"Формирование навыков смыслового чтения"
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
В статье подробно описаны приемы работы для формирования навыков смыслового чтения; рассказано, что такое технология продуктивного чтения, и показан образ "идеального читателя".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_smyslovogo_chteniya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков смыслового чтения
( Из опыта работы: приемы формирования навыков смыслового чтения)
Смысловое чтение – актуальная проблема сегодняшнего времени. Психологами доказано, что осознанное, смысловое чтение приходит в 6 -7 классах (это возраст 12 – 13 лет).
А что до этого делать учителю? Формировать навыки на всех уроках и во внеурочной деятельности.
Какие? Подскажут требования программы и результаты по предмету, к которым мы приходим по окончании начальной школы:
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Как формировать навыки смыслового чтения?
- Через главный инструмент – учебник.
Просмотрите и проанализируйте учебники русского языка. Можно увидеть ряд упражнений, направленных на формирование навыков смыслового чтения.
Работая по теме «Текст» учим находить признаки текста, говорим о смысловом единстве предложений в тексте (понимание содержания) Задания учебника: как составить из этих предложений текст), учим подбирать заглавие текста, выделять основную мысль (Задания учебника : определи тему и главную мысль, или какой темой объеденины предложения), учим обращать внимание на детали ( Задания: почему ты так думаешь, приведя пример из текста; какие слова выражают авторское отношение к золотой поре осени; найди слова, которые часто используются в народной речи)
Последовательность предложений в тексте. ( Задания: выпиши 2 предложение. Или выпиши предложение, в котором говорится о…)
Последовательность частей текста (абзацев). ( Задания: Укажи последовательность событий в тексте)
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). ( Задания: как по-другому озаглавить текст; рассмотри рисунок. Напиши небоьльшое сочинение)
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. (Задания: раздели текст на части, озаглавь каждую часть, составь план)
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. (Задания: определи тип текста по данным заголовкам)
Еще ряд заданий учебника, направленных на формирование навыков смыслового чтения:
что нужно сделать, чтобы из слов сложилось предложение;
как вы понимаете выражение;
Выпиши из текста ответ на вопрос…;
Что обозначает слово.
Зачем в учебнике иллюстрации (практически возле каждого текста)?
Можно построить работу по формированию навыков смыслового чтения (соотнеси.., что не так на рисунке? К какому предложению иллюстрация?...)
Такие задания повторяются из года в год. - Работа ведется систематически. Она занимает много времени на уроке, из - за недостатка времени на изучение отдельных тем многие учителя ее просто исключают или проводят вскользь.
- Формировать навыки смыслового чтения можно, используя приемы работы с текстом:
- Ассоциация (ассоциации к ключевому слову, заголовку)
- «Читаем и спрашиваем» (читают самостоятельно, готовят вопрос для всех)
- чтение с пометками (знакомая информация, новая информация, меня это удивило)
- синквейн
- «Толстые» и «тонкие» вопросы
- придумай вопросы к тексту и задай товарищу (можно использовать кубик Блума);
- выборочное чтение;
- Вспомни…приведи 2 примера из текста, подтверждающие твой ответ
- Какая пословица подходит к данному тексту или как ты понимаешь выражение
- отработка лексического значения трудных слов на всех уроках;
- составление текстов – рассуждений;
- «задай вопрос», «перескажи», «построй или найди предложение со словом…».
- Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации. Например, в некоторых программах для изучения той или иной темы отводится мало часов. А объем параграфов в учебниках не позволяет рассмотреть все их на уроке. Вот в таких случаях на выручку педагогу приходит прием "Зигзаг".
Для формирования смыслового чтения использую в работе технологию продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Третий этап - работа с текстом после чтения.
- Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи, главной мысли текста.
- Знакомство с писателем.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
Приёмы, используемые «идеальным читателем»:
- начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;
- не пропускает непонятные слова, выражения;
- вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшим развитием событий, сверяет свои размышления с текстом;
- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст.
Работать над смысловым чтением нужно систематически, делиться опытом работы. Результаты своей работы показывать, участвуя в конкурсах профессионального мастерства, проводя открытые уроки.
Начальная школа – это «пашня и брошенные в нее семена»; начиная со 2 класса мы должны выращивать УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....
«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...
Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"
Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах"...
Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе».
Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»....
«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
laquo;Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»...