Олимпиада по литературному чтению 3 класс
олимпиадные задания по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по литературному чтению 3 класс
- Ответь на вопросы:
- Кому принадлежат слова: «...А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину»?
А) К. Паустовскому В) М. Пришвину
Б) Д. Мамину-Сибиряку Г) В. Бианки
- Кто последним доставил Муравьишку в муравейник?
А) Гусеница-Землемер В) Жучок-Блошачок
Б) Паук-Сенокосец Г) Гусеница-Листовертка
- Кто лечился с помощью трухлявого пня?
А) Лисица В) Утка
Б) Барсук Г) Муравей
- Кто написал произведение «Воробьишко»?
А) М. Горький В) О. Полонский
Б) К. Паустовский Г) В. Бианки
- Какое произведение написал Тим Собакин?
А) «Кошкин щенок» В) «Вредный кот»
Б) «Песни бегемотов» Г) «Серая Шейка»
- В каком произведении рассказывается о материнской самоотверженности ?
А) «Песни бегемотов» В) «Воробьишко»
Б) «Муравьиное царство» Г) «Барсучий нос»
- Какое произведение учит нас всегда говорить правду?
А) «Серая Шейка» В) «Карасик»
Б) «Муравьиное царство» Г) «Барсучий нос»
- На чём писали наши предки – восточные славяне?
пергамент
береста
папирус
- Соедини начало и конец фразы:
Папирус кора берёзы
Пергамент травянистое растение Древнего Египта
Береста специально обработанная кожа животных
- Узнайте произведение или героя по отрывку.
- Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу. Бурливая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.
- «Серая Шейка»
- «Карасик»
- «Барсучий нос»
- «Приключения Муравьишки»
- Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. »?
А) Храбрый заяц В) рукодельница
Б) Лягушка – путешественница Г) Ленивица
- Узнай героя по описанию и запиши, из какой он сказки:
1) Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели её в нарядное платье
________________________________________________________________
2) Одна шерстинка серебряная, другая – золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.
__________________________________________________________________
3) велел подвести к себе дарёного коня и только хотел сесть на него – конь обернулся серым волком. Царь, со страху, где стоял, там и упал.
__________________________________________________________________
- Впишите в каждое предложение соответствующее слово, для того чтобы получилось высказывание.
- Басня — это короткая ______________________ история, которая бывает в ________________________ или в _________________________________.
- Героями басни чаще всего выступают _______________________.
- В басне высмеиваются человеческие ________________________.
- Каждая басня содержит ____________________________________.
- Определите автора каждого фрагмента текста и запишите его фамилию в первую колонку таблицы.
- Соедини имя, отчество с фамилией автора:
Александр Сергеевич Фёдор Иванович Апполон Николаевич Афанасий Афанасьевич Иван Андреевич Михаил Юрьевич | Тютчев Майков Фет Пушкин Крылов Лермонтов |
- Соедини слова с их значением:
перлы тёплые ветра
зефиры издавна
искони жемчуг
лапти подставка для лучины
пелена крестьянская обувь
светец покрывало
7. Запиши качества человека, которые высмеиваются и наказываются в сказках.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8. Запиши качества человека, которые вознаграждаются в сказках
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
9. Прочитай внимательно текст и выполни задания:
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ДОМА
Где только не устраивают себе дома животные! Свободного местечка нигде не осталось!
В воздухе – дом у иволги. На высоте двенадцати метров над землёй подвесила она к ветке берёзы лёгкую корзиночку, сплетённую из стебельков, волосков и шерстинок. В корзиночке – четыре яйца. Иволга – заботливая мать. Чтобы прокормить птенцов, она по сто раз в день прилетает к гнезду. Синичка, например, прилетает к птенцам в два раза реже.
У мышки-малютки гнездо совсем как птичье – висит на высоте двух метров на ветке можжевельника. Мышка свила его из травинок и тонких стебельков.
В траве – дом у жаворонка, овсянки, пеночки и многих других птиц. Гнездо пеночки-веснички имеет форму шара с боковым входом и напоминает шалашик. Оно сплетено из тонких сухих травинок и корешков, мягких стебельков, мха. Сверху гнездо прикрыто пучками сухой травы.
Жуки-древоточцы, короеды живут в деревьях. В деревьях живут и их враги – дятлы, синицы, скворцы. Они устраивают свои дома в дуплах.
Под землёй норы у мышей, крота, барсука, зимородка. Крот строит жилище весьма искусно: небольшая круглая камера с несколькими выходами выстилается листьями, мхом, сухой травой.
Под водой устроили себе домики ручейники и водяной паук-серебрянка. Паук строит свой дом из воздуха. Высунет своё брюшко над водой, опояшется воздухом и опустится под воду. А там брюхо к воздушной стене приложит, будто кирпич. Так и таскает сверху воздушные кирпичики, пока не достроит свой дом.
Настоящее гнездо выстроила себе рыбка колюшка. Строил самец: укрепил тяжёлые стебельки трав на песчаном дне, склеил своим клеем и заткнул все дырочки мхом. В стенках гнезда он оставил две двери. Дом готов. Скоро в нём из икринок появится сотня мальков.
1.Определи жанр произведения ____________________________________________
2.Определи стиль речи
а) художественный
б) научный
в) публицистический
3. Напиши, сколько в этом тексте абзацев. ________________________
4. Как бы ты озаглавил 5 абзац?_____________________________________________
5. Какой абзац можно озаглавить «Домик из воздуха»? - _______________________
6. Какое из высказываний лучше всего выражает основное содержание текста:
□ В тексте рассказывается, как строят гнёзда птицы.
□ В тексте рассказывается, как живут и размножаются рыбы.
□ В тексте рассказывается, как устраивают себе дома разные животные.
□ В тексте сравниваются домики крота и паука-серебряника.
7. Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту. Начни их со слов:
Кто _____________________________________________________________________?
Что______________________________________________________________________?
Где ______________________________________________________________________?
Почему___________________________________________________________________?
Зачем____________________________________________________________________?
Для чего__________________________________________________________________?
10. Отгадай загадки. По ключевым словам (отгадкам) узнай произведение, запиши его название.
Загадка | Отгадка | Название произведения |
Не боюсь грозы ни грамма Коль со мною рядом… | ||
Стоит дом: Кто в него войдёт, Тот ум приобретёт. | ||
В школе учит он детей. Строг, но всё прощает. Помогает стать умней, Всё он объясняет |
11. Собери стихотворение, записав строки по порядку.
Коза.
Ей навстречу попался народ.
И коза опустила глаза.
Побежала коза в огород
Побежала опять в огород.
- Как не стыдно тебе, егоза?
А когда разошёлся народ,
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Молодец!
Олимпиадные задания по литературному чтению 3 класс для жюри!!!!!
- Ответь на вопросы:
- Кому принадлежат слова: «...А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину»?
А) К. Паустовскому В) М. Пришвину
Б) Д. Мамину-Сибиряку Г) В. Бианки
- Кто последним доставил Муравьишку в муравейник?
А) Гусеница-Землемер В) Жучок-Блошачок
Б) Паук-Сенокосец Г) Гусеница-Листовертка
- Кто лечился с помощью трухлявого пня?
А) Лисица В) Утка
Б) Барсук Г) Муравей
- Кто написал произведение «Воробьишко»?
А) М. Горький В) О. Полонский
Б) К. Паустовский Г) В. Бианки
- Какое произведение написал Тим Собакин?
А) «Кошкин щенок» В) «Вредный кот»
Б) «Песни бегемотов» Г) «Серая Шейка»
- В каком произведении рассказывается о материнской самоотверженности ?
А) «Песни бегемотов» В) «Воробьишко»
Б) «Муравьиное царство» Г) «Барсучий нос»
- Какое произведение учит нас всегда говорить правду?
А) «Серая Шейка» В) «Карасик»
Б) «Муравьиное царство» Г) «Барсучий нос»
- На чём писали наши предки – восточные славяне?
пергамент
береста
папирус
- Соедини начало и конец фразы:
Папирус кора берёзы -(береста)
Пергамент травянистое растение Древнего Египта- (Папирус)
Береста специально обработанная кожа животных -(пергамент)
- Узнайте произведение или героя по отрывку.
- Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу. Бурливая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.
- «Серая Шейка»
- «Карасик»
- «Барсучий нос»
- «Приключения Муравьишки»
- Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. »?
А)Храбрый заяц В) рукодельница
Б)Лягушка – путешественница Г) Ленивица
- Узнай героя по описанию и запиши, из какой он сказки:
1) Сняли камень с шеи, окунули еѐ в ключевую воду, одели еѐ в нарядное платье
Аленушка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
2) Одна шерстинка серебряная, другая –золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.
Сивка – бурка, «Сивка – бурка»
3) велел подвести к себе дарѐного коня и только хотел сесть на него – конь обернулся серым волком. Царь со страху где стоял, там и упал.
Царь Афрон, Сказка «Иван царевич и Серый волк»
- Впишите в каждое предложение соответствующее слово, для того чтобы получилось высказывание.
- Басня — это короткая нравоучительная история, которая бывает в стихотворной или в прозаической форме.
- Героями басни чаще всего выступают животные.
- В басне высмеиваются человеческие пороки.
- Каждая басня содержит мораль.
- Определите автора каждого фрагмента текста и запишите его фамилию в первую колонку таблицы.
Автор произведения (полностью) | Строка произведения |
Иван Андреевич Крылов | «Отколе ни возьмись, навстречу Моська им». |
Лев Николаевич Толстой | «Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его слабели». |
Александр Сергеевич Пушкин | «Все теперь идут в палаты: У ворот блистают латы, И стоят в глазах царя Тридцать три богатыря». |
Сергей Александрович Есенин | Гой ты, Русь, моя родная, |
Афанасий Афанасьевич Фет | Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. |
Александр Ефимович Измайлов | «Пожалуй, дядюшка, голубчик, перестань, - |
- Соедини имя, отчество с фамилией автора:
Александр Сергеевич Фёдор Иванович Апполон Николаевич Афанасий Афанасьевич Иван Андреевич Михаил Юрьевич Лев Николаевич | Тютчев Майков Фет Пушкин Толстой Крылов Лермонтов |
- Соедини слова с их значением:
перлы - жемчуг
зефиры - тѐплые ветра
искони - издавна
лапти - крестьянская обувь
пелена - покрывало
светец - подставка для лучины
7. Запиши качества человека, которые высмеиваются и наказываются в сказках.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8. Запиши качества человека, которые вознаграждаются в сказках
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
9. Прочитай внимательно текст и выполни задания:
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ДОМА
Где только не устраивают себе дома животные! Свободного местечка нигде не осталось!
В воздухе – дом у иволги. На высоте двенадцати метров над землёй подвесила она к ветке берёзы лёгкую корзиночку, сплетённую из стебельков, волосков и шерстинок. В корзиночке – четыре яйца. Иволга – заботливая мать. Чтобы прокормить птенцов, она по сто раз в день прилетает к гнезду. Синичка, например, прилетает к птенцам в два раза реже.
У мышки-малютки гнездо совсем как птичье – висит на высоте двух метров на ветке можжевельника. Мышка свила его из травинок и тонких стебельков.
В траве – дом у жаворонка, овсянки, пеночки и многих других птиц. Гнездо пеночки-веснички имеет форму шара с боковым входом и напоминает шалашик. Оно сплетено из тонких сухих травинок и корешков, мягких стебельков, мха. Сверху гнездо прикрыто пучками сухой травы.
Жуки-древоточцы, короеды живут в деревьях. В деревьях живут и их враги – дятлы, синицы, скворцы. Они устраивают свои дома в дуплах.
Под землёй норы у мышей, крота, барсука, зимородка. Крот строит жилище весьма искусно: небольшая круглая камера с несколькими выходами выстилается листьями, мхом, сухой травой.
Под водой устроили себе домики ручейники и водяной паук-серебрянка. Паук строит свой дом из воздуха. Высунет своё брюшко над водой, опояшется воздухом и опустится под воду. А там брюхо к воздушной стене приложит, будто кирпич. Так и таскает сверху воздушные кирпичики, пока не достроит свой дом.
Настоящее гнездо выстроила себе рыбка колюшка. Строил самец: укрепил тяжёлые стебельки трав на песчаном дне, склеил своим клеем и заткнул все дырочки мхом. В стенках гнезда он оставил две двери. Дом готов. Скоро в нём из икринок появится сотня мальков.
1.Определи жанр произведения рассказ
2.Определи стиль речи
а) художественный
б) научный
в) публицистический
3. Напиши, сколько в этом тексте абзацев - 8
4. Как бы ты озаглавил 5 абзац?___________________________________
5. Какой абзац можно озаглавить «Домик из воздуха»? - 2
6. Какое из высказываний лучше всего выражает основное содержание текста:
□ В тексте рассказывается, как строят гнёзда птицы.
□ В тексте рассказывается, как живут и размножаются рыбы.
□ В тексте рассказывается, как устраивают себе дома разные животные.
□ В тексте сравниваются домики крота и паука-серебряника.
7. Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту. Начни их со слов:
Кто _____________________________________________________________________?
Что______________________________________________________________________?
Где ______________________________________________________________________?
Почему___________________________________________________________________?
Зачем____________________________________________________________________?
Для чего__________________________________________________________________?
10. Отгадай загадки. По ключевым словам (отгадкам) узнай произведение, запиши его название.
Загадка | Отгадка | Название произведения |
Не боюсь грозы ни грамма Коль со мною рядом… | мама | А.П.Платонов «Еще мама» |
Стоит дом: Кто в него войдѐт, Тот ум приобретѐт. | школа | |
В школе учит он детей. Строг, но всѐ прощает. Помогает стать умней, Всѐ он объясняет | учитель |
11. Собери стихотворение, записав строки по порядку.
Коза.
Ей навстречу попался народ.
И коза опустила глаза.
Побежала коза в огород
Побежала опять в огород.
- Как не стыдно тебе, егоза?
А когда разошёлся народ,
Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ.
Как не стыдно тебе, егоза? —
И коза опустила глаза.
А когда разошелся народ,
Побежала опять в огород.
Молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по литературному чтению. 2 класс.
3 варианта заданий....
олимпиада по литературному чтению 4 класс
В олимпиаду содержит задания на знание литературоведческих терминов, жанров художественных произведений, проверку уровня начитанности....
Олимпиады по литературному чтению во 2-3 классах
Мною предложены тексты заданий олимпиад по литературному чтению во 2-3 классах. Эти задания апробированы в городском конкурсе "Интеллектуальные игры". Можно использовать учителям начальных классов для...
Олимпиада по литературному чтению. 4 класс.
Олимпиада. Литературное чтение. 4 класс. Можно использовать как подготовительную и отборочную внутри класса....
Подготовка к олимпиаде по литературному чтению для 4 класса
Представлено темтическое планирование Представлено тематическое планирование и методические разработки групповых занятий по литературе для 4 классов "Подготовка к олимпиаде по литературному чтени...
Олимпиада по литературному чтению в 4 классе
Олимпиадные задания по литературному чтению в 4 классе предназначены для проведения 1 школьного тура, выявления одарённых учеников и направления их для участия в городском туре....
Олимпиада по литературному чтению 2 класс
Материал для школьной олимпиады...