В.А. Осеева "Хорошее"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Комарова Светлана Федоровна

Сценарный план урока литературного чтения во 2 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.a._oseeva_horoshee.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

В.А. Осеева «Хорошее»                                                                                                        45 мин

Оборудование: портрет В.А. Осеевой, карточки со словами пословиц, цветные карандаши, альбомные листы, карточки – схемы для пирамиды, карточка с чертами характера Юры,3 копилки, карточка с планом письма для домашнего задания.

  1. Мотивация к учебной деятельности.                                                     3

Добрый день. Присаживайтесь.  

На уроке наши глаза внимательно смотрят

И всё……. (видят)

Уши внимательно слушают

И всё……(слышат)

Голова хорошо……(работает).

- Урок начинаем с речевой разминки.

Речевая разминка (скороговорка)

- Прочитайте скороговорку 3 раза (Медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая, все звуки).

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

Прочитайте скороговорку уставшим голосом, хвастливо, радостно.

II. Актуализация знаний.                                                                                2    

1. Волшебные слова

-Кто из вас был внимательным: с какого слова я начала урок?

- Давайте вспомним другие волшебные слова:

Растает ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

Зеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим… (прости, пожалуйста).

- Как еще иначе называют эти слова?

- Почему эти слова называют волшебными?

- А какие хорошие поступки вы можете назвать? (Помогать родителям, уступать место старшим, ухаживать за больными людьми, за животными и др.)

- Какие из них вы сами совершаете?

2. Работа с пословицами                                                                                     5

- У вас на столе лежат карточки со словами. Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение. Работать будете в парах.

- Какие пословицы у вас получились? (Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)

- Как вы понимаете значение этой пословицы?

- Какую еще пословицу вы сложили? (За добро добром и платят)

- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если человек добрый, хороший, то он и учит хорошему, делает людям приятное и сам получает в ответ позитив и радость).

- Какая пословица подходит к нашему домашнему рассказу «Волшебное слово»?                 (2)

Почему? (Потому, что в рассказе добрый человек научил Павлика, как поступать хорошо).

- О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор? (о доброте, уважении, дружелюбности, щедрости)

Главная мысль рассказа – «Волшебное слово» (1944 г.)  - умей отличать хорошие и плохие поступки, будь чутким, уважай других людей.  Измени отношение к себе, став вежливым и внимательным, щедрым, дружелюбным.

Воспитанность человека лежит в основе его поступков.  

(открыть нижнюю карточку пирамиды на доске)

III. Постановка учебной задачи. Выявление затруднения.                          2   

В одном из статей я прочитала слова:

Мама спросила у меня, понравился ли мне рассказ? Я ответила: я не думала.

– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала мама. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать.

Это слова принадлежат Валентине Александровне Осеевой. Согласны ли вы с этим утверждением?

(Чтение для размышления - вторая карточка на доске)

IV. Изучение новой темы. Построение проекта выхода из затруднения.  4

Валентина Александровна Осеева писала свои рассказы для того, чтобы вам легче было научиться читать и думать. На прошлом уроке мы говорили о жизни самой писательницы, и я просила вас дома перечитать ее биографию, узнали ли вы что – то новое о ней? (2-3 ученика)

Мы с вами только начали знакомство с ее произведениями, но каждое из них наполнено глубоким смыслом, учит нас как вести себя в разных ситуациях, в них много поучительного. Понравились ли вам ее рассказы? Хотели бы вы еще познакомиться с ее творчеством?

Сегодня мы с вами продолжим изучать её творчество, обсудим, какие еще проблемы она поднимает в своих произведениях.

1.Первичное чтение (хорошо читающими детьми) На экране.                      3                          

- Внимание на экран.  «Хорошее»

- Предположите, о чем может говориться в нем?

- В каких случаях мы употребляем слово “хорошо”?

- Проверим наше предположение.

Читают хорошо читающие дети с экрана.

-Оправдались ли наши ожидания?

Каков жанр этого произведения?

- В какое время написан рассказ? (Почти 70 лет назад)

Встретились ли вам слова, значения которых вы не знаете?

2.Самостоятельная работа с проверкой. Откройте учебники на стр. 93.     4

- Возьмите карандаши, внимательно прочитайте рассказ и отметьте отрывки, в которых говорится: о чем думал Юра, о чем он мечтал?

- Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте, о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры? (Мечты у Юры были хорошие)

- Хотел ли он что-то сделать для себя?

- Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

- Что такое «героический»? Кто такой герой? 

3. Чтение по ролям.                                                                                             5       

-А теперь посмотрим на его реальные поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой. (Читают 2 ученика по ролям)

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи, не мешай думать)

- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Прочитайте диалог Юры и няни. (Читают 2 ученика по ролям)

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.  (читает 1 ученик) 

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)

- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)

-А что же было не хорошим? (Поступки Юры)

- Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка?

- О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не только о себе, а о других людях тоже, желаешь им добра.)

(карточка – Делай хорошее для окружающих)

V. Физминутка.                                                                                                    2

Давайте проведем разминку.  Я надеюсь, что вы помогаете дома родителям. Вы помогаете родителям мыть посуду? Покажите, как вы это делаете?

Как собаке дать попить? Как вскопать огород? Как прополоть грядку? Как постирать вещи?

…..

VI. Включение в систему знаний.                                                                   2                                                    

Молодцы, присаживайтесь.

  1. Характеристика героев. 

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 93. Кто на ней изображен?

Что делают дети?

Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке.

- Каким вы видите Юру? Каким вы сами его представляли? Обратите внимание на его позу? Какой у него взгляд?

- Как автор относится к своему герою? Героя характеризуют его поступки и речь, а также ремарки автора.  

- Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры. 

(Смелый. Заботливый. Умный. Думающий о себе. Добрый. Грубый.) – 2 слайд

- Назовите еще героев рассказа? (Сестренка, няня, Трезорка, мама)

- Какими были сестренка, няня, мама?   (Добрая, скромная, тихая, спокойная, терпеливая, рассудительная, мудрая,….)

Литература – очень богатый и глубокий вид искусства, способный передать с помощью слов не только внешность человека, но и его внутренний мир.

  1. Составление картинного плана.                                                        5                                             

Восстановим ход событий в рассказе с помощью картинного плана Какие части мы можем выделить в рассказе?

 (1. Беседа с сестрой. 2. Разговор с няней.  3. Трезорка. 4.Совет мамы.)

Рисовать будем по группам 1 группа рисует – первый пункт плана, 2 группа – второй пункт плана, 3 – 3, 4 - 4.

Какие краски вы выберите? Цветом обозначим характеры героев. (Юра – черный, фиолетовый; сестренка – коричневый (терпеливый, спокойный, домашний; няня – синий – добрый, терпеливый, чувство долга; Трезорка – оранжевый – открытый, добродушный, мама – зеленый – добрая, терпеливая, знает, как сделать правильно)  

3.  Применение нового знания.                                                                       4

- Какова тема рассказа?  (Мальчик Юра мечтает, как ему прославиться) 

- Какой совет вы можете дать Юре?

- Найдите и прочитайте, какой совет дала Юре мама.

- Сравните ваши советы.

- А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях.)

- Поступки и слова не должны расходиться в жизни.  (табличка на доске)

- Прочитайте пословицу, которую вы собрали в начале урока. (Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить).

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. (Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)

- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре).

-Какое событие повлияет на дальнейшее развитие сюжета? (Разговор с мамой)

- Придумайте продолжение этого рассказа. (Когда мы ошибаемся важно, чтобы рядом были люди, которые помогут, дадут хороший совет)

VII. Итог урока. Подведем итог.                                                                      1         

- У нас есть 3 копилки: 1 – копилка персонажей. Кого вы хотите выбрать для этой копилки? (мама) Копилка цитат – (Погуляй с сестренкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.),

3 копилка  - копилка иллюстраций.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.                                                         1

Какова главная мысль рассказа?

Главная мысль – самое хорошее доброе дело – помощь окружающим. Добрые дела необязательно должны быть подвигами. Хорошее заключается не в фантазии, а в реальных поступках, даже если они простые.

Разбираем пирамиду. Чему научились? Какой урок вынес каждый из вас для себя?

IX. Домашнее задание. Письмо герою. В письме 4 части: приветствие,        1  рассказ о себе, вопросы к собеседнику, прощание.