В.Берестов "Хитрые грибы"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Сравнение художественного текста и научного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)
Класс: 2 «Школа России»
Цель:
- познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.
Задачи:
- учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- расширить знания о грибах;
- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;
- развивать память, речь, внимание;
- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Познавательные УУД:
- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;
- умение ориентироваться в учебнике;
- умение находить вопросы в тексте;
- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение правильно оформлять свои мысли;
- умение грамотно строить речевые высказывания;
Регулятивные УУД:
-умение прогнозировать работу;
-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Личностные УУД:
- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;
-умение выражать эмоции.
Ход урока
I. Организационный момент
- Слышишь, прозвенел звонок
Начинается урок.
Поработаем мы дружно,
Много нам освоить нужно,
А для этого нужна
Ти-ши-на.
II. Проверка домашнего задания
-Произведения какого раздела учебника мы читаем ? (Люблю природу русскую. Осень).
- Какие произведения мы читали?
III. Речевая разминка
Доскажи словечко.
-Сейчас мы попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения недостающими словами
- Какие мы должны вставить слова? (такие, чтобы получилась рифма)
Жёлтое солнце на землю глядит.
Жёлтый подсолнух за солнцем__________________ …. .
Жёлтые груши на ветках _______________________…. .
Жёлтые листья с деревьев ____________________ … .
Слова для справок : следит,висят,летят
-Прочитаем медленно хором, постепенно ускоряясь.
- Кто- нибудь запомнил стихотворение наизусть? Прочитайте.
- Чем ещё хороша осень?(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)
IV.Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- «О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения? (листопад)
- Чем ещё хороша осень?(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)
- А тут ещё загадка для нас:
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)
- Как считаете, с чем познакомимся сегодня на уроке и чему будем учиться на уроке чтения?
(Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы)
V. Изучение нового материала
а) Работа с текстом «Грибы», с.77
- Скажите, а грибы- это растение или нет?
- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77
1) Первичное чтение,(с.77)
( читает подготовленный ученик)
2) Беседа
– Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос? ( Грибы – это не растения и не животные.)
– Так что же такое грибы? ( Это особое царство природы, которое так и называется грибы.)
3) Повторное чтение текста вслух (по цепочке)
- Прочитаем текст ещё раз по цепочке. Читайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.
– О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.)
– Дети, а кто является автором этого текста?
( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)
– Кто знает, что такое энциклопедия?
– Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.
Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».
– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.
- Какие бывают энциклопедии?
Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.
Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.
(Учитель показывает названные издания).
- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?
- Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)
- Попробуйте сейчас быстро найти в нём материал о каком-то из грибов.
Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, -тоже гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева- тоже представитель грибного царства.
- А какие вы знаете необычные грибы?
Рассказ подготовленного ученика о плазмодии (Гриб, напоминающий медузу, полупрозрачный. По лесу передвигается ,перекатываясь с боку на бок.)
Игра «Верите ли вы, что..?»
- Грибы – это растения? +
- Существует особое царство живой природы? +
- Грибов на свете около 1 млн? -
- Мухомор – это съедобный гриб?-
- Плесень – это гриб? +
- Грибы растут на деревьях? +
- Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся?-
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
VI.Физкультминутка
VII. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».
1. Подготовка к восприятию.
-
- Кто из вас любит собирать грибы?
- А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)
–А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым , отправившимся в лес за грибами .
- Вам знакомо имя этого автора?
( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )
-Прочтите название стихотворения В. Берестова , которое мы будем читать.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет грибы
« хитрыми »?
2 .Первичное восприятие текста ( аудиозапись)
3.Беседа.
- Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы « хитрыми »?
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
4.Чтение стихотворение про себя.
-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно. подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.
(Учитель подходит к слабым детям при чтении)
-Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать
5. Чтение вслух
- Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать
6. Словарная работа
Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев
-Подберите синоним к этому слову
Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)
(Карточки со словами выставляются на доске)
7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.
-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.
-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.
-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)
-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?
8. Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Будем учиться читать стихотворение выразительно.
-Найдите в тексте восклицательное предложение.
Давайте прочитаем его с правильной интонацией.
-Прочтите вопросительное предложение.
-Какое слово надо выделить голосом? (где-то)
-Прочтите выразительно это предложение.
9. Сравнение художественного текста и научного.
Какую информацию о грибах мы можем получить, прочитав стихотворение и текст из энциклопедии?
– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали. 1 текст –научный , а 2 текст можно назвать научным?
- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?
– Можно сказать, что у них есть что-то общее?
( Да, у них одна тема – грибы.)
– А чем они отличаются?
(Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)
– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?
( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы. А когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)
10. Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.
Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный текст, написанный поэтом.
На доске выставляются таблички:
В. Берестов«Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии)
стихотворение (есть рифма) проза
художественное произведение научный текст
поэт учёный
чувства, настроение факты, события
Задания.
«Грибы» и «Хитрые грибы» В .Берестов
1.«Раньше считалось» - замени первое слово в выражении близким по смыслу словом. ___________________________________________________________________________
2. Плесень и трутовик – это _____________________
3. Грибы, сказано в тексте, « очень и очень разные». Зачем слово повторяется дважды? Попробуй объяснить ………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………
4.Что такое «лукошко»? ……………………….Если затрудняешься ответить, перечитай стихотворение В.Берестова «Хитрые грибы» .
5. При помощи стрелок распредели слова , которыми воспользуется учёный и писатель для составления текста о грибах.
грибочки
лукошко
грибница
вкусные
вид грибов
грибники
6.Запиши, что нового из текста ты узнал о грибах……………………………………………
Ответы:
- Давно считалось
- Грибы
- Съедобные / несъедобные, растут по разному
- Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев
- Писатель (грибочки, лукошко, вкусные, грибники)
Ученый (грибница, вид грибов)
- Свободный ответ.
IX.Домашнее задание
Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.
X.Рефлексия. Подведение итогов урока
- Чему был посвящён наш урок?
- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:
-Сегодня на уроке я узнал….
-Я похвалил бы себя за….
-Сегодня я сумел….
-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?
- Урок окончен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".
Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....
Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании: «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...
Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.
Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....
Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Разработка урока по окружающему миру 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-136352-1351871072.jpg)
Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"
Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-666844-1490614980.jpg)
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"
Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для фор...
Урок окружающего мира Тема: В царстве грибов. Разнообразие грибов. Правила сбора грибов.
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир»....