Технологическая карта урока Тема: К.Г.Паустовский « Кот-ворюга»
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Класс: 3 класс УМК " Начальная школа XXI века"
Предмет: литературное чтение
Тип урока: комбинированный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kot_var.docx | 43.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленской области Сычёвского района Д.Вараксино
МКОУ Вараксинской ОШ
Технологическая карта урока
Тема: К.Г.Паустовский « Кот-ворюга»
Класс: 3 класс УМК " Начальная школа XXI века"
Предмет: литературное чтение
Тип урока: комбинированный
Технологическую карту составила:
Пушкова Галина Алексеевна
учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория
2023 год
Цель: формирование читательской грамотности по средствам технологии продуктивного чтения.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с произведениями русского писателя К.Г. Паустовского;
- открытие в произведении автора и его точки зрения;
- совершенствование навыка правильного,выразительного, осознанного чтения;
- учить работе над образом литературного героя;
Развивающие:
- развитие у детей полноценного эмоционального восприятия художественного произведения;
- развитие воссоздающего воображения (воссоздание того, что только что прочитано);
- развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;
- развитие умения объяснять своё отношение к прочитанному.
Воспитательные:
- воспитание в детях любви к природе, животным, чувства гармонии природы, ее красоты;
- раскрытие ценности человека как разумного существа, стремящегося к добру, состраданию и милосердию;
Планируемые результаты:
Формируемые УУД
Личностные:
• развитие интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• развитие навыков сотрудничества на всех этапах урока.
Метапредметные:
Регулятивные:
• планирование и прогнозирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;
• осуществление итогового контроля по результату;
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Познавательные:
• определение главной мысли рассказа;
• осуществление анализа, синтеза, выбора оснований для сравнения;
• установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
• формулирование собственного мнения и позиции;
• умение договариваться в совместной деятельности;
• умение задавать вопросы;
• владение диалогической и монологической формой речи.
Предметные:
- расширять читательский опыт учащихся знакомством с произведением о Природе и Человеке;
- формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения);
- формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.
- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать представленную информацию для получения новых знаний;
- наблюдать противоположные картины в художественном тексте, находить слова, которые нам еще не известны.
Материально-техническое обеспечение:
- Интернет-ресурсы.
- Презентация «Творчество К.Г.Паустовского».-Режим доступа: httr//presehtacii/com 2-rk/,
- Музыкальное оформление «Музыка леса»\nachalka.info\about
- Наглядные пособия.
Модель «Кота», презентация, магнитная доска с опорными словами, ,раздаточный материал (карточки для рефлексии, листы для самооценки, толковый словарь).
- Информационно-коммуникативные средства.
- аудиозаписи голос кота, фоновое музыкальное оформление.
- презентация к уроку.
- Технические средства обучения.
- Компьютер;
- проектор.
5.Методы работы: наглядный, беседа, подводящий диалог, проблемный диалог, поисковый метод ( работа с информацией), работа по вопросам-опорам, работа с разорванным текстом, моделирование, продуктивного чтения.
6.Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-индивидуальная,
-групповая,
- фронтальная.
7.Виды деятельности учащихся:
- работа с моделей текста;
- работа с информаций из текста;
- работа с иллюстрацией к рассказу;
- работа с толковым словарём;
- творческое задание моделирование кота
8.Формы контроля:
- самооценка;
- промежуточный контроль
Этап/ Цель | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр ажнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, | Результат формируемые УУД | |
I.Мобилизующий . Актуализация опорных знаний. (Организации-онный) Цель: - настроить учащихся на работу; -включение обучающихся в деятельность | 1.Приветствме. 2.Рабочий настрой. | - Здравствуйте, дети. Сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. -С каким настроением вы пришли на урок покажите? -Только с таким настроением мы достигнем успехов. - А что необходимо чтобы все на уроке все получилось? - Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится! -А ещё вы в течение всего урока будите оценивать свою работу. Листы по самооценки у вас лежат, как это делать вы знаете, я буду только называть этапы урока. | Проверяют свою готовность к уроку, учатся налаживать эмоциональный контакт друг с другом и с учителем. | Коммуникативные: -взаимодействие с учителем и одноклассниками. Личностные: -самоопределение к деятельности, настрой на урок. Личностные: -формирование положительной учебной мотивации | |
II. Определение целей и темы Цель: -включение учащихся в учебную деятельность | Постановка учебной задачи, целеполагание | - У нас урок литературного чтения. СЛАЙД 1 Урок литературного чтения. -На уроках литературного чтения мы учимся- продолжи…. -Что ждёте от сегодняшнего урока? - Начните со слов: СЛАЙД 2 Сегодня на уроке мне хотелось бы... -Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. - И этот урок не исключение, нас ждет встреча. -Впрочем, сейчас Вы все узнаете сами. СЛАЙД 3 КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ - Вы узнали этого писателя? - А что Вам известно об его творчестве? -Какие произведения мы читали? -Давайте вспомним… СЛАЙД 4 Виртуальная выставка книг К.Г.ПАУСТОВСКОГО -Назовите одно произведение и кратко расскажите, о чём он? -Чему учит? ОЦЕНИТ 1 -Что объединяет? -К каким жанрам можно отнести все эти произведения? -Какая любимая тема писателя? -Любимая тема писателя – это тема природы и животные. -Кто герои? -Героями его произведений часто становились домашние или дикие животные: СЛАЙД 4 Звук – мяуканье. -Откуда взялся кот на уроке? - Я, кажется , догадалась… а вы?. -Может быть, этот Кот - герой произведения, которое мы сегодня будем читать… -Давайте определим тему произведения ? ФАЙЛ1 РАССКАЗ: К.Г.Паустовский « Кот-ворюга» -Как вы думаете, если у нас в гостях К.Г Паустовский какая цель нашего сегодняшнего урока? ФАЙЛ2 -Цель --Какие задачи мы ставим на любом уроке литературного чтения? - чему вы учитесь на каждом уроке лит.чтения? -над какими образами вы будем работать исходя из названия произведения? -что воспитываю в нас произведения о животных ? ФАЙЛ3 -Задачи: - формировать навыки выразительного, правильного, беглого, осознанного, чтения; - работать над образом главного героя кота -ворюги; -воспитывать чуткое, доброе отношение к животным, умение сопереживать. | Формулируют ответы на вопросы. Дети узнают портрет писателя, анализируют его произведения. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, цель и задачи урока. Оценивают свои знания на данном этапе урока, для того чтобы увидеть и сравнить свои результаты в конце урока | Коммуникативные: -умение работать с ребусом, объяснять полученные ответы. Познавательные: -использование полученных знаний при ответе Регулятивные: -умение анализировать задание и выполнить необходимое соотношение. Познавательные:- применение знаний при выполнении задания Коммуникативные: -умение работать в соответствии с поставленной задачей. Формулировка ответа на поставленный вопрос. Регулятивные: -формулировать и сохранять учебную задачу и цель; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания; -выдвижение предположений о предполагаемой теме урока. Коммуникативные: -взаимодействие с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме | |
III. Подготовка к восприятию произведения. Цель: -организация коммуникативного взаимодействия для определения содержания произведения
| Работа с заголовком Работа с толковым словарем. Портрет кота. | -Что можно предположить по названию этого произведения? - О чем оно? – Давайте подумаем над значением слова «Ворюга». СЛАЙД 5 - Да, это слово образовано от слова вор – тот, кто ворует, берет чужое, преступник… Но ведь Паустовский не написал «кот – вор»! -Он называет его ворюга! Значит, это слово несет в себе какой-то дополнительный смысл. - Какой же? - Где можно найти ответ? -Где можно проверить? Уменя есть помощник в руках, что это.. -Словарь Ожигова-80 тысяч слов…
СЛАЙД 6 «Ворюга (презрение это то же самое что и вор,» -но только это слово имеет оттенок презрительност.. -Особеннось? -Высшая степень не уважения .. – Каким Вы его себе представляете? - Скажите по одному слову (блиц –ответы детей) – А вот как его увидел художник. СЛАЙД 7 (Портрет кота) -Что вы можете предположить, глядя на иллюстрацию? -А как нам проверить свои предположения? -Мы должны прочитать это произведение. | Учащиеся высказывают свои предположения. Ни одна из версий не отстраняется от рассмотрения, для того, чтобы выяснить. кто же всё-таки оказался прав. Оценивают свои знания на данном этапе урока, для того чтобы увидеть и сравнить свои результаты в конце урока. | . Регулятивные: -умение предугадывать содержание произведения по заглавию, опорным словам. Осуществлять взаимоконтроль Коммуникативные: -уметь формулировать свой ответ; осуществление рефлексии своей деятельности. Познавательные: -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | |
IV. Работа над содержанием текста. (открытие нового знания). Цель: -создать условия для осознания и осмысления нового материала . | 1.Восприятие нового материала Чтение учителем 1 части с ведением диалога с автором. Чтение учителем 2 части с эмоциональным комментированием Чтение учителем 3части с эмоциональным комментированием Чтение учителем 4 части с эмоциональным комментированием | - Текст я вынесла на листы, а почему вы поймете позднее… -У вас лежат листочки, где я вынесла слова с толкованием трудных слов. -Если по ходу чтения будут возникать вопросы по толкованию слов мы будем обращаться к ним. – Мы будем вести диалог с автором, задавать ему вопросы, сами искать на них ответы и проверять их по ходу чтения. -За этим котом наблюдал рассказчик, а еще деревенские мальчишки и писатель Рувим Фраерман, друг Константина Паустовского, а теперь и мы с вами. – Итак... -Кот-ворюга 1 часть (читает учитель) Задаются вопросы по ходу чтения: – Какой вопрос возникает? – А вы сами как бы на него ответили? – Вот почему пришли в отчаяние. – А теперь какой вопрос возникает? – О чем хочется спросить автора? – А как бы сами ответили на вопрос? – Почему он воровал? – Откуда стало понятно, что кто бездомный? -Почему он выл… – Какой вопрос возникает к автору? -Предположите, что может сделать сейчас кот? – Вот оказывается каким был его отчаянный поступок 2 часть (рассказ учителя) СЛАЙД 8 МУЗЫКА. – А сейчас, слушайте и представляйте. – Вы, представили красоту этого райского уголка? – Какие звуки, вы, услышали? – Какие запахи почувствовали? – И эту гармонию, природы и человека нарушает кто? – Он стал проблемой, и ее надо как-то решить! 3 часть (чтение обучающимися по цепочке) – Как бы Вы достали кота на месте Леньки? – Давайте узнаем как это сделал Ленька. – Что же мы увидели? – О чем говорит эта поза? – Как понимаете это слово? – Как Вы думаете, что ждет этого кота? – В смысле «Выдрать», что это значит? – Итак, кот попался и люди впервые его рассмотрели. Что они увидели -Что увидили..худой..рыжий…глаза… БЕСЕДА: -Итак, кот попался и его надо наказать! -За ,что… (А стало ли нам понятно, почему кот- вор, ворюга?) - К(Они его накормили вдоволь) - А разве это наказание? - Вот выдрать – это наказание! -Почему же люди выбрали угощение? -И они поняли, что, избив кота, проблему воровства не решить, кот уже был бит, он привык к боли). -Да, люди решили попробовать идти путем добра и в наказание накормили кота досыта. -Выбрали путь добра… -Представьте, как сложится дальнейшая жизнь кота. -Проверяем свои предположения, читаем четвертую часть.. 4 часть – Интересно, какой благородный поступок может совершить кот? - Предположите. – История с котом закончилась, но не закончилась наша работа. | Читают рассказ, используя различные виды чтения: по цепочке, выборочное чтение, чтение про себя. | Регулятивные: -выполнение учебных действий; - умение предугадывать содержание произведения по заглавию, опорным словам. Осуществлять взаимоконтроль. Коммуникативные: -уметь формулировать свой ответ; осуществление рефлексии своей деятельности. Познавательные: Осознанно воспринимать полученную информацию. Регулятивные: Выполнение учебных действий Познавательные: Осознанно воспринимать полученную информацию. | |
Физминутка | ФИЗМИНУТКА: «Вот окошко распахнулось. Посмотрел наш котика вниз. Кот на лево повернулся Проводил он взглядом кур. Потянулся выгнул спинку.. И уселась на урок». | ||||
V. Повторное чтение и анализ произведения. Первичное закрепление Цель: -создание мотива для перечитывания. | Первичное закрепление 1.Работа индивидуальная 2.Творческое задание составление модели кота . 3.Проверка индивидуальной работы и формулирование вывода. . Вывод урока: | – Итак, кот остался с людьми, а изменился ли он? –Очень интересно понаблюдать, какие изменения произошли с котом. - Ребята, а кто из вас хотел бы бать исследователем, вам такая возможность предоставляется? -Вам понадобятся фломастеры. 1. Работа индивидуальная: СЛАЙД 9 -Первые парта найти и подчеркнуть информацию в 1-4 – описание внешность кота. -Вторые парта найти и подчеркнуть информацию – 1-4описание поступки кота. -Третья парта найти и подчеркнуть информацию - как автор называет кота в начале произведения и как в конце. -На выполнение задания у нас 2 минуты., и как только работа будет завершена , помогите мне это понять каким-то знаком. 2.Творческое задание составление модели кота . -А прежде, чем мы проверим ваше задание . -А вы хотите увидеть ,как он выглядит. -Выполните вместе творческое задание. - Соберите своего кота. -Вы сами должны решить, кто будет собирать, кто намазывать,наклеивать… (собранная аппликация) ОЦЕНИТ 2 3.Проверка индивидуальной работы и формулирование вывода СЛАЙД 10 - Что вам нужно было сделать?. -1-Найти информацию внешность кота. - 2 – Найти информацию изменились ли поступки кота? И это мы с вами увидели. -3 – Найти информацию , как называли кота. А что еще изменилось? (кличка!) -Вот таким был кот в начале произведения - А вот такой он в конце (Показываю рукой на схему)…. - Мы составили схему - А схема – это текст. -Что не хватает у нашей схемы? (заглавия) -И чтобы наша схема стала законченной , я проведу стрелку. - (Стрелка выскакивает вначале от милиционера к ворюге) - Все ли на нашей схеме верно? - Исправляем направление стрелки. -ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ЭТОМ ЭТАПЕ УРОКА. -А теперь сформулируйте заголовок нашего текста.. – Сейчас вы сформулировали не только заглавие текста , но и тему урока: «Превращение кота-ворюги в кота милиционера». ОЦЕНИТ 3 - Ворюга изменился и превратился в Милиционера. - А что ему помогло в этом? -А что вы можете сказать о людях, которые ему дали эту еду? -Паустовский, как и все писатели, не только художник слова, но и учитель. -Какой урок преподал нам , читателям , Паустовский, написав это произведение? – Какое качество людей помогло так измениться коту? – Только ли котом могла произойти такая история? – Вы замечательные изыскатели и замечательные читатели, Вы поняли главную мысль произведения. 4. Вывод урока: СЛАЙД 11 «Твори добро на всей Земле и мир измениться в лучшую сторону» -Как вы считаете мы справились с поставленной целью урока. Задачами, а какие они были? ОЦЕНИТ4 | Ответы на вопросы. Подготовка к осмысленному анализу текста. Проанализировать каждую часть текста, для выявления основной мысли Составим план характеристики, перечитаем текст, подготовим рабочие материалы к каждому пункту плана; используя план и рабочие материалы, составим описание кота. План: - внешний вид; - черты характера; - поведение ворюги. | Регулятивные - умение работать с текстом, находить нужные отрывки - умение составлять опорную схему Познавательные: Понимать прочитанное, делать соответствующие выводу. Коммуникативные: -умение договариваться, слушать и слышать друг друга. Личностные: Уметь анализировать поступки и делать из них выводы. Умение анализировать чтение своего одноклассника. Личностные: Уметь анализировать поступки и делать из них выводы. Умение анализировать чтение своего одноклассника. Познавательные: Умение работать с текстом, его содержанием. Находить необходимые отрывки для ответа на вопрос. Коммуникативные:Умение договариваться, слушать и слышать друг. | |
Вторичное закрепление Цель -выявить уровень и осознанность изучаемого материала. | Контрольный тесты. | СЛАЙД 12 1. Кот был: а) серый; б) белый; в) рыжий. 2. Хвост у кота был: а) пушистым; б) облезлый; в) грязный. 3. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц; б) два месяца; в) две недели. 4. Кот полез с колбасой: а) на дуб; б) на тополь; в) на берёзу. 5. Кот свалился: а) как камень; б) как футбольный мяч. 6.Будил всех: а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер. 7. Поесть давали коту: а) сметану б) жареную свинину в) творожники СЛАЙД 13 1- в 2- в 3- а 4- в 5- б 6- а 7- а, б, в ОЦЕНИТ 5 | Ответы на вопросы. Подготовка к осмысленному анализу текста | Осуществлять | |
VI. Итог урока. Рефлексия. Цель: -выявить уровень осознанности в достижении поставленной цели урока. Оценить эмоциональное состояние обучающихся на уроке. | Формулирование основной мысли. | 1.Выявить уровень осознанности в достижении поставленной 2.Самооценка своей работы. 3.Рефлексия СЛАЙД 14 – Что Вы узнали о себе прочитав это произведение? – Начните свои ответы со слов: «Сегодня я понял…»; «Мне захотелось…»; «Мне было трудно…» СЛАЙД 15 -Встречали ли вы изображение символа доброты - И я нет! -А давайте придумаем сегодня и нарисуем свои символы доброты. -Я тоже приготовила вам символ доброты – сердечко (воздушные шары в виде сердец). -Доброе. Горячее сердце. УСПЕШНЫМИ ,НО И ДОБРЫМИ ЛЮДЬМИ. Способные пожалеть и травинку, и былинку, и кошку ,прийти на помощь друзьям и близким…. | Личностные: Уметь анализировать поступки и делать из них выводы. Умение анализировать чтение своего одноклассника. Коммуникативные:Умение договариваться, слушать и слышать друг друга | ||
VII. Домашнее задание | СЛАЙД 16 1.Читать стр.учебника; написать письмо хозяину от лица кот (советы кота). СЛАЙД 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Ознакомительное чтение" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».Задачи у...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей” (3-й урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Стальное колечко” (1 урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г. Паустовского «Стальное колечко» и определен...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей” (3-й урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....