Русская народная сказка "Лиса и Тетерев"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению. Образовательная программа -"Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rns_lisa_i_teterev.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук для учителя, презентация.
Формы деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Цели и задачи:
1. Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках.
2. Формировать умение оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи.
3. Формировать умение определять идею произведения, отношение к литературным персонажам.
4. Способствовать развитию связной речи детей, их мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания.
5. Способствовать совершенствованию техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга.
Планируемые результаты:
Предметные:
- усовершенствовать умение зрительно конкретизировать образы персонажей;
-умение определять тему, проблематику и идею произведения;
-умение соотносить начало и финал произведения, и его название с его идеей;
-давать речевую характеристику персонажей;
-умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
Личностные:
-усовершенствовать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД
-ориентироваться в своей системе знаний;
-осуществлять анализ объектов;
-находить ответы на вопросы в тексте;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Регулятивные УУД
-усовершенствовать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
-уметь слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме.
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
- Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками.
- Для чего нам нужны сказки? (Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости).
- Чем отличается народная сказка от авторской? (Самым главным отличием является авторство: Народные сказки сложил и передал народ; Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы.)
- Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал: «Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое».
- Как Вы понимаете эти слова? (Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму).
- Да. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.
- Отгадаете загадки и узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.
Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)
Чёрно-белая окраска,
Над глазами брови красны,
Петухами заливаются,
«Булькают», играются! (Тетерев)
- Какие сказки о лисе вы знаете? (Ответы учащихся).
- Есть такая пословица у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт».
- Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других).
- Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? (Ответы детей)
- Какая в них лиса? (Ответы детей)
Сегодня познакомимся с русской народной сказкой, в которой лиса - главный герой.
- А сказка называется … (Лиса и тетерев)
- Как вы думаете, о чем будет эта сказка? (Ответы детей)
II. Ориентировочный этап.
- Давайте познакомимся с планом на урок.
1. Познакомиться со сказкой «Лиса и тетерев»
2. Учиться анализировать текст
3. Учиться находить главную мысль
4. Учиться работать с текстом
5. Учиться читать текст по ролям
III. Поисково-исследовательский этап.
- Давайте познакомимся со сказкой, и вы посмотрите, верны ли ваши предположения по поводу содержания и поделитесь своими мыслями и чувствами (чтение: учитель-ученик-учитель).
- Понравилась ли вам сказка?
- Какое настроение вызывает эта сказка?
- О чем вы думали, когда читали сказку?
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Кто из героев вам понравился больше? Объясните.
Физкультминутка.
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг! На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг! И снова стой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
- Прочитаем сказку по цепочке.
- Объясните значение слов: указ, навострить уши, проведать, нынче, кабы.
IV. Практический этап.
- Найдите этот эпизод в тексте.
- Найдите, как лиса называет тетерева.
- Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.
- Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?
- Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.
- Охарактеризуйте лису и тетерева.
- Ребята, прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке?
Семь раз отмерь – один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Яркие звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Делу время, потехе час.
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.
- Давайте прочитаем сказку по ролям. (лиса - …, тетерев - …, автор - …)
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Тест
- Как лиса обратилась к тетереву?
- Как притворилась лисица?
- Куда приглашала лиса тетерева?
- Что тетерев ответил лисе?
- Какой указ был издан?
- Был ли действительно издан такой указ?
- С какой целью лиса придумала, что есть такой приказ?
- Про кого тетерев сказал: «…кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»
- Как отреагировала лиса на слова тетерева?
- Что можно сказать про тетерева?
Итог урока
- Чему учит сказка?
Поняли ли вы мысль сказки? (Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи)
Домашнее задание.
С 39-40 читать по ролям
График защиты проектов
Математика
25.10 | «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» |
13.02 | «Оригами». |
Окружающий мир
22.11 | «Красная книга» или «Возьмём под защиту» |
17.12 | «Профессии» |
18.02 | «Родословная» |
14.04 | «Города России» |
08.05 | «Страны мира» |
Русский язык
06.12 | «И в шутку и всерьёз» (занимательные задания по русскому языку) |
25.12 | «Рифма» |
Литературное чтение
18.05 | «Мой любимый писатель – сказочник» |
График защиты проектов
Математика
25.10 | «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» |
13.02 | «Оригами». |
Окружающий мир
22.11 | «Красная книга» или «Возьмём под защиту» |
17.12 | «Профессии» |
18.02 | «Родословная» |
14.04 | «Города России» |
08.05 | «Страны мира» |
Русский язык
06.12 | «И в шутку и всерьёз» (занимательные задания по русскому языку) |
25.12 | «Рифма» |
Литературное чтение
18.05 | «Мой любимый писатель – сказочник» |
График защиты проектов
Математика
25.10 | «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» |
13.02 | «Оригами». |
Окружающий мир
22.11 | «Красная книга» или «Возьмём под защиту» |
17.12 | «Профессии» |
18.02 | «Родословная» |
14.04 | «Города России» |
08.05 | «Страны мира» |
Русский язык
06.12 | «И в шутку и всерьёз» (занимательные задания по русскому языку) |
25.12 | «Рифма» |
Литературное чтение
18.05 | «Мой любимый писатель – сказочник» |
Контрольная работа по литературному чтению №3
«Я и мои друзья»
_____________________________Вариант 1
1. Укажи, автором какого рассказа не является В.Осеева.
- «Волшебное слово» 3) «Хорошее»
- «Почему» 4) «Анна, не грусти»
2. Стрелкой соедини автора и его произведение.
«Хорошее»
В.Осеева «Я и Вовка»
Ю.Ермолаев «За игрой»
В.Лунин «Почему?»
Н.Булгаков «Анна, не грусти!»
В.Берестов «Два пирожных»
«Волшебное слово»
3. Когда герой стихотворения Э.Мошковской «вышел из обиды»?
- когда перед ним извинились 3) когда он помирился со всеми
- когда он съел пирог и проспал два часа 4) когда он хорошо поел
4. Какое волшебное слово шепнул старичок мальчику?
- Спасибо 2) извини 3) пожалуйста 4) здравствуйте
5. Укажи пословицу, которая подходит к рассказу «Два пирожных».
- Кто сразу помог, тот дважды помог.
- Долог день до вечера, коли делать нечего.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
6. К каким из перечисленных рассказов можно отнести данные пословицы. Соедини их стрелками.
1) Друг познаётся в беде. а) «Почему?»
2) Добрый человек добру и учит. б) «Анна, не грусти!»
3) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. в) «Волшебное слово»
7.Укажи верные утверждения.
1) Герои стихотворения «Я и Вовка» - настоящие друзья.
2) Аню из рассказа «Анна, не грусти!» можно назвать хорошей подругой.
3) Рассказ «Волшебное слово» учит вежливости.
4) Герой рассказа «Почему?» не раскаялся в том, что сказал маме неправду.
8. Узнай героя по описанию.
Совсем домашнее личико с её кудрявыми волосами, каких ни у кого больше нет.
- Катя 2) Аня 3) Оля 4) Наташа
9. Узнай произведение по одному предложению.
Я скоро совсем убегу из дому.
- «Анна, не грусти!» 3) «Волшебное слово»
- «Почему?» 4) «Два пирожных»
10.Собери пословицу о дружбе и запиши её правильно.
Старых, наживай, друзей, не теряй, новых.
________________________________________________________________
11. Какими качествами должен обладать настоящий друг? (напиши не менее трёх качеств)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по литературному чтению №3
«Я и мои друзья»
__________________________Вариант 2
1. Укажи, автором какого рассказа не является В.Осеева.
1). «Затейники» 3) «Хорошее»
2). «Почему» 4) «Волшебное слово»
2. Стрелкой соедини автора и его произведение.
«Анна, не грусти!»
В.Осеева «Почему?»
Ю.Ермолаев «Я и Вовка»
В.Лунин «Хорошее»
Н.Булгаков «За игрой»
В.Берестов «Волшебное слово»
«Два пирожных»
3. Объясни значение выражения.
Вовке было всё – трын-трава.
- Вовке было очень хорошо 3) Вовке было очень плохо
- Вовке было всё равно 4) Вовка за всё переживал
4. Герой какого рассказа свалил свою вину на собаку?
1) «Почему?» 3) «Анна, не грусти!»
2) «Хорошее» 4) «Два пирожных»
5. Укажи пословицу, которая подходит к рассказу «Хорошее».
Кто сразу помог, тот дважды помог.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Сам погибай, а товарища выручай.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
6. К каким из перечисленных рассказов можно отнести данные пословицы. Соедини их стрелками.
1) Друг познаётся в беде. а) «Почему?»
2) Добрый человек добру и учит. б) «Анна, не грусти!»
3) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. в) «Волшебное слово»
7. Узнай героя по описанию.
Младшая лепила из пластилина булочки и крендельки.
- Катя 2) Аня 3) Оля 4) Наташа
8. Узнай произведение по одному предложению.
Так они записками и разговаривали.
1) «Почему?» 3) «Два пирожных»
2) «Анна, не грусти!» 4) «Волшебное слово»
9. Какими качествами должен обладать настоящий друг? (напиши не менее трёх качеств)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Собери пословицу о дружбе и запиши её правильно.
Дерево, без друзей, что, без корней, человек.
_________________________________________________________________
11. Укажи верные утверждения.
1) Героев стихотворения «Я и Вовка» нельзя назвать настоящими друзьями.
2) Аню из рассказа «Анна, не грусти!» нельзя назвать хорошей подругой.
3) Рассказ «Хорошее» учит тому, что нужно совершать добрые поступки, а не говорить о них.
4) Герой рассказа «Почему?» рассказал маме правду, когда понял, что его не будут ругать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Русская народная сказка "Лиса и Тетерев".
Презентация. Русская народная сказка "Лиса и Тетерев"....
ТЕСТ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ "ЛИСА И ТЕТЕРЕВ".
Проверяем уровень понимания прочитанного....
Викторина по русской народной нардной сказке "Лиса и тетерев".
викторина по русской народной сказке "Лиса и тетерев"...
Разработка урока литературного чтения в 1 классе "Русская народная сказка "Лиса и тетерев""
Урок разработан к УМК "Планета Знаний. "Тип урока: урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного обучения. Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев"...
Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, учить оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи; работать над развит...
Задание по литературному чтению, 2 класс/ УМК "Школа России"/ русская народная сказка "Лиса и тетерев"
Используется в качестве дополнительного материала или альтернативы рабочей тетради....
Разработка урока по литературному чтению.1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"
Участвовала в районном фестивале открытых уроков. Надеюсь, материал кому-нибудь пригодится)) Методисты остались довольны))...