Сборник по развитию навыков чтения. Часть 4.
консультация по чтению

Прокофьева Елена Витальевна

В данной части сборника продолжается цикл упражнений для формирования осмысленного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_2_ch._sbornik_po_razvitiyu_navyka_chteniya_-_kopiya.doc805 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Составитель: учитель Прокофьева Е.В.

Отрадный 2023 г.

Введение

Данное пособие предназначено для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.                                                                                                                

 Сборник состоит из коррекционно-развивающих упражнений и заданий, предназначенных для целенаправленного воздействия на причины, тормозящие скорость чтения. Представлены специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания, памяти, скорость мыслительных процессов, что немаловажно для хорошей техники чтения и общего развития ребёнка.      

Предлагаемый материал можно использовать для организации фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися как на уроках чтения и логопедии, так и на дополнительных коррекционных занятиях.

 Уважаемые педагоги и родители!

       Чтобы научить ребенка читать, вы должны помнить об особенностях поэтапного формирования навыка и необходимости прохождения всех этапов в пределах каждой букварной темы.
      Вопрос формирования навыка чтения далеко не так прост, как может показаться некоторым родителям и педагогам. Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности.  Поэтому, прежде чем приступить к занятиям, советуем внимательно прочитать информацию, которая познакомит вас с основными этапами формирования этого навыка у детей.

       Естественно, что это длительный процесс. Он распадается на ряд этапов (вряд ли вы встречали ребенка, который после знакомства с буквами сразу же начинал читать и понимать тексты). До этого момента ребенку придется преодолеть несколько этапов:

1 этап - Учим и запоминаем буквы;

2 этап - Учимся читать слоги разной степени трудности;

3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова;

4 этап - Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

Успехов вам и вашим детям!

Содержание

Введение        2

Читаем и понимаем смысл прочитанного слова………………………………...3-8

          На первых двух этапах путем специальных упражнений мы поднимаем технику чтения слогов до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов.

Это становится возможным лишь тогда, когда темп прочтения слова будет близок к темпу произнесения слова в обычной живой речи.
 
При слишком большой растянутости во времени слогов читаемого слова у большинства детей не возникает смысловой догадки даже в том случае, когда буквы совершенно правильно объединены в слоги и слоги произносятся в нужной последовательности (ребенок, дочитывая последний слог слова, забывает, какой же слог он прочитал первым?).
В связи с этим становится понятным огромное значение 2 этапа в формировании навыка чтения. Если в результате тренировочных упражнений взрослому удается достичь его главной цели (научить ребенка быстро узнавать слоги «в лицо»), то и объединение слогов в слова не вызовет у него больших затруднений.

         Таким образом, читая слово, одновременно ребенок будет понимать и смысл прочитанного. Ему не придется многократно повторять одно и то же. Быстрая реакция на зрительное изображение приведет к увеличению скорости и эффективности чтения.

Упражнение "Слово закружилось"

         Это упражнение сложное. Оно требует достаточно высокого уровня в развитии навыка чтения и устойчивой концентрации внимания (конец 3 – начало 4 этапа обучения чтению по букварю). Одновременно следует предлагать ребенку не более 2-4 слов. Исключения допустимы в том случае, если он легко справляется с заданием. «Кружиться» слово может как по часовой стрелке, так и против. Правильное направление подскажут стрелки. После того, как слово прочитано (чтение должно быть орфографическим), ребенок должен записать его в тетрадь письменными буквами. Это упражнение поможет детям не только научиться хорошо читать, но и грамотно, без ошибок, писать.

 ��� ������� ������� ������                  ��� ������� ������� ������

                               ��� ������� ������� ������

  ��� ������� ������� ������                       ��� ������� ������� ������ 

     ��� ������� ������� ������                                ��� ������� ������� ������

   ��� ������� ������� ������                              ��� ������� ������� ������

��� ������� ������� ������                                      ��� ������� ������� ������

��� ������� ������� ������                        ��� ������� ������� ������

   ��� ������� ������� ������                            ��� ������� ������� ������

     Упр. № 33                                                        Упр. № 35                                                                         

   ��� ������� ������� ������                              ��� ������� ������� ������

       Упр. № 34                                                    Упр. № 36                            

     ��� ������� ������� ������                         ��� ������� ������� ������ 

             Упр. № 37                                                Упр. № 39                            

                  ��� ������� ������� ������                                          ��� ������� ������� ������ 

         Упр. № 38                                               Упр. № 40                      

           ��� ������� ������� ������                      ��� ������� ������� ������     

          Упр. № 41                                                     Упр. № 43                            

         ��� ������� ������� ������                                                ��� ������� ������� ������

          Упр. № 42                                                      Упр. № 44                            

    ��� ������� ������� ������                               ��� ������� ������� ������

         Упр. № 45                                                      Упр. № 46                            

       ��� ������� ������� ������                          ��� ������� ������� ������

         Упр. № 45                                                       Упр. № 46                          

        ��� ������� ������� ������                             ��� ������� ������� ������


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...

Сборник по развитию техники чтения 1 часть.

Сборник состоит из коррекционно-развивающих упражнений и заданий, предназначенных для целенаправленного воздействия на причины, тормозящие скорость чтения. Представлены специальные упражнения, трениру...

Сборник по развитию навыков чтения. Часть 2.

Сборник состоит из коррекционно-развивающих упражнений и заданий, предназначенных для целенаправленного воздействия на причины, тормозящие скорость чтения. Представлены специальные упражнения, трениру...

Сборник по развитию навыка чтения. Часть 3

В данной части сборника представлены задания над понимаем смысла прочитанного слова....

Продолжение сборника по развитию навыка чтения.

Продолжаем знакомиться с упражнениями по развитию навыка чтения....

Сборник упражнений для формирования и развития навыков чтения (2 класс)

Упражнения для развития навыков чтения у учащихся начальной ступени обучения...