«Организация работы над словами с непроверяемыми написаниями»
статья по чтению (1 класс)

vsolov13

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемым написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей, развитие мыслительных способностей, кругозора детей.

Цель: поделиться личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация работы над словами с непроверяемыми написаниями»

Соловьева Вероника Александровна, учитель средней школы №11 города Ярославля.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а системная, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа».

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемым написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей, развитие мыслительных способностей, кругозора детей.

Цель: поделиться личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарем.

Один из главных показателей речевого и умственного развития детей является богатство их словарного запаса, который необходим языку.

Что нужно сделать, чтобы научить грамотно писать слова с непроверяемыми написаниями?

Во всех учебно-методических комплектах (УМК) мы наблюдаем то, что дается разный состав словарных слов. И поэтому пришлось перестроить свою работу.

Первый этап – подготовительный этап.

  1. Приготовили словарики;
  2. Систематизировали слова по возрастным классам обучения в алфавитном порядке;
  3. Систематизировали карточки и добавили новые слова в двух экземплярах;
  4. Спланировали ознакомление со словарными словами по классам на 4 года обучения в алфавитном порядке, понедельно.

Цель этой работы: раскрыть смысл значения каждого изучаемого слова, добиваться, чтобы дети правильно произносили и писали эти слова, формировать навыки работы со словом и употребление словарных слов в устной и письменной речи. Словарные слова мы используем и при проведении чистописания, особенно при написании строчных букв, при объяснении нового материала и закреплении пройденного, в контрольных, творческих работах. В учебниках начальной школы часто встречаются непонятные слова с непроверяемыми написаниями. Очень важно не оставлять без внимания эти слова. Обязательно учащиеся имеют индивидуальный словарик, с которым мы начинаем работу со второго полугодия 1-го класса. Все словарные слова записывают дети с одной стороны, а на обратной пишутся словарные диктанты. В 1-ом классе и в первом полугодии 2-го класса работа проводится коллективная. Со второго полугодия 2-го класса и далее коллективная форма сочетается с индивидуальной. Проводится систематический контроль со стороны учителя – словарик проверяется.

Второй этап – ознакомительный.

На этом этапе знакомим детей со словом или группой слов. Работа проводится так:

  1. Через загадку идет знакомство карточки изучаемого предмета; устанавливается значение этого предмета;
  2. С целью определения места ударения, количества слогов, произнесения по порядку всех звуков идет проговаривание слова с детьми хором или индивидуально;
  3. Чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;
  4. Решение орфографических задач, например: какую букву надо проверить при написании и почему? Можно ли проверить эту букву? Как проверить эту букву?

Слова записываются в словарях с постановкой ударения, букву, которую надо запомнить, подчеркиваем.

  1. Составление словосочетаний и предложений;
  2. Подбор антонимов, синонимов, многозначность слова, где это возможно.

В коллективном разборе идет доказательство слабой и сильной позиции в слове. Здесь мы используем карточки-картинки, иллюстрации, пословицы, поговорки, загадки, тексты, предложения. Очень важно на данном этапе обращать внимание детей на осмысление значения слова – предметы, иначе – на признак, который присущ только этому предмету, а затем связать это с орфограммой. Например, изучаем слово пальто. Говорим о пальто, выделяем признак, который отличает его от других предметов одежды. Одевая пальто, пальцы просовываем в рукава. Обращаем внимание детей на гласную «а» в слове «пальцы». Таким образом, пальто ассоциируется с пальцами. Так детьми запоминается написание слова «пальто». Медведь ассоциируется со словом «мёд», запоминается буква «ё».

На этом этапе используется слуховая память, потом зрительная и моторная память. Работа на данном этапе дает детям возможность понять слова, правильно произносить и писать их, грамотно употреблять их в устной речи.

«Чем богаче словарь ребенка, тем точнее употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности». Писал Н.С.Рождественский.

Третий этап – закрепительный. На данный этап отводится 5 уроков и более. Используется многократное повторение словарных слов с четкой артикуляцией. Должны быть упражнения разнообразными, обязательно способствовать активному запоминанию содержания в слове трудностей. Урок начинается с чтения словарных слов, орфографической разминки.

1 класс. Письмо через кальку по трафарету, списывание с доски с пропуском букв, работа в паре с последующей взаимопроверкой, использование игр, кроссвордов, ребусов.

«На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков… (горох).

Прошу вас все слова назвать

Где -оро- надо написать».

Шуточные вопросы и задания используются.

В каких словах спрятались ноты?

Помидор, ребята, дорога.

2 класс. Каждой букве соответствует определенное число.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 … 7 3 5 3 1 (мороз)

3 класс. Из каких слов выпали гласные?

Д_р_вн_, л_г_шк_, т_л_ф_н

4 класс. Морфологические упражнения.

Ответьте одним словом.

- Кто живет в лесу?

Вставить предлоги.

- Заяц быстро несся … (лес).

Синтаксические упражнения.

Выписать словосочетания со словарным словом.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

Лексические упражнения.

Сгруппируй слова по темам:

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

На этом этапе много способов по запоминанию с трудными написаниями. Например, списывание (различные задания). Диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие), ребусы, иллюстрации, творческие работы (по развитию связной речи) – письмо текста по памяти, свободный диктант, изложения, сочинения, ответы на вопросы, таблицы (вводятся в IV и III классе).

Четвертый этап – контрольный.

Целью данного этапа является проверка умения учащихся писать изученные слова в письменной работе.

Проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные диктанты (1 класс – 8-10 слов; 2 класс -10-12 слов; 3 класс – 12-15 слов, 4 класс – 18-20 слов); проверочные и контрольные диктанты по темам русского языка с обязательным включением слов с непроверяемыми написаниями, творческие работы.

Анализируя работы, определяем степень освоения навыка письма слов, на основе допущенных ошибок, включаем эти слова в разные тренировочные упражнения и в последующие диктанты. Работая над словарными словами, основной упор делаем на запоминание, но не механическое. Младшие школьники любую информацию зрительно запоминают намного лучше, чем на слух. Работа над словом развивает скорость чтения, память, логическое мышление, увеличивает словарный и лексический запас слов и грамотность письма.

Пятый этап – итогово-аналитический.

Целью этого этапа является продвижение классов по усвоению и написанию слов с непроверяемыми написаниями.

Приведем фрагменты трёх уроков:

1 класс.

  1. Выборочный диктант (дети из текста записывают только словарные слова);
  2. Составление небольших рассказов на темы («Школьные принадлежности», «Мои друзья», «Природные явления», «Праздники»);
  3. Выпиши из словаря слова на тему: «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы»;
  4. Выпиши слова с ь в середине;
  5. Выпиши 5-7 слов на определенную букву: у, п, м и т.д.
  6. Загадывание загадок на темы: «Учебные принадлежности», «Посуда», «Растения»;
  7. Допиши предложение: На стене висит…На грядке растёт…Громко каркает…
  8. Игры.
  1. Угадай слово:

мо…

ко…

ре…

  1. Из каких слов «выпали» гласные:

Д…р...вн…

М…рк…вь

  1. Первый слог «потерялся»:

…нал (пенал)

…роз (мороз)

…пуста (капуста)

2 класс.

  1. Выпиши слова, обозначающие овощи, названия птиц и т.д.
  2. Выпиши слова, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?».
  3. Выпиши слова, обозначающие предметы или признаки предметов.

Задания на классификацию.

а) запиши названия месяцев нужном порядке;

б) запиши дни недели в нужном порядке;

в) запиши названия животных, одежды, орудий труда, овощей.

Задания на группировку слов по общим признакам (по частям речи, по числам, по различным признакам и т.д.).

Ответь на вопросы предложениями или односложно:

Какой месяц начинает год? (Январь)

Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Какой день недели последний? (Воскресенье)

Комментированное письмо или выборочный диктант. Для этого вида работа зачастую используются пословицы. Например:

Нет в мире краше Родины нашей.

Москва –всем городам мать.

Допиши пропущенные слова:

Береги нос в большой … (Мороз)

Понедельник неделю начинает, а … заканчивает. (Воскресенье)

Игры.

  1. Кто какой голос подаёт?

в…робей рычит

с…рока кукарекает

п…тух трещит

м…дведь чирикает

  1. Где начало слова?

…род

…вод

…пог

Развитие устной речи:

  1. Составь предложения с данными словами: Россия, город. улица, метро.
  2. Составь предложения с данными словосочетаниями: берёзовый сок, вкусный обед, голубой платок, городская улица, летний месяц.
  3. Подбери однокоренные слова к данным словам: тарелка - …, щавель - …, сапог - …, картина - …

3 класс.

При знакомстве с новым словом учащимся предлагается:

- указать, какой частью речи оно является;

- разобрать данное слово по составу;

- от имени существительные образовать прилагательное (и наоборот);

- просклонять новое слово по падежам.

В алфавитном порядке написать названия месяцев.

Напиши 6-7 слов, начинающихся с букв: б, г, л, о, которые являются именами существительными и именами прилагательными.

Напиши 5-6 слов с безударной гласной: е (а, о) и образуй новые слова с суффиксами –к-, -н-. Например: малина-малинка, кровать – кроватка, морковь – морковка.

Напиши 6 имен существительных с ь на конце слова и укажи склонение.

Просклоняй новое слово по падежам.

Подобрать однокоренные слова к данным словам: праздник – праздничный, картина – картинная, лягушка – лягушачьи.

Поставь словосочетания в нужном падеже. Например: осенняя погода (винительный, творительный падеж).

Подбери синонимы и антонимы к данным словам. Например: шоссе – дорога, магистраль, трасса.

Игра-диктант.

«Кто больше запомнит?»

Игра «Самый внимательный».

Ученики любят светлый класс, где учатся, пишут, читают.

Игра «Присмотритесь к слову».

К слову подбирают слова, обозначающие признаки предметов.

4 класс.

Напишите 5-6 слов, начинающихся с букв: р (с, ф, п), которые являются именами существительными и именами прилагательными.

Выписать 5 имен существительных 1-го или 2-го склонения.

Выписать числительные из словаря.

Игра «Присмотрись к слову» (к слову подбирают слова, обозначающие признаки предметов).

Творческие работы по опорным словам, например, на тему «В школьной библиотеке» со словами: библиотека, альбом, компьютер, картина, мебель, портрет, поэт, прекрасный, растение.

Игра «Догадайся». В пропущенные клеточки учащиеся вставляют пропущенные буквы:

п...сс...жир

п…заж

свит…р

св…ркать

к…смич…ский

Собери слоги:

дир, ман, ко

да, бо, сво

реть, го

гон, ва

Для правильного закрепления написания словарного слова используем шуточные вопросы. Например: «В каких словах живет рак?» (завтРАК, РАКета).

Словарная работа на уроке не самоцель, она должна легко и свободно вписываться в тему урока и быть в единстве с орфографической работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...

Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями

Работа над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью...

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

Материал поможет молодым специалистам и учителям со стажем по-новому взглянуть на работу над словами из словаря. Учить слова можно легко и с удовольствием. для этого ипользуйте методические приемы для...

Организация работы над словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе

Всем учителям начальной школы знакома проблема обучения грамотному письму. Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с непроверяемой безударной глас...

«Организация словарной работы со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в 1-2 классах»

В методической разработке описаны особенности работы над словами с непроверяемыми написаниями....