Урок литературного чтения по теме: А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Наталья Минифлеровна Рахимова

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (отрывки) (Программа ПНШ)

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому.

Предметные: формировать навыки анализировать текст; развивать у учащихся навыки выразительного чтения, речь, внимание, память.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение, участвовать в диалоге, договариваться.

Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале

Цель  урока:  знакомство с творчеством  А. С. Пушкина, повторение  типов  рифмовки

Тип урока: комбинированный

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки)

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому.

Предметные: формировать навыки анализировать текст; развивать у учащихся навыки выразительного чтения, речь, внимание, память.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение, участвовать в диалоге, договариваться.

Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале

Цель  урока:  знакомство с творчеством  А. С. Пушкина, повторение  типов  рифмовки

Тип урока: комбинированный

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Ⅰ ЭТАП

- Ребята, посмотрите на слайд. Вы знаете кто это? (Это портрет А.С. Пушкина).

СЛАЙД 1-2

- Что вы помните об А.С. Пушкине? Какие произведения он написал?

СЛАЙД 3

 По словам современников, А.С.Пушкин был небольшого роста, в детстве у него были белокурые курчавые волосы, потом они стали тёмно-русыми, глаза были голубые, кожа – светлая. В то время очень модно было французское воспитание: маленький Саша говорил и читал только по-французски. В детстве А.С.Пушкин был очень подвижным, шаловливым мальчиком, обладал необыкновенным умом и памятью.

СЛАЙД 4-8

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Знакомиться с творчеством поэта). 

- Прочитайте на стр.128 (Продолжаем знакомство с творчеством А. С. Пушкина).

- Какие цели перед собой поставим на этот урок? (Научимся выразительно читать отрывок из произведения «Евгений Онегин», узнаем новые слова, будем анализировать произведение, повторим типы рифмовки). 

- На этом уроке мы снова окунемся в поэтический мир произведений А. С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлетов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. Задача читателя, а значит, наша, – понять все, что стоит за словом.

- Послушайте внимательно стихотворение.  Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их?

АУДИОЗАПИСЬ

- Какой тип рифмовки используется в первом четверостишии? (перекрестная рифма)

– А во втором? (парная)

- В третьем? (охватная)

- В заключительном двустишии? (парная)

- Прочитайте вопрос Кости на стр.128. А как думаете вы?

- Прочитайте 1 абзац на стр.129. Как же нужно читать данную строфу? Можно ли сделать паузу в конце первого четверостишия? А в конце третьего? Давайте проверим это.

- Прочитайте, что заметил Миша: все как-то перетекает одно в другое, как-то плавненько, незаметно. Даже непонятно, где какая часть. Все - единое целое. Костя напомнил, что все вместе одна строфа. Вы согласны с Мишей и Костей?

- А вот Маша думает, что здесь две смысловые части. Сначала – ожидание зимы и первого снега. Потом – то, что Татьяна видит из окна.

- Вы согласитесь с Машей? Давайте перечитаем текст и выделим части. (Сначала – ожидание зимы и первый снег. Потом – то, что Татьяна видит из окна.)

ⅠⅠ ЭТАП

- А сейчас послушайте чтение отрывка А. С. Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”.

АУДИОЗАПИСЬ

- Этот отрывок из романа “Евгений Онегин” знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи Пушкина, тем сложнее учить детям это стихотворение наизусть. Почему?

- На 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых нам трудно нарисовать в воображении картину, запечатленную поэтом. Давайте найдем устаревшие слова и объясним.

Дровни  –  крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов.

Бразды – борозды, следы от полозьев на снегу.

Кибитка – крытый экипаж, повозка.

Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.

Тулуп – долгополая меховая шуба.

Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

- Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их?

(Три  смысловые части  в этой строфе)

- В первой говорится о крестьянине, который едет по первому снегу.

- Во второй - о том, как мчится кибитка.

- В третей – о том, как бегает дворовый мальчик, себя в коня преобразив.

- Проверьте, каким типом рифмовки поэт пользуется в первом (перекрестная), во втором (парная), в третьем (охватная) четверостишиях и в заключительном двустишии (парная). А рифмуются ли заключительные две строчки? Порядок использования рифмовок в этом отрывке такой же, как и в предыдущем?

- Как вы думаете, почему А.С.Пушкин не захотел писать роман “Евгений Онегин”, с отрывками из которого мы сегодня познакомились, используя только одну какую-то рифму?        

- Роман – это крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным. С тех пор весь поэтический мир называет эту строфу “онегинская строфа”. Сколько строчек составляет строфа, названая “онегинской”? (14)

 РЕФЛЕКСИЯ

- Оцените свою работу на уроке.

ИТОГ

- А теперь пора подвести итог нашего урока. Как называется произведение, отрывки из которого мы читали? Кто его написал? Что нового узнали? Достиг ли урок своей цели?

Вывод: научились выразительно читать отрывок из произведения «Евгений Онегин», узнали новые слова, проанализировали произведение, повторили типы рифмовки.

Д/З: выучить наизусть один из отрывков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "А.С. Пушкин «Зимняя дорога».

Представлен урок, выполненный в Презентации Microsoft  Office PowerPoint 2003  к уроку  по стихотворению А.С. Пушкина «Зимняя дорога»....

Урок литературного чтения по теме: А. С. Пушкин. "Уж небо осенью дышало..."

Данный материал представляет собой конспект урока литературного чтения во 2-м классе, в котором представлена подробная работа над выразительным чтением стихотворения....

Презентация к уроку литературного чтения по теме "А.С.Пушкин стихотворение "Унылая пора! Очей очарованье!"

презентация разработана к учебнику В.Лазаревой "Литературное чтение" 2 класс (система Л.В.Занкова)...

Урок литературного чтения по теме А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Литературное чтение в 4 классе. Тема: А.С.Пушкин. Зимнее утро. Технология: "Обучение в сотрудничестве"...

Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».

Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....

Урок литературного чтения по теме: «А.С. Пушкин. Знакомство с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила».

Урок литературного чтения по теме: «А.С. Пушкин.  Знакомство с отрывком из поэмы«Руслан и Людмила». 2 класс...