХА = небритый неряха
Скачет и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?»
Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук,
Я БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш»,
я ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК = в шлеме навек,
я СУПЕР-МЕН = плащ до колен… а ты кто?
А я РОСОМАХА=небритый неряха … Давай с нами жить!
А тут пробегает мимо КАПИТАН АМЕРИКА = у всех истерика
Спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?»
Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук,
Я БЭТМЕН-ЧЕЛОВЕК ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ = мрачный крепыш»,
я ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК = в шлеме навек,
я СУПЕР-МЕН = плащ до колен
я РОСОМАХА=небритый неряха, … а ты кто?
А я КАПИТАН АМЕРИКА = у всех истерика
Ступай к нам жить! И стали они жить да поживать…
А тут бредет мимо ИЛЬЯ-МУРОМЕЦ…заблудился…
Говорит: «Вот домина-то какая! Кто тут живет?»
Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук,
Я БЭТМЕН-«человек летучая мышь = мрачный крепыш»,
я ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК = в шлеме навек,
я СУПЕР-МЕН = плащ до колен
я РОСОМАХА=небритый неряха,
А я КАПИТАН АМЕРИКА = у всех истерика… А ты кто?
А я ИЛЬЯ-МУРОМЕЦ, у меня есть меч-кладинец,
Так что всем вам, ребята, конец!..
Махнул ИЛЬЯ-МУРОМЕЦ своим мечом и развалил весь небоскреб
А герои испугались и полетели в разные стороны
слайд 10
«Образ»
Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Уделяя технике «Скорочтение» 5 минут в начале урока, вы заметите, что скорость чтения вашего класса увеличится в 2 раза с учетом понимания текста.
У учащихся будут сформированы умения:
понимать целостный смысл текста;
ориентироваться в тексте и находить требуемую информацию;
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения обобщения, классификации, систематизации;
извлекать и анализировать информацию из различных источников;
читать внимательно и вдумчиво;
обоснованно делать выводы, доказывать.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скорочтение – это способность обработки любой информации при использовании особых навыков чтения .
ЗА ПТИЧКОЙ Метель в поле страшная. Колкий снег бьёт и колет всё живое. Но в лесу снег рыхлый и от собаки даже проваливается. Сквозь метель Жулька увидела летящую птичку и со всех ног бросилась за ней по снегу. Птичка плавно порхала, поднималась вверх и вертелась в волнах ветра. Она догнала, схватила, но это была не птичка, а старый сухой дубовый лист. Но ничего! Вот другой летит, и собака уже бежит за ним...
ТЕКСТ С ЗАКРЫТОЙ ЧАСТЬЮ СТРОК
ТЕКСТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНЫХ ШРИФТОВ
Шуточная сказка про супергероев. Стоит в поле теремок-небоскреб Летит мимо ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук Летит мимо и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?» Никто не отзывается, залетел туда ЧЕЛОВЕК-ПАУК, стал там жить… А тут парит мимо БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш» Летит мимо и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?» Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук, а ты кто? Я БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш» Ступай ко мне жить!.. И стали они жить вдвоем… Шуточная сказка про супергероев. Стоит в поле теремок-небоскреб Летит мимо ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук Летит мимо и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?» Никто не отзывается, залетел туда ЧЕЛОВЕК-ПАУК, стал там жить… А тут парит мимо БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш» Летит мимо и спрашивает: «Теремок-небоскреб, кто в небоскребе живет?» Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК = паутина из рук, а ты кто? Я БЭТМЕН- «человек летучая мышь = мрачный крепыш» Ступай ко мне жить!.. И стали они жить вдвоем…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Тренировочные упражнения на развитие внимания....
Упражнения для развития мелкой моторики детей.
Предлагаю Вашему вниманию упражнения для развития мелкой моторики учащихся.Известный итальянский педагог,психолог и врач Мария Монтессори отмечала,что благодаря контакту с окружением и собственным исс...
Использование игровых упражнений для развития быстроты реакции детей младшего школьного возраста.
Перечень игровых упражнений и подвижных игр для развития быстротыреакции учеников начальной школы...
Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста
С каждым годом возрастает количество детей с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Несобранность, неумение сконцентрироваться на задании, неряшливо...
Упражнения для развития мелкой моторики детей
Упражнения для развития мелкой моторики детей...
«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
Развитие скорочтения у детей
Одной из актуальных проблем при решении реализации ФГОС в учреждениях общего образования является нежелание детей читать. Действительно, то, что современный ребенок не хочет читать и практически не чи...