Андерсен "русалочка"
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Материал 4 класса по литературному чтению тему: Андерсен "русалочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_4_z.docx | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 05.05.2023 Школа: МАОУ «МЛ №148» Класс: 4 «з» Урок: 5 Время:16:55-17:30 Кабинет: 112 | Студент: Жаткина Надежда Андреевна Группа: 35 Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока: «Г.Х. Андерсен «Русалочка»».
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции: понимание информации анализируемого текста; формирование умения осознано, выразительно читать.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1)формировать понятие о сказке как о жанре литературы; 2)формировать умение выразительно читать сказки; 3)познакомить с творчеством Г. Х. Андерсона. | Предметные: научатся: 1)учиться анализировать прочитанное; 2)учиться характеризовать героев и их действия. |
Развивающие: 1) развивать логические мышление: умение рассуждать, анализировать делать выводы в ходе чтения и анализа 2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы | Личностные: 1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 2)формировать способность к оценке своих действий. |
Воспитательные: 1) воспитывать интерес к чтению 2) воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы |
УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная презентация
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята, меня зовут Надежда Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку 3. Психологически настраивает учащихся класса на урок. -У вас на столах лежат листочки, это лестница успеха. Нарисуйте человека на первой ступеньке, дальше вы будете узнавать много нового и подниматься по лесенкам вверх. - Начнем урок с высказывания французского писателя Жан-Жака Руссо. «Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами, приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Ж.Ж. Руссо Как вы понимаете данное высказывание? | 1.Приветсвуют учителя. 2. Проверяют свою готовность к уроку 3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. Предположения детей | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | Раздатка Учебная презентация: слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1.Организует актуализацию знаний через подводящий диалог -А начнем мы наш урок с речевой разминки. Работать будем со скороговоркой. Учитель читает скороговорку - теперь прочитаем все вместе в пол голоса. Скороговорка: Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей. -Кто желает попробовать прочитать….. -Прочитайте: весело, шепотом, громко, скороговоркой, выразительно. -Молодцы - Сейчас у нас будет викторина ваша задача меня внимательно слушать и отвечать на мои вопросы. 1)Какой герой сказок знает столько сказок, сколько не знает никто? (Оле-Лукойе.) 2)Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем… (Дюймовочка.) 3)В какой сказке сердце мальчика превратилось в кусочек льда? («Снежная королева»). 4)Назовите героиню , превратившуюся в морскую пену? (Русалочка.) 5)Кто был сыном оловянной ложки? (Стойкий оловянный солдатик ). 6) Какая сказка начинается словами : Жил был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, только настоящую» -Скажите что объединяет все ответы на нашу викторину? -отгадайте загадку и она нам поможет узнать тему урока Сидит длинноволосая девица. В своей просторной светлице, по земле не ходит, а под водой пляски заводит, да чешуйчатым хвостом волны наводит. (Русалка) | 2. Отвечают на вопросы учителя читают по одному ученику Оле-Лукойе Дюймовочка Снежная королева Русалочка Стойкий оловянный солдатик Принцесса на горошине Один автор Андерсен русалка | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Учебная презентация: слайд 2 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Сформулируйте тему урока на основе нашего разговора
- Сформулируем цель нашего урока - Поставим задачи на урок по опорным словам Прочитать… Узнать… Поразмышлять… | 1.Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. Тема: Г.Х. Андерсен «русалочка» Познакомиться с произведением Г.Х. Андерсена Прочитать произведение Андерсена « русалочка» Узнать о главных героях сказки Андерсена Поразмышлять над главной мыслью сказки | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | Учебная презентация: слайд 5 Слайд 6 |
«Открытие детьми нового знания» (10 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | Ознакомление с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена Сейчас мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена Знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен жил в Дании Ганс Христиан Андерсен родился в старом датском городе Оденсе 2 апреля 1805 года. Отец его был сапожником, но мечтал о двух радостях – учиться и путешествовать. А так как ему ни то, ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь». Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько ваз на окнах: в них цвели тюльпаны. Тихий мальчик Ганс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу решался рассказывать их взрослым. В Оденсе был свой театр. Отец Ганса сделал ещё одно великое дело – он успел сходить с сыном в театр. Вот тут-то всё и началось! Ганс решил стать актёром, петь на сцене, танцевать и декламировать стихи. На 23 году жизни вышла первая книга «Прогулка на остров Амагер». На скудный гонорар от своих книг Андерсен отправился в путешествие по Европе. Путешествуя он знакомился со своими любимыми писателями и художниками, поэтами и музыкантами. Он писал всюду, где его заставляла жажда писать. | УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи | Работа с учебником Ученая презентация Слайд 7, 8, 9 Слайд 10 | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1.Организует первичное закрепление. - Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник? - Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира. - А что вы знаете о русалках? Вспомните, в каких сказках вы встречали русалок? - Русалка - в народных поверьях и сказках существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. - Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. - Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини. - Прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об отношении автора к героине сказки. | 1. Выполняют задание и объясняют свой выбор Русалочку Ответы детей Слушают учителя относится с нежностью, с любовью, с уважением, с заботой | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностьюУУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Работа с учебником Учебная презентация Слайд 11 |
Самостоятельная работа с самопроверкой (15-20 минут) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя | 1.Организует самостоятельную работу. - Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов. (на карточках записаны слова и их значение) Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки. Коралл – красивый известковый скелет морских организмов. Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части. Янтарь – окаменевшая смола древних растений. Устрицы – морской моллюск. Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой). Вдовец – мужчина, у которого умерла жена. Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник. Снасти и реи – детали корабля. Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов. Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза. Валторна – духовой музыкальный инструмент. Мельничное колесо – колесо водяной мельницы, на которое вода льётся с плотины. Пучина – морская глубина. Владычить – хозяйничать. Ил – вязкий осадок на дне водоёма. Снадобья – волшебные средства. Муслин – лёгкая и тонкая ткань. Штиль – полное безветрие на море. Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину моря и добывает жемчуг. Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна. Спрашиваю значение слов ФИЗМИНУТКА | 1.Выполняют самостоятельную работу. Работают со значением слов Знакомятся со значениями слов , читают и запоминают Отвечают, как запомнили | УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | Учебная презентация: слайд 12 |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Внешний контроль | Открываем учебники, берем карандаш, я включаю сказку русалочка, а вы следите по тексту. (ауди) -Ребята мы послушали сказку можем ли мы подняться на лесенку выше? - Читаем первую часть сказки (читает подготовленный ученик) (до слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет…» с.167-168). - Где разворачивается действие сказки? - О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка? - Как вы думаете, кто была младшая внучка? - Что происходило дальше, мы узнаем из второй части. (Читает ученик) (до слов «Надвигалась буря…» с.168-171) - Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет. - Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.169) - Какой праздник отмечали на корабле? - Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему? - Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство? -Что будет дальше вы узнаете дома, когда прочитаете. Ребята, мы прочитали, поразмышляли над сказкой, узнали ли мы главных героев, назовите их? -молодцы Если все это мы узнали, что нам тогда нужно сделать? | поднимаемся в море о морском царе, что он овдовел и о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки) русалочка, героиня сказки - бабушка украсила её и русалочка поднялась на поверхность - день рождения принца - да, потому что на корабле было красиво и ей понравился принц Русалочка, принц Подняться выше на ступеньку по нашей лестнице успеха | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Работа с учебником Учебная презентация: слайд 13, 14 |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1.Организует анализ работы по критериям. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Какие цели на урок мы ставили? - Сейчас с помощью лесенки успеха оцените свою работу на уроке: Кому было трудно подниматься по лестнице успеха? - Откройте дневники и запишите задание на дом. Прочитать сказку дальше (до слов «Дворец был из светло-жёлтого блестящего камня…», с.171-174). Пересказать эту часть. Урок окончен, вы большие молодцы! | 1.Анализируютсвоюработунауроке,уровеньусвоенияучебногоматериала. Андерсен «русалочка» Цель: познакомиться с произведением Г.Х.Андерсена «Русалочка» | УУРД: Оценивать свою работу | Учебная презентация: слайд 15 с темой урока Раздаточный материал «Лесенка успеха» |
Фамилии | 3 | 4 | 5 |